Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Заместитель директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Комсомольская школа №1» администрации Старобешевского района
Гончаренко Елена Алексеевна
Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовая основа:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №119-НП
ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; внутришкольные факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; временной разрыв между педагогическим воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; соответствует здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является, направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье), самостоятельная работа, которая способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке данной программы.
Разработка программы, а также организация всей работы по её реализации строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. А также исходить из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - это обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требует создания благоприятного психологического климата, обеспечения рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся, а также организация всей работы по её реализации строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цель программы: формирование представлений об основах экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
Задачи программы:
формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
формировать установки на использование правильного питания; использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей; развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;
формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и других психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
способствовать становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Первый этап (организационный) | Анализ состояния и планирование работы по - организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; - организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями); - выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования | | Заместитель директора по ВР, УВР |
Второй этап Организация просветительской работы | 1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: - внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; - лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; - проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; - создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей). 2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей: проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.; - приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно- методической литературы; - привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. | | Заместитель директора по ВР, УВР учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги Заместитель директора по УВР, ВР, учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги |
Третий этап (аналитический) | Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического направления. | | Заместитель директора по УВР, ВР, учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, медсестра, педагоги |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде шести взаимосвязанных блоков: « Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)», «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения», «Рациональная организация образовательного процесса», «Организация спортивно - оздоровительной работы», «Реализация дополнительных образовательных программ».
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
Направление формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | Ценностные установки | Планируемые результаты формирования экологической Культуры, здорового и безопасного образа жизни |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | -развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; -формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни; -формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности; -воспитание бережного отношения к растениям и животным | -учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; -учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; -у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; участия в проектной деятельности |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | -здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - у учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; -учащиеся имеют первоначальный личный опыт здровьесберегающей деятельности; -учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр телевидения, рекламы на здоровье человека |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся |
Рациональная организация образовательного процесса | Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения |
Организация спортивно- оздоровительной работы | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния | -полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях); -рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования |
Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания | Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. |
| | |
Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания.
Направления формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | 1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным | 1)предметные уроки (урочная); Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание 2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), 3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная); 4)участие в деятельности по благоустройству школьного двора, (внеурочная), | | Зам.директора поВР. Педагог - организатор. Кл.руководители |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | 1. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). 2. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей | Экскурсии Экскурсия «В Природу» Экскурсия по экологической тропе Экскурсия на берег реки Кальмиус 1 раз в четверть Презентации «Где мы побывали, что мы повидали», « В здоровом теле – здоровый дух» Классные часы, беседы, встречи 1)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); 2)встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная); 3)прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная); 4) урок физической культуры (урочная); 5)спортивные секции (внеурочна) 6)подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная); 7)туристические походы (внеурочная, внешкольная); 8) спортивные соревнования (внеурочная, внешкольная); 9) игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная); 1)предметные уроки (урочная); 2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), 3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная); 4)участие в деятельности по благоустройству школьного двора, (внеурочная), | По плану 1 раз в четв. | Классные руководители |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ | 1. Организация качественного горячего питания учащихся. 2. Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым) | Обеспечение школьной столовой качественными продуктами питания. Организация горячего питания школьников. С - витаминизация третьих блюд. Обеспечение обучающихся сбалансированным калорийным питанием. Оснащение медицинского кабинета оборудованием. Обновление и пополнение спортивного инвентаря. Соблюдение санитарно- гигиенических норм. | | Ст. повар, админи- страция |
Рациональная организация образовательного процесса | 1. Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. 2. Обеспечение Возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальным | Создание условий для снятия перегрузки. Нормальное чередование труда и отдыха. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности). | Система тически | педагоги |
Организация спортивно- оздоровительной работы | Обеспечение Рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья | Уроки физической культуры. Занятия в спортивных секциях. Утренняя зарядка. Динамические паузы. Физкультминутки. Спортивный час. Подвижные перемены. Дни здоровья. Спортивные соревнования | Ежедневно В соответствии с расписанием доп. образования детей. По плану воспитательной работы школы | |
Реализация дополнительных образовательных программ | Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность | Внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Интеграция в Базовые образовательные дисциплины ценностей здоровья и здорового образа жизни | | педагоги |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы | Родительские собрания Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка. Половое воспитание ребенка. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи. Консультации для родителей Развитие костной системы ребенка. Правильная поза при выполнении домашних заданий. Как организовать режим дня школьника. Влияние семьи на формирование ЗОЖ. Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков Беседы с родителями О соблюдении правил личной гигиены. Как сберечь глаза ребенка. Внешний вид школьника. О занятиях в объединениях дополнительного образования | | Соц.педагог, медсестра, классные руководители |
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно - ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.
План мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственность |
| Проведение «Дней здоровья», легкоатлетического кросса | 2 раза в год | Классные руководители, учитель физической культуры |
| Проведение бесед с учениками: «Режим дня», «Спорт и мы», «Простудные заболевания», «Нет вредным привычкам». | 1 раз в четверть | Классные руководители |
| Проведение классных часов, бесед с приглашением сотрудников ГИБДД: «Моя дорога в школу», конкурсы «Зеленый нам дорогу открывает», «Рыцари дорожного движения», классные часы «Виды транспорта», «Правила дорожные – друзья надёжные». Экологических классных часов, экскурсий, утренников, участие в экологических акциях, в исследовательской конференции «Шаг в будущее». | 1 раз в четверть | Классные руководители |
| Проведение психологических тренингов с целью формирования благоприятного морально- психологического климата в классе | 1 раз в месяц | Классные руководители |
| Проведение комплексной психолого- педагогической диагностики учащихся. | Апрель-май | Классные руководители, зам. по ВР |
| Обеспечение качественного и рационального питания школьников. | ежедневно | Работники столовой, администрация школы |
| Проведение инструктажей по технике безопасности. | 1 раз в четверть | Классные руководители, зам. директора |
| Подбор и проведение физкультурных динамических пауз с учётом специфики предмета. | ежедневно | Классные руководители, педагоги |
| Формирование положительной мотивации к занятиям спортом через спортивные мероприятия, классные часы и беседы. | 1 раз в четверть | Классные руководители, педагог-организатор |
| Прививать интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, посещая школьную библиотеку. | Май - июнь | Классные руководители, библиотекарь |
| Создавать на каждом уроке эмоциональный фон, повышающий мотивацию к обучению. | 1 раз в четверть | Классные руководители |
| Организовывать учебные занятия с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся. | ежедневно | Классные руководители, педагоги |
| Работать по расписанию уроков с соблюдением норм САНПИНа. | ежедневно | Классные руководители, педагоги |
| Учитывать объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность. | ежедневно | Классные руководители, зам. директора по УВР |
| Посещение детьми группы продлённого дня | ежедневно | Классные руководители, воспитатель ГПД |
| Применять на уроках современные образовательные технологии личностно- ориентированный и индивидуально- дифференцированный подходы к учащимся. | ежедневно | Педагоги |
| Выполнять мероприятия для профилактики нарушения зрения: следить за освещённостью в классе; дизайн классных комнат; использование удобной мебели; соблюдение гигиены чтения; проведение физкультминуток для глаз. | ежедневно | Классные руководители |
| Диагностика адаптации обучающихся к условиям начальной школы. | 1 раз в год | Классные руководители, зам. по ВР, социальный педагог. |
| Изучение системы занятости обучающихся в кружках и спортивных секциях. | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР |
| Выполнить и составить отчёт о выполнении плана работы по здоровьесберегающим технологиям. | 1 раз в четверть | Классные руководители |
| | | |
Мониторинг программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинга «Состояние здоровья школьников».
Цель мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.
Задачи мониторинга:
1) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды;
2) определение мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы;
3) прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.
Методы и способы технических решений:
Анкетирование: — учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения); — родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка); — учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении); — классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти или полугодия, года, контакты с родителями проблемных учащихся); — медицинских работников (структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях); — руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения; включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение САНПИНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты.)
Тестирование: — физического развития — по стандартным методикам силами медицинского персонала ; — двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры по стандартизованному комплексу тестов. Наблюдение: — за поведением детей в процессе учебной деятельности — осуществляют классные руководители.
Беседы: — с педагогическими и медицинскими кадрами — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения; — с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье; — с учащимися — объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.
Экспертные методы: — преобразования качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления статистического анализа; — оценки эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении. Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, экологической культурой, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.