СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка программы, а также организация всей работы по её реализации   строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Заместитель директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Комсомольская школа №1» администрации Старобешевского района

Гончаренко Елена Алексеевна

Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся    - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовая основа:

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020)

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №119-НП

  • ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса»

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; внутришкольные факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; временной разрыв между педагогическим воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; соответствует здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является, направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье), самостоятельная работа, которая способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.  

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке данной программы.        

Разработка программы, а также организация всей работы по её реализации   строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. А также исходить из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - это обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требует создания благоприятного психологического климата, обеспечения рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся, а также организация всей работы по её реализации строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цель программы: формирование представлений об основах экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Задачи программы:

  1. формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  2. формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

  3. формировать установки на использование правильного питания; использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей; развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;

  4. формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и других психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  5. способствовать становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  6. формировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  7. формировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  8. формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Первый этап (организационный)

Анализ состояния и планирование работы по - организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; - организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями); - выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования


Заместитель директора по ВР, УВР

Второй этап Организация просветительской работы

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: - внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; - лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; - проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; - создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей: проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.; - приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно- методической литературы; - привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.


Заместитель директора по ВР, УВР учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги









































Заместитель директора по УВР, ВР, учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги








Третий этап (аналитический)

Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического направления.


Заместитель директора по УВР, ВР, учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги



































































Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде шести взаимосвязанных блоков: « Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)», «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения», «Рациональная организация образовательного процесса», «Организация спортивно - оздоровительной работы», «Реализация дополнительных образовательных программ».



Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

Направление формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования экологической Культуры, здорового и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; -формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни; -формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности; -воспитание бережного отношения к растениям и животным

-учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; -учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; -у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; участия в проектной деятельности

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

-здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое

-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - у учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; -учащиеся имеют первоначальный личный опыт здровьесберегающей деятельности; -учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр

телевидения, рекламы на здоровье человека

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся

Рациональная организация образовательного процесса

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения

Организация спортивно- оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния

-полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях); -рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования

Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.






Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания.



Направления формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным

1)предметные уроки (урочная); Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание 2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), 3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная); 4)участие в деятельности по благоустройству школьного двора, (внеурочная),


Зам.директора поВР. Педагог - организатор. Кл.руководители

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). 2. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей

Экскурсии Экскурсия «В Природу» Экскурсия по экологической тропе Экскурсия на берег реки Кальмиус 1 раз в четверть Презентации «Где мы побывали, что мы повидали», « В здоровом теле – здоровый дух»

Классные часы, беседы, встречи

1)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); 2)встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная); 3)прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная); 4) урок физической культуры (урочная); 5)спортивные секции (внеурочна) 6)подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная); 7)туристические походы (внеурочная, внешкольная); 8) спортивные соревнования (внеурочная, внешкольная); 9) игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная); 1)предметные уроки (урочная); 2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), 3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная); 4)участие в деятельности по благоустройству школьного двора, (внеурочная),

По плану
























1 раз в четв.

Классные руководители

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ

1. Организация качественного горячего питания учащихся. 2. Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым)

Обеспечение школьной столовой качественными продуктами питания. Организация горячего питания школьников. С - витаминизация третьих блюд. Обеспечение обучающихся сбалансированным калорийным питанием. Оснащение медицинского кабинета оборудованием. Обновление и пополнение спортивного инвентаря. Соблюдение санитарно- гигиенических норм.


Ст. повар, админи-

страция

Рациональная организация образовательного процесса

1. Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. 2. Обеспечение Возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальным

Создание условий для снятия перегрузки. Нормальное чередование труда и отдыха. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности).

Система

тически

педагоги

Организация спортивно- оздоровительной работы

Обеспечение Рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья

Уроки физической культуры. Занятия в спортивных секциях. Утренняя зарядка. Динамические паузы. Физкультминутки. Спортивный час. Подвижные перемены. Дни здоровья. Спортивные соревнования

Ежедневно В соответствии с расписанием доп. образования детей. По плану воспитательной работы школы


Реализация дополнительных образовательных программ

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность

Внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Интеграция в Базовые образовательные дисциплины ценностей здоровья и здорового образа жизни


педагоги

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Родительские собрания Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка. Половое воспитание ребенка. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.

Консультации для родителей Развитие костной системы ребенка. Правильная поза при выполнении домашних заданий. Как организовать режим дня школьника. Влияние семьи на формирование ЗОЖ. Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков

Беседы с родителями О соблюдении правил личной гигиены. Как сберечь глаза ребенка. Внешний вид школьника. О занятиях в объединениях дополнительного образования


Соц.педагог, медсестра, классные руководители

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно - ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.

План мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственность


Проведение «Дней здоровья», легкоатлетического кросса

2 раза в год

Классные руководители, учитель физической культуры


Проведение бесед с учениками: «Режим дня», «Спорт и мы», «Простудные заболевания», «Нет вредным привычкам».

1 раз в четверть

Классные руководители


Проведение классных часов, бесед с приглашением сотрудников ГИБДД: «Моя дорога в школу», конкурсы «Зеленый нам дорогу открывает», «Рыцари дорожного движения», классные часы «Виды транспорта», «Правила дорожные – друзья надёжные». Экологических классных часов, экскурсий, утренников, участие в экологических акциях, в исследовательской конференции «Шаг в будущее».

1 раз в четверть

Классные руководители


Проведение психологических тренингов с целью формирования благоприятного морально- психологического климата в классе

1 раз в месяц

Классные руководители


Проведение комплексной психолого- педагогической диагностики учащихся.

Апрель-май

Классные руководители, зам. по ВР


Обеспечение качественного и рационального питания школьников.

ежедневно

Работники столовой, администрация школы


Проведение инструктажей по технике безопасности.

1 раз в четверть

Классные руководители, зам. директора


Подбор и проведение физкультурных динамических пауз с учётом специфики предмета.

ежедневно

Классные руководители, педагоги


Формирование положительной мотивации к занятиям спортом через спортивные мероприятия, классные часы и беседы.

1 раз в четверть

Классные руководители, педагог-организатор


Прививать интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, посещая школьную библиотеку.

Май - июнь

Классные руководители, библиотекарь


Создавать на каждом уроке эмоциональный фон, повышающий мотивацию к обучению.

1 раз в четверть

Классные руководители


Организовывать учебные занятия с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

ежедневно

Классные руководители, педагоги


Работать по расписанию уроков с соблюдением норм САНПИНа.

ежедневно

Классные руководители, педагоги


Учитывать объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность.

ежедневно

Классные руководители, зам. директора по УВР


Посещение детьми группы продлённого дня

ежедневно

Классные руководители, воспитатель ГПД


Применять на уроках современные образовательные технологии личностно- ориентированный и индивидуально- дифференцированный подходы к учащимся.

ежедневно

Педагоги


Выполнять мероприятия для профилактики нарушения зрения: следить за освещённостью в классе; дизайн классных комнат; использование удобной мебели; соблюдение гигиены чтения; проведение физкультминуток для глаз.

ежедневно

Классные руководители


Диагностика адаптации обучающихся к условиям начальной школы.

1 раз в год

Классные руководители, зам. по ВР, социальный педагог.


Изучение системы занятости обучающихся в кружках и спортивных секциях.

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР


Выполнить и составить отчёт о выполнении плана работы по здоровьесберегающим технологиям.

1 раз в четверть

Классные руководители







Мониторинг программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинга «Состояние здоровья школьников».

Цель мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.

Задачи мониторинга:

1) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды;

2) определение мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы;

3) прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.

Методы и способы технических решений:

Анкетирование: — учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения); — родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка); — учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении); — классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти или полугодия, года, контакты с родителями проблемных учащихся); — медицинских работников (структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях); — руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения; включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение САНПИНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты.)

Тестирование: — физического развития — по стандартным методикам силами медицинского персонала ; — двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры по стандартизованному комплексу тестов. Наблюдение: — за поведением детей в процессе учебной деятельности — осуществляют классные руководители.

Беседы: — с педагогическими и медицинскими кадрами — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения; — с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье; — с учащимися — объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.

Экспертные методы: — преобразования качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления статистического анализа; — оценки эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении. Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, экологической культурой, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!