СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Безопасность»»




Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Безопасность»







Воспитатель: Байрамалиева В.Д.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Содержание программы рассчитано на детей 2 -7 лет.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

Это:

  • профессионализм педагогических кадров;

  • соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

  • организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

  • мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

  • целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.


Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей в нашем ДОУ была создана программа «Безопасность».


Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.


Задачи:

  • Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированной на соблюдение здорового и безопасного образа жизни.

  • Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

  • Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.

  • Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.

  • Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.

  • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

  • Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

  • Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.




ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.

Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.











Основные направления реализации программы


п/п

направление

задачи

1

Работа с детьми


- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;

- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- целенаправленно развивать физические качества;

- формировать умение сохранять правильную осанку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

2

Работа

с педагогами

- изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МБДОУ;

- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения здоровья детей;

- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.

3

Работа с родителями

- формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи,

- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;

- активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;

- оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.


Ожидаемые результаты:

    1. Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семье.

    2. Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.

    3. Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.

    4. Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.

    5. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня заболевания.

    6. Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.

    7. Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.

    8. Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.

    9. Овладение элементарными навыками оздоровления: самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта.


Аспекты отслеживания:

- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;

- общее физическое развитие детей;

-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;

- оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.


Для реализации задач, намеченных программой, в ДОУ созданы следующие условия:

  • зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

  • спортивная площадка для занятий на воздухе;

  • картотека подвижных игр;

  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

  • кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

  • медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет)

  • закаливающие процедуры; закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в режимных моментах;


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении.

II. Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.

III. Познавательная деятельность

IV. Организация здорового ритма и двигательной активности.

V. Медицинское обеспечение оздоровительной работы.

VI. Закаливание детей.

VII. Работа с родителями.

VIII. Работа с коллективом.













I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


1.1 Модель организации здоровьесберегающего процесса

1. Оценка состояния здоровья детей:

- показатели здоровья,

- показатели физического развития,

2. Формирование основ здорового образа жизни:

- валеологизация образования;

- формирование основ безопасной жизнедеятельности;

- привитие культурно- гигиенических навыков;

- организация оптимального двигательного режима.

3. Взаимодействие с семьёй.

4. Оздоровление детей:

- проведение лечебно-профилактических мероприятий;

- проведение оздоровительных мероприятий.

5. Организация деятельности детей:

- оптимизация режима дня;

- организация гигиенического режима;

- охрана психического здоровья;

- организация питания;

- создание безопасной среды жизнедеятельности

6. Работа с персоналом:

- обучение персонала;

- организация контроля;

- организация санитарно-эпидемических мероприятий.


1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей


1. Оптимизация режима дня:

  • определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка;

  • организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;

  • организация гибкого режима дня.


2. Организация гигиенического режима:

· режим проветривания помещений;

· обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

· обеспечение чистоты среды;

· смена и маркировка постельного белья;

· мытье игрушек.

3. Охрана психического здоровья:

· использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;

· обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;

· организация безопасной, комфортной среды;

· определение эмоционального состояния каждого ребенка через «Экран настроения».


4. Организация питания:

- сбалансированность и разнообразие рациона;

- соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;

- обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;

- качество продуктов питания и приготовленных блюд;

- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;

- использование йодированной соли;

- введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;

- соблюдение питьевого режима.


5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:

- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;

- соблюдение правил пожарной безопасности;

- подбор мебели с учетом антропометрических данных;

- подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;

- качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка.

1.3 Оценка состояния здоровья детей

Показатели здоровья:

- общая заболеваемость;

- заболеваемость детей в днях на одного ребенка;

- количество часто болеющих детей, в процентах;

- количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;

- результаты диспансерного осмотра детей врачами (в 3 года, 6 лет, 7 лет);

- результаты осмотра детей диспансерной группы;

- соотношение групп физического развития по состояния здоровья детей для организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);

- количество детей с выявленным ранним плоскостопием 5-7 лет;

- количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;

- индекс здоровья.


Показатели физического развития:

- уровень физического развития (антропометрические данные);

- уровень физической подготовленности.


II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ



Критерии


Содержание критерия



Содержание метода, средства


1. Развитие интереса к различным видам спорта



1.1 Наличие предрасположенности к занятиям тем или иным видом спорта


1.2 Наличие знаний о различных видах спорта





1.3 Реализация себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей




1.4 Проявление личной заинтересованности в совершенствовании своих результатов









1.5 Сформированность потребности в двигательной активности


1. Диагностика уровня физической подготовленности по методике Иванова.


1. Занятия познавательного цикла: «Зимние и летние виды спорта», «Кто такие спортсмены», «Дружим со спортом», «Мой весёлый звонкий мяч», «История развития спорта», «Олимпийские игры».

2. Практические занятия: «Зимняя спортивная олимпиада», «Летние Олимпийские игры».


1. Проведение подвижных игр с различным проявлением основных видов движений и физических способностей.

2. Наблюдение за двигательной активностью ребёнка в течение дня.

  1. Занятия по физической культуре.




1. Беседа «Физкультура и здоровье».

Основное содержание: значение физических упражнений для здоровья.

2. Наблюдение за проявлениями ребёнка на физкультурных занятиях, на занятиях по плаванию.

3. Вопросы открытого типа:

- Чем нравится заниматься?

- С каким предметом нравится выполнять задания?

- В какие игры нравится играть?

4. Самостоятельная двигательная активность.




1. Занятия познавательного цикла: «Польза от физических упражнений»,

« Опора и двигатели нашего организма», «Преодолей себя».

2. Сюжетно-игровой метод.

Основное содержание: педагог предлагает ребёнку придумать упражнения и показать другим.

3. Участие в спортивных мероприятиях (досуги, развлечения, праздники, соревнования).


2. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни




2.1 Сформированность представлений о ЗОЖ









2.2 Наличие устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих





2.3 Овладение ребёнком системы культурно-гигиенических знаний об организме человека


1. Дидактические игры по формированию элементарных представлений детей о ЗОЖ.

2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром «Я – ребёнок. Мой образ жизни».

Основное содержание: особенности образа жизни ребёнка, его значение для здоровья.

3. Презентация детского альбома «Здоровый образ жизни».

4. Познавательные занятия: «Чистота – залог здоровья», «Полезная еда», «Аптека вокруг нас».


1. Консультация «Телевизор и компьютер – друзья или враги.

2. Беседа «Я и другие люди».

3. Беседа «Здоровье и болезнь».

Основное содержание: здоровье и болезнь; микробы; грязь – среда обитания микробов.

4. Занятия познавательного цикла: «Что я знаю о себе», «Почему мы двигаемся», «Наши глаза», «Как мы слышим».


1. Режимные моменты и ЗОЖ.

2. Лекция «Значение санитарно-гигиенических процедур».

3. Спортивные мероприятия: «Чистота и здоровье», «Осторожно, микробы», «Как природа помогает нам быть здоровыми».

4. Вопросы открытого типа.

5. Познавательно-оздоровительные лекции: «Здоровые уши», «Береги своё горло», «Чтобы зубы не болели», «Будем видеть хорошо».


3. Развитие навыков здорового образа жизни






    1. 3.1. Устойчивость навыков владения своим телом с целью сохранения здоровья




3.2. Овладение навыками элементарного массажа, правильного дыхания



    1. 3.3. Сформированность потребности в двигательной активности


1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я – человек».

Основное содержание: элементарное строение человека: необходимые для жизни условия: пища, воздух, тепло, одежда.

2. Беседа «Что я знаю о себе. Мой организм».

3. Вопросы открытого типа.


1. Оздоровительно-интегрированные занятия с включением комплексов дыхательных упражнений и комплексов массажа.

2. Самостоятельное выполнение детьми комплексов массажа.

3. Самостоятельное выполнение дыхательных упражнений.


1. Наблюдение за детьми при самостоятельном выполнении комплексов массажа и дыхательных упражнений.

2. Наблюдения за двигательной активностью ребёнка в течение дня, за участием в играх соревновательного характера, в физкультурных досугах, на секционных занятиях.


4. Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности


4.1 Развитие способности по переносу знаний на конкретные ситуации










4.2 Устойчивость навыков владения своим телом в экстремальных ситуациях




4.3 Сформированность правильного поведения в нестандартных ситуациях

1. Организация в группах здоровьесберегающего пространства.

2. Беседы-консультации «Я живу в большом городе», «Я – пешеход и пассажир».

3. Вопросы открытого типа:

- один дома;

- что делать, когда замёрз?;

- вызываем помощь;

- осторожность около водоема;

- незнакомец.

4. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Стихийные бедствия», «Служба спасения».


1. Практические занятия серии «Забочусь о своём здоровье».

2. Просмотр видео, иллюстраций серии «Стихийные бедствия».

3. Беседы после просмотра видео, иллюстраций.




1. Беседы познавательного цикла: «Правила поведения в лесу», «Опасность на дорогах», «Соблюдаем правила», «Оказание помощи».

2. Проблемно-ситуационный метод.

Содержание: перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую он должен разрешить.

3. Игровой метод.

Содержание: выполнение действий в соответствии с поставленной ситуацией.




ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Ф.И.О.

воспитанника

Развитие интереса к различным видам спорта


Осознанное отношение к здоровому образу жизни

Развитие навыков здорового образа жизни

Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности







Оценка производится по трехбалльной шкале, где:

- 1 балл - у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.

- 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье».

- 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Организация оптимального двигательного режима:

· физкультурные занятия в зале и на воздухе;

· утренняя гимнастика с элементами ЛФК;

· ленивая гимнастика после дневного сна;

· физ. минутки;

· спортивные праздники и досуги;

· активный отдых (развлечения, дни здоровья и т. д.);

· музыкально-ритмические занятия;

· подвижные игры на улице;

· прогулки и походы с включением подвижных игр, упражнений;

· индивидуальная работа по развитию основных движений на прогулке;

· спортивные игры и упражнения на воздухе;

· оздоровительный бег.


IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


  • Взаимодействие с семьей:

  • Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

  • Оформление информационных стендов, выставок.

  • Индивидуальное консультирование родителей.

  • Организация консультаций педиатра.

  • Организация и проведение родительских собраний.

  • Организация групповых консультаций.

  • Анкетирование родителей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!