СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и календарно-тематическое планирование театрального кружка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование разработано для занятий в школьном театре.

Просмотр содержимого документа
«Программа и календарно-тематическое планирование театрального кружка»

Администрация Болотнинского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Болотного Болотнинского района Новосибирской области




Рассмотрена и одобрена Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2

Павлович Т.И .

на заседании педагогического совета Протокол № от 2023г.

МБОУ СОШ № 2 г. Болотного

Протокол № от .09.2023г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АДЕЛЬ»».




Автор-составитель:

Кравец Оксана Владимировна,

учитель немецкого и английского

языков высшей квалификационной

категории, педагог

дополнительного образования


Программа

разработана для обучающихся в возрасте 10-17 лет

и предусматривает годовой курс обучения



г. Болотное, 2023 г.

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете МБОУ СОШ № 2.


Заместитель директора по УВР Филонова И.Л.































Содержание

1. Комплекс основных характеристик …………………………………………………4

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………4-6

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………7-8.

1.3. Учебный план………………………………………………………………………8-10

1.4. Содержание…………………………………………………………………………11-13

1.5. Планируемые результаты………………………………………………………… 13-14

2. Комплекс организационно педагогических условий………………………………14

2.1. Календарный учебный график…………………………………………………… 14

2.2. Условия реализации программы………………………………………………… 15-17

2.3. Форма аттестации……………………………………………………………………17

2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………18

2.5. Методические материалы………………………………………………………… 18

2.6. Формы организации учебного процесса……………………………………………19

2.7. Рабочая программа воспитания……………………………………………………20-21

2.8. Календарный график воспитательной работы……………………………………22-28

3. Список литературы……………………………………………………………………29

3.1. Нормативные документы……………………………………………………………30

3.2. Список литературы для педагога……………………………………………………30

3.3. Список литературы для обучающихся…………………………………………… 31

3.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………………………… 31

4. Приложения……………………………………………………………………………31-35











  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа театрального объединения «Адель» относится к программам художественной направленности, она ориентирована на гармоническое всестороннее развитие личности учащихся, прививает устойчивый интерес к театральной деятельности. Программа предусматривает возможности для творческого самовыражения каждого ребенка, совершенствования его художественных способностей и склонностей. Программа театрального объединения «Адель» способствует формированию базовых навыков актерского мастерства и действия в условиях сценической площадки, развитию эстетического вкуса, пробуждению самостоятельного и независимого мышления, она ориентирована на обогащение эмоционально-личностного опыта учащихся, на социализацию детей в обществе.

Актуальность.

Данная программа актуальна, поскольку театральная деятельность – способ самовыражения детей, средство снятия психологического напряжения, инструмент разрешения конфликтов. Программа способствует приобретению детьми навыков публичного поведения, взаимодействия друг с другом, коллективного творчества. На сегодняшний день остро стоит проблема социализации, в связи с тем, что большинство детей погружено в виртуальный мир, где нет места живому общению, физическому контакту. Театр в полной мере перекрывает недостаток общения и дефицит физических контактов между обучающимися. Театр по своей природе близок к игре ребенка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков. Кроме того, в работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

Отличительная особенность программы, новизна. В рамках программы у обучающихся формируются личностные гражданские качества через эффективные взаимодействие в команде, построение отношений друг с другом на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявление себя в решении групповых задач. Обучающиеся получают опыт организации досуговой деятельности, приобретают навыки культуры общения, занимаются творчеством.

Новизна данной образовательной программы заключается в гармоничном соединении:

  • технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;

  • технологии исследовательского обучения, согласно которой обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи культорологической деятельности, а не получают их от педагога в готовом виде;

  • проектной технологии, согласно которой, итогом комплексной деятельности всех воспитанников объединения является творческий продукт совместного труда –спектакли, скетчи (сценки).

Педагогическая целесообразность. Отличие данной программы от существующих состоит в том, что предусматривает постановку определенных драматургических произведений, свободно выбранных с учетом специфики группы, в основном, через игровое действие. Сверхзадача программы заключается в том, чтобы средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром. Занятия в театральной студии способствует раскрытию позитивных внутренних качеств личности и ее творческой самореализации, формированию содержательного общения, умению взаимодействовать в коллективе.

Адресат программы

В детский театральный коллектив принимаются все желающие дети в возрасте 10 до 17 лет. Данная программа разработана на 1 год, в ней учитываются особенности психофизиологического развития учащихся возрастной группы с 10 до 17 лет. Состав группы разновозрастной. Комплектование группы проводится согласно СанПин и нормативно-правовых документов МБОУ СОШ № 2. Программа ориентирована на детей любого уровня, без предварительной подготовки и выдающихся способностей. Группа формируется по желанию детей. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется. Дети принимаются в группу после собеседования с родителями и по личному заявлению родителей. Обязательным условием зачисления учащихся в группы является регистрация на портале «Навигатор дополнительного образования».

Количество детей в группе 13 человек. В группу возможен дополнительный прием детей на основании собеседования и желания самих детей.

Учет возрастных и психологических особенностей учащихся.

Таким образом, в коллективе представлены ребята разных возрастных категорий- от младшего школьного возраста до подростков старшего школьного возраста.

Участники коллектива от 10 до 12 лет- подростки младшего подросткового возраста. Возраст связан с постепенным обретением чувств взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

Возраст обучающихся с 13 до 17 лет - это период среднего и старшего подросткового возраста, период формирования мировоззрения, характера и жизненного самоопределения; период самоутверждения, роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний, стремления занять достойное место в жизни. Именно в этом возрасте у подростков

  • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;

  • еще более усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них повзрослели, а иные только начинают взрослеть;

  • ​ развивается мужское и женское поведение;

  • ​ завершается формирование социальных установок.

  • ориентация на мир взрослых;

  • достижение личностного самоопределения;

  • стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;

  • желание поставить себя в позицию взрослого;

  • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

  • наблюдается беспокойство о своей внешности;

  • рождается первая любовь;

  • растёт социальная активность;

  • появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;

  • появляются крайности в поведении, например, «я знаю своё «Я»;

  • «пренебрежение» к советам старших;

  • кризис независимости;

  • проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;

  • проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Объем и сроки освоения программы.

Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 год обучения: 34 часа в год. Формы обучения – очная или очно-заочная (в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в период повышения уровня заболеваемости ОРВИ ведутся заочные занятия, с использованием дистанционных образовательных технологий).

Особенности организации образовательного процесса.

1. Групповые. Проходят в виде общих актерских тренингов, игр, совместной деятельности по созданию спектакля, миниатюры, творческого номера, композиции, этюда.

2. Индивидуальные. Работа над образом, ролью, речью, чтецким материалом требует индивидуальных занятий с одним или несколькими участниками.

3. Коллективные. Показ спектакля, творческих работ, композиций, участие в концертах и мероприятиях, выступления перед публикой.

В дальнейшем программа будет корректироваться, дополняться по результатам аналитической работы педагога.

В программе чередуются занятия по трем основным дисциплинам: сценическая речь, актерское мастерство, сценическое движение. Театральная игра включается в себя все перечисленные дисциплины. Также в программу включены тренинги на взаимодействие и командообразование, т.к. группа представляет собой коллектив, который в определенный момент должен действовать слажено, опираясь на принципы взаимовыручки, помощи и поддержки друг друга. Материал для театральных постановок подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов. В основном это произведения детских писателей-классиков, т.к. именно такая литература воспитывает хороший вкус у детей, ставит перед школьниками вопросы морально-нравственного выбора, учит доброте и искренности, а также авторские постановки.

Режим занятий. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа. Итого: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий согласно нормам СанПин составляет 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

1.2 Цель и задачи программы.

Занятия театральным искусством способствуют формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание позитивно заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки: умение выразить ясно окружающим свою мысль, эмоцию, намерение, способность понимать, что от тебя хотят другие.

Цель: формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству.

Задачи:

Личностные:

- воспитывать коммуникабельность, умение общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива;

- воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале; - развивать навыки самостоятельной творческой деятельности; - воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.

Метапредметные задачи программы:

- сформировать и развить интерес к занятиям в театральной студии, к театру как виду искусства, развивать познавательные интересы;

- развивать внимание, память, технику и культуру речи;

- развивать творческую и сценическую фантазию, развивать художественный вкус;

- развивать индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;

Предметные задачи программы:

- ознакомить с этикой артиста и зрителя;

- ознакомить с особым видом искусства – театром, с различными видами театров, с особенностями театрального процесса, с различными театральными профессиями;

- ознакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;

- обучить основам сценической речи и сценического движения;

- обучить основам актерского мастерства;

- обучить выступать с подготовленными ролями в спектаклях в различных учреждениях, участвовать в фестивалях детского творчества.

1.3. Учебный план

Первый год обучения Возраст 10 – 17 лет. Количество часов в неделю – 2 часа.

Содержание учебного плана

1 Блок

Вводный ( 2 часа)

Теория.

Практика.


Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными направлениями образовательной программы. Краткий обзор всех тем занятий.

Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения во время занятий, на перемене, на сцене, на репетиции. Правила работы с микрофоном (2 часа)

Анкетирование. Тестирование. (1 час)



Законы театральной деятельности.


Творческие задания в микрогруппах (1 час)


2 Блок

Игровые технологии (2 часа)


Теория.

Практика.


Классификация игр. Знакомство с понятиями и терминами. (2 часа)

Проведение игр с воспитанниками. (1 час)


Методика их проведения игр.

Игры на знакомство.

Игры на взаимодействие.

Игры и упражнение на выявления творческих способностей. (1 час)

Методы и приемы приглашения в игру.

Игровой практикум. (1 час)


3 Блок

Методика работы над сценарием (13 часов)

Теория.

Практика.


Требования к составлению сценария и его особенности.

Структура сценария. (0,5 часа)

Проработка основных моментов сценария. (1 час)


Замысел, идея, алгоритм, проектирование сценария. (1 час)

Обсуждение.

Написание сценария. (1 час)


Музыкальное оформление(1 час).

Подбор музыкального сопровождения сценария. (1 час)


Работа с текстом. (1 час)

Практическое занятие. Чтение текста по ролям. Эмоциональное чтение. Скороговорки.(0,5 часа)


Работа над созданием реквизита(1 час).

Практическое занятие. Подбор и изготовление реквизита и декораций. (1 час)


Работа актёров на сцене(0,5 часа).

Репетиционный процесс (1час)


Репетиция .

Репетиция программы на сцене. (1 час)


Сценка.

Сценка/Спектакль для детей младшего школьного возраста. (0,5 часа)


Аналитическая деятельность.

(0,5 часа)

Работа над анализом мероприятия.

(0,5 часа)

4 Блок

Актерское мастерство (6 часов).



Теория.

Практика.


Культура речи: голос. интонация, дикция, сценическое произношение, логика речи. Знакомство с понятиями и терминами. (0,5 часа)

Упражнения на развитие дикции, интонации. Отработка сценического движения. (0,5чаа)


Внешний вид. Поза. Приемы и навыки представления создаваемого сценического номера. (0,5 чаа)

«Парные этюды на освоение сценического пространства». Постановка сценического номера.

(0,5 часа)


Жесты, мимика, речь- слагаемые актерского мастерства. (0,5 час)

Этюды «Сценическое общение»

(0,5 часа)


«Я- актер». Виды тренингов на раскрепощение. (0,5 часа)

Проведение практикума «Я актер». Упражнение на снятие зажимов и раскрепощение. (0,5 часа)


Работа над сценарием.

Разработка сценария, игр, творческих заданий и выбор художественных номеров. (3 часа)


Обсуждение музыкального оформления и реквизита.

Подбор музыкального оформление. Изготовление реквизита. (3 часа)


Репетиционный блок (28 часов)

5

Блок

Репетиции (14 часов)

Репетиции (14 часов)

6 Блок

Итоговый (9 часов).


Теория.

Практика.


Презентация творческого индивидуального задания Итоговое занятие.

Итоговая аттестация. Подведение итогов работы творческого объединения за учебный год.

(1 час)


Участие в мероприятиях, акциях, конкурсах (8 часа).







1.4. Содержание

Содержание программы первого года обучения

Задачи по достижению предметных результатов:

- познакомить с историей зарождения искусства;

- познакомить с устройством сцены и зрительного зала;

- познакомить с правилами поведения в театре;

- развить первоначальные навыки анализа этюдных работ;

- изучить основные принципы сценической речи;

- сформировать умение творческой коллективной работы над спектаклем;

- сформировать умение творческой коллективной работы над спектаклем.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Теория: Театр как вид искусства. Выразительные средства театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства (литература, музыка, живопись). Выявление 12 уровня и объёма знаний о театре. Особенности занятий в театральном объединении. План работы на год. Техника безопасного поведения. Инструктаж по технике безопасности. Требования к нормам поведения при проведении занятий Практика: Просмотр презентации, видеофильма «Путешествие в театр». Игры на знакомство с коллективом: «Снежный ком», «Знакомство-дразнилка». Игра на сплочение коллектива «Клубок». Общеразвивающие игры на эмоциональный настрой. Театр-экспромт.

Тема 2. Теория театрального искусства (1 час)

2.1. Зарождение искусства Теория: Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр презентации, видеофильма («Театральная Фа-соль-ка», канал «Карусель»). Практика: Игра «Путешествие на машине времени». Форма занятия: беседа, просмотр видеофильма, игра. Форма контроля: Театр-экспромт «Перед охотой на динозавра», наблюдение.

2.2. Театральное закулисье Теория: Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»). Практика: Творческая мастерская «Мы - художники». Театральные термины: сцена, актёр, режиссёр, бутафор, гримёр. Форма занятия: беседа, просмотр презентации, творческая мастерская. Форма контроля: викторины, творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя».

2.3. Театр и зритель Теория: Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Практика: Театральная гостиная. Просмотр в записи спектакля (детский спектакль). Театральные термины: спектакль, этикет, премьера, аншлаг, билет, афиша, акт, антракт, капельдинер. Форма занятия: беседа, просмотр видеозаписи, проблемные ситуации. Форма контроля: викторина (тест) «Этикет в театре».

Тема 3. Актёрское мастерство (6 часов)

Теория: Актёрская оценка как способность корректировки своего поведения по отношению к предмету, партнёру, событию. Сценическое внимание как активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Тренировка этого процесса путём использования множества различных упражнений, помогающих учащимся научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Практика: Упражнения психофизического тренинга: - разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности; - основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом. - упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Обучающиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия. Одиночные этюды по темам: - этюды на эмоции; - на выразительность жеста; - на развитие органики.

Тема 4. Сценическая речь (2 часа)

Теория: Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) Практика: Правила гигиены голоса. Способы закаливания голоса. Гигиенический и вибрационный массаж лица. Упражнения: а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе; б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.). Дыхание: а) тренировка верного дыхания (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.); 14 б) знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»); в) тренировка мышц дыхательного аппарата: - подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц); - дыхательный тренинг; - артикуляционная гимнастика; - упражнения для языка; - упражнения для губ; - упражнения для челюсти.

Тема 5. Сценическое движение (2 часа)

Практика: Знакомство обучающихся с собственным телом: с его анатомией, физическими и психофизическими качествами, двигательными возможностями, проблемами и ограничениями. Разминка: - упражнения по коррекции осанки и походки; - упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов); - парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика; - упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц; - упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (против вращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

Тема 6. Промежуточная аттестация (1 час) Проверка теоретических и практических знаний.

Тема 7. Репетиционная работа (28 часов)

Теория: Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могут стать частью разных концертных программ. Практика: Этапы постановочной работы. Выбор материала при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности обучающихся. Активный первый этап. Дальнейшая работа над уже утверждённым творческим материалом. Возможность эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.

Тема 8. Выступление перед зрителем (7 часов) Практика: Премьера. Показ миниатюр, тематических сценок в различных концертных программах. Показ спектакля зрителю (дошкольникам, младшим школьникам, одноклассникам, родителям). Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Театр, где играют дети».

Тема 9. Итоговое занятие (1 час) Практика: Подведение итогов обучения. Творческие задания: викторина о театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение. Содержание программы второго года обучения Задачи по достижению предметных результатов второго года обучения: - познакомить с историей театра древней Греции; - совершенствовать основы актёрского мастерства: сценического об

1.5. Планируемые результаты

Предполагаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемый результат образовательного процесса сформулирован в целях и задачах данной образовательной программы. Ожидаемые результаты и способы их проверки при реализации обучающих задач определяются с учетом перечня основных знаний, умений и навыков обучающихся, формируемых при изучении программы.

Ожидаемые результаты 1 года обучения (10-17 лет).

В результате реализации программы 1 года обучения, обучающиеся будут знать:

- историю зарождения искусства;

- устройство сцены и зрительного зала;

- правила поведения в театре;

- основные принципы сценической речи;

- основные правила сценического движения;

- основные принципы творческой коллективной работы над спектаклем.

В результате реализации программы 1 года обучения, обучающиеся будут уметь:

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владеть начальными навыками конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- пользоваться начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. В результате реализации программы 1 года обучения, у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

-прилежание, трудолюбие, эрудиция, взаимопонимание, доброжелательность, уважение; - коммуникабельность; - развитие самостоятельности;

- формирование общей культуры детей, формирование художественно- эстетического вкуса.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное объединение «Адель»» соответствует локальному акту МБОУ СОШ №2 г. Болотного Новосибирской области - «Годовому календарному учебному графику»

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

01.09.2023

Начало периода реализации программы

06.09.2023

Продолжительность учебного года

34 недели

Продолжительность реализации программы

34 недели

Количество учебных часов реализации программы

68 часов

Продолжительность занятия

40 минут

Режим занятий

2 раза в неделю

Окончание периода реализации программы

31.05.2024

Летние каникулы

31.05.2024- 31.08.2024


2.2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

Программу составила и реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Кравец Оксана Владимировна, имеющая опыт работы режиссёра (руководителя) театрального коллектива в течение 8 лет.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 1994 г.

Квалификация: учитель немецкого и английского языков

По специальности: немецкий и английский языки

Педагогический стаж: 29 лет

Материально-техническое обеспечение программы:

 Учебное помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве сценической выгородки, в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172- 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.;

 зал в «Точке роста»;

 учебная литература.

  • столы, необходимое количество стульев;

  • шкафы для хранения необходимых материалов и литературы;

  • стенд для размещения информации и фотографий;

  • компьютер с выходом в Интернет;

  • акустические колонки.


Инструменты и материалы

  • бумага (цветная бумага, картон, ватман, фотобумага);

  • ножницы, степлер канцелярский;

  • булавки с круглой головкой, английские булавки;

  • карандаши простые и цветные, ластики;

  • маркеры, фломастеры;

  • краска (акварельная, гуашь);

  • кисти для краски и клея;

  • клей (канцелярский карандаш и ПВА);

  • линейки, треугольник, циркуль;

  • скрепки, кнопки, держатели для бумаги;

  • бейджи.

Методическое обеспечение:

 наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий);

 музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр;

 видеотека: записи спектаклей;

 методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Интернет –ресурсы (последнее обращение 31.03.2023г)

  • Сборник игр на сплочение коллектива. https://infourok.ru/sbornik-igr-na-splochenie-kollektiva-v-pomosch-pedagogu-871808.html

  • Игры на знакомство. https://infourok.ru/igri-na-znakomstvo-dlya-detey-podrostkovogo-vozrasta-metodicheskie-rekomendacii-i-opisanie-3183530.html

  • Коллективное творческое дело. https://infourok.ru/kollektivnotvorcheskoe-delo-kak-lichnostnoorientirovannaya-vospitatelnaya-tehnologiya-673505.html

  • Компьютерный программы Pinnacle Studio, «Sonyvegaspro».

  • учебно-методическая и познавательная литература;

  • видеоматериал (видео рекомендации, видеосъёмка занятий и мероприятий);

  • методические материалы к практическим занятиям;

  • сборники игр на знакомство, взаимодействие и сплочение коллектива;

  • тренинги, анкеты, опросники;

  • методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей воспитанников;

  • сценарии интеллектуальных и деловых игр для старшеклассников.

  • рекомендации для детей по информационной безопасности в Интернете.

Для выполнения образовательной программы есть дидактический материал:

  1. Карточки с творческими заданиями.

  2. Диски с аудио и видео записями.

  3. Подборки материалов к определенным темам.

  4. Задания для отслеживания знаний обучающихся в течении учебного года.

.

Средства общения:

 участие в творческих мероприятиях различного уровня, детских театральных фестивалях и конкурсах;

 посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов;

 взаимное общение обучающихся из различных творческих объединений.

Информационное обеспечение:

• методическая литература;

• аудиоматериалы;

• видеоматериалы;

• фотоматериалы;

• интернет ресурсы;

• компьютер, оснащенный звуковыми колонками.

2.3. Форма аттестации

Важнейшим звеном деятельности педагога является учёт, проверка, оценка знаний, умений и навыков обучающихся. На занятиях в объединении используются такие виды диагностики как: Входящая – осуществляется в начале учебного года и определяет уровень подготовленности обучающихся методом опроса, наблюдения, анкетирования. Метод наблюдения более всего доступен педагогу и дает много сведений об обучающемся. Смысл наблюдения – в сборе и описании фактов, случаев, особенностей поведения. Методика требует определения цели и объекта наблюдения, а также длительность и способов фиксации результатов, например, отдельные карточки. С помощью этого метода диагностируются следующие показатели: - степень развития умений и навыков; степень развития у обучающихся воображения через наблюдения за ходом выполнения детьми творческих заданий; - уровень воспитанности обучающихся. Текущая – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в течение всего учебного года. Результаты фиксируются в журнале учёта педагога, методом оценивания знаний по балльной системе проставления соответствующих баллов по результатам усвоения пройденных тем. Оценка в объединении не просто формальный показатель качества успеваемости, а средство воспитания, которое стимулирует каждого обучающегося к более активному и сознательному труду. Оценка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая её, она глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности обучающегося, влияет на его самооценку. Промежуточная – по итогам усвоения программы первого полугодия учебного года. Метод определения уровня подготовленности – промежуточная аттестация обучающихся. Форма - зачёт, открытые занятия. Результаты фиксируются в аттестационных листах обучающихся и таблице «Промежуточная диагностика объединения». Итоговая – по итогам усвоения образовательной программы. Метод определения уровня подготовленности - итоговая аттестация обучающихся. Форма проведения – экзамен, отчётный концерт. Результаты фиксируются в аттестационных листах обучающихся и таблице «Итоговая диагностика объединения».

Диагностика результативности освоения программы

Для определения результативности освоения программы используются следующие методы диагностики:

  • Формы контроля в течении учебного года: наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные задания, анализ КТД, самооценка, взаимооценка, участие воспитанников в организации мероприятий в качестве волонтера-аниматора, итоговое занятие.

  • Итоговая аттестация проходит в завершении учебного года в форме презентации индивидуального творческого задания.

2.4 Оценочные материалы

  1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральное объединение «Адель»».

  2. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей воспитанников (приложение).

  3. Презентация индивидуальных творческих (тематических) заданий (приложение).

2.5. Методические материалы

Методы обучения

1. Метод самоуправления и самореализации применяется через творческие и социально значимые дела, а также через участие старшеклассников в тематических конкурсах и мероприятиях.

2. Метод стимулирования (поощрение, награждение, предоставление прав);

3.Креативный метод (творческий). Метод направлен на способность сопротивляться стереотипам, предполагает готовность работать в необычном контексте, склонность к ассоциативному мышлению, умению видеть в простом сложное, а в сложном простое, а также при помощи мозгового штурма активизировать мыслительный процесс путём совместного поиска решения проблемы.

4. Метод результативности. (Создание ситуации успеха для самовыражения, саморазвития и самореализации подростков).


2.6 Формы организации образовательного процесса.

В программе для групповых занятий наряду с лекционными формами применяются тренинги, деловые и ролевые игры, беседы, дискуссии, творческие задания, коллективно-творческие дела, практические занятия, конкурсы. Кроме того, программа предусматривает реализацию творческих проектов и организацию, и проведения различных мероприятий на добровольной основе, В МБУ ДО Доме детства и юношества, школах, детских садах и т.д.

Игры учат анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию и познавательной деятельности.

Организуются беседы и дискуссии. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументированно). Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает индивидуальные поручения по организации и проведения конкурса. Кроме того, учащиеся могут принимать участие в конкурсах различного уровня, что позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) - основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей подростков.

Принципы

Методика занятий по данной программе осуществляется по следующим принципам:

  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

  • принцип сотворчества педагога и воспитанника предполагает взаимодействие педагога и детей в социально-педагогической деятельности, а также совместное проектирование досуговых программ;

  • принцип воспитания предполагает осознание и формирование общечеловеческих ценностей;

  • принцип практикоориентированности предполагает разработку социально значимых творческих проектов, досуговых программ от зарождения идеи до ее реализации.


2.7 Программа воспитания

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Цель создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.

Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;

  • воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);

  • создавать условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного самовыражения личности обучающегося;

  • развивать творческую деятельность;

  • способствовать развитию чувства коллективизма, формированию единого дружного коллектива, его сплочению.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют сущность воспитательной работы в объединении, являются: индивидуальность, самостоятельность, творчество, активность, личность, коллектив.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной работе является коллективная творческая деятельность.

Воспитательная работа осуществляется, основываясь на следующие методы:

    • Метод убеждения (предполагает разумное доказательство, оценка происходящего, логические выводы, сделанные самим ребёнком).

    • Метод требования формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки. Предъявляется требование решительно, используя интонацию, силу голоса, мимику. Косвенное требование (совет, просьба, намёк, выражение доверия).

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий:

    • Принцип массовости (подразумевает участие в мероприятиях не только воспитанников, но и родителей).

    • Принцип диалогичности (предусматривает равноправное взаимодействие детей и взрослых).

    • Принцип вариативности (означает использование различных форм работы).












































2.8 Календарно-тематическое планирование


Тема

Всего часов

Теория

Практика


Сроки

Форма аттестации/ контроля


1 Блок

Вводный

1.1

Введение в образовательную программу.


1


0,5


0,5


1 неделя

Организационная

встреча

1.2

Знакомство с театральной деятельностью.

1

0,5

0,5

1 неделя

Беседа


2 Блок

Игровые технологии

2.1

Игры на знакомство.

Игры на взаимодействие.

Игры и упражнение на выявления творческих способностей.

1

0,5

0,5

2 неделя

Знакомство с понятиями

и терминами/ Игровой практикум

2.2

Игры, творческие задания на развитие мышления, фантазии, воображения и внимания.

1

0,5

0,5

2 неделя

Игровой практикум

3 Блок

Методика работы над сценарием

3.1

Требования к составлению сценария и его особенности.

Структура сценария.

1

0,5

0,5

3 неделя

Знакомство с понятиями, терминами.

Обсуждение.

3.2

Замысел, идея, алгоритм, проектирование сценария.

1

0,5

0,5

3 неделя

Обсуждение.

Написание сценария.

3.4

Проектирование сценария.

1

0,5

0,5

4 неделя

Обсуждение. Написание сценария.

3.5

Проектирование сценария.

1

0,5

0,5

4 неделя

Написание сценария.

3.6

Музыкальное оформление.

1

0,5

0,5

5 неделя

Подбор музыкального сопровождения сценария.

3.7

Музыкальное оформление.

1

0,5

0,5

5 неделя

Практическое занятие

3.8

Работа с текстом.

1

0,5

0,5

6 неделя

Практическое занятие

3.9

Работа с текстом.

1

0,5

0,5

6 неделя

Практическое занятие

3.10

Работа над созданием реквизита.

1

0,5

0,5

7 неделя

Практическое занятие

3.11

Работа над созданием реквизита.

1

0,5

0,5

7 неделя

Практическое занятие.

3.12

Работа над созданием реквизита.

1

0,5

0,5

8 неделя

Практическое занятие.

3.13

Работа над созданием реквизита.

1

0,5

0,5

8 неделя

Практическое занятие.

4 Блок

Актерское мастерство

4.1

Культура речи: голос. интонация, дикция, сценическое произношение, логика речи.

1

0,5

0,5

9 неделя

Знакомство с понятиями и терминами

4.2

Культура речи: голос. интонация, дикция, сценическое произношение, логика речи.

1

0,5

0,5

9 неделя

Практическое занятие

4.3

Внешний вид. Поза. Приемы и навыки представления создаваемого сценического номера.

1

0,5

0,5

10 неделя

Практическое занятие

4.4

Жесты, мимика, речь- слагаемые актерского мастерства.

1

0,5

0,5

10 неделя

Практическое занятие

4.5

Жесты, мимика, речь- слагаемые актерского мастерства.

1

0,5

0,5

11 неделя

Практическое занятие

4.6

«Я актер».

1

0,5

0,5

11 неделя

Практикум

5

Блок

Репетиционный блок

5.1

Репетиция.

1

0,5

0,5

12 неделя

Практическое занятие

5.2

Репетиция.

1

0,5

0,5

12 неделя

Практическое занятие

5.3

Репетиция.

1

0,5

0,5

13 неделя

Практическое занятие

5.4

Репетиция.

1

0,5

0,5

13 неделя

Практическое занятие

5.5

Репетиция.

1

0,5

0,5

14 неделя

Практическое занятие

5.6

Репетиция.

1

0,5

0,5

14 неделя

Практическое занятие

5.7

Репетиция.

1

0,5

0,5

15 неделя

Практическое занятие

5.8

Репетиция.

1

0,5

0,5

15 неделя

Практическое занятие

5.9

Репетиция.

1

0,5

0,5

16 неделя

Практическое занятие

5.10

Репетиция.

1

0,5

0,5

16 неделя

Практическое занятие

5.11

Репетиция.

1

0,5

0,5

17 неделя

Практическое занятие

5.12

Репетиция.

1

0,5

0,5

17 неделя

Практическое занятие

5.13

Репетиция.

1

0,5

0,5

18 неделя

Практическое занятие

5.14

Работа над ошибками.

1

0,5

0,5

18 неделя

Практическое занятие

5.12

Репетиция.

1

0,5

0,5

19 неделя

Практическое занятие

5.13

Репетиция.

1

0,5

0,5

19 неделя

Практическое занятие

5.12

Репетиция.

1

0,5

0,5

20 неделя

Практическое занятие

5.13

Репетиция.

1

0,5

0,5

20 неделя

Практическое занятие

5.12

Репетиция.

1

0,5

0,5

21 неделя

Практическое занятие

5.13

Репетиция.

1

0,5

0,5

21 неделя

Практическое занятие

5.12

Репетиция.

1

0,5

0,5

22 неделя

Практическое занятие

5.13

Репетиция.

1

0,5

0,5

22 неделя

Практическое занятие

5.14

Репетиция.

1

0,5

0,5

23 неделя

Практическое занятие

5.15

Репетиция.

1

0,5

0,5

23 неделя

Практическое занятие

5.16

Репетиция.

1

0,5

0,5

24 неделя

Практическое занятие

5.17

Репетиция.

1

0,5

0,5

24 неделя

Практическое занятие

5.18

Репетиция.

1

0,5

0,5

25 неделя

Практическое занятие

5.19

Репетиция.

1

0,5

0,5

25 неделя

Практическое занятие

5.20

Репетиция.

1

0,5

0,5

26 неделя

Практическое занятие

5.21

Репетиция.

1

0,5

0,5

26 неделя

Практическое занятие

5.22

Репетиция.

1

0,5

0,5

27 неделя

Практическое занятие

5.23

Репетиция.

1

0,5

0,5

27 неделя

Практическое занятие

5.24

Репетиция.

1

0,5

0,5

28 неделя

Практическое занятие

5.25

Репетиция.

1

0,5

0,5

28 неделя

Практическое занятие

5.26

Репетиция.

1

0,5

0,5

29 неделя

Практическое занятие

5.27

Репетиция.

1

0,5

0,5

29 неделя

Практическое занятие

5.28

Работа над ошибками

1

0,5

0,5

30 неделя

Практическое занятие

6 Блок

Итоговый

6.1

Презентация творческого продукта на школьной сцене учащимся начальной школы.


1

0

3

30 неделя

Практическое занятие

6.2

Презентация творческого продукта на школьной сцене учащимся среднего звена.


1

0,5

0,5

31 неделя

Практическое занятие

6.3

Презентация творческого продукта на школьной сцене учащимся старшей школы.


1

0,5

0,5

31 неделя

Практическое занятие

6.4

Презентация творческого продукта на конкурсе (муниципальный этап)

1

0,5

0,5

32 неделя

Практическое занятие

6.5

Запись видео спектакля на конкурс

1

0,5

0,5

32 неделя

Практическое занятие

6.6

Монтаж видео

1

0,5

0,5

33 неделя

Практическое занятие

6.7

Презентация творческого продукта на конкурсе (муниципальный этап)




33 неделя

Практическое занятие

6.8

Презентация творческого продукта на конкурсе (областной этап)

1

0,5

0,5

34 неделя

Практическое занятие

6.9

Итоговое занятие. Подведение итогов работы творческого объединения за учебный год

1

0,5

0,5

34 неделя

Практическое занятие

Итого:

68

34

34













2.9 Ожидаемые результаты:

  • сформировано взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);

  • созданы условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного самовыражения личности обучающегося;

  • обучающиеся вовлечены в творческую деятельность;

  • у обучающихся проявляется чувство коллективизма, сформирован единый, дружный коллектив.

3. Список литературы

Нормативно-правовой основой разработки Программы являются следующие документы:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ.;

2. Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

4. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

6. Постановление правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р;

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

13. Национальный проект «Образование» в Новосибирской области на 2019- 2024 год


    1. Список литературы для педагога

1. Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже 19-20 веков. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 168 с.

2. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 2008. – 224 с.

3. Дюпре Вероника. Как стать актером – Ростов на Дону: Феникс, 2007, -192 с. – (Золотой фонд).

4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. Изд. 4-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978., 334 с.

5. Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Актерский тренинг: 56 128 лучших упражнений для актера, режиссера, тренера. АСТ; СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2009.-287 с.

6. Пауэлл М. Актерское мастерство для начинающих (пер. с англ. И. Наумовой). М.: Эксмо, 2011.– 256 с.

7. Полищук В., Сарабатьян Э. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание актерских тренингов по методикам величайших режиссеров – Москва: АСТ, 2014.- 791 с.

8. Сарабьян Э., Лоза О. Большая книга тренингов по системе Станиславского - М.: Астрель, 2012.- 799 с.

9. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Искусство, 1980. – 430 с.

10. Станиславский К.С. Этика/Предисл. А.Д. Попова. – М. – Искусство, 1981. – 46 с.

11. Савина А. Театр. Актер. Режиссер: Краткий словарь терминов и понятий – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 352 с. – (Мир культуры, истории и философии).

12. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманмт. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 3.3. Список литературы для обучающихся

1. Аверченко, А. Театральная энциклопедия «Сатирикона»- С.-Петербург, 1913. – 120 с.

2. Алянский, Ю. Азбука театра - Л.: Детская литература, 1986. – 70 с.

3. Корогодский, З.Я. Этюды и школа – М.: Советская Россия, 1978. – 110 с.

4. Михайлова, С.Б., Симонян, А.М. Театральная энциклопедия «Сатирикона» - С.Петербург,1913. – 120 с.

5. Петров, В.А. Нулевой класс актёра: учебное пособие для театральных студий – М.: Советская Россия, 1985.- 140 с.

6. Чехов, М. Об актёре – М.: Просвещение, 1980. – 115с.

7. Шильгави, В.П. Начнем с игры - М.: Просвещение, 1980. - 93 с.

3.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.08.22г.)

2. Видео занятие «Учимся говорить красиво» https://yadi.sk/i/z3LuRN78wjADsQ 57 (дата обращения: 02.03.22г.)

3. Студия актерского мастерства Just do it Art 85 https://www.youtube.com/channel/UCpVhIhEWQxuZQwjX7OpSJ2A (дата обращения:15.09.21г.)

4. Канал horeograf.com https://www.youtube.com/channel/UCfC198Y71xlRIDNd8OlhZgg (дата обращения:10.01.22г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Перечень оборудования и материалов

• Элементы театральных декораций (ширмы, кубы, скамейки).

• Учебная литература. • Костюмы для театральных постановок, грим.

• Компьютер, проектор, экран.

• Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.

Приложение 2

.Контрольно–измерительные материалы.

Оценочно – диагностические материалы.

Вопросы и задания для выявления предметных и метапредметных образовательных результатов в ходе текущего и промежуточного контроля.

Вопросы для устного опроса:

1. Зоны сценического пространства.

2. Дайте определение «дыхание на опоре».

3. Что такое рампа?

4. Дайте определение терминам: сверхзадача, основное событие, конфликт.

5. Сколько существует резонаторов?

6. Что такое «зерно образа»?

7. Дайте определение стилю гротеск?

8. Назовите театры города.

9. Перечислите основные законы сценического этюда.

10. Что такое сценическая пауза?

Критерии оценивания:

- точность и содержательность;

- самостоятельность ответа;

- грамотность речи.

2. Материалы для тестирования:

1. Тест «История театра».

2. Тест «Теория актёрского мастерства».

Критерии оценивания

Оценка

Описание критериев

3 - «зачет»/ «отлично» работа выполнена полностью

2 - «зачет»/ «хорошо допускается 1-3 ошибки 1 - «зачет»/ «удовлетворительно» допускается 4-5 ошибок 0 - «незачет»/ «неудовлетворительно» более 5 ошибок (менее 50%)

3. Задания для практической работы:

1. Демонстрация плавного голосоведения.

2. Демонстрация чёткости дикции.

3. Демонстрация свободного перемещения в условиях сценических задач.

4. Демонстрация части драматургического произведения (монолог)

5. Чтение стихов.

Критерии оценивания

Оценка

Описание критериев 3 - «зачет»/«отлично» Знает словесное обозначение движений и самостоятельно выполняет их 2 - «зачет»/ «хорошо Путается в словесных обозначениях, выполняет движения самостоятельно или частично с педагогом. 1 - «зачет»/«удовлетв.» Не называет словесное обозначение движений, выполняет движение частично с педагогом 0 - «незачет»/ «неудовлетв.» Не называет словесное обозначение движений, не выполняет движения

4. Тематика творческих проектов:

1. Подготовить сценический этюд на предлагаемую тему.

2. Придумать сценический образ для литературного персонажа.

3. Создание простейшего макета декораций для сценического действия

5. Тематика проверочных сценических номеров:

1. Воспроизвести голосовую комбинацию (на усмотрение педагога).

2. Воспроизведение дикционное упражнение (на усмотрение педагога).

3. Показать упражнения на "публичное одиночество"

3. Аутотренинг «Здравствуй, Я, мой любимый!»

– Сядьте так, чтобы вам было удобно. Отнеситесь очень ответственно и внимательно ко всему, что будет с вами происходить. Вот твоя правая нога… поставь ее так, как если бы нога была живая и могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня хорошо…» Свою левую ногу поставь так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на колени. И правая рука, и левая… взгляни на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так же спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого… Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, течение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух – и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они просто отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать – так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо… Мое лицо – самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает вместе со мной жизненные трудности – и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Мы всегда вместе. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве мое тело – только Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира – это моя душа. Моя душа – это Я? Не знаю. Но я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа – это то, что умеет любить, моя душа – это то, что умеет плакать… А как она умеет смеяться! Как она улыбается! Моя душа… Как она умеет летать, парить… Как она умеет быть милой… Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе, вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, – спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты всегда не спишь и позволяешь мне видеть и понимать так много в окружающем мире. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной – самое главное знание на свете.

Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул – и вы удобно сидите на нем, глубоко вдохните, откройте глаза – и окажетесь здесь.

Вы дышите ровно, дышите спокойно… и возвращаетесь потихоньку сюда.

4. Мой портрет в лучах солнца

– Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

5. Все мы

«Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал…» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

6. Записки

Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В последний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачитывает их вслух. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!