СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Я-гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Я-гражданин"»







ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

по общекультурному направлению


«Я - гражданин»





начальное общее образование

(уровень образования)




1 год

(срок реализации программы)











Разработчик программы:

учитель начальных классов Егорова И.В.






г. Нижний Новгород











Паспорт программы


Название программы

«Я - гражданин»

Основания для разработки программы

  • Недостаточная сформированность у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности

  • Недостаточная сформированность ценностных и нравственных ориентиров у учащихся и их родителей.

  • Низкий уровень речевой культуры.

Разработчик программы

Егорова И.В.

Исполнители реализации программы

Егорова И.В. – учитель начальных классов, члены родительского комитета, родители учащихся, учащиеся.

Конечная цель программы

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей в совместной деятельности семьи и школы.

Задачи программы

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • воспитывать уважительное отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через совместную деятельность учащихся и родетелей;


Сроки реализации

2019 – 2020 год (1 год)

Ожидаемый результат

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.


Пояснительная записка


В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию учащимися своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.







Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

 

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей целью, интегрирующей не только социальной, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.

Большую роль в этой работе играет совместная деятельность семьи и школы.

Начиная работать над этой программой, я провела исследования учащихся и родителей по вопросам сформированности их ценностных жизненных ориентиров и удовлетворённости школьной жизнью.


Уровень удовлетворённости школьной жизнью

у учащихся 2 «А» класса


Уровень сформированности ценностных жизненных ориентиров

у родителей учащихся 2 «А» класса




В результате исследования учащихся (анкеты, наблюдения, тесты, психологические игры) были выявлены следующие проблемы:


  • Недостаточная сформированность у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности

  • Недостаточная сформированность ценностных и нравственных ориентиров у учащихся и их родителей.

  • Низкий уровень речевой культуры.

 

Анализируя социальный паспорт класса можно сделать вывод, что у 70 % родителей процесс становления их личности и воспитания пришлись на 90-е годы прошлого века, когда были обесценены морально – нравственные нормы в отношении семьи и страны.

Поэтому в своей программе я поставила следующую цель:

- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей в совместной деятельности семьи и школы.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- воспитывать уважительное отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через совместную деятельность учащихся и родетелей;


Этапы реализации программы:

1 этап (сентябрь 2019г.)– исследовательский

2 этап (октябрь 2019 – апрель 2020 г.) – деятельностный

3 этап (май 2020 г.) – подведение итогов





Механизм реализации программы:

1 этап (сентябрь 2019г.)– исследовательский

На этом этапе были проведены исследования отношения учащихся и родителей к семье, школе, Отечеству, на уровень сформированности ценностных и нравственных ориентиров у учащихся и их родителей.


Работа с родителями

Цель: изучение социально-психологических особенностей семей

Диагностика

1. Изучение семей. Знакомство их с системой обучения в школе.

Сентябрь


2.Изучение стилей семейного воспитания; типов родительско-детских отношений, выявление проблем

Сентябрь


3.Изучение сформированности ценностных жизненных ориентиров


Сентябрь


4. Изучение активности родителей в школьной жизни

2 раза в год

Работа с учащимися

Задачи:

  • изучение детско-родительских отношений,

  • изучение уровня семейной культуры,

  • изучение уровня сформированности ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности

Диагностика

1. Диагностика уровня удовлетворенности детей внутрисемейными отношениями.

Сентябрь


2. Анкетирование с целью выявления актуальных вопросов детско-родительского взаимодействия.

Сентябрь


3. Диагностика уровня семейной культуры учащихся, психологической культуры.

Сентябрь


4. Исследование уровня развития коммуникативности

Сентябрь

5. Исследование нравственной воспитанности учащихся

Сентябрь


Учитывая результаты проведённых на первом этапе программы исследований, определившие проблемы, выделились 3 направления деятельности:

  1. Направление «Я и СЕМЬЯ»

  2. Направление «Я и ОТЕЧЕСТВО»

  3. Направление «Я и ШКОЛА»


2 этап (октябрь 2019 – апрель 2020 г.) – деятельностный

1.Направление «Я и СЕМЬЯ»

(формирование гражданского отношения к своей семье)

1.Содержание деятельности.

Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется  в любви к родителям, родственникам, Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

2. Задачи.

  • Формировать уважение к членам семьи.

  • Воспитывать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.

3. Содержание проблемы.

Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи.

Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.

4. Рекомендуемые формы реализации направления «Я и Семья».

  • Родительские недели (изучение семьи и ее родословной).

  • Вечера откровенного разговора.

  • Совместные спортивные мероприятия (учителя, дети, родители),

  • Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя).

  • Концерты «От всей души»(для родителей)

  • Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви и семьи.

  • Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением»

  • Школа семейного психолога.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:

  • настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

  • настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

  • настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

  • настоящая дочь заботиться о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

6.Предлагаемые мероприятия по реализации программы.

Формировать навыки санитарно – гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи через:

  • беседы на классных часах об уходе за телом, о   культуре питания,

сна, об уходе за одеждой, о здоровье, о режиме;

  • праздник «Друзья Мойдодыра»;

  • беседы: «Что значит быть хорошим сыном, дочерью», «Умей беречь

  • честь бабушки и дедушки и добрую память о них»;

  • конкурсы рисунков: «Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки» и

др.;

  • конкурс стихотворений о семье.


2. Направление «Я и ОТЕЧЕСТВО»

(формирование гражданского отношения к Отечеству)

1.Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества.

2. Задачи.

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне готовность к защите ее свободы и независимости.

  • Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.

  • Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

  • Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное  отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.

  • Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.


3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

4. Рекомендуемые формы реализации направления «Я и мое Отечество».

  • Акции «Мое Отечество», «Отчий край», «Земля – мой дом»,

«Забота»

  • Вечера: «Знай свое Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим

души прекрасные порывы «Родина в стихах русских поэтов», «Россия!

Русь! Храни себя, храни!»

  • Спортивные праздники: «Салют, Победа!, « Когда поют солдаты»

  • Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.

  • Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.

  • Уроки мужества.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

 6.Предлагаемые мероприятия по реализации программы 

Познакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, ее историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать в них бережное отношение о природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.

 Предлагаемые формы:

  • беседы: «Моя малая родина», «Мои земляки», «Красная

книга нашего края», «Заповедные уголки России», «Россия

родина моя!»

  • экскурсии в музеи города;

  • игры: «Дом, в котором я живу», «Путешествие в свое

прошлое»;

  • традиционные русские народные праздники;

  • конкурсы стихотворений, песен, рисунков о России.


3.Направление «Я и ШКОЛА»

(формирование гражданского отношения к школе)

 1.Содержание деятельности.

Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина.

2.Задачи.

  • Формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека: умение сочетать личные и общественные интересы.

  • Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.

  • Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их  физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.

  • Воспитывать в них сознательную готовность выполнять Устав школы.

  • Учить школьников ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.

  • Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.

  • Формировать у школьников осознания своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

  • Формировать у детей сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.

3.Содержание проблемы.

Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательные активность и культура умственного труда. Выполнение роли хозяина в школе. Участие в школьном самоуправлении.

4.Рекомендуемые формы реализации направления «Я и школа».

  • Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы на темы: «В гости к великим людям», «Ода спектаклю», «От игры-к знаниям»

  • Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда? », «А вы слышали, что…»

  • Поэтические игры «Словарь вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок», «Я помню чудное мгновенье».

  • Выставки, ярмарки.

5.Предполагаемый результат деятельности.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложение на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся.

6.Предполагаемые мероприятия по реализации программы.

Познакомить детей с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школьной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому через:

  • экскурсии по школе;

  • изучение правил поведения в школе;

  • беседы: «Зачем нужно учиться в школе», «История школьной формы», «Школа – твой второй дом, береги его»;

  • конкурсы: историй о школьных принадлежностях, на лучшую сказку о школьных учебниках, на лучший рисунок «Моя школа», «Моя учительница»;

  • организацию дежурств по классу, санитарных постов, групп озеленителей;

  • праздники в классе.


3 этап (май 2020г.) – подведение итогов

На этом этапе проводится анализ выполнения программы и подведение итогов.
















План работы

п/п

Тема по программе.

Форма проведения

Сроки

проведения

Я и семья

1

«Друзья Мойдодыра»


праздник

ноябрь

2

«Новогодние традиции нашей семьи»

праздник

декабрь

3

«Что значит быть хорошим сыном, дочерью»

беседа

январь

4

«Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»

беседа

октябрь

5

«Золотые бабушкины руки»

конкурс рисунков

ноябрь

6

«Я и моя семья»

конкурс рисунков

март

7

Стихотворения о маме

конкурс

март

8

Стихотворения о семье

конкурс

май

Я и школа

6

«Зачем нужно учиться в школе»

беседа

сентябрь


«Школа – твой второй дом, береги его»

беседа

октябрь


«История школьной формы»

беседа

декабрь

7

Школьные принадлежности

конкурс сказок и историй

ноябрь

8

«Моя школа»

конкурс рисунков

сентябрь

9

«Моя учительница»

конкурс рисунков

октябрь

10

Подумай о других

беседа с элементами игры

апрель

11

Я люблю свою школу

конкурс сочинений

февраль

12

По каким правилам мы живем в школе?

игра

январь

Я и моё Отечество

13

«Моя малая Родина»

беседа

октябрь

14

«Мои земляки»

беседа

ноябрь

15

«Красная книга нашего края»

беседа

декабрь

16

«Заповедные уголки России»

беседа

январь

17

«Россия, родина моя!»

беседа

февраль

18

«Дом, в котором я живу»

игра

апрель

19

«Путешествие в свое прошлое»

игра

декабрь

20

«Россия, родина моя!»

конкурсы стихотворений, песен

апрель

21

«Россия, родина моя!»

конкурс

рисунков

апрель

22

«Славься, армия родная!»

конкурсы стихотворений, песен

февраль

23

«Славься, армия родная!»

конкурс

рисунков

февраль

24

Традиционные русские народные праздники

Осенняя ярмарка

сентябрь

25

Традиционные русские народные праздники

Масленица

март

26

Открытка ко Дню пожилого человека

акция

сентябрь

27

Открытка ветерану.

акция

май

28-30

Экскурсии в музеи города


в течении года

31-34

Посещение театров города


в течении года


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Интернет ресурсы


Список литературы


  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

  4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.

  5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

  6. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

  7. [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

  8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

  9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

  10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

  11. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

  12. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

  13. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.







Приложение

Методика 1. Определение опосредованности межличностного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности.

Учащимся класса предлагается список из 39 положительных и отрицательныхкачеств личности (в разбивку), в которых проявляется отношение к труду, 

Этическим нормам и правилам поведения, и отношение к эмоционально-межличностным взаимоотношениям.


№ п/п

1 группа качеств

(отношение к труду)

2 группа качеств

(этические нормы и правила)

3 группа качеств

(качества эмоционально-психологического общения)

1

Любознательность

Скромность

Несдержанность

2

Нерешительность

Индивидуализм

Общительность

3

Старательность

Смелость

Развязность

4

Эрудированность

Безнравственность

Изворотливость

5

Увлеченность работой

Идейность

Непринужденность

6

Дисциплинированность

Верность слову

Воспитанность

7

Небрежность

Мужество

Гордость

8

Исполнительность

Вежливость

Уступчивость

9

Целеустремленность

Доброта

Застенчивость

10

Настойчивость

Принципиальность

Скрытность

11

Безынициативность

Снисходительность

Дружелюбие

12

Аккуратность

Находчивость

Взаимопомощь

13

Леность

Честность

Недоверчивость поведения


Каждому ученику предлагается выбрать из 39 качеств 5(пять), которые он

Считает наиболее важным для личности как члена кол­лектива.

Подсчитывается число выборов качеств по всей группе. Если в число наиболееценных попадет не менее 55 проц. тех качеств, которые связаны с учебнойдеятельностью, то делается вывод о том, что в эталоне межличностного восприятия 

данной группе действительно доминируют качества, связанные с основным со­держанием совместной деятельности.

Доминирование качеств II группы говорит о том, что хотя межличностное восприятие опосредовано содержанием социально-ценной деятельности,

однако она не является основной.

Доминирование качеств эмоционально-психологического общения

говорит о том, что в группе преобладает личностно-значимая цель, а не

общественно-значимая.


Методика 2

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответствен­ности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того

утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему

мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе

1.Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.Наш класс дружный.

3.В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать

нельзя.

5.Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2

Мнение о взаимопомощи в классе

 1.В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляетпреподаватель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности в классе

1.У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2.   В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.  Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4. Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только пе­ред учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы ста­раемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6. В нашем классе нет взаимной ответственности.

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении среднегруппового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать

выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по средне групповым

Особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений

индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом. И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как  расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конф­ликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.


Методика 3.«Незаконченные предложения»

Для изучения нравственных ценностей семей можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся:

Я радуюсь, когда…

Я огорчаюсь когда…

Я плачу когда…

Мне нравится когда…

Мне не нравится когда…

Я верю когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня плохие новости, то я…

Если у меня что-то не получается,

то я…

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок…

Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

Я плачу, когда мой ребенок…

Я злюсь, когда мой ребенок…

Мне нравится, когда мой ребенок…

Мне не нравится, когда мой ребенок…

Я не верю, когда мой ребенок…

Если у моего ребенка хорошие новости, то я…

Если у моего ребенка плохие новости, то я…

Если у моего ребенка что-то не получается, то…


Методика 4. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

Ребятам и родителям предлагается выполнить рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

Детям и родителям раздаются листы бумаги. На которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что – либо выполнять.

Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.


Методика 5. Диагностика «Определение самостоятельности ребёнка»

Родителям предлагается выполнить задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности ребёнка.

Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Ваш ребёнок делает самостоятельно

Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения

Перечень действий:

  • собирается в школу;

  • выбирает себе одежду;

  • делает уроки;

  • определяет, с кем ему дружить;

  • готовит еду;

  • помогает по дому и на даче.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растёт ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.


Методика 6.Тест «День рождения в моей семье»

Родителям, детям предлагается расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в этих семьях.

Можно также предложить построить ассоциативный ряд на выражение «День рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.


Методика 7Л.И. Лаврентьевой «Хороший ли ты сын (дочь)»

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или

внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через

товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя

отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными

глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь,

досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие

знаки внимания?

Обработка результатов:

Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие:

«+ – – + + + + – – –».

Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком.

Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно

поправить.


Методика 8. Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработано доцентом А. А. Андреевым)

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных:

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если У больше 2, но меньше 3 или 2, то это

соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!