СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ИА Рабочий зеленого строительства

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа итоговой аттестации разработана на основе учебного плана основной программы профессионального обучения – программе профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по профессии рабочего 17530 Рабочий зеленого хозяйства для очной формы обучения, с учетом профессионального стандарта «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов», утвержденного приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 года № 559н и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».

Просмотр содержимого документа
«Программа ИА Рабочий зеленого строительства»

2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский политехнический техникум»

ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»



СОГЛАСОВАНО

Представитель от работодателей: _____ ___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

(Ф.И.О. представителя от работодателей, должность, наименование предприятия / организации)


«_____» __________________ 20_____ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»


__________________ Д.П. Ермолин.



«_____» _______________ 20_____ г.








Программа итоговой аттестации

по основной программе профессионального обучения –

программе профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего



по профессии рабочего

17530 Рабочий зеленого строительства



для очной формы обучения











Архангельск

2021

Программа итоговой аттестации разработана на основе учебного плана основной программы профессионального обучения – программе профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по профессии рабочего 17530 Рабочий зеленого хозяйства для очной формы обучения, с учетом профессионального стандарта «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов», утвержденного приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 года № 559н и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».


Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»), г. Архангельск.


Разработчик:


Пантелеева Л. Г. преподаватель

(Ф.И.О. автора) (звание, ученая степень, должность, квалификационная категория)


ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум»

(место работы)


_________________________________________________

(подпись разработчика программы итоговой аттестации)



Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии (ПЦК) _____________________________________________

(указывается наименование ПЦК)


Протокол заседания ПЦК от «_____»________________ 20___ г. № _____


Председатель ПЦК: ________________ /_____________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт программы итоговой аттестации ……………………………...

4


  1. Содержание итоговой аттестации ……………………………………….

7


  1. Условия реализации программы итоговой аттестации ……………….

17


  1. Контрольно-оценочная деятельность в рамках итоговой аттестации ...

25



1. Паспорт программы итоговой аттестации


1.1. Область применения программы.


Программа итоговой аттестации является частью основной программы профессионального обучения – программе профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» по профессии рабочего 17530 Рабочий зеленого строительства (далее – образовательная программа).


1.2. Место итоговой аттестации в структуре основной программы профессионального обучения.


Итоговая аттестация является самостоятельным элементом образовательной программы, завершающим ее структуру как методического документа.


1.3. Форма итоговой аттестации.


Итоговая аттестация по настоящей образовательной программе реализуется в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу, которая выполняется обучающимися в форме (формате, режиме) демонстрационного экзамена, и проверку теоретических знаний обучающихся в письменной форме в пределах освоенной образовательной программы.


1.4. Назначение итоговой аттестации.


Итоговая аттестация представляет собой проверку результатов освоения выпускниками образовательной программы. Она позволяет подтвердить квалификацию выпускников, их готовность к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности.

Квалификационный экзамен как форма реализации итоговой аттестации обучающихся по настоящей образовательной программе проводится ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» для определения соответствия полученных обучающимися знаний, умений, практического опыта, профессиональных компетенций в рамках регламентированного вида деятельности основной программе профессионального обучения (данной образовательной программе) и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационного разряда по соответствующей осваиваемой профессии рабочего.

Вид деятельности, освоение которого обучающимися подлежит проверке во время итоговой аттестации: ВД.01 Выполнение подготовительных работ и работ основного профиля (благоустройство, озеленение, техническое обслуживание, содержание) на территориях и объектах.

Профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания в рамках конкретного вида деятельности прописаны в пункте 2.2 «Профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания, осваиваемые обучающимися в результате изучения образовательной программы» второго раздела образовательной программы.

После успешного прохождения итоговой аттестации по образовательной программе обучающимся присваивается квалификация Рабочий зеленого строительства, уровень квалификации – 3 разряд. Они получают документы о квалификации (свидетельства о профессии рабочего).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» выдаются справки об обучении или о периоде обучения.


1.5. Экзаменационная комиссия.


Итоговую аттестацию по образовательной программе проводит экзаменационная комиссия, во главе с ее председателем, в состав которой входят руководящие и педагогические работники ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум». К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Работа экзаменационной комиссии оформляется протоколом.


1.6. Допуск обучающихся к итоговой аттестации.


К итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности, успешно прошедший все виды промежуточной аттестации и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по образовательной программе.


1.7. Особенности оценки на квалификационном экзамене.


Оценка за прохождение обучающимся квалификационного экзамена выставляется по пятибалльной системе: «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)». Оценка за квалификационный экзамен выставляется общая. Она включает в себя учет оценок и за проверку теоретических знаний обучающегося по образовательной программе, и за выполнение практической квалификационной работы.


1.8. Объем времени и сроки проведения итоговой аттестации.


В соответствии с учебным планом образовательной программы объем времени, отведенный на проведение итоговой аттестации, составляет 6 часов. Из них на подготовку ответа обучающимся на экзаменационный билет отводится 2 часа; на выполнение наряд-задания в рамках подготовки практической квалификационной работы отводится 4 часа.

Сроки реализации итоговой аттестации регламентированы приказом директора ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» «О проведении итоговой аттестации обучающихся, осваивающих программу профессиональной подготовки по профессии рабочего 17531 Рабочий зеленого строительства в 20___ году».




2. Содержание итоговой аттестации


2.1. Содержание экзаменационного билета для проверки теоретических знаний обучающихся по образовательной программе.


Теоретическая часть квалификационного экзамена является общей для всех обучающихся, участвующих в итоговой аттестации, и представляет собой тест, состоящий из трех блоков заданий.

При выполнении первого блока заданий (с 1 по 27) необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный (в некоторых заданиях может быть несколько правильных вариантов ответа):

1. Какой вид обрезки необходимо проводить весной на розах?

1. санитарную

2. формирующую, по садовым группам

3. регулирующую цветение

4. омолаживающую


2. Какие из перечисленных видов растений пригодны для создания стриженых изгородей, круглый год сохраняющих декоративность?

1. Ель обыкновенная 4. Кизильник блестящий

2. Боярышник однопестичный 5. Самшит вечнозеленый

3. Лавр благородный 6. Барбарис Тунберга


3. Луковицы каких многолетних цветочных культур, как правило, не выкапывают несколько лет?

1. Крокусы 3. Нарциссы

2. Тюльпаны 4. Гиацинты


4. Какие параметры саженцев лиственных деревьев определяют качество посадочного материала?

1. диаметр ствола 4. количество скелетных ветвей

2. цвет листвы 5. длина прироста

3. высота растения


5. Как можно использовать на объекте благоустройства материалы, полученные при очистке территории?

А. Материалы неорганического происхождения (щебень, шлак, камни, битый кирпич и пр.)

1. Частичное использование в качестве удобрений

2. Засыпка ям и понижений при строительстве дорог

3. Подсыпка под цветники и газоны

4. Использовать на объекте нельзя

Б. Материалы органического происхождения (трава, листья и пр.)

1. Частичное использование в качестве удобрений

2. Засыпка ям и понижений при строительстве дорог

3. Подсыпка под цветники и газоны

4. Использовать на объекте нельзя


6. Какой тип подземных органов соответствует следующим видам многолетних растений?

Укажите один вариант ответа для каждого вида растения

А. Канна индийская

1. луковица 4. клубнелуковица

2. клубень 5. корнеклубень

3. корневище

Б. Гладиолус гибридный

1. луковица 4. клубнелуковица

2. клубень 5. корнеклубень

3. корневище


7. Какой тип подземных органов соответствует следующим видам многолетних растений?

Укажите один вариант ответа для каждого вида растения

А. Георгина культурная

1. луковица 4. клубнелуковица

2. клубень 5. корнеклубень

3. корневище

Б. Лилия тигровая

1. луковица 4. клубнелуковица

2. клубень 5. корнеклубень

3. корневище


8. Какая очередность работ при посадке саженца дерева с оголенной корневой системой верна?

1. установка саженца в яму – насыпать холмик земли в яму – вбить крепежный кол – расправить корни саженца – полив – крепление к колу – засыпать землей – сделать валик

2. вбить крепежный кол – насыпать холмик земли в яму – установка саженца в яму – расправить корни саженца – засыпать землей – крепление к колу – сделать валик – полив

3. Обе неверные


9. При посадке деревьев с комом в мягкой упаковке какое описание технологической операции будет верным?

1. Перед установкой дерева в посадочную яму с кома удаляют мягкую упаковку

2. После установки дерева в посадочную яму с кома удаляют мягкую упаковку

3. Удаление мягкой упаковки при посадке не требуется


10. Как следует размещать растения с комом земли в мягкой упаковке при транспортировке в открытом кузове грузового автомобиля?

1. стоя вертикально 3. корнями к заднему борту

2. поперек кузова 4. корнями к кабине водителя


11. На каких территориях для озеленения применяется партерный газон?

1. во дворах жилых массивов 3. на пустырях

2. в лесопарках 4. перед административными и другими зданиями


12. Когда проводится прокалывание газона?

1. весной 3. зимой

2. летом 4. осенью


13. Для сохранения деревьев в зоне прокладки подземных коммуникаций используют

1. ограждение сигнальной лентой 3. укрепление ствола подпорками

2. ограждения деревянными щитами


14. Концентрация каких ионов в почвенном растворе определяет кислотность почвы?

1. ионов водорода 3. ионов натрия

2. ионов алюминия 4. ионов магния


15. Что определяет плодородие почвы?

1. соотношение в почве разных по величине механических элементов

2. способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе

3. содержание в почве азота, фосфора, калийных солей

4. процессы, происходящие в почве


16. Что такое субстрат?

1. смесь удобрений

2. земляная смесь с удобрениями

3. растворенные удобрения в воде

4. смесь комплексных удобрений


17. Укажите вид предпосевной обработки:

1. мульчирование 3. скарификация

2. окучивание 4. черенкование


18. Укажите период высевания многолетников:

1. январь-февраль 3. июль-август

2. май – июнь 4. сентябрь – октябрь


19. Укажите материалы, используемые для мульчирования растений:

1. щепа, торф 3. удобрение, стимулятор

2. мел, известь 4. навозная жижа, птичий помет


20. Укажите основной вид ухода за кроной древесных растений:

1. обрезка 3. подкормка

2. прививка 4. мульчирование


21. Что нужно сделать, чтобы защитить стволы деревьев от весенних солнечных ожогов?

1. обрезать 3. побелить

2. подвязать ловчие пояса 4. прищипнуть верхушки


22. Укажите ядохимикат, применяемый для опудривания черенков при размножении древесно-кустарниковых пород:

1. превикур 3. интавир

2. раундап 4. корневин


23. Укажите количество, с которым по технологии проводится кошение газона:

1. один раз в месяц 3. один раз в 7-10 дней

2. три раза в год 4. каждую неделю


24. Из чего создаются живые изгороди?

1. двух и более пород деревьев

2. одной породы кустарников

3. трех пород кустарников с чередованием

4. одной породы деревьев и одной породы кустарников


25.Через какое время после укладки рулонного газона рекомендуется его косить?

1. 2-3 месяца 3. 1 год

2. 1 неделя 4. 1,5 – 2 месяца


26. В каком возрасте допускаются к работе с электрокультиватором?

1. не моложе 18 лет

2. 18 лет, прошедшее медицинский осмотр, обучение и проверку знаний по безопасности труда, имеющее группу по электробезопасности

3. 16 лет, прошедшее обучение и проверку знаний по безопасности труда

4. 14 лет, прошедшее медицинский осмотр, обучение и имеющее допуск работы с электрооборудованием


27. При каких погодных условиях запрещается кошение газона?

1. дождь 3. сильный ветер

2. густой туман 4. дождь, густой туман, сильный ветер


При выполнении заданий второго блока (с 28 по 33) необходимо соотнести содержание первого столбца с содержанием второго:

28. Установите соответствие между жизненными формами, характерными для перечисленных видов древесных растений, и видами древесных растений. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. Крупные деревья

а) Сосна горная

2. Деревья 2 и 3 величины

б) Пихта одноцветная

3. Стланики, кустарники

в) Сосна обыкновенная


г) Тис остроконечный


1

2

3





29. Установите соответствие назначения приемов агротехники выращивания растений, указанных в колонке Б, видам агротехнических приемов, указанных в колонке А. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. Мульчирование

а) Общий для всех растений элемент выращивания

2. Рыхление

б) Сохранить равновесие между наземной частью и корнями растения, сформировать растение

3. Прополка

в) Удаление всех посторонних растений

4. Обрезка

г) Регулирование теплового, водного и воздушного режима грунта


д) Сохранение влаги в грунте


1

2

3

4






30. Установите соответствие групп однолетних цветочных растений, применяемых в озеленении и указанных в колонке А, названиям однолетних цветочных растений, указанных в колонке Б. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. Красивоцветущие

а) Перилла, кохия, цинерария морская, клещевина

2. Декоративно-лиственные

б) Ирезине, альтернантера, гнафалиум, сантолина

3. Вьющиеся и плетистые

в) Гелихризум, акроклинум, гомфрена

4. Ковровые

г) Ипомея, настурция, хмель японский


д) Петуния, калистефус китайский, вербена


1

2

3

4







31. Установите соответствие видов цветочных растений, указанных в колонке Б, группам цветочных растений, указанных в колонке А. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. Однолетники

а) крокус

2. Многолетники

б) петуния

3. Двулетники

в) хоста


г) мальва


1

2

3





32. Установите соответствие видов обрезки древесных растений, указанных в колонке А, ожидаемым результатам, указанных в колонке Б. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. санитарная

а) Новая форма кроны

2. формовочная

б) Образование новой кроны

3. омолаживающая

в) Улучшение внешнего вида


г) Засыхание растения


1

2

3





33. Установите соответствие групп растений, указанных в колонке А, нормам полива после посадки, указанных в колонке Б. Ответ запишите во вторую таблицу в виде соответствующих букв из колонки Б:

(А)

(Б)

1. кустарник

а) 5 л

2. дерево (стандартный саженец)

б) 10 л

3. многолетнее растение в цветнике

в) 20 л


г) 50 л


1

2

3





При выполнении заданий третьего блока (с 34 по 40) необходимо поставить нумерацию действий, (этапов, шагов и т.п.) в правильной последовательности:

34. Установите правильную последовательность в производстве работ по благоустройству территории на объекте ландшафтной архитектуры. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. планировка территории

2. устройство корыт дорожно-тропиночной сети

3. разбивка элементов планировки

4. прокладка дренажной сети

5. устройство газона


35. Установите правильную последовательность слоев в конструкции дорожных одежд в направлении снизу вверх. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. изолирующий 4. дренирующий

2. несущее основание 5. подстилающий грунт

3. покрытие


36. Установите правильную последовательность в очередности работ при посадке саженца дерева с оголенной корневой системой. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. установка саженца в яму 5. полив

2. насыпать холмик земли на дно ямы 6. крепление растения

3. вбить крепежный кол 7. засыпать землей

4. расправить корни саженца 8. сделать валик


37. Установите правильную последовательность действий при переносе в натуру рисунка сложного цветника. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. привязка координатной сетки 3. нанесение линий рисунка цветника

2. нанесение разметочных точек 4. перенесение посадочных мест

растений


38. Установите правильную последовательность по возрастанию количества растений использованных в посадке. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. солитер 3. группа

2. роща 4. букетная посадка


39. Установите правильную последовательность размеров листовой пластинки нормально развитого растения в порядке уменьшения. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. Клен остролистный 3. Орех серый

2. Береза пушистая 4. Дуб красный


40. Установите правильную последовательность цветения декоративно цветущих кустарников, начиная с наиболее раннего цветения. Запишите ответ в виде числовой последовательности:

1. Форзиция средняя 3. Чубушник венечный

2. Сирень обыкновенная


2.2. Содержание наряд-заданий на выполнение обучающимися практических квалификационных работ.


Примерный перечень наряд-заданий на выполнение практических квалификационных работ в рамках квалификационного экзамена как формы итоговой аттестации обучающихся по образовательной программе.

  1. Первичная планировка территории с применением нивелира. Вынос проекта в натуру.

  2. Подготовка почвогрунта для посадки однолетних цветочно-декоративных растений.

  3. Подготовка почвогрунта для посадки двулетних цветочно-декоративных растений. Разбивка цветника. Нанесение рисунка.

  4. Подготовка почвогрунта для посадки многолетних цветочно-декоративных растений. Разбивка цветника. Нанесение рисунка.

  5. Подготовка почвогрунта для посадки луковичных цветочно-декоративных растений. Разбивка цветника. Нанесение рисунка.

  6. Подготовка почвогрунта для посадки хвойных древесно-кустарниковых растений. Разбивка и подготовка посадочных мест согласно посадочному чертежу.

  7. Подготовка почвогрунта для посадки лиственных древесно-кустарниковых растений. Разбивка и подготовка посадочных мест согласно посадочному чертежу.

  8. Проведение мероприятий по улучшению качества почвы согласно полученным данным о физико-механических и химических свойствах почвы на объекте.

  9. Планировка поверхности под устройство дорожек, площадок согласно чертежу. Вынос в натуру трассы дорожки и границ площадки. Подготовка дорожного корыта.

  10. Устройство дорожки и площадки с покрытием из бетонной брусчатки и полимерно-песчаным бордюром.

  11. Ремонт дорожки и площадки с покрытием из бетонной брусчатки и полимерно-песчаным бордюром.

  12. Определение места посадочной ямы для крупномера согласно посадочного чертежу. Подготовка посадочной ямы для саженца с закрытой корневой системой. Посадка саженца с закрытой корневой системой.

  13. Определение места посадочной ямы для крупномера согласно посадочного чертежу. Подготовка посадочной ямы для саженца с открытой корневой системой. Посадка саженца с открытой корневой системой.

  14. Определение места посадочной траншеи для создания живой изгороди согласно посадочному чертежу. Подготовка посадочной траншеи для саженцев хвойных растений с закрытой корневой системой. Посадка саженцев с закрытой корневой системой.

  15. Определение места посадочной траншеи для создания живой изгороди согласно посадочному чертежу. Подготовка посадочной траншеи для саженцев хвойных растений с открытой корневой системой. Посадка саженцев с открытой корневой системой.

  16. Определение места посадочной траншеи для создания живой изгороди согласно посадочному чертежу. Подготовка посадочной траншеи для саженцев лиственных растений с закрытой корневой системой. Посадка саженцев с закрытой корневой системой.

  17. Определение места посадочной траншеи для создания живой изгороди согласно посадочному чертежу. Подготовка посадочной траншеи для саженцев лиственных растений с открытой корневой системой. Посадка саженцев с открытой корневой системой.

  18. Определение мест посадочных ям для свободного размещения хвойных кустарников. Подготовка посадочных ям для саженцев с закрытой корневой системой. Посадка саженцев с закрытой корневой системой со свободным размещением растений.

  19. Определение мест посадочных ям для свободного размещения хвойных кустарников. Подготовка посадочных ям для саженцев с открытой корневой системой. Посадка саженцев с открытой корневой системой со свободным размещением растений.

  20. Определение мест посадочных ям для свободного размещения лиственных кустарников. Подготовка посадочных ям для саженцев с закрытой корневой системой. Посадка саженцев с закрытой корневой системой согласно технологической карте со свободным размещением растений.

  21. Определение мест посадочных ям для свободного размещения лиственных кустарников. Подготовка посадочных ям для саженцев с открытой корневой системой. Посадка саженцев с открытой корневой системой согласно технологической карте со свободным размещением растений.

  22. Планировка территории под укладку рулонного газона. Укладка рулонного газона.

  23. Вынос проекта цветника в натуру. Планировка цветника. Нанесение рисунка. Посадка однолетней цветочно-декоративной растительности в соответствии с эскизом цветника.

  24. Вынос проекта цветника в натуру. Планировка цветника. Нанесение рисунка. Посадка двулетней цветочно-декоративной растительности в соответствии с эскизом цветника.

  25. Вынос проекта цветника в натуру. Планировка цветника. Нанесение рисунка. Посадка луковичной цветочно-декоративной растительности в соответствии с эскизом цветника.

  26. Вынос проекта цветника в натуру. Планировка цветника. Нанесение рисунка. Посадка цветочно-декоративной растительности со свободным размещением растений.

  27. Вынос проекта гравийного сада в натуру. Планировка поверхности. Посадка злаков в соответствии с эскизом.

  28. Вынос проекта гравийного сада в натуру. Планировка поверхности. Посадка злаков со свободным размещением растений.

  29. Оформление водоема цветочно-декоративной растительностью в соответствии с эскизом.

  30. Оформление водоема цветочно-декоративной растительностью со свободным размещением растений.

  31. Осуществление ухода за цветником: прополка, рыхление, полив, мульчирование.

  32. Осуществление ухода за древесно-кустарниковыми растениями: рыхление приствольных лунок, полив, мульчирование.

  33. Осуществление ухода за газоном: прополка, полив, аэрация.

  34. Приготовление растворов ядохимикатов для защиты растений от вредителей согласно технологической карте. Опрыскивание растений ядохимикатами.

  35. Приготовление растворов удобрений для подкормки цветочно-декоративных растений согласно технологической карте. Подкормка растений.

  36. Приготовление растворов удобрений для подкормки древесно-кустарниковых растений согласно технологической карте. Подкормка растений.

  37. Определение нормы внесения сыпучих удобрений для подкормки цветочно-декоративных растений. Подкормка цветочно-декоративных растений сыпучими удобрениями.

  38. Определение нормы внесения сыпучих удобрений для подкормки древесно-кустарниковых растений. Подкормка древесно-кустарниковых растений сыпучими удобрениями.

3. Условия реализации

программы итоговой аттестации


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация программы государственной итоговой аттестации предполагает наличие отдельного учебной мастерской «Садово-парковое и ландшафтное строительство».


Оборудование учебной мастерской:

  • рабочие места для членов экзаменационной комиссии;

  • рабочие места для обучающихся;

  • регламентированная документация для проведения итоговой аттестации;

  • оборудование, инструменты и материалы, необходимые для выполнения обучающимися наряд-заданий в рамках подготовки практических квалификационных работ:

  • короба с песком;

  • рабочие верстаки;

  • камнерезные станки;

  • торцовочные пилы;

  • краны для подачи воды;

  • комплект электроинструмента;

  • комплект ручного инструмента;

  • комплект геодезического оборудования;

  • комплект спецодежды;

  • ассортимент древесно-кустарниковой и цветочно-декоративной растительности;

  • рулонный газон;

  • комплектующие для сборки системы орошения и дренажа.


В условиях реализации программы итоговой аттестации в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий обучающиеся сами обеспечивают создание необходимых материально-технических условий для сдачи ими квалификационного экзамена.


3.2. Перечень основных документов, необходимых для проведения итоговой аттестации.


Для проведения итоговой аттестации необходимые следующие документы:

  • программа итоговой аттестации по образовательной программе;

  • приказ директора ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» «О проведении итоговой аттестации обучающихся, осваивающих программу профессиональной подготовки по профессии рабочего 17530 Рабочий зеленого строительства в 20___ году» (включается в себя утверждение сроков проведения итоговой аттестации, состава экзаменационной комиссии, допуск обучающихся к итоговой аттестации);

  • журнал успеваемости учебной группы;

  • сводная ведомость успеваемости обучающихся;

  • экзаменационный билет для проверки теоретических знаний обучающихся по образовательной программе в письменной форме;

  • листы для обучающихся для ответов на экзаменационный билет;

  • наряд-задания на выполнение обучающимися практических квалификационных работ;

  • книга протоколов заседаний экзаменационной комиссии или бланки протоколов заседания экзаменационной комиссии.

После проведения итоговой аттестации по образовательной программе оформляется приказ директора ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» «Об отчислении обучающихся, освоивших программу профессиональной подготовки по профессии рабочего 17530 Рабочий зеленого строительства в 20___ году, в связи с завершением итоговой аттестации».

Далее лица, успешно прошедшие профессиональное обучение, получают документы о квалификации (свидетельства о профессии рабочего).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим за квалификационный экзамен неудовлетворительные оценки или не допущенных к итоговой аттестации выдаются справки об обучении или о периоде обучения.


3.3. Кадровое обеспечение итоговой аттестации.


Педагогические работники ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум», входящие в состав экзаменационной комиссии должны иметь среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее профилю образовательной программы. Они должны иметь опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходить обязательные стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Все педагогические работники осваивают дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. К руководящим работникам техникума, входящим в состав экзаменационной комиссии, специальные требования не предъявляются.

В экзаменационную комиссию должны входить представители работодателей.


3.4. Перечень информационных источников, изучение которых необходимо для подготовки обучающихся к квалификационному экзамену.


Основные источники.

  1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [ кодекс : принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г. : одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  2. ГОСТ 21. 204-2020 СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.2021. – М. : Стандартинформ, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/1200174793, свободный (дата обращения : 02.06.2021). – Загл. с экрана.

  3. ГОСТ 21.205-2016 СПДС. Условные обозначения элементов трубопроводных систем зданий и сооружений (с поправкой) [Электронный ресурс]. – Введ. 01.04.2017. – М. : Стандартинформ, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200141109, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  4. ГОСТ 21.508-2020 СПДС. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.2021. – М. : Стандартинформ, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/1200173795, свободный (дата обращения : 02.06.2021). – Загл. с экрана.

  5. ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1991. – М. : Госстандарт СССР, 1990. – 11 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-28329-89, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  6. ГОСТ 13857-95 Семена деревьев и кустарников. Посевные качества. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.06.1996. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1996. – 16 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-13857-95, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  7. ГОСТ 14161-86 Семена хвойных древесных пород. Посевные качества. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.07.1987. – М. : Госстандарт СССР, 1986. – 11 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200025549, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  8. ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1983. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1998. – 7 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-24909-81, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  9. ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия (с изменениями) [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1984. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1998. – 11 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200025554, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  10. ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия (с изменениями) [Электронный ресурс]. – Введ. 01.04.1987. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1996. – 12 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-26869-86, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  11. ГОСТ 27610-88 Саженцы вечнозеленых лиственных деревьев и кустарников. Технические условия (с изменениями) [Электронный ресурс]. – Введ. 03.06.1989. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1996. – 11 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200025558, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.\

  12. ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.07.1990. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1989. – 19 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200025560, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  13. ГОСТ 28829-90 Саженцы декоративных деревьев и кустарников в контейнерах. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1992. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1991. – 10 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200025561/, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  14. ГОСТ 12260-81 Семена однолетних и двухлетних цветочных культур. Посевные качества. Технические условия (с изменениями) [Электронный ресурс]. – Введ. 03.06.1983. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – 15 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-12260-81, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  15. ГОСТ 12420-81 Семена многолетних цветочных культур. Посевные качества. Технические условия (с изменением) [Электронный ресурс]. – Введ. 03.06.1982. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – 13 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-12420-81, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  16. ГОСТ 28849-90 Луковицы и клубнелуковицы цветочных культур. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1992. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2005. – 11 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-28849-90, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  17. ГОСТ 28850-90 Корневища, клубни и другие вегетативные части растений цветочных культур. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1992. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2005. – 12 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-28850-90, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  18. ГОСТ 28851-90 Черенки цветочных культур [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1992. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2005. – 6 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-28851-90, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  19. ГОСТ 28852-90 Рассада цветочных культур. Технические условия [Электронный ресурс]. – Введ. 01.01.1992. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2005. – 10 с. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-28852-90, свободный (дата обращения : 12.01.2020). – Загл. с экрана.

  20. СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [Электронный ресурс] : утв. прик. Мин. строит. и жил.-ком. хоз. РФ от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр : Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* : дата введ. 01.07.17 г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/456054209, свободный (дата обращения : 02.06.2021). – Загл. с экрана.

  21. СП 82.13330.2016. Благоустройство территорий [Электронный ресурс] : утв. Минстроем РФ 16.12.16 : Взамен СНиП III-10-75 : дата введ. 17.06.2017 г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://meganorm.ru/Data2/1/4293747/4293747629.htm, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  22. СП 32.13330.2018. Канализация. Наружные сети и сооружения [Электронный ресурс] : утв. прик. Мин. строит. и жил.-ком. хоз. РФ от 25 декабря 2018 г. N 860/пр : Взамен СНиП I I-32-74 : дата введ. 26.06.2019 г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/554820821, свободный (дата обращения : 02.06.2021). – Загл. с экрана.

  23. Громадин, А. В. Дендрология [Электронный ресурс] : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Громадин, Д. Л. Матюхин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. - 342 с. – (Профессиональное образование). – Режим доступа : https://www.biblio-online.ru/bcode/430710, доступ из ЭБС «Юрайт» (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  24. Кисилев, М. И. Геодезия [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих ФГОС СПО по группе специальностей 270000 «Архитектура и строительство» ; ОП «Геодезия», «Основы геодезии» / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. – 14-е изд., стер. – М. : Академия, 2017. – 381, [1] с. : ил., табл. – (Профессиональное образование. Строительство и архитектура).

  25. Теодоронский, В. С. Садово-парковое строительство и хозяйство [Текст] : учебник для использования в учебном процессе в организациях среднего профессионального образования / В. С. Теодоронский. – 3-е изд., перераб. – М. : Академия, 2019. – 286, [1] с. : цв. ил., табл. – (Профессиональное образование) (Профессиональный модуль. Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству).


Дополнительные источники.

  1. Бабич, Н. А. Интродуценты в зеленом строительстве северных городов [Текст] : монография / Н. А. Бабич, О. С. Залывская, Г. И. Травникова ; Федеральное агентство по образованию, Архангельский гос. технический ун-т. – Архангельск : Архангельский гос. технический ун-т, 2008. – 143 с., [2] л. ил. : ил., табл.

  2. Бабич, Н. А. Интродуценты и экстразональные виды в антропогенной среде (на примере г. Вологды) [Текст] : монография / Н. А. Бабич, Е. Б. Карбасникова, И. С. Долинская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова». – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2012. - 183, [3] л. цв. ил. : ил., табл.

  3. Бобылева, О. Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования / О. Н. Бобылева. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 199, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., табл. – (Начальное профессиональное образование. Сельское хозяйство) (Федеральный комплект учебников) (Учебное пособие).

  4. Винокуров, В. И. Машины и механизмы лесного и садово-паркового строительства [Текст] : Учеб. для вузов по спец. «Лес. хоз-во» и «Сад.-парк. и ландшафт. стр-во» направления подгот. дипломир. специалистов «Лес. хоз-во и ландшафт. стр-во» / В. И. Винокуров, Г. В. Силаев, А. А. Золотаревский ; под руководством В. И. Винокурова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 396,[1] с. : ил. – (Высшее профессиональное образование. Лесное хозяйство).

  5. Владимиров, В. В. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий [Текст] / В. В. Владимиров [и др.]. – М. : Изд. «Архитектура». – 2004 г. – 236 с.

  6. Горохов, В. А. Зеленая природа города [текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» / В. А. Горохов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Архитектура-С : ПФ Сашко, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 591, [1] с. : ил., табл.

  7. Грачева, А. В. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве [Текст] : учебное пособие / А. В. Грачева – М. : Форум : Инфра. – 2011. – 304 с.

  8. Донская, М. В. Декоративные растения открытого грунта / М. В. Донская. – М. : Т-во научных изданий КМК, 2019. – 170 с. : цв. ил.; 22 см.

  9. Дрогицкая, О. Р. Инженерное обустройство территории : учебник : для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» / О. Р. Дрогицкая. – М. : : Академия, 2018. – 252, [1] с. : ил., табл. – (Высшее образование. Бакалавриат. Землеустройство и кадастры).

  10. Кашкина, Л. В. Основы градостроительства : учебное пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования по специальности 2901 «Архитектура» / Л. В. Кашкина. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 246, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил., табл. – (Для средних специальных учебных заведений).

  11. Колбовский, Е. Ю. Ландшафтоведение [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Е. Ю. Колбовский. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 478, [1] с. : ил., табл.; 22 см. – (Высшее профессиональное образование. Ландшафтное строительство).

  12. Лежнева, Т. Н. Основы декоративного садоводства [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования и профессиональной подготовки / Т. Н. Лежнева. – М. : Академия, 2011. – 76, [3] с. : ил. – (Непрерывное профессиональное образование).

  13. Малаховец, П. М. Декоративные деревья и кустарники на Севере [Текст] / П. М. Малаховец, В. А. Тисова; Арханг. гос. техн. ун-т [и др.]. – Архангельск : Изд-во Арханг. гос. техн. унт-та, 2002. – 126, [1] с. : ил., портр.

  14. Практическое пособие по озеленению городов и поселков Архангельской области [Текст] / П. М. Малаховец, В. А. Тисова, Г. И. Травникова, В. С. Цвиль. – Архангельск : Изд-во Арханг. гос. техн. унт-та, 1999. – 71 с. : ил., табл.

  15. Соколова, Т. А. Декоративное растениеводство. Древоводство [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура» / Т. А. Соколова. – 5-е изд., испр. – М. : Академия, 2012. – 350, [1] с. : ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Лесное хозяйство).

  16. Соколова, Т. А. Декоративное растениеводство. Цветоводство [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура» / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. – М. : Академия, 2016. – 427, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., табл. – (Бакалавриат. Лесное хозяйство).

  17. Теодоронский, В. С. Объекты ландшафтной архитектуры [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая ; Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Московский гос. ун-т леса». – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2008. – 210 с. : ил., табл.

  18. Теодоронский, В. С. Рекомендации по созданию, формированию и содержанию зеленых насаждений на магистралях, улицах, площадях (особенности благоустройства и озеленения) [Текст] / В. С. Теодоронский, В. Л. Машинский, А. А. Золотаревский ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т леса, Фак. повышения квалификации, Каф. садово-паркового стр-ва. – М. : Изд-во Московского государственного университета леса, 1997. – 96 с. : ил., табл.

  19. Травникова, Г. И. Зеленое строительство [Текст] : методическое пособие по созданию и содержанию городских насаждений / Г. И. Травникова, В. В. Петрик ; Арх. гос. тех. ун-т. – Архангельск : Изд-во АГТУ, 2008. – Библиогр.: с. 39.

  20. Тюльдюков, В. А. Газоноведение и озеленение населенных территорий [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по агрономическим специальностям / В. А. Тюльдюков, И. В. Кобозев, Н. В. Парахин ; под ред. В. А. Тюльдюкова. – М. : КолосС, 2002. – 263, [1] с., [8] л. ил : ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).

  21. Библиотека по цветоводству [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Электрон. библ-ка. – Электрон. дан. – [Москва], Библиотека по цветоводству, [2001-2019]. – Режим доступа : http://flowerlib.ru/, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  22. Зеленая парковка [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] – Электрон. дан. – [Москва], [2009-2019]. – Режим доступа : https://www.eco-parkovka.ru/, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  23. ИГСП [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Ин-т градостр. и системн. проект-ия. – Электрон. дан. – [Москва], Институт градостроительного и системного проектирования, [?]. – Режим доступа : http://www.ecocity.ru/, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  24. Информационная система «Меганорм» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Информационная система. – Электрон. дан. – [Москва] : Информационная система, 2015-2019. – Режим доступа : https://meganorm.ru/sitemap.htm, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.

  25. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Экологический центр. – Электрон. дан. – [Москва] : Экологический центр, 2001-2019. – Режим доступа : http://ecosystema.ru/, свободный (дата обращения : 07.12.2019). – Загл. с экрана.


Работа обучающихся с данными источниками осуществляется в рамках освоения профессионального модуля.



4. Контрольно-оценочная деятельность в рамках итоговой аттестации


4.1. Оценка выполнения обучающимся задания на проверку теоретических знаний по образовательной программе.


Форма контроля и оценки: экзамен в письменной форме.

Методы контроля и оценки: тестирование.


Универсальная шкала оценки ответов обучающихся


п/п

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня

подготовки обучающегося

Балл

(отметка)

Словесный

аналог

1

3

4

5

1

от 90 % – до 100 % включительно

5

Отлично

2

от 70 % – до 90 %

4

Хорошо

3

от 50 % – до 70 %

3

Удовлетворительно

4

менее 50 %

2

Неудовлетворительно


4.2. Оценка выполнения обучающимся наряд-задания на подготовку практической квалификационной работы.


Форма контроля и оценки: демонстрационный экзамен.

Методы контроля и оценки: наблюдение за деятельностью обучающегося во время выполнения наряд-задания, экспертная оценка выполненной практической квалификационной работы.


Универсальная шкала оценки выполнения обучающимися

практических квалификационных работ


п/п

Процент результативности выполнения наряд-задания (правильных действий, операций, соблюдение регламентированного времени выполнения (скорость), точность

и качество выполненной работы)

Оценка уровня выполнения обучающимся практической квалификационной работы

Балл

(отметка)

Словесный

аналог

1

3

4

5

1

от 90 % – до 100 % включительно

5

Отлично

2

от 70 % – до 90 %

4

Хорошо

3

от 50 % – до 70 %

3

Удовлетворительно

4

менее 50 %

2

Неудовлетворительно


    1. Выставление итоговой оценки за квалификационный экзамен.


Оценка обучающемуся за прохождение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена выставляется по пятибалльной системе оценивания на основании оценки за проверку теоретических знаний по образовательной программе и оценки за выполнение практической квалификационной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!