Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Безопасность»
Воспитатель: Байрамалиева В.Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Содержание программы рассчитано на детей 2 -7 лет.
Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.
Это:
профессионализм педагогических кадров;
соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей в нашем ДОУ была создана программа «Безопасность».
Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированной на соблюдение здорового и безопасного образа жизни.
Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.
Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления реализации программы
№ п/п | направление | задачи |
1 | Работа с детьми | - укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей; - формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия; - удовлетворять потребность детей в движении; - стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением; - формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности; - обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях; - целенаправленно развивать физические качества; - формировать умение сохранять правильную осанку; - воспитывать чувство уверенности в себе. |
2 | Работа с педагогами | - изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни; - внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей; - неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МБДОУ; - повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; - разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения здоровья детей; - организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка. |
3 | Работа с родителями | - формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, - обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье; - активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья; - оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья; - изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания; - создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка; - валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. |
Ожидаемые результаты:
Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семье.
Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.
Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.
Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня заболевания.
Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.
Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.
Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.
Овладение элементарными навыками оздоровления: самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта.
Аспекты отслеживания:
- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;
- общее физическое развитие детей;
-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);
- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
- оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.
Для реализации задач, намеченных программой, в ДОУ созданы следующие условия:
зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
спортивная площадка для занятий на воздухе;
картотека подвижных игр;
в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;
медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет)
закаливающие процедуры; закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в режимных моментах;
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении.
II. Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.
III. Познавательная деятельность
IV. Организация здорового ритма и двигательной активности.
V. Медицинское обеспечение оздоровительной работы.
VI. Закаливание детей.
VII. Работа с родителями.
VIII. Работа с коллективом.
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Модель организации здоровьесберегающего процесса
1. Оценка состояния здоровья детей:
- показатели здоровья,
- показатели физического развития,
2. Формирование основ здорового образа жизни:
- валеологизация образования;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- привитие культурно- гигиенических навыков;
- организация оптимального двигательного режима.
3. Взаимодействие с семьёй.
4. Оздоровление детей:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- проведение оздоровительных мероприятий.
5. Организация деятельности детей:
- оптимизация режима дня;
- организация гигиенического режима;
- охрана психического здоровья;
- организация питания;
- создание безопасной среды жизнедеятельности
6. Работа с персоналом:
- обучение персонала;
- организация контроля;
- организация санитарно-эпидемических мероприятий.
1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей
1. Оптимизация режима дня:
определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка;
организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;
организация гибкого режима дня.
2. Организация гигиенического режима:
· режим проветривания помещений;
· обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
· обеспечение чистоты среды;
· смена и маркировка постельного белья;
· мытье игрушек.
3. Охрана психического здоровья:
· использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
· обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;
· организация безопасной, комфортной среды;
· определение эмоционального состояния каждого ребенка через «Экран настроения».
4. Организация питания:
- сбалансированность и разнообразие рациона;
- соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;
- обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;
- качество продуктов питания и приготовленных блюд;
- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;
- использование йодированной соли;
- введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;
- соблюдение питьевого режима.
5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- подбор мебели с учетом антропометрических данных;
- подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;
- качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка.
1.3 Оценка состояния здоровья детей
Показатели здоровья:
- общая заболеваемость;
- заболеваемость детей в днях на одного ребенка;
- количество часто болеющих детей, в процентах;
- количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;
- результаты диспансерного осмотра детей врачами (в 3 года, 6 лет, 7 лет);
- результаты осмотра детей диспансерной группы;
- соотношение групп физического развития по состояния здоровья детей для организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);
- количество детей с выявленным ранним плоскостопием 5-7 лет;
- количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- индекс здоровья.
Показатели физического развития:
- уровень физического развития (антропометрические данные);
- уровень физической подготовленности.
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии | Содержание критерия | Содержание метода, средства |
1. Развитие интереса к различным видам спорта | 1.1 Наличие предрасположенности к занятиям тем или иным видом спорта 1.2 Наличие знаний о различных видах спорта 1.3 Реализация себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей 1.4 Проявление личной заинтересованности в совершенствовании своих результатов 1.5 Сформированность потребности в двигательной активности | 1. Диагностика уровня физической подготовленности по методике Иванова. 1. Занятия познавательного цикла: «Зимние и летние виды спорта», «Кто такие спортсмены», «Дружим со спортом», «Мой весёлый звонкий мяч», «История развития спорта», «Олимпийские игры». 2. Практические занятия: «Зимняя спортивная олимпиада», «Летние Олимпийские игры». 1. Проведение подвижных игр с различным проявлением основных видов движений и физических способностей. 2. Наблюдение за двигательной активностью ребёнка в течение дня. Занятия по физической культуре. 1. Беседа «Физкультура и здоровье». Основное содержание: значение физических упражнений для здоровья. 2. Наблюдение за проявлениями ребёнка на физкультурных занятиях, на занятиях по плаванию. 3. Вопросы открытого типа: - Чем нравится заниматься? - С каким предметом нравится выполнять задания? - В какие игры нравится играть? 4. Самостоятельная двигательная активность. 1. Занятия познавательного цикла: «Польза от физических упражнений», « Опора и двигатели нашего организма», «Преодолей себя». 2. Сюжетно-игровой метод. Основное содержание: педагог предлагает ребёнку придумать упражнения и показать другим. 3. Участие в спортивных мероприятиях (досуги, развлечения, праздники, соревнования). |
2. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни | 2.1 Сформированность представлений о ЗОЖ 2.2 Наличие устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих 2.3 Овладение ребёнком системы культурно-гигиенических знаний об организме человека | 1. Дидактические игры по формированию элементарных представлений детей о ЗОЖ. 2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром «Я – ребёнок. Мой образ жизни». Основное содержание: особенности образа жизни ребёнка, его значение для здоровья. 3. Презентация детского альбома «Здоровый образ жизни». 4. Познавательные занятия: «Чистота – залог здоровья», «Полезная еда», «Аптека вокруг нас». 1. Консультация «Телевизор и компьютер – друзья или враги. 2. Беседа «Я и другие люди». 3. Беседа «Здоровье и болезнь». Основное содержание: здоровье и болезнь; микробы; грязь – среда обитания микробов. 4. Занятия познавательного цикла: «Что я знаю о себе», «Почему мы двигаемся», «Наши глаза», «Как мы слышим». 1. Режимные моменты и ЗОЖ. 2. Лекция «Значение санитарно-гигиенических процедур». 3. Спортивные мероприятия: «Чистота и здоровье», «Осторожно, микробы», «Как природа помогает нам быть здоровыми». 4. Вопросы открытого типа. 5. Познавательно-оздоровительные лекции: «Здоровые уши», «Береги своё горло», «Чтобы зубы не болели», «Будем видеть хорошо». |
3. Развитие навыков здорового образа жизни | 3.1. Устойчивость навыков владения своим телом с целью сохранения здоровья 3.2. Овладение навыками элементарного массажа, правильного дыхания 3.3. Сформированность потребности в двигательной активности | 1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я – человек». Основное содержание: элементарное строение человека: необходимые для жизни условия: пища, воздух, тепло, одежда. 2. Беседа «Что я знаю о себе. Мой организм». 3. Вопросы открытого типа. 1. Оздоровительно-интегрированные занятия с включением комплексов дыхательных упражнений и комплексов массажа. 2. Самостоятельное выполнение детьми комплексов массажа. 3. Самостоятельное выполнение дыхательных упражнений. 1. Наблюдение за детьми при самостоятельном выполнении комплексов массажа и дыхательных упражнений. 2. Наблюдения за двигательной активностью ребёнка в течение дня, за участием в играх соревновательного характера, в физкультурных досугах, на секционных занятиях. |
4. Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности | 4.1 Развитие способности по переносу знаний на конкретные ситуации 4.2 Устойчивость навыков владения своим телом в экстремальных ситуациях 4.3 Сформированность правильного поведения в нестандартных ситуациях | 1. Организация в группах здоровьесберегающего пространства. 2. Беседы-консультации «Я живу в большом городе», «Я – пешеход и пассажир». 3. Вопросы открытого типа: - один дома; - что делать, когда замёрз?; - вызываем помощь; - осторожность около водоема; - незнакомец. 4. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Стихийные бедствия», «Служба спасения». 1. Практические занятия серии «Забочусь о своём здоровье». 2. Просмотр видео, иллюстраций серии «Стихийные бедствия». 3. Беседы после просмотра видео, иллюстраций. 1. Беседы познавательного цикла: «Правила поведения в лесу», «Опасность на дорогах», «Соблюдаем правила», «Оказание помощи». 2. Проблемно-ситуационный метод. Содержание: перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую он должен разрешить. 3. Игровой метод. Содержание: выполнение действий в соответствии с поставленной ситуацией. |
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Ф.И.О. воспитанника | Развитие интереса к различным видам спорта | Осознанное отношение к здоровому образу жизни | Развитие навыков здорового образа жизни | Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности |
| | | | |
Оценка производится по трехбалльной шкале, где:
- 1 балл - у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.
- 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье».
- 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Организация оптимального двигательного режима:
· физкультурные занятия в зале и на воздухе;
· утренняя гимнастика с элементами ЛФК;
· ленивая гимнастика после дневного сна;
· физ. минутки;
· спортивные праздники и досуги;
· активный отдых (развлечения, дни здоровья и т. д.);
· музыкально-ритмические занятия;
· подвижные игры на улице;
· прогулки и походы с включением подвижных игр, упражнений;
· индивидуальная работа по развитию основных движений на прогулке;
· спортивные игры и упражнения на воздухе;
· оздоровительный бег.
IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие с семьей:
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Оформление информационных стендов, выставок.
Индивидуальное консультирование родителей.
Организация консультаций педиатра.
Организация и проведение родительских собраний.
Организация групповых консультаций.
Анкетирование родителей.