Пояснительная записка При организации индивидуального маршрута особое внимание уделяется повторению и закреплению наиболее значимых знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование умений работать с текстами, рисунками, схемами, таблицами, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека. Кроме того, следует обратить внимание на закрепление материала, который вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Особое внимание следует уделить формированию у обучающегося умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом. Цель: Подготовка к предметной олимпиаде по биологии и успешной сдаче ГИА обучающегося. Задачи: - повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования; - закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА - формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; - научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения курса ученик должен знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа, целесообразно проведение этого курса как дополняющего, так и развивающего компонента биологического образования. Количество занятий в неделю – 1 час. Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Учебно - тематический план. № | Название разделов, темы | Количество часов | Дата проведения | План | Факт | 1 | Биология как наука. Методы биологии | 1 | | | 2 | Клеточное строение организмов | 1 | | | 3 | Признаки живых организмов. | 1 | | | 4 | Царство Бактерии. | 1 | | | 5 | Царство Грибы | 1 | | | 6 | Царство Растения | 1 | | | 7 | Царство Животные. | 1 | | | 8 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | | | 9 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 | | | 10 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | | | 11 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 | | | 12 | Дыхание. Система дыхания. | | | | 13 | Внутренняя среда организма. | 1 | | | 14 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1 | | | 15 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | | | 16 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1 | | | 17 | Покровы тела и их функции. | 1 | | | 18 | Размножение и развитие организма человека. | 1 | | | 19 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1 | | | 20 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 | | | 21 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 1 | | | 22 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1 | | | 23 | Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. | 1 | | | 24 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 1 | | | 25 | Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов | 1 | | | 27 | Экосистемная организация живой природы. | 1 | | | 28 | Учение о биосфере. | 1 | | | 29 | Решение задач на установление соответствий | 1 | | | 30 | Анализ текста | 1 | | | 31 | Работа с таблицами | 1 | | | 32 | Работа с диаграммами, рисунками | 1 | | | 33 | Решение экологических задач. | 1 | | | 34 | Зачет по курсу. | 1 | | | | Итого | 34 | | | Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки В результате обучения школьники должны: - расширить знания об основных экологических законах; - овладеть специальной экологической терминологией; - научиться решать экологические задачи повышенной сложности; - уметь применять различные экологические законы при решении задач: - уметь прогнозировать различные экологические нарушения; -уметь готовить доклады, проекты по теоретическому материалу. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. В качестве текущего контроля знаний и умений обучающегося предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА и тематических тестов. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с. Биология ГИА-9 класс – 2012. ./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2011. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005. В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники. И: Дрофа, 2005 год В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные., И: Дрофа, 2004 год В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек., И: Дрофа, 2005 год. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с. Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014. – 174, [2] с. Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл: учебник/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016. -255, [1] с. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012.-285, [3] с. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова, – М.: Дрофа: Московские учебники, 2011- 368с.: ил. |