СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Физическая культура. Ритмика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях курса "Физическая культура. Ритмика"  увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Просмотр содержимого документа
«Программа Физическая культура. Ритмика»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;

метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;

предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.


Личностные результаты освоения курса ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РИТМИКА

У ученика будут сформированы умения

Ученик получит возможность формирования умений

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- овладение различными приемами и техниками танцевальной деятельности;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы.



- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов танцевального искусства, шедевров хореографического наследия русских балетмейстеров и хореографов,

- формирование у ребенка ценностных ориентиров в области хореографического искусства;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к хореографическому искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

– знать о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.


Одним из результатов обучения предмету «Физическая культура. Ритмика» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.


Метапредметные результаты освоения курса ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РИТМИКА

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Регулятивные УУД

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- выполнять учебные действия в двигательной, речевой и умственной форме.

Познавательные УУД

- размышлять о хореографическом номере как способе выражения чувств и мыслей человека

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;


- эстетически откликаться на искусство хореографии,

- размышлять над образами хореографического произведения,

- сопоставлять различные образцы народного и классического танца; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- сравнивать и группировать произведения хореографического искусства (по средствам танцевальной выразительности, жанрам и т.д.)

- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Коммуникативные УУД

- выражать своё отношение к хореографическому произведению,

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках ритмики и следовать им;



- уметь понимать и пересказывать содержание танца;

- уметь исполнять танцевальные комбинации, этюды музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

- уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

- отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

- иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец

- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

- иметь навыки актёрской выразительности;


Предметные результаты освоения курса ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РИТМИКА

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

- знать необходимые сведения о многообразии танцев, особенностях танцев народов мира, народных танцев родного края;

- танцевальной азбуке, танцевальным позициям, элементам музыкальной грамоты;

- позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;

- правилам постановки корпуса;

- исполнять основные упражнения на середине зала;

- танцевальным терминам: выворотность, координация, название упражнений


- применять хореографические термины в различных видах творческой деятельности;

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- знать об истоках происхождения хореографии;

- различать характер танца, определять и сравнивать характер танца и его настроение;

- понимать смысл понятий: «балетмейстер», «хореограф», «балерина», «танцовщик» и т.д.

- определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в хореографических произведениях;

- различать образцы танцевального фольклора, народные танцевальные традиции родного края;

- способам воспроизведения с помощью движений и пластики явлений окружающего мира и внутреннего мира человека


1 класс

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.


Метапредметные результаты

Регулятивные

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • накопление представлений о ритме, синхронном движении.

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности

Познавательные

  • навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя;

  • умение соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

  • умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.


Коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.


Предметные результаты

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

  • под музыку приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • выполнять игровые и плясовые движения.


2 класс

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.


Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.

Познавательные

  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.


Предметные результаты

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».


3 класс

Личностные результаты

Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.



Метапредметные результаты

Регулятивные

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;


Познавательные

Повторять любой ритм, заданный учителем; задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).


Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • участие в музыкально-концертной жизни класса, школы;


Предметные результаты

  • воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений

  • рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

  • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии.


4 класс

Личностные результаты

Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.


Метапредметные результаты

Регулятивные

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • целеустремлѐнность и настойчивость в достижении цели.

Познавательные

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка.

Коммуникативные

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


Предметные результаты

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

  • различать основные характерные движения некоторых народных танцев.


Освоение программы по "Физической культуре. Ритмике" за каждый класс сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся проводимой в порядке, установленном локальным актом школы "Положение о системе оценок, форм и порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования".

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов утверждаются Педагогическим советом (ежегодно).

Фиксация результатов промежуточной аттестации в 1-2 классах осуществляется в соответствии с локальным актом школы "Положение о безотметочном обучении" (отсутствует балльная отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности). Фиксация результатов промежуточной аттестации в 3-4 классах осуществляется по четырехбалльной системе ("2", "3", "4", "5").


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Главной целью уроков курса "Физическая культура. Ритмика" является активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления.


В ходе реализации рабочей программы решаются следующие задачи:

1. Физическая подготовка детей:

- развитие опорно-двигательного аппарата;

- формирование постановки корпуса и стопы;

- содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма.

2.Совершенствование психомоторных способностей школьников:

- развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координирующих способностей;

- развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимание, умение согласовать движения с музыкой; - формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.

3. Развитие творческих и созидательных способностей учащихся:

- развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;

- формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку; - развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

 

 Ритм неограничен, и потому возможности его физического осуществления неисчислимы. Э.Ж.Далькроз.


Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмическое дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже праобраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей.


На занятиях курса "Физическая культура. Ритмика" увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция негрубых психофизических недостатков у детей младшего школьного возраста. На уроках ритмики дети занимаются без специального отбора, поэтому необходимость коррекционной работы немаловажна для успешного дальнейшего изучения классического, народного, современного танца. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем двигаться ускоренными темпами.

Процесс обучения детей на уроках ритмики основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий и индивидуального подхода.

Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, у станка, на середине зала, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического и народного – сценического танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

На занятиях особое внимание уделяется развитию ритма, темпа, основных двигательных качеств, музыкально - ритмическим упражнениям, которые строятся на прыжках, хлопках, притопах, шагах и беге в различных рисунках. Это ориентирует детей в пространстве и времени, развивает музыкальность.

Освоение элементов классического танца построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке; укрепляют мышцы ног, спины, способствуют развитию координации движений.

В материале народного танца дается представление о диапазоне национальных плясок, от спокойных танцевальных этюдов до темпераментных танцев, где имеет значение характер и актерское мастерство, важна техника ног и виртуозность исполнения движений. Народные танцы могут быть приближены к детской тематике или наполнены сюжетами сказок, детских игр.

Танцевальная импровизация под музыку в данной программе не является основным методом работы. Она необходима для гармоничного развития. Задания даются в качестве отдыха. В них включены темы, связанные с явлениями природы, поведением животных, сказочные сюжеты, игры, а также темы, близкие детскому воображению Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры развивают творческую фантазию и творческую активность у детей.

Большое значение имеют познавательные беседы, просмотр видео и ДВД. На примерах выдающихся хореографов, танцоров обучающиеся уровня начального общего образования познают значение творчества, приобретают опыт в обсуждении и эмоциональной оценке просмотренного материала.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.


Учебный предмет «Физическая культура. Ритмика» введен по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, ориентирован на развитие двигательной активности под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для физического совершенствования ребёнка. Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию развитой личности.

Уроки развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность. Предмет «Физическая культура. Ритмика» знакомит обучающихся с классическим, народно-сценическим, современным и бальным танцем.


Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:

«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.

«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.


Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начиная с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

На занятиях ставится задача воспитывать в детях интерес к танцам, психологически раскрепостить ребенка, воспитывать умение работать в коллективе, развивать координацию движений, гибкость, научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения, преодоление физических недостатков, связанных с опорно-двигательным аппаратом, дать основу балетных движений.

Танец, мимика и жесты, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, снимают нервно – психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.


Предмет «Физическая культура. Ритмика» включен в образовательную область «Физическая культура». Изучается с 1 по 4 класс в объеме 1 час в неделю.

1 класс

33 часа (33 недели по 1 часу в неделю).

2 класс

34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).

3 класс

34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).

4 класс

34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).

Общий объём учебного времени за 4 учебных года составляет 135 часов.


Содержание учебного предмета

 четверть

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во часов

1 класс

2-4 классы

1 четверть

Раздел 1. «Знания о физической культуре. Ритмика»

8

8

2 четверть

Раздел 2. «Способы двигательной деятельности. Общеразвивающие упражнения»

8

8

3 четверть

Раздел 3. «Танец. Спортивно-оздоровительная деятельность"

10

10

4 четверть

Раздел 4. «Физическое совершенствование».

7

8

Итого:

 

33 ч

34 ч

                                                                              

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре. Ритмика», «Способы двигательной деятельности», "Танец. Спортивно-оздоровительная деятельность" и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре. Ритмика» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Отработка основных ритмических понятий: музыкальный размер, динамика, темп, ритм и др.

Раздел «Способы двигательной деятельности. Общеразвивающие упражнения» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Общеразвивающие упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.

Раздел "Танец. Спортивно-оздоровительная деятельность" знакомит обучающихся с классическим, народно-сценическим, современным и больным танцем. Младшие школьники изучают танцевальные движения, соединяют их в комбинации, исполняют под музыкальное сопровождение. Спортивно-оздоровительная деятельность подразумевает совместную деятельность ребенка и педагога, направленную, с одной стороны, на собственно оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры, танцевальные композиции и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.



Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта.  Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.



В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура. Ритмика» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Программа учебного предемета предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах.



Уроки "Физической культуры. Ритмики" подразделяются на три типа:

с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.



На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр.  На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках младших школьников обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).



В целом каждый из этих типов уроков "Физической культуры. Ритмики" носит образовательную направленность и включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках Физической культуры. Ритмики".



Содержание учебного предмета по годам обучения



1 класс



ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РИТМИКА  

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. 

Причины возникновения физической культуры. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Этапы возникновения физической культуры. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Физические упражнения, их влияние на организм. Танец «Полька» 

Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость,  гибкость, прыгучесть

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Составление режима дня. Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

Составление и выполнение комплексов утренней гимнастики. Танец «Полька».

Подбор упражнений для физкультминуток и физкультпауз. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч)

Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Простейшие танцевальные элементы в форме игры

ТАНЕЦ. СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Разучивание танцевальных комбинаций. Постановка этюда. Знакомство с понятием пантомима.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Гимнастика для глаз. Упражнения для профилактики плоскостопия. Комплексы дыхательных упражнений. Синхронность и координация движений в процессе выполнения танцевальных упражнений. Танцы «Фиксики», «Новогодняя полька», «Аривва», «Ладушки», «Вальс Игрушек», «Танец гномиков».

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Подвижные игры

Эстафеты,  подвижные игры  «К своим флажкам»,  «Два мороза»,  «Класс, смирно!», «Октябрята»,  «Метко в цель», «Погрузка арбузов»,  «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит»,  «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы  и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас».

Эстафеты с мячами. Игры «Бросай и поймай», «Передача мячей в колоннах», «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Передал - садись», «Выстрел в небо», «Круговая лапта», «Мяч в обруч», «Перестрелка»,  «Не давай мяча водящему».  

Организующие команды и приемы

Основная стойка. Построение в колонну по одному. Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки

Построение в круг. Построение в шеренгу. Построение в 2 шеренги. Упражнения для суставов. Разминка «Аривва».

Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Упражнения на расслабление мышц

Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».Этюдная работа.

Акробатические упражнения

Группировка. Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

Перекаты в группировке. Правила танцевального этикета.

Перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. Аэробика.

Сед  руки в стороны. Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.



Для облегчения процесса адаптации обучающихся первых классов к требованиям школьного обучения в 1 полугодии используется "ступенчатый" режим: в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими, дидактическими играми и др. Форма проведения указывается в электронном журнале.



2 класс



ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. РИТМИКА  

Физическая культура как часть общей культуры личности. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Правила ТБ при занятиях физической культурой. Организация мест занятий физической культурой, разминка, подготовка инвентаря. Динамика звука.

Зарождение Олимпийских игр. Строевые упражнения.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Комплексы общеразвивающих упражнений.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,  гибкости и равновесия. Упражнения с предметами.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закаливание и правила проведения закаливающих процедур. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Средства закаливания. Акробатические упражнения. Группировки.

Выполнение простейших закаливающих процедур. Равновесие на носках с опорой и без нее.

Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств.

Измерение длины и массы тела. Хореографические упражнения.

Контроль за состоянием осанки. Танцевальные шаги.

Комплексы упражнений для  профилактики  нарушений осанки. Ходьба, бег, в парах, по кругу.

ТАНЕЦ. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Исполнение классического эксерсиса. Перестроения. Упражнения разной направленности. Ориентировка в пространстве. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях. Упражнения на координацию движений. Русский народный танец. Гимнастика на полу, партер. Бальный танец. Вальс. Современный танец. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Танцы «Пять зеленых лягушат», «Каравай», «Танец Снеговиков», «По Ягоды», «Вальс Снежинок», «Хоровод», «Диско».

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Подвижные игры

Игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Прыгуны и пятнашки», «Гуси-лебеди»,  «Невод»,  «Посадка картошки», «Прыжки по полоскам»,  «Попади в мяч», «Веревочка под ногами», «Вызов номера», «Западня», «Конники-спортсмены», «Птица в клетке», «Салки на одной ноге», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет».

Игры  «Попади в обруч», «Передал - садись», «Мяч - среднему», «Мяч соседу», «Мяч в корзину», Передача мяча в колоннах», «Школа мяча», «Гонка мячей по кругу».

 Игры  «Пройти бесшумно»,  «Космонавты», «Фигуры», «Светофор», «Запрещенное        движение».

Организующие команды и приемы

Строевые приемы на месте и в движении. Музыкальные, танцевальные темы.

Развитие координационных способностей. Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Утята».

ОРУ с предметами и без них. Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

Игра «Пройти бесшумно».  Игра «Змейка». Игра «Не ошибись!»

Перешагивание через мячи.

Акробатические упражнения

Упор присев - упор лежа -  упор присев. Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха

Стойка на лопатках.  Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Ранее изученная акробатическая комбинация.  Ритмические упражнения

Развитие координационных способностей. Гимнастика партер.

3 класс



ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. РИТМИКА

Правила ТБ при занятиях физической культурой. Организация мест занятий физической культурой, разминка, выбор одежды и обуви.

Зарождение физической культуры на территории Древней Руси. «Я — герой сказки». Любимые персонажи.

Символика и ритуал проведения Олимпийских игр. Методика выполнения танцевальных шагов.

Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр, талисманы олимпийских игр, олимпийские символы.

Физическое  развитие и физическая подготовка. Музыкально-ритмическая игра «Магазин игрушек» Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Правила составления комплексов ОРУ, упражнения на развитие различных мышечных групп. Понятие о рабочей и опорной ноге. Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка.

Контроль за состоянием организма по ЧСС. Классический экзерсис у станка. Измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений. Прыжки по 6 поз. с прямыми и поджатыми ногами.

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Этюд на основе изученных движений классического танца. Игры и развлечения в зимнее время года. Разучивание позиций рук и ног. Игры и развлечения в летнее время года. Беседа «Танец. Его истоки».

Подвижные игры с элементами спортивных игр. Гимнастические элементы.

ТАНЕЦ. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Аэробика.

Ходьба через препятствия. Ходьба через несколько препятствий. Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.

Выявление работающих групп мышц. Партнер и партнерша. Понятие дуэт, квартет в танце.

Расслабление и напряжение мышц  при выполнении упражнений. Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.

Понятия «эстафета», «старт», «финиш» Гимнастика партер

Игры  «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди»,  «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей»,  «Перебежка с выручкой».

Танцы «Марш моряков», «Огоньки», «Фруктовый танец», «Фигурный вальс», «Полька сюрприз», «Кадриль», «Физкульт -УРА».

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Ритмические упражнения в различных комбинациях. Оздоровительные формы занятий. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Музыка, Мелодия.  Развитие физических качеств. Пластические движения под современную музыку. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Профилактика утомления. Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия. Комплексы дыхательных упражнений. Урок-игра «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом). Гимнастика для глаз. Синхронность.

Подвижные игры

Игры «Заяц без логова», «Удочка», «Наступление», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Вызов номеров», «Защита укреплений»,  «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки», «Волк во рву», «Пустое место», «К своим флажкам».

Игры «Передал - садись»,  «Мяч - среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу», «Обгони мяч», «Перестрелка»,  «Мяч - ловцу»,  «Не дай мяч водящему», «Мяч соседу».  

Акробатические упражнения

Перекаты в группировке.

Кувырок вперед. Кувырок назад.

2-3 кувырка вперед слитно. Русский народный танец и его разновидности. Кадриль, перепляс

Стойка на лопатках.

Из стойки на лопатках согнув ноги переход в упор присев.

4 класс



ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. РИТМИКА

Правила ТБ при занятиях физической культурой

Развитие физической культуры в России в 17-19 вв.

Развитие гибкости и подвижности мышечного аппарата.

Современные олимпийское движение. Влияние современного олимпийского движения на развитие физической культуры и спорта в России, крае. Укрепление мышц спины, шеи, рук. Ямальские олимпийцы и паралимпийцы. Укрепление связок ног .

Правила контроля за физической нагрузкой по ЧСС.  Классический экзерсис у станка. СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Измерение показателей основных физических качеств. Партерный экзерсис (растяжка). Проведение тестирования быстроты, гибкости, прыгучести, ловкости. Беседы о жанровом разнообразии хореографии.

Организация и проведение подвижных игр. Комбинация с использованием танцевальных ходов (галоп, марш, подскоки, бег, прыжки ит.д.)

ТАНЕЦ. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Этюдная работа. Развитие физических качеств. Урок творчества.

Танцы «Коробка с карандашами», «Вальс выпускников», «Полечка Танцуй - Танцуй», «Перепляс», «Хип - хоп», «Детство».

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Подвижные игры

Игры «Космонавты», «Разведчики и часовые», «Белые медведи», «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка», «Удочка», «Зайцы в огороде», «Мышеловка», «Невод», «Эстафета зверей», «Метко в цель», «Кузнечики», «Парашютисты».

Игры «Гонка мячей по кругу»,  «Подвижная цель», «Овладей мячом», «Снайперы», «Перестрелка». Игра «Третий лишний»,  «Охотники и утки», «Прыжок за прыжком», «Гуси-лебеди». Игры «Что изменилось?»,  «Точный поворот», «Запрещенное движение», «Быстро по местам», «Ползуны», «Западня».

Акробатические упражнения

Мост из положения лежа. Танец Кадриль.

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Бальный танец вальс

Выполнение ранее изученных гимнастических элементов по отдельности и в комбинации. Танец «Вальс».


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности представлено в Приложении.








17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!