СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа итоговой государственной аттестации по педагогике с психологией школы(комплексный экзамен) для специальности 050709 "Преподавание в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены: методы обучения , воспитания,самовоспитания, основы деятельности классного руководителя,воспитание в учебной и внеучебной деятельности,  направления воспитания, сущность процесса обучения, аксиологические основы педагогики,сущность педагогического общения.

Просмотр содержимого документа
«Программа итоговой государственной аттестации по педагогике с психологией школы(комплексный экзамен) для специальности 050709 "Преподавание в начальных классах"»

1

Программа итоговой государственной аттестации по педагогике с психологией школы (комплексный экзамен) для специальности 050709 «Преподавание в начальных классах».


Педагогика как наука

Общее представление о педагогике как науке, понятие, предмет педагогики.

Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика); теория воспитания, школоведение.

Отрасли педагогики: история педагогики, общая педагогика, андрагогика, возрастная педагогика, дефектологическая (коррекционная) педагогика, отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная), частные методики (предметные дидактики), семейная педагогика. Связь педагогики с другими науками: философией, анатомией, физиологией, биологией, психологией, литературой, географией, медициной, социологией, политологией, этикой, эстетикой, деонтологией, аксиологией, информатикой, кибернетикой. Функции педагогики (задачи): объяснительная, преобразовательная, прогностическая.

Аксиологические основы педагогики

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей, социально-педагогические, групповые педагогические, личностно-педагогические ценности, самодостаточные ценности, ценности – цели, ценности – отношения, ценности – качества, ценности – знания.

Учитель как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога: социальная, профессиональная. Типичные ролевые педагогические позиции: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель. Общая и профессиональная культура педагога: мировоззренческая, коммуникативная, нравственная, педагогического мышления, внешнего вида, речи. Компоненты педагогической культуры:

2

аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Профессионально-значимые качества личности педагога: (В. А. Сластенин) интерес и любовь к ребенку, психолого-педагогическая зоркость, педагогический такт, организаторские способности, требовательность, настойчивость, общительность, справедливость, целеустремленность, самооценка, профессиональная работоспособность.

Педагогические способности: перцептивные, коммуникативные, конструктивные, суггестивные, эмоциональная устойчивость, дидактические, организаторские, академические креативные.

Педагогическая направленность. Типы педагогической направленности: истинно-педагогическая, формально-педагогическая, ложно-педагогическая (Н. В. Кузьмина).

Деловая направленность, гуманистическая направленность (И. В. Фастовец); направленность на ребенка, направленность на предмет, направленность на себя. (В. А. Сластенин)

Сущность педагогического общения.

Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная; личностно-ориентированная. Функции общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная, самопознания, самоутверждения, соучастия, возвышения, аффектно-коммуникативная, воспитательная, функция открытия партнера на общение.

Стили общения. Классификация: (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев): авторитарный стиль, попустительский стиль, демократический стиль. Классификация: (В.А. Кан-Калик), общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, стиль педагогического общения – дистанция. Общение – устрашение, общение – заигрывание.

Индивидуальный стиль общения.

Коммуникативная культура педагога.

3

Развитие, социализация и воспитание личности.

Факторы развития личности (наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности, деятельность и общение). Сущность социализации. Основные средовые факторы и их классификация (А.В. Мудрин): Макрофакторы: космос, мир, климат, общество, государство. Мезофакторы – отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы – семья, сверстники. Институты социализации.

Дидактика как раздел педагогической науки.

Понятие, возникновение и развитие дидактики. Основания: системный, личностный и деятельностный подход. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. Характеристика этапов научного познания: живое созерцание, абстрактное мышление, практика.

Принципы целостного педагогического процесса.

Понятие принципов. Принципы обучения: история и современность. Принципы развивающего обучения.

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Государственный образовательный стандарт: значение, понятие, функции, компоненты, структура.

Учебный план: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной средней школы, его компоненты (федеральный, национально-региональный, школьный).

Учебная программа: понятие, типовые, рабочие и авторские учебные программы, принципы их построения: спиральное, линейное, концентрическое.


4

Федеральный комплект учебной литературы: ученики, словари, энциклопедии, сборники задач и упражнений, хрестоматии, рабочие тетради, карты.

Методы обучения, их классификация.

Понятие методов обучения, классификация по Ю. К. Бабанскому. Характеристика методов – рассказ (виды: рассказ - вступление, рассказ - изложение, рассказ – заключение), беседа (виды, воспроизводящая, повторительно-обобщающая, вводная, основная беседа, беседа –заключение, эвристическая, этическая, инструктивно-методическая, исследовательская), школьная лекция (информационная, лекция проблемного характера, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция визуализация).

Наглядные методы обучения: демонстрация (натуральных объектов, опытов, художественных произведений, реальных предметов), иллюстрация, показ наблюдений, метод опорного конспекта, видео-метод. практические методы обучения: самостоятельная работа, лабораторные практические работы, упражнения.

Логические методы: анализа, сравнения, индукции, дедукции, аналогий, синтеза.

Гностические методы обучения: проблемного обучения, программированного обучения, опережающего обучения, исследовательский метод, частично-поисковый, поисковый, репродуктивный.

Методы контроля и самоконтроля. Оценка знаний учащихся.

Требования к контролю, его функции. Виды контроля: диагностический, текущий, тематический, итоговый, поститоговый, отсроченный, рейтинг-контроль), методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Приемы контроля и самоконтроля. Оценка знаний учащихся.

Методы стимулирования: эмоционального стимулирования, развития познавательного интереса, методы формирования ответственности и

5

обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Формы обучения: простые, составные, комплексные; индивидуализированные, групповые, кооперативные формы.

Формы работы детей на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая. Другие формы работы: экскурсия, домашняя учебная работа.

Урок – основная форма организации обучения.

Понятия, требования, типы урока: комбинированный, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщение и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, их характеристика.

Нестандартные формы урока: урок – сказка, КВН, урок-суд.

Средства обучения: аудиальные, визуальные, аудиовизуальные.

Классификация средств обучения (В. Оконь): простые (словесные, простые визуальные средства, сложные средства (механические визуальные приборы, аудиальные средства, аудиовизуальные), средства автоматизирующие процесс обучения.

Педагогическая технология как отражение педагогической теории.

Педагогическая технология. Понятие, классификация. Технология развивающего обучения. Педагогика сотрудничества. Технология проблемного обучения.

Концепции и системы педагогики личности.

Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О. С. Газман). Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (С. В. Бондаревская). Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Гуманистическая концепция (Ш. А. Амонашвили). Нравственная концепция Ф. Кольберга.

Типы воспитательных систем:

Специфика и проблематика отечественных воспитательных систем. Обзор воспитательных систем (по выбору). Авторские воспитательные системы

6

Методы воспитания. (Г.И. Щукина)

Погнятие методов, их классификация: методы формирования сознания (убеждение, рассказ на эстетическую тему, разъяснение, внушение, увещевание, эстетическая беседа, диспут, метод примера), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, требование (косвенное требование, требование-совет, требование в игровом оформлении, косвенное требование, требование-намек, требование-одобрение, требование-просьба, требование доверием, позитивные и негативные требования), приучение, поручение); методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, одобрение, соревнование, наказание.

Методы самовоспитания

Методы самовоспитания: самоинформирование, самопобуждение (самоубеждение, самоприказ, самопринуждение), самоорганизация (самонаблюдения, самопроверка, самоотчет, самоанализ, самоинструктирование, самооценка).

Этапы самовоспитания (материализация действий, действия в воображении, проговаривание, самоконтроль, коррекция).

Приемы воспитания.

Приемы воспитания, их классификация.

Коллектив.

Этапы развития группы (А.И. Уманский, А.С. Чернышев): диффузная группа, группа – ассоциация, группа – кооперация, группа – коллектив).

Этапы развития группы (А.Н. Лутошкин): «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Горящий факел»).

Сущность понятие коллектива. Воспитательные функции коллектива. Современные концепции коллектива.

(И. Н. Иванов, Л.И. Новикова). Коллективное творческое дело в системе воспитания.

7

Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.

Сущность внеклассной работы. Формы внеклассной работы. Детская и молодежная субкультура. Девиантное поведение молодежи.

Детские общественные объединения как институт воспитания. Типы детских общественных объединений.

Программы: «Древо-жизни», «Донцы-молодцы», «Эко-проект «Маленький принц Земли», «Возрождение».

Основы организации деятельности классного руководителя.

Виды классного руководства.

Функции классного руководителя. формы работы классного руководителя с учащимися.

Семья как специфическая педагогическая система.

Семья как институт социализации. Основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, производственно-хозяйственная, досуговая, охранно-оздоровительная, регулирующая). Типы семьи. Формы работы с семьей.

Гражданское воспитание.

Цель, задачи гражданского воспитания школьников. патриотическое воспитание. Формирование культуры межнациональных отношений. Правовая культура. Декларация прав ребенка.

Формирование основ нравственной культуры личности.

Основные понятия, теория нравственной культуры. Содержание общечеловеческих нравственных ценностей.

Экологическая культура учащихся.

Содержание, задачи, принципы экологического образования.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

Задачи, содержание трудового воспитания. Педагогические условия организации трудового воспитания. Виды детского труда. Профессиональная


8

ориентация, компоненты (профессиональное просвещение, диагностика, консультация, профессиональный отбор, адаптация)

Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие, задачи. Система работы школы по формированию эстетической культуры средствами искусства.

Валеологическое воспитание учащихся.

Понятие валеологического воспитания. Организация здорового образа жизни, в школе и дома. Формы и методы оздоровления: аудиовизуальная терапия, дизайн, аромотерапия, релаксация, игровые формы и методы. Средства (гимнастика, игры, спорт, туризм, природные и гигиенические факторы и формы. Уроки физкультуры, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная работа по физическому воспитанию, внешкольная работа, физическое воспитание в семье, физическое воспитание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!