СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа интеллектуального клуба "Чёрный квадрат"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа проведения интеллектуальных игр

Просмотр содержимого документа
«Программа интеллектуального клуба "Чёрный квадрат"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 44 им. Деева В. Н.



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО классных руководителей

«30» августа 2021 г.

Руководитель МО (кафедры)________ __________________

Заместитель директора по

ВР Разумова В.А. (5-11)

________________________

Директор МБОУ гимназия №44

Л.С. Жуковская-Латышева


______________________


Приказ №163 от 01.09.2021г.




Программа

внеурочной деятельности учащихся

интеллектуальный клуб «Чёрный квадрат»




Направление: Общеинтеллектуальное


Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность

Возраст школьников: 14-17 лет

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Разработчик: Загайнова Ю. С.



























Пояснительная записка

Внеурочная программа «Что, где, когда?» соответствует требованиям

ФГОС ООО, составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами школы, рассчитана на 7-11 классы. Курс реализует один из самых эффективных и интересных для детей способов интеллектуального развития: привлечение их к участию в интеллектуальных играх и турнирах. При разработке программы были учтены правила и требования ассоциаций интеллектуальных клубов к организации и проведению интеллектуальных чемпионатов и турниров.


Новизна программы заключается в том, что в ней реализуется идея и приемы подготовки детей к турнирам общеинтеллектуальной направленности и эрудиции. В программе систематизированы и скомпонованы по тематике различные имеющиеся в литературе виды интеллектуальных игр, а также предусмотрены выполнение разнообразных по характеру игровых упражнений на развитие общей эрудиции, так и приучение к умению логически раскручивать ситуацию.

Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.

Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

Педагогическая целесообразность обучения по программе «Клуб интеллектуальных игр» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:

• Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано именно на обучающихся 13-17 лет. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.

• Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.

• Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.

• Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.


Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

Задачи обучения:

1. Воспитательные задачи:

− формирование навыков коллективного принятия решений;

− формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.


2. Развивающие задачи:

− развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;

− формирование межпредметных связей;

− развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.


3. Обучающие задачи:

− знакомство с методом «мозгового штурма»;

− обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

1. знание правил интеллектуальных игр;

2. знание особенностей применения метода «мозгового штурма»;

3. знание особенностей распределения ролей в команде;

4. умение самостоятельно принимать игровые решения;

5. умение принимать решения в условиях командной работы




Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.


Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 13–17 лет (учащиеся 7-11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.


Срок реализации программы 1 год (68 часов).


Формы и режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю (по 2 академических часа: по 40 минут с перерывом 10 минут).

В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.

При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения.


Формы проведения занятий:

− лекция;

− беседа;

− тренировочные упражнения;

− игра;

− конкурс;

− сообщения;

− мультимедийный час;

− видеоурок;

− презентация.


Основной формой проведения занятий является игра.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:


Формы и способы проверки результата

− устный опрос;

− интеллектуальный тест;

− контрольные вопросы;

− конкурс на лучший вопрос;

− интеллектуальная игра;

− конкурсные вопросы;

− мультимедийная викторина;

− мультимедийная интеллектуальная игра;

− блиц-опрос;

− участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.


Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

После прохождения курса обучения учащиеся


должны знать:

− правила составления вопросов;

− алгоритмы решения задач, рассуждения;

− типы вопросов интеллектуальных игр;

− правила интеллектуальных игр.


должны уметь:

− играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

− извлекать необходимые знания из литературы;

− самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

− осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

− сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

− самостоятельно оценивать процесс;

− регулировать своим эмоции, поведение.



Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

развитие нестандартного мышления, любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

повышение познавательной активности,

реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков посредством участие в интеллектуальных состязаниях разных уровней.

- воспитание чувства сполоченности и ответственности за команду;

- развитие самостоятельности суждений, независимости мышления.

Метапредметные результаты:

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат – ответ на вопрос с заданным условием,

- Анализировать предложенные возможные варианты верного ответа.

- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля

Универсальные учебные действия:

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы решений для работы с различными заданиями.

- Включаться в групповую командную работу высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы осуществляется с периодичностью раз в два-три месяца в форме проведения интеллектуальных соревнований общешкольного характера, а также через участие детей в синхронных турнирах, ежемесячно проходящих в городе. При этом, после таких мероприятий организуется обсуждение проведенной игры в форме обмена мнениями, дискуссии, анализа и самоанализа работы команды в целом и каждого игрока. По итогам игры возможно изменения состава команды.




Условиями реализации программы являются:

− помещение для занятий,

− учебные принадлежности,

− учебная литература (словари, энциклопедии и пр.),

− наглядные пособия для проведения игр,

− участие в районных турнирах,

− изучение литературы дома.


Материально-техническое обеспечение

− компьютер подключенный к сети интернет;

− мультимедийный проектор; принтер для распечатывания нот;

− аудиопроигрыватель;

− дидактические материалы;

− таблицы, схемы;

− раздаточные материалы.



Содержание курса

Введение в игру. (2 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые проблемы.

Компоненты успешной игры. (2 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к детям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

Техника мозгового штурма. (2 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях- практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.

Составление вопросов к играм. (6 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

Игры «Что? Где? Когда?». (10 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Героические страницы российской истории»; «Первые в космосе»; «Мировая художественная культура»; «Религии мира» т .п. Клубный турнир «Что? Где? Когда?».

Другие интеллектуальные викторины. (6 ч) «Своя игра». «100 к одному». «Брейн-ринг» и т.п.

Социальные пробы. (6 ч) Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Брейн-ринг».

Тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

1.

Введение в игру

2

2.

Компоненты успешной игры

2

3.

Техника мозгового штурма

6

4.

Составление вопросов к играм

10

5.

Игры «Что? Где? Когда?»

30

6.

Интеллектуальные викторины

12

7.

Социальные пробы

6



Учебно – методическая литература для педагога:

  1. Левин Б. Е. «Что? Где? Когда?». Энциклопедия головоломок. - М.: Олимп: Астрель. 2010.

  2. Деркач, Быков: 1000 заданий для зарядки мозгов.- М.: «АСТ-ПРЕСС».2007.

  1. О.Г. Кондрашова и др. «Интеллектуально-познавательные игры в школе: сценарии, технологии», Волгоград, «Учитель», 2011

  2. К.Рассел, Ф. Картер «Самые точные тесты IQ», М.: АСТ-Астрель, 2012

  3. К.Рассел, Ф. Картер «Проверь свой IQ. 400 главных вопросов. Повышаем уровень интеллекта», М.: АСТ-Астрель, 2013

  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2010.

  5. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

  6. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 2011.

  7. Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.


Интернет-ресурсы:

http://ediline.narod.ru/

http://answers.intsys.msu.ru/

http://db.chgk.info/tour/

http://www.potashev.ru

http://db.chgk.info

http://eruditov.net

http://russia.triviador.com







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!