СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ИЗО, 4 класс. УМК "Школа ХХI века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе программы Савенковой "Изобразительное искусство". Соответствует ФГОС нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа ИЗО, 4 класс. УМК "Школа ХХI века".»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 67

имени Героя Российской Федерации В.В.Замараева»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________/_________________

подпись ФИО

«__»___________________201___


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 67

_____________М.А.Чепелева

«__»_______________201___








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ИСКУССТВО)

начального общего образования

4 класс.

Базовый уровень


на 2018-2019 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №_____от «___»____________201__





Ерёмина Татьяна Николаевна, учитель, высшая квалификационная категория











2018 год

Пояснительная записка

В соответствии с учебным планом школы на предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

Рабочая программа учителя по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю в классе, 34 учебных недель) и разработана на основе:

  • Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;

  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ №67 имени Героя России В.В. Замараева.

  • Авторской программы Л.Г.Савенковой (системой учебников «Начальная школа XXI века»; издательство «Вентана-Граф», 2010 г.)

Перечень учебно-методических средств обучения

  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2013

  • Изобразительное искусство 4 класс; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф,

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

    • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

    • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

    • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

    • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

    • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

    • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

    • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

    • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

    • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

    • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

    • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

    • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

    • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

    • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

    • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

    • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

    • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

    • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

    • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

    • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

    • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

    • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.

К концу обучения в четвертом классе выпускник научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий.

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своѐ отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной шко­лы трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул,

различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы,

понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по

своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и

жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между

ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в

целом.

Предметные результаты:

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения

эмоционального содер­жания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения

искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями,

мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в

целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии,

литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.


Содержание учебного предмета

4 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, религиозные верования разных народов.

1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

1.3. Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

1.6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека). Изображение человека по наблюдению.

1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.

1.11. Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.

1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно- пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.

1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

1.17. Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).

II. Развитие фантазии и воображения

Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

2.2. Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.

2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5. «Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.6. Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных

традиций, национальных особенностей.

2.8. Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.

2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Семеновская), росписи (Жостово, Городец, Хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.

3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

Тематическое планирование

4 класс

Наименование разделов

Количество часов

Количество работ практического характера

Количество работ контрольного характера

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму


20

20


2

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

6

6


3

Развитие фантазии и воображения

8

8



Итого

34

34



Поурочно-тематическое планирование 4 класса


Тема урока

Элемент содержания урока

Характеристика основных видов деятельности учеников

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

1

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края»

Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса)

Работа на плоскости

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».

Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.

Понимать, что такое пространственное окружение.

Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснять, чем обусловлен выбор мастеров материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

3

Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной

Выполнение работы в смешанной технике (акварель и фломастеры). Разработка природной формы (объекты флоры, фауны, рельеф местности). Соблюдение соразмерности силуэтов животных и человека. Организация всех объектов в единую композицию. Изучать произведения народного и декоративно- прикладного искусства.

4

Природные формы. Жостковский поднос.

Народные художественные промыслы в области росписи (Жостово, Городец, Хохлома). Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла? Объяснение значения понятий «вертикальная и горизонтальная» симметрия.

Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

Выполнение эскиза подарочного подноса. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

5

Природные формы. Хохломская роспись

Определение формы подноса (шкатулки, чаши и др.). Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Работа в небольших группах по 4-6 человек). Находить образы природных объектов в элементах украшения.

6

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма

Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.

Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.


Определение сюжета росписи костюма («Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака»). Выполнение тематической росписи костюма. Изучение произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

7

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае»

Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.


Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Работа на большом формате, в малых группах по 2-3 человека.

8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия в узоре полотенца в технике «вышивка крестом»

Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных

традиций, национальных особенностей.

Символика народного орнамента, узоры народного орнамента.

Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента. Определение темы узора, уточнение его деталей. Перенесение элементов узора на клетки. Проведение коллективного исследования –изучение символов, встречающихся в русских узорах , их значения на примере изделий старых мастеров.

9

Национальная посуда. Натюрморт.

Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и

10

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме. Особенности о своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от природных условий региона.


Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»

11

Головной убор сказочного персонажа.

Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения.

Расположение листа в соответствии с замыслом рисунка, Выбор и конкретизация формы шляпы. Украшение полей шляпы декоративным узором.

12

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные)

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.


Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы, гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения

13

Теплая и холодная гамма цветов. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

14

Интерьер народного жилища.

Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.


Изображение части помещения. Заполнение интерьера предмета быта. Нахождение места для фигуры человека после заполнения интерьера). Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Понимание законов перспективы в замкнутом пространстве (угловая и фронтальная перспектива)

15

Украшение класса к Новому году.

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.

Участвовать в подготовке «художественного события».

16

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека). Изображение человека по наблюдению.


Наблюдение за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека-один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему.

Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

17

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.


Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Обсуждение, во что играют дети сегодня и во что играли их родители. Вспомнить законы изображения человека в движении и основные пропорции человеческой фигуры. Придумывание сюжета. Определение композиционного центра.

18

Цветовое решение(колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение.


Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.


Передача динамики при работе в нестандартной форме (вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат). Расположение всех частей композиции по диагонали. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека -один из главных элементов композиции.

19

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.


Повторение правил изображения животного, способов передачи движения (особенности работы суставов, их расположение). Разработка сюжетной композиции на одну из тем: «Лось с лосенком», «Медведь на рыбалке», «Лиса мышкует» и др. Передача повадок и характера животных. Знакомство с творчеством художников, создавших произведения в анималическом жанре

20

«Рябиновая гроздь на подоконнике»

Рисование с натуры природы. Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события либо развернуто пространство.

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

21

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.


Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности.

22

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.


Нахождение нужного формат, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнение набросков с фигур одноклассников.

23

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Играем с собакой».

Выполнение набросков с фигур одноклассников. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Работа по памяти и наблюдению.

24

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. «Овощи и фрукты на кухонном столе»

Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

25

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания», в стиле каргопольской игрушки.

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.


Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Понимание особенностей и своеобразия и своеобразия творческой манеры разных мастеров. Выполнять работу с помощью одной из графических программ.

26

Коллективная творческая работа «Базарный день»

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Передача в рисунке настроения, колорита базарного дня. Нахождение композиционного цвета, выстраивание предметно-пространственного окружения (предметы в интерьере).

Развитие фантазии и воображения

27

Мировое древо. Лист Мирового древа

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.


Передача средствами графики своего видения мира или сути любого события, явления, которое привлекло внимание 9например, мегаполис, путешествие, Долина гейзеров, колония птиц, мореплавание). Изучение символики узоров народного орнамента.

28

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно- пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.


Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

29

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.



Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

30

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению.

31

Диковинки. Дымковская игрушка.

Народные художественные промыслы в области игрушки (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Семеновская), росписи (Жостово, Городец, Хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Применение различных способов работы в объеме- вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей.

32

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.



Создание коллективной объемно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и др.)

33

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет»,

Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.


Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

34

Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле через 1000 лет»

Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи.




21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!