СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Историческое краеведение для 6-8 кл."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по историческому краеведению для 6-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Историческое краеведение для 6-8 кл."»

Пояснительная записка 

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина.  Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

          В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

           Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей.

            В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы, в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

                 Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в крае, прошлое храмов и монастырей, деяния местных святых, восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры. 

Программа объединения «Историческое краеведение» рассчитана на учащихся среднего возраста (6-8-ые классы). Срок реализации программы – 2 года.

На первом году обучения дети знакомятся с историей родного края, овладевают техникой поисковой и исследовательской работы, создают творческие работы по историческому краеведению, знакомятся с интересными людьми, прославившими Дивеевский район, учатся бережному  отношению к памятникам истории и культуры, уходу за экспонатами                          краеведческого музея.
        На втором году обучения кружковцы работают над созданием различных экспозиций музея,  овладевают основами музееведения,  продолжают заниматься поисковой и исследовательской работой и участвовать в различных районных и областных конкурсах на краеведческую тематику.

Кроме того, ребята учатся самостоятельно проводить экскурсии по различным направлениям краеведения:

- Далекое прошлое сел Дивеевской округи;

- Из истории Свято – Троицкого Серафимо- Дивеевского монастыря;

- Жизнь и быт крестьян ХVIII – ХIХ веков;

- Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу;

- Воины – интернационалисты, участники Афганской и Чеченских войн;

- Прошлое и настоящее Дивеевского района;

- Лучшие люди Дивеевского района.

На первом этапе обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа). На втором этапе 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов). Обучение включает теоретические и практические занятия, экскурсии, вечера – встречи с интересными людьми, участие в краеведческих мероприятиях и конкурсах районного и областного масштабов.

Цель программы:

- приобщить детей к достижениям исторической науки;

- привить им любовь к малой родине, ее историческим корням и наследию.

Образовательный процесс объединения «Историческое краеведение» включает три направления: обучение, воспитание и развитие.

Задачи обучения:

- развивать у кружковцев навыки учебно – исследовательской работы;

- прививать детям навыки работы с музейными экспонатами;

- сформировать навыки отбора материала и составления текста для проведения экскурсии на определенную тему;

- научить учащихся самостоятельно проводить экскурсии на различные темы по истории родного края;

- формировать у учащихся систему личностно- значимых историко – краеведческих знаний, отражающих общие и уникальные черты в истории и социально – экономической жизни родного края;

- развивать речь учащихся в ходе общения друг с другом, самостоятельного проведения экскурсий и бесед с замечательными людьми Дивеевского района;

- сформировать  у учащихся  понимание тесной связи истории нашего края с общероссийскими событиями.

Воспитательные задачи:

- формировать умение работать в коллективе, выполнять коллективные задания (создание музейных экспозиций, уход за экспонатами, выполнение коллективной творческой работы и т.д.);

- оказать помощь в формировании личностных качеств: честность, доброта, уверенность в себе, коммуникабельность, умение доводить дело до конца;

- учить детей адаптироваться к окружающей жизни, умению правильно строить свои отношения с другими людьми;

- формировать у кружковцев гражданскую позицию, основанную на любви к родному краю и уважении к землякам;

- способствовать формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию у детей таких личностных свойств, как  самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность;

- развивать творческие навыки кружковцев в проведении экскурсий и создании конкурсных работ;

- сформировать у учащихся потребность в самопознании и саморазвитии;

- развивать у детей эстетический вкус и чувство любви к прекрасному через связь исторического и культурного наследия « малой родины».

Методы и формы обучения.

Методы обучения на занятиях выбираются с учетом психолого – педагогических и возрастных особенностей детей, посещающих объединение. Важным компонентом программы является также связь работы объединения с преподаваемым в 7 классе общеобразовательной школы курсом «Историческое краеведение».

Занятия могут проходить в теоретической и практической форме.

Теоретические занятия   включают  в себя беседы, объяснение нового материала, рассказ педагога на определенную тему по истории и культуре края, знакомство с краеведческой литературой и основами музееведения.

 Практические занятия  включают в себя:

- организацию поисковых экспедиций с целью сбора материалов для новых музейных экспозиций и творческих работ на районные и областные конкурсы;

- организацию разнообразных экскурсий по району и области;

- организацию вечеров – встреч с интересными людьми Дивеевского района;

- уход за экспонатами музея;

- самостоятельное составление и проведение экскурсий для членов объединения и всех желающих;

- участие в районных краеведческих конференциях с творческими отчетами.

В качестве ожидаемого результата предполагается:

- повышение интереса кружковцев к истории малой родины и исторической  науки в целом;

- более глубокое знание учащимися событий, связанных с историей и культурой Дивеевского района;

- мнение самостоятельно отбирать важный и интересный материал по истории и культуре края для творческих работ и экскурсий;

- овладение кружковцами основами музееведения, правилами ухода за экспонатами;

-  приобретение учащимися практического опыта и навыков в самостоятельном  проведении экскурсий, составлении музейных экспозиций и уходе за экспонатами;

- ознакомление с законами об охране памятников истории и культуры края, воспитание навыков выполнения работ по уходу за ними и бережного отношения к историческим и культурным традициям народа.

Занятия в объединении «Историческое краеведение» призваны воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма. Любовь к родному краю и родной культуре постепенно расширяется и переходит сначала в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Главная задача кружка помочь Человеку стать Личностью.

Форма подведения итогов реализации программы.

 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе включает в себя  тестирование, выполнение творческих работ на конкурсы, самостоятельное проведение экскурсий, участие в учебно- исследовательских краеведческих конференциях.

Программа предполагает:

- проведение выставок творческих работ;

- самостоятельное оформление экспозиций музея и проведение экскурсий;

- анализ результатов участия в конкурсах различного уровня;

- участие в учебно- исследовательских конференциях.

      Методическое обеспечение программы

     В основе методики реализации программы лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию. Занятия по образовательной программе “Историческое краеведение” состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: обучающиеся знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования реферата. В качестве дидактического средства по разным видам деятельности обучающимся выдаются памятки с алгоритмами работы. Алгоритмы носят рекомендательный характер и не подменяют творчество и воображение ученика, его собственную позицию и отношение. Для формирования информационной компетентности на учебных занятиях создаются условия для самостоятельного поиска, анализа, преобразования и способов применения информации для решения проблем.

Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

    Для освоения системы необходимых понятий применяется метод “мозгового штурма”, проектное обучение, творческий зачет, которые позволяют установить баланс между понятийным и образным мышлением, приобщить ученика к категориям и закономерностям освоения теории. Главным методическим принципом организации исследовательской практики выступает система усложняющихся творческих заданий, позволяющих детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую проблемную задачу, возникающую по ходу работы, но и сам осознавать логику ее построения. В основе метода обучения поиску, анализу и структурированию содержания информации лежит разъяснение ученику последовательности действий и операций поискового движения: от общего к частному. Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

    Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Любое самостоятельное исследование осуществляется под руководством педагога. Педагог помогает школьнику организовать исследование, корректирует цели и задачи, разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный “маршрут”, выполняет роль консультанта и координатора.

     Для реализации программы:

-  необходимо наличие обработанного и систематизированного фактического

исторического материала краеведческого характера, статей и документов,

рассказывающих об истории населенных пунктов Дивеевского района;

-  умение владеть методиками проведения всех видов краеведческого поиска (библиотечного, архивного, живого), методикой организации и ведения экспозиционной и экскурсионной работы;

- постоянно работать с местным краеведческим материалом, с книгами краеведческой тематики, заниматься самообразованием, обмениваться опытом;

- приобщать обучающихся к систематическому использованию книжных фондов краеведческой тематики  Центральной районной библиотеки.

Для проведения занятий нужно:

- иметь копии основных документов по истории сел района для обучения навыкам работы с документами;

- разработать карты, схемы, плакаты по тематике программы;

- иметь пополняемый «банк» аудио – и видеокассет с записями учебных фильмов краеведческого характера.

Для эффективного обеспечения воспитательного процесса занятия объединения проходят в помещении краеведческого музея и в  кабинете истории Дивеевской средней школы, отвечающих требованиям техники безопасности и оформленных необходимым наглядным материалом – стенды с информацией и витрины с музейными экспонатами.

Имеются технические средства обучения и оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат).  При проведении занятий используются: учебная и научная литература, схемы, плакаты, настольные игры, карточки, набор аудио и видеокассет, диафильмы, слайды, дидактический и контрольно-диагностический материал (викторины, игры, задания, кроссворды, карточки), раздаточный материал, различные памятки.

Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1-ый год обучения

2-ой год обучения

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

1.

Введение. Что такое краеведение. План работы кружка.

2

2

2

2

2.

Край, где мы живем.

60

-

12

-

3.

Встречи с интересными людьми.

-

18

-

16

4.

Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий. Особенности сбора и обработки экспедиционных материалов. Принципы организации поисково-исследовательской работы.

4

-

4

-

5.

Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии. Первая доврачебная медицинская помощь.

2

2

2

2

6.

Выполнение экспедиционных заданий и оформление музейных экспозиций. Создание кружковцами учебно- исследовательских проектов и творческих работ для участия в районных конкурсах и конференциях.

-

30

-

44

7.

Краеведческая и другая общественно- полезная работа.

2

10

2

24

8.

Музееведение.

-

-

50

-

9.

Организация и проведение экскурсий в пределах района и области.

-

10

-

20

10.

Методика проведения экскурсий. Подготовка экскурсионного материала.

-

-

2

20

11.

Самостоятельное проведение кружковцами экскурсий по различной тематике.

-

-

2

10

12.

Подведение итогов работы кружка за год.

2

-

2

-


ИТОГО:

72 ч.               72 ч.

Всего 144 часа

78 ч.               138 ч.

Всего 216 часов

Содержание разделов.

Первый год обучения

(4 часа в неделю, всего 144 часа)

  1. Введение (4 часа).

Организационные вопросы. Цели и задачи исторического краеведения. Составление плана работы объединения.

  1. Край, где мы живем (60 часов).

Методы изучения родного края (эмпирические и теоретические). Знакомство с государственной символикой нашей страны и символикой и историей Нижегородского края. Изучение истории Дивеевской округи со времени их основания до наших дней. Этимология сел Дивеевского края.

III. Встречи  с интересными людьми (18 ч.асов).

Организация вечеров – встреч с краеведами, ветеранами боевых действий

и Почетными гражданами Дивеевского района.

IV. Организация походов и экскурсий. Особенности сбора и обработки экспедиционных материалов. Принципы организации поисково- исследовательской  работы (4 часа).

    Теоретические занятия по вопросам раздела. Методика краеведческой работы. Проектно- исследовательская деятельность в кружковой работе.

V. Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии. Первая  

доврачебная медицинская помощь. (4 часа).

Техника безопасности в походе и на экскурсии (правила пожарной безопасности, поведение на дорогах и водоемах, при угрозе теракта, правила поведения при организации массовых мероприятий.) Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

VI.Выполнение экспедиционных заданий и создание  учебно- исследовательских проектов и творческих работ (30 часов).

   Этот раздел предусматривает  организацию работы в соответствии с положениями областных и районных конкурсов, объявленных на текущий учебный год по краеведческой тематике.

    Создание различных музейных экспозиций к знаменательным датам:

-  участие дивеевцев в Великой Отечественной войне;

- жизнь и подвиг Преподобного Серафима Саровского;

- Родина выбрала их (о земляках, погибших в Чеченской и Афганской войнах) и другие.

VII. Краеведческая и другая общественно – полезная работа (12 часов).

   Знакомство с законом «Об охране памятников истории и культуры на территории РФ». Проведение субботников по уборке территорий, имеющих культурно - историческое значение (около памятника погибшим воинам в Парке Победы, около Мемориала Славы, около памятника В.И. Ленину и др.) Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, людям, являющимся гордостью Дивеевского района и тем, кому требуется забота и внимание.

VIII. Организация и проведение экскурсий в пределах района (10 часов).

- Экскурсия по территории Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского монастыря;

- Посещение домика Блаженной Пелагеи Саровской;

- Экскурсия в музей Дивеевской Кременковской и Елизарьевской школ.

IХ. Подведение итогов работы кружка за год (2 часа).

Подведение итогов работы объединения «Историческое краеведение» за прошедший учебный год. Творческий отчет кружковцев. Поощрение наиболее активных ребят.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся на первой ступени обучения:

-  углубление знаний учащихся по истории родного края;

- овладение основами учебно - исследовательской и другими формами краеведческой работы;

- приобретение навыков создания музейных экспозиций, творческих работ и исследовательских проектов по краеведению;

-  умение учащихся общаться друг с другом и представителями старшего поколения во время выполнения экспедиционных заданий и вечеров – встреч с интересными людьми.

Содержание разделов.

                          Второй год обучения

(6 часов в неделю, всего 216 часов)

  1. Введение (4 часа).

     Организационные вопросы. Обобщение материала, Умений и навыков, полученных кружковцами на первой ступени обучения. Цели и задачи работы кружка «Историческое краеведение» на второй ступени. Инструктаж по ТБ. Составление плана работы объединения.

  1. Край, где мы живем (12 часов).

     Методы изучения родного края (эмпирические и теоретические). Знакомство с юбилейными и памятными датами в истории Нижегородского края в текущем году. История символики РФ  Нижегородской области.

  1. Встречи с интересными  людьми (16 часов).

     Организация вечеров – встреч с краеведами, ветеранами боевых действий и Почетными гражданами Дивеевского района.

  1. Сбор и обработка экспедиционных материалов. Принципы организации поисково – исследовательской деятельности

(4 часа).

     Теоретические занятия по вопросам раздела.

Знакомство с проектно- исследовательской деятельностью в этноэкологии, одним из направлений которой является топонимика, имеющая прямое отношение к историческому  краеведению.

  1. Обеспечение безопасности в походе  и на экскурсии. Первая доврачебная медицинская помощь (4 часа).

     Техника безопасности в походе и на экскурсии (правила пожарной безопасности, поведение на дорогах и водоемах,  при угрозе теракта, правила поведения при организации массовых мероприятий). Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

  1. Выполнение экспедиционных заданий и создание учебно- исследовательских проектов и творческих работ (44 часа).

      Организация работы в соответствии с положениями областных и районных конкурсов, объявленных на текущий учебный год по краеведческой тематике.

     Создание различных музейных  экспозиций по различной тематике и к знаменательным датам:

- крестьянская изба в ХVIII – ХIХ вв.;

- ратный подвиг земляков;

- Дивеево - православный центр России;

- Почетные граждане Дивеевского района и другие.

  1. Краеведческая и другая общественно - полезная работа

(26 часов).

     Проведение субботников  по уборке территории, имеющих  культурно- историческое значение (Парк Победы, у памятника В.И. Ленина, около стелы погибшим воинам – землякам, территория около ДДТ). Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и нуждающимся людям, являющимся гордостью Дивеевского района.

  1.  Музееведение (50 часов).

  Знакомство с законом «Об охране памятников истории и культуры на

территории  РФ». Изучение кружковцами музейной педагогики, положений о музеях и музейных фондах. Задачи музееведения, как науки, изучающей культурное наследие страны и правила хранения музейных фондов. Знакомство с делом охраны памятников культуры, искусства и старины, а также с археологическим и художественным собирательством. Правила описания и учета экспонатов, обеспечение сохранности музейных фондов. Знакомство с видами музеев   и музейной терминологией. Шифрование музейных предметов. Профориентация и знакомство с профессией музееведа.

IХ.  Организация и проведение экскурсий в пределах района и области (20 часов).

    - Экскурсия  в Н.Новгород с целью знакомства  с культурно- историческими местами города (Кремль, Историко- краеведческий музей, места, связанные с жизнью знаменитых людей, посещение школьных музеев г. Н.Новгорода);

    -  сотрудничество с информационно – исследовательским краеведческим центром «Истоки» и молодежным туристическим центром «Золотые купола» города Н.Новгород;

- экскурсии  по местам паломничества на территории Дивеевского и близлежащих районов;

- экскурсии в музеи школ Дивеевского и близлежащих районов.

    Х.  Методика поведения экскурсий. Подготовка экскурсионного    

          материала (22 часа).

    Знакомство с методикой проведения экскурсий. Принципы отбора материала для экскурсии: важность, точность, занимательность, познавательность. Отбор материала для экскурсий по различной тематике. Составление рассказов для самостоятельного проведения экскурсии.

  ХI. Самостоятельное проведение кружковцами экскурсий по различной   

        тематике (12 часов).

   Правила поведения экскурсовода  во время экскурсии, требования к его внешнему виду и речи. Практические занятия по самостоятельному проведению экскурсий. Проведение зачетной экскурсии по выбранной теме.

  ХII.  Подведение итогов работы кружка за прошедший учебный год

 (2 часа).

Подведение итогов работы объединения «историческое образование» за прошедший учебный год (II ступень обучения). Творческий отчет кружковцев. Поощрение наиболее активных ребят.

Основные требования к знаниям и умениям  учащихся

 на II  ступени обучения:

- знакомство с основами музееведения, с правилами отбора, описания и хранения музейных экспонатов;

- приобретение навыков отбора материала для экскурсий по различной тематике;

- овладение навыками самостоятельного  проведения экскурсий.

-  умение учащихся общаться друг с другом и представителями старшего поколения во время  проведения экскурсий, выполнения экспедиционных заданий и вечеров – встреч с интересными людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Пять веков Дивеевской земли (ХVI- ХХ столетия) – Н.Новгород, изд-во «Штрих», 1998г.

Карпушов В.И. Путеводитель по земле Дивеевской (справочник) – с. Дивеево, 2002г.

Карпушов В.И. Православное Дивеево (ХХ столетие) – Дивеево- Арзамас, АГПИ, 2003г.

Карпушов В.И. Поселок у речки. (Исторический обзор.) – с. Дивеево, 2002г.

Карпушов В.И. Елизарьевские страницы. – с. Дивеево, 2004г.

Карпушов В.И.Дивеевская деревня и школа. – с. Дивеево, 2010г

Дивеево – Духовный центр России. Сборник. – с. Дивеево, 2003г.

Край родной. Между Мокшей и Тешей – изд-во «Литера», н. Н.Новгород, 1998г.

Знаменитые люди Ардатовского края ХVI -  ХХI вв. Биографический словарь – справочник. – Ардатов – Арзамас, АГПИ, 2002г.

Книга Памяти Дивеевского района – Н.Новгород, 1995г.

Карпушов В.И. «Дивеевцы в годы Великой  Отечественной войны» (60-летию Победы посвящается) – Н.Новгород, 2005г.

История Нижегородской области. – г.Н.Новгород, Волго-Втское Книжное издательство, 2003г.

Наш край. – г. Н.Новгород, 2001г.

Нижегородский  край. Хрестоматия. – г. Арзамас, АГПИ, 2001г.

География Нижегородского края. – г. Арзамас, АГПИ, 2002г.

Структура, состав, учет и хранение музейных фондов. Методические рекомендации руководителям музеев. – г. Н.Новгород, 2000г.

Сборники, посвященные истории Свято – Троицкого Серафимо  - Дивеевского монастыря  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!