СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа"Формирование культуры здорового питания МБОУ СОШ № 202 г. Новосибирск"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выбора питательной и вкусной пищи на протяжении всей жизни. Кроме того, персоналу школы следует позиционировать здоровое питание в качестве ценности повседневной жизни.

         Программа школьного питания должна эффективно использовать школьные и общественные ресурсы и равно обслуживать нужды и интересы всех учащихся и персонала, принимая во внимание различия культурных норм.

        Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Школы несут ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни. Хорошо спланированные и успешно реализованные школьные программы здорового питания показали, что могут позитивно влиять на привычки учащихся в еде.

     «Программа обучения здоровому питанию» обозначает спланированную последовательную программу обучения, обеспечивающую знания и формирующую навыки, которые помогут учащимся в принятии и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.

 

        Под здоровым питанием понимается питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа"Формирование культуры здорового питания МБОУ СОШ № 202 г. Новосибирск"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 202»





ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ № 202











Программу составила

учитель начальных классов

Поманысочко Мария Николаевна





Новосибирск 2017г.



Содержание:


1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика программы.

3. Цель и задачи программы.

4. Нормативная база.

5. Программа по организации и развитию культуры здорового питания.

1-4 классы 5-9 классы

6. Заключение.








































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Все учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выбора питательной и вкусной пищи на протяжении всей жизни. Кроме того, персоналу школы следует позиционировать здоровое питание в качестве ценности повседневной жизни.

Программа школьного питания должна эффективно использовать школьные и общественные ресурсы и равно обслуживать нужды и интересы всех учащихся и персонала, принимая во внимание различия культурных норм.

Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Школы несут ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни. Хорошо спланированные и успешно реализованные школьные программы здорового питания показали, что могут позитивно влиять на привычки учащихся в еде.

«Программа обучения здоровому питанию» обозначает спланированную последовательную программу обучения, обеспечивающую знания и формирующую навыки, которые помогут учащимся в принятии и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.


Под здоровым питанием понимается питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний.


В настоящее время вопросам обеспечения здорового питания уделяется большое внимание.

Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года», которым предусмотрен комплекс мероприятий, и по которым на первый план выходит дефицит витаминов, особенно минеральных веществ и микроэлементов (кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк), что способствует ослаблению иммунитета. В жизни человека есть несколько периодов, в которых играет большую роль правильное питание. Это возраст ребёнка от 0 до 3 лет, дошкольный и школьный период, когда формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируется нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьёзно нарушать физическое и умственное развитие ребёнка. Реализация данной программы, прежде всего, выполняет требования ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

















2. Общая характеристика программы

Программа курса по формированию культуры здорового питания включает в себя три модуля:

- для обучающихся 1-4 классов, начальное общее образование

- для обучающихся 5-9 классов, основное общее образование


Программу обучения здоровому образу жизни, которая преподается в каждом классе, начиная с детского сада и вплоть до выпускного класса. В центре программы обучения здоровому питанию - обучение здоровому образу жизни. Программа обучения правильному питанию разрабатывается для содействия учащимся в усвоении:

  • знаний о питании, включая, но не ограничиваясь преимуществами здорового питания, сведений о необходимых питательных веществах, дефиците питательных веществ, принципах управления весом для здоровья, правильном и неправильном употребление диетических добавок, безопасном приготовлении, обработке и хранении еды;

  • умений, связанных с питанием, включая, планирование здоровых завтраков, обедов и ужинов, понимание и использование ярлыков на продуктах, критическую оценку информации о питании, несоответствующих действительности сведений, рекламы пищевых продуктов; а также умения оценивать личные привычки в еде, ставить цели для их улучшения и достигать их.


3. Цель программы:

Формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению здоровья.


Задачи:

  1. Формировать и развивать представления у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.

  2. Формировать готовность обучающихся заботиться и укреплять собственное физическое и духовное здоровье.

  3. Расширять знания о правилах рационального питания и их роли в сохранении и укреплении здоровья и вести профилактику нерационального питания, связанных с риском для здоровья.

  4. Повышать гигиеническую грамотность детей и родителей в вопросах питания;

  5. Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

  6. Информировать обучающихся о национальных традициях своего народа и традициях других народов, развивая при этом творческие способности и расширяя кругозор.


Программа предусматривает организацию кружков, проектов, факультативов по выбранной тематике. А также организацию Дней здоровья, соревнований, конкурсов, праздников, где бы учащиеся смогли продемонстрировать свои практические умения, полученные в результате изучения данной программы.

Обучающие мероприятия программы обучения правильному питанию должны:

- подчеркивать привлекательные черты здорового питания,

- активизировать практическую деятельность всех учащихся,

- соответствовать физическому и духовному развитию обучающихся,

- быть увлекательными и интересными по содержанию.

Программа должна привлекать семьи в качестве партнёров в образовательном процессе их детей. Специалистов, приглашённых для бесед с учащимися, необходимо ориентировать на соответствующую программу школы. Педагоги и сотрудники школы должны служить образцом здорового питания. Школа должна предоставлять программы здорового образа жизни, включающего в себя обучение здоровому питанию и физической активности.


4. Нормативная база

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 (ч.I ст. 12, п. 9 ст. 2, п.5 ст. 12, ч. 7 ст. 12).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.12.2013 г. №08-2053

3. Приказ Министерства образования науки России от 6 октября 2009 г. №1897 от 17 мая 2012 №413

4. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»;

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

6. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873-р «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года».

7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2. 2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» №22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.

8. «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года»





5. Программа организации и развития

культуры здорового питания


Программа «Культура здорового питания» рассчитана на 3 года. Ее поэтапная реализация будет осуществлена в период с 2017 по 2020 год.


Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся с 1-11 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, кружки, проекты), так и воспитательной деятельности, в том числе, и в летнем пришкольном оздоровительном лагере.


Основные задачи по организации питания:

  • Обеспечение бесплатным питанием категорий учащихся, установленных администрацией Октябрьского района;

  • Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей (законных представителей);

  • Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока школы (при наличии финансирования)

  • Повышение культуры питания;

  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

  • Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Каждый модуль программы включает личностные результаты

1-4 классы – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование установки на ЗОЖ

5-9 классы – формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек.


Метапредметные результаты:

1-4 классы – овладение начальными сведениями

5-9 классы – умение самостоятельно определять цель обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


Предметные результаты:

1-4 классы – получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и о важности правильного выбора профессии.

5-9 классы – формирование сущности культуры труда, уяснение социальных и технологических последствий, овладение методами исследовательской и проектной деятельности.


5.1. Содержание программы для обучающихся 1-4 классов.

Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов состоит из 6 тематических разделов.

  1. Как устроен человек.

  2. Личная гигиена.

  3. Чтобы зубы не болели.

  4. Береги зрение смолоду.

  5. Как правильно питаться.

  6. Наше здоровье в наших руках.


Раздел I. Как устроен человек.

Строение человека. Органы пищеварения.


Раздел 2. Личная гигиена.

Понятие «гигиена» - личная гигиена. Правила личной гигиены – уход за лицом, руками, ногтями, телом, волосами. Правила личной гигиены.


Раздел 3. Чтобы зубы не болели.

Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние и сохранение зубов.


Раздел 4. Береги зрение смолоду.

Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.


Раздел 5. Как правильно питаться.

Значение питания в жизни человека. Всё ли мы знаем о здоровой пище. Питание школьников.


Раздел 6. Наше здоровье в наших руках.

Пирамида здорового питания. Характеристика ступеней здорового питания.






5.2. Содержание программы для обучающихся 5-9 классов.


Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 5-9 классов состоит из 5 разделов:

  1. Введение. Здоровье человека и основы правильного питания.

  2. Алиментарно-зависимые заболевания.

  3. Физиология питания.

  4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.

  5. Санитария и гигиена питания.


Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие.

Состояние здоровья современного человека. Пирамида здорового питания. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами.


Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания.

Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.


Раздел 3. Физиология питания.

Приводятся краткие сведения о физиологии питания человека. О механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Правила построения рационов питания для различных групп населения.


Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.

Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. Особенность питания детей, учащихся, лечебно-профилактического, диетического питания. Структура ассортимента продукции общественного питания. Приём и способы кулинарной обработки пищевых продуктов.


Раздел 5. Санитария и гигиена питания.


Основная функция и правила гигиены питания. Гигиена, режим и различные формы организации питания школьников. Особенности и правила личной гигиены. Сведения о пищевых отравлениях и их предотвращении.















6. Заключение


Содержание программы позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды) ,технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей).

Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.


Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.


Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание в школе должно составлять 60% - 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.


Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.


Помимо организации горячего питания учащихся одной из основных составляющих программы по совершенствованию питания является формирование культуры здорового питания детей и подростков и проведение информационно – просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.


Рациональное здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровьем. Нарушение питания в школьном возрасте служит одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.














Приложение


При Управляющем совете МБОУ СОШ № 202 создана комиссия по питанию, куда входят учителя, родители и старшеклассники.


Организация деятельности комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся


Школьная комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся существует с 20 года. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.


Основные направления деятельности комиссии:


Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.

Осуществляет контроль:


1. За рациональным использованием финансовых средств, выделенных на
питание обучающихся;

2. За целевым использованием продуктов питания и готовой продукции;

3. За соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;

4. За качеством готовой продукции;

5. За санитарным состоянием пищеблока;

6. За выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции,
сроками их хранения и использования;

7. За организацией приема пищи обучающихся;

8. За соблюдением графика работы столовой.


План работы школьной комиссии по контролю и за качеством питания


1. Проверка двухнедельного меню.

сентябрь


2. Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции.

ежемесячно


3. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню.

ежедневно


4. Использование финансовых средств на питание учащихся.

октябрь, январь


5. Организация просветительской работы.

октябрь, апрель


6. Анкетирование учащихся и их родителей по питанию.

ноябрь


7. Контроль над качеством питания.

ежедневно


8. Проверка табелей питания (ежедневно)


9. Разработка буклетов по здоровому питанию (1-2 раза в четверть)















































ПЛАН РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ПИТАНИЮ


  1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение



Срок

Основные мероприятия

Исполнители


август - сентябрь

1. Организационное совещание по оформлению бесплатного питания

С.К.Душтакова - директор школы,

С.В.Рузанова - зам.директора по УВР,

Т.В.Мариничева


сентябрь

2. Утверждение графика по питанию в столовой.

С.В.Рузанова - зам.директора по УВР,


сентябрь

3. Оформление документов на бесплатное питание. Встречи с родителями. Акты обследования.

С.В.Рузанова - зам.директора по УВР,

Т.В. Мариничева,

классные руководители

в течение года

4. Осуществление ежедневного контроля над посещаемостью учащихся, стоящих на бесплатном питании.

Т.В.Мариничева
























  1. Методическое обеспечение


Срок

Основные мероприятия


Исполнители

в течение года


1 . Организация консультаций для классных руководителей 1-4, 5-9 классов

- Культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- Организация горячего питания - залог сохранения здоровья


в течение года



2. Выставка в библиотеке «Простые истины о здоровье и питании»,

О.В. Плакунова -библиотекарь












  1. Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг


срок

Основные мероприятия

исполнители

август

1. Заключение договора о питании обучающихся.

администрация

МБОУ «СОШ № 202»

август

2. Косметический ремонт цеха, приобретение необходимой посуды


Администрация

МБОУ «СОШ № 202»

в течение года


3. Разработка нового меню, расчёт калорийности

администрация

МБОУ «СОШ № 202»










  1. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся



Основные мероприятия


Исполнители


Сентябрь

Проведение классных часов по темам:

  • «Красиво! Вкусно! Полезно!»

  • «Правильное питание – залог здоровья»,

  • «Здоровое питание - здоровая нация»,

Кл. рук.

1-9 классов

Праздник «День здоровья»

Кл. рук.

1-9 классов

Уроки-практикумы «Столовый этикет»

Кл. рук. 1 кл.

Октябрь

Выпуск информационно-наглядных агитаций о здоровом питании «Мы здоровое питание »

5,6 класс


Праздник «Дары осени»


Кл. рук.

1-4 классов

Конкурс юных кулинаров «Пища на любой вкус»


Учитель технологии

7-9 кл.

Ноябрь

- Беседы по темам:

«Режим дня и его значение»

«Острые кишечные заболевания и их профилактика»

мед. сестра



Викторина «Здоровое питание – это здорово»

6 класс

Выставка книг по темам:




- «О вкусной и здоровой пище»;

 

 

 

- «Традиции питания»

 

 

 

- «Правильное питание – основа здоровья»;








Зав. библиотекой О.В. Плакунова

Декабрь

Фестиваль электронных презентаций «Правильное питание – основа здорового образа жизни».

7класс

Конкурс творческих работ (эссе, стихи, сочинения) на тему «Как быть здоровым?»

учителя русского языка и литературы

Конкурс «Лучший дежурный класс»

Зам. директора по УВР

С.В. Рузанова


Классный час «Твоё здоровье в твоих руках»

Кл. рук.

1-4 классов

Январь

Выступление на семейной гостиной

«Традиции чаепития».


3 АБВ класс

Конкурс рисунков «Умные продукты», «Правила правильного питания»

Кл.рук. 1,2,4 кл.

Лекция «Режим питания. Правила поведения за столом»

Учитель биологии и ОБЖ

5-9 кл.

Февраль

Мини-проект «Самая вкусная и полезная каша»

5 класс, кл.рук.1-4 кл

Конкурс рисунков, плакатов на тему 
«Я люблю жизнь и хочу жить!»

учительИЗО

Март

Игра «Nestle «Город Здоровья»» (сайт Нестле Правильное Питание)

Кл.рук. 2,4 класс


Классный час «Праздничный стол: любимое блюдо моей семьи»

Учитель технологии, кл.рук. 5-9 кл.

Апрель

Выставка плакатов «Витамины – это сила»

кл.рук.1-4 кл


Конкурс «Хозяюшка».

Зам. дир. по УВР

С.В. Рузанова

Учитель технологии 5-7 кл.



Май

Праздник «День здоровья»

Кл. рук.

1-9 классов

Конкурс «Лучший дежурный класс»

Зам. директора по УВР

С.В. Рузанова























  1. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся


Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

1 . Проведение родительских собраний по темам:

- «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым». Анкетирование родителей по вопросам питания.

- «Формирование здорового образа жизни младших школьников».

- «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний»

- Итоги медицинских осмотров учащихся.



сентябрь




ноябрь


апрель




май


Классные руководители


3. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи в ваших руках»


апрель


Мед.сестра




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!