Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 202»
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ № 202
Программу составила
учитель начальных классов
Поманысочко Мария Николаевна
Новосибирск 2017г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы.
3. Цель и задачи программы.
4. Нормативная база.
5. Программа по организации и развитию культуры здорового питания.
1-4 классы 5-9 классы
6. Заключение.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выбора питательной и вкусной пищи на протяжении всей жизни. Кроме того, персоналу школы следует позиционировать здоровое питание в качестве ценности повседневной жизни.
Программа школьного питания должна эффективно использовать школьные и общественные ресурсы и равно обслуживать нужды и интересы всех учащихся и персонала, принимая во внимание различия культурных норм.
Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Школы несут ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни. Хорошо спланированные и успешно реализованные школьные программы здорового питания показали, что могут позитивно влиять на привычки учащихся в еде.
«Программа обучения здоровому питанию» обозначает спланированную последовательную программу обучения, обеспечивающую знания и формирующую навыки, которые помогут учащимся в принятии и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.
Под здоровым питанием понимается питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
В настоящее время вопросам обеспечения здорового питания уделяется большое внимание.
Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года», которым предусмотрен комплекс мероприятий, и по которым на первый план выходит дефицит витаминов, особенно минеральных веществ и микроэлементов (кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк), что способствует ослаблению иммунитета. В жизни человека есть несколько периодов, в которых играет большую роль правильное питание. Это возраст ребёнка от 0 до 3 лет, дошкольный и школьный период, когда формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируется нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьёзно нарушать физическое и умственное развитие ребёнка. Реализация данной программы, прежде всего, выполняет требования ФГОС начального, основного и среднего общего образования.
2. Общая характеристика программы
Программа курса по формированию культуры здорового питания включает в себя три модуля:
- для обучающихся 1-4 классов, начальное общее образование
- для обучающихся 5-9 классов, основное общее образование
Программу обучения здоровому образу жизни, которая преподается в каждом классе, начиная с детского сада и вплоть до выпускного класса. В центре программы обучения здоровому питанию - обучение здоровому образу жизни. Программа обучения правильному питанию разрабатывается для содействия учащимся в усвоении:
знаний о питании, включая, но не ограничиваясь преимуществами здорового питания, сведений о необходимых питательных веществах, дефиците питательных веществ, принципах управления весом для здоровья, правильном и неправильном употребление диетических добавок, безопасном приготовлении, обработке и хранении еды;
умений, связанных с питанием, включая, планирование здоровых завтраков, обедов и ужинов, понимание и использование ярлыков на продуктах, критическую оценку информации о питании, несоответствующих действительности сведений, рекламы пищевых продуктов; а также умения оценивать личные привычки в еде, ставить цели для их улучшения и достигать их.
3. Цель программы:
Формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению здоровья.
Задачи:
Формировать и развивать представления у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
Формировать готовность обучающихся заботиться и укреплять собственное физическое и духовное здоровье.
Расширять знания о правилах рационального питания и их роли в сохранении и укреплении здоровья и вести профилактику нерационального питания, связанных с риском для здоровья.
Повышать гигиеническую грамотность детей и родителей в вопросах питания;
Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Информировать обучающихся о национальных традициях своего народа и традициях других народов, развивая при этом творческие способности и расширяя кругозор.
Программа предусматривает организацию кружков, проектов, факультативов по выбранной тематике. А также организацию Дней здоровья, соревнований, конкурсов, праздников, где бы учащиеся смогли продемонстрировать свои практические умения, полученные в результате изучения данной программы.
Обучающие мероприятия программы обучения правильному питанию должны:
- подчеркивать привлекательные черты здорового питания,
- активизировать практическую деятельность всех учащихся,
- соответствовать физическому и духовному развитию обучающихся,
- быть увлекательными и интересными по содержанию.
Программа должна привлекать семьи в качестве партнёров в образовательном процессе их детей. Специалистов, приглашённых для бесед с учащимися, необходимо ориентировать на соответствующую программу школы. Педагоги и сотрудники школы должны служить образцом здорового питания. Школа должна предоставлять программы здорового образа жизни, включающего в себя обучение здоровому питанию и физической активности.
4. Нормативная база
1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 (ч.I ст. 12, п. 9 ст. 2, п.5 ст. 12, ч. 7 ст. 12).
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.12.2013 г. №08-2053
3. Приказ Министерства образования науки России от 6 октября 2009 г. №1897 от 17 мая 2012 №413
4. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»;
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
6. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873-р «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года».
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2. 2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» №22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.
8. «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года»
5. Программа организации и развития
культуры здорового питания
Программа «Культура здорового питания» рассчитана на 3 года. Ее поэтапная реализация будет осуществлена в период с 2017 по 2020 год.
Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся с 1-11 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, кружки, проекты), так и воспитательной деятельности, в том числе, и в летнем пришкольном оздоровительном лагере.
Основные задачи по организации питания:
Обеспечение бесплатным питанием категорий учащихся, установленных администрацией Октябрьского района;
Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей (законных представителей);
Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока школы (при наличии финансирования)
Повышение культуры питания;
Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Каждый модуль программы включает личностные результаты
1-4 классы – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование установки на ЗОЖ
5-9 классы – формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек.
Метапредметные результаты:
1-4 классы – овладение начальными сведениями
5-9 классы – умение самостоятельно определять цель обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Предметные результаты:
1-4 классы – получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и о важности правильного выбора профессии.
5-9 классы – формирование сущности культуры труда, уяснение социальных и технологических последствий, овладение методами исследовательской и проектной деятельности.
5.1. Содержание программы для обучающихся 1-4 классов.
Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов состоит из 6 тематических разделов.
Как устроен человек.
Личная гигиена.
Чтобы зубы не болели.
Береги зрение смолоду.
Как правильно питаться.
Наше здоровье в наших руках.
Раздел I. Как устроен человек.
Строение человека. Органы пищеварения.
Раздел 2. Личная гигиена.
Понятие «гигиена» - личная гигиена. Правила личной гигиены – уход за лицом, руками, ногтями, телом, волосами. Правила личной гигиены.
Раздел 3. Чтобы зубы не болели.
Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние и сохранение зубов.
Раздел 4. Береги зрение смолоду.
Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.
Раздел 5. Как правильно питаться.
Значение питания в жизни человека. Всё ли мы знаем о здоровой пище. Питание школьников.
Раздел 6. Наше здоровье в наших руках.
Пирамида здорового питания. Характеристика ступеней здорового питания.
5.2. Содержание программы для обучающихся 5-9 классов.
Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 5-9 классов состоит из 5 разделов:
Введение. Здоровье человека и основы правильного питания.
Алиментарно-зависимые заболевания.
Физиология питания.
Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.
Санитария и гигиена питания.
Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие.
Состояние здоровья современного человека. Пирамида здорового питания. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами.
Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания.
Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.
Раздел 3. Физиология питания.
Приводятся краткие сведения о физиологии питания человека. О механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Правила построения рационов питания для различных групп населения.
Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.
Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. Особенность питания детей, учащихся, лечебно-профилактического, диетического питания. Структура ассортимента продукции общественного питания. Приём и способы кулинарной обработки пищевых продуктов.
Раздел 5. Санитария и гигиена питания.
Основная функция и правила гигиены питания. Гигиена, режим и различные формы организации питания школьников. Особенности и правила личной гигиены. Сведения о пищевых отравлениях и их предотвращении.
6. Заключение
Содержание программы позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды) ,технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей).
Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.
Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание в школе должно составлять 60% - 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Помимо организации горячего питания учащихся одной из основных составляющих программы по совершенствованию питания является формирование культуры здорового питания детей и подростков и проведение информационно – просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.
Рациональное здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровьем. Нарушение питания в школьном возрасте служит одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.
Приложение
При Управляющем совете МБОУ СОШ № 202 создана комиссия по питанию, куда входят учителя, родители и старшеклассники.
Организация деятельности комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся
Школьная комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся существует с 20 года. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.
Основные направления деятельности комиссии:
Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.
Осуществляет контроль:
1. За рациональным использованием финансовых средств, выделенных на
питание обучающихся;
2. За целевым использованием продуктов питания и готовой продукции;
3. За соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
4. За качеством готовой продукции;
5. За санитарным состоянием пищеблока;
6. За выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции,
сроками их хранения и использования;
7. За организацией приема пищи обучающихся;
8. За соблюдением графика работы столовой.
План работы школьной комиссии по контролю и за качеством питания
1. Проверка двухнедельного меню.
сентябрь
2. Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции.
ежемесячно
3. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню.
ежедневно
4. Использование финансовых средств на питание учащихся.
октябрь, январь
5. Организация просветительской работы.
октябрь, апрель
6. Анкетирование учащихся и их родителей по питанию.
ноябрь
7. Контроль над качеством питания.
ежедневно
8. Проверка табелей питания (ежедневно)
9. Разработка буклетов по здоровому питанию (1-2 раза в четверть)
ПЛАН РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ПИТАНИЮ
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение
Срок | Основные мероприятия | Исполнители |
август - сентябрь | 1. Организационное совещание по оформлению бесплатного питания | С.К.Душтакова - директор школы, С.В.Рузанова - зам.директора по УВР, Т.В.Мариничева |
сентябрь | 2. Утверждение графика по питанию в столовой. | С.В.Рузанова - зам.директора по УВР, |
сентябрь | 3. Оформление документов на бесплатное питание. Встречи с родителями. Акты обследования. | С.В.Рузанова - зам.директора по УВР, Т.В. Мариничева, классные руководители |
в течение года | 4. Осуществление ежедневного контроля над посещаемостью учащихся, стоящих на бесплатном питании. | Т.В.Мариничева |
Методическое обеспечение
Срок | Основные мероприятия | Исполнители |
в течение года | 1 . Организация консультаций для классных руководителей 1-4, 5-9 классов - Культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований; - Организация горячего питания - залог сохранения здоровья | |
в течение года | 2. Выставка в библиотеке «Простые истины о здоровье и питании», | О.В. Плакунова -библиотекарь |
Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг
срок | Основные мероприятия | исполнители |
август | 1. Заключение договора о питании обучающихся. | администрация МБОУ «СОШ № 202» |
август | 2. Косметический ремонт цеха, приобретение необходимой посуды | Администрация МБОУ «СОШ № 202» |
в течение года | 3. Разработка нового меню, расчёт калорийности | администрация МБОУ «СОШ № 202» |
Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
| Основные мероприятия | Исполнители |
Сентябрь | Проведение классных часов по темам: «Красиво! Вкусно! Полезно!» «Правильное питание – залог здоровья», «Здоровое питание - здоровая нация», | Кл. рук. 1-9 классов |
Праздник «День здоровья» | Кл. рук. 1-9 классов |
Уроки-практикумы «Столовый этикет» | Кл. рук. 1 кл. |
Октябрь | Выпуск информационно-наглядных агитаций о здоровом питании «Мы здоровое питание » | 5,6 класс |
Праздник «Дары осени» | Кл. рук. 1-4 классов |
Конкурс юных кулинаров «Пища на любой вкус» | Учитель технологии 7-9 кл. |
Ноябрь | - Беседы по темам: «Режим дня и его значение» «Острые кишечные заболевания и их профилактика» | мед. сестра |
Викторина «Здоровое питание – это здорово» | 6 класс |
Выставка книг по темам: | | | | - «О вкусной и здоровой пище»; | | | | - «Традиции питания» | | | | - «Правильное питание – основа здоровья»; | | | | | | | Зав. библиотекой О.В. Плакунова |
Декабрь | Фестиваль электронных презентаций «Правильное питание – основа здорового образа жизни». | 7класс |
Конкурс творческих работ (эссе, стихи, сочинения) на тему «Как быть здоровым?» | учителя русского языка и литературы |
Конкурс «Лучший дежурный класс» | Зам. директора по УВР С.В. Рузанова |
| Классный час «Твоё здоровье в твоих руках» | Кл. рук. 1-4 классов |
Январь | Выступление на семейной гостиной «Традиции чаепития». | 3 АБВ класс |
Конкурс рисунков «Умные продукты», «Правила правильного питания» | Кл.рук. 1,2,4 кл. |
Лекция «Режим питания. Правила поведения за столом» | Учитель биологии и ОБЖ 5-9 кл. |
Февраль | Мини-проект «Самая вкусная и полезная каша» | 5 класс, кл.рук.1-4 кл |
Конкурс рисунков, плакатов на тему «Я люблю жизнь и хочу жить!» | учительИЗО |
Март | Игра «Nestle «Город Здоровья»» (сайт Нестле Правильное Питание) | Кл.рук. 2,4 класс |
| Классный час «Праздничный стол: любимое блюдо моей семьи» | Учитель технологии, кл.рук. 5-9 кл. |
Апрель | Выставка плакатов «Витамины – это сила» | кл.рук.1-4 кл |
Конкурс «Хозяюшка». | Зам. дир. по УВР С.В. Рузанова Учитель технологии 5-7 кл. |
|
|
Май | Праздник «День здоровья» | Кл. рук. 1-9 классов |
Конкурс «Лучший дежурный класс» | Зам. директора по УВР С.В. Рузанова |
Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся
Основные мероприятия | Сроки | Исполнители |
1 . Проведение родительских собраний по темам: - «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым». Анкетирование родителей по вопросам питания. - «Формирование здорового образа жизни младших школьников». - «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний» - Итоги медицинских осмотров учащихся. | сентябрь ноябрь апрель май | Классные руководители |
3. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи в ваших руках» | апрель | Мед.сестра |