СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа финансы и право

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«Программа финансы и право»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования.



Организация-разработчик: ГБПОУ НСО Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина «Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина»



Разработчики:



Романова Светлана Сергеевна, преподаватель

































СОДЕРЖАНИЕ



1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИНАНСЫ И ПРАВО»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО:

23.01.09 «Машинист-локомотива»

08.01.23 «Бригадир - путеец»,

23.0113 «Электромонтер тяговой подстанции».


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Финансы и право» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. В результате освоение дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.


ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан

ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем



1.3 Результаты освоения учебной дисциплины


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

толковать и применять нормы Бюджетного и Налогового кодексов, законов и иных нормативных правовых актов в сфере финансового права

анализировать и решать юридические проблемы в сфере финансовых правоотношений



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность методов финансово-правового метода регулирования общественных отношений, основные понятия финансового права и виды субъектов финансовых правоотношений

содержание финансового механизма и специфику его функционирования в разных сферах экономики

характеристику государственных и муниципальных финансов

основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:


лекции

44

практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Финансы и право"(118)



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

2

1

Тема 1.

Финансы и финансовая деятельность.

Содержание учебного материала

Деньги: их необходимость и происхождение. Функции денег. Роль денег в современной рыночной экономике. Виды денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Безналичный денежный оборот в РФ. Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Виды и типы инфляции.

Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Финансовая политика, ее задачи и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики.

Социально экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования: социальное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска. Объективная необходимость социального страхования. Методы формирования Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ. Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчеты в страховом деле.

12

1

Практические занятия

Сущность и функции денег. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Особенности инфляционного процесса в России. Финансы и финансовая деятельность. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Основные направления финансовой политики государства. Финансовый аппарат, его составные части. Основные звенья государственных финансов. Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Роль налогов в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы. Определение размера страхового платежа и страхового возмещения. Финансовая система РФ.

12

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение рекомендованной литературы и анализ нормативно-правой базы, работа с лекционным материалом, анализ правовых ситуаций; работа с правовыми источниками. Составить схему «Финансовая система РФ»

9

3

Тема 2.

Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации.


Содержание учебного материала

Понятие финансового контроля, его принципы. Виды финансового контроля. Правовые основы аудита.

Общая характеристика государственных и муниципальных доходов. Понятие налога и его функции. Принципы налогообложения. Понятие страхового рынка. Страхование как экономическая и правовая категория. Понятие страхового правоотношения. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности

Правовые основы обязательного страхования. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов.


11

1

Практические занятия

Ревизия как основная форма финансового контроля. Формы финансового контроля. Правовые основы аудита. Система налогов Российской Федерации. Налоговый контроль. Ответственность за нарушения налогового законодательства. Правовые основы страхования. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов. Принципы бюджетной системы. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.

11

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение рекомендованной литературы и анализ нормативно-правой базы, работа с лекционным материалом, анализ правовых ситуаций; работа с правовыми источниками. Составить схему «Налоговая система РФ»

8

3

Тема 3.

Банки и банковская система.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности.


Содержание учебного материала

Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России. Пассивные и активные операции Центрального банка России. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения. Функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Кредитная политика коммерческих банков. Организация и порядок кредитования. Принципы кредитования. Инвестиционная деятельность и политика коммерческих банков. Функции Сберегательного банка и его операции. Виды вкладов и ценных бумаг Сберегательного банка. Формирование современной системы ипотечных банков.

Ценные бумаги как элемент новых отношений собственности, новых способов вложения капитала. Рынок капитала (финансовый рынок) и его структура: денежно-кредитный, фондовый и валютный рынки. Виды ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Другие виды ценных бумаг. Необходимость создания рынка ценных бумаг, его структура и функции. Организационная структура фондовой биржи. Брокерские и дилерские услуги.

10

1

Практические занятия

Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Виды банковских операций. Правовое регулирование государственных займов в России. Принципы кредитования. Решение задач: Определение процента по вкладам. Виды ценных бумаг. Расчет рыночной стоимости ценных бумаг. Брокерские и дилерские услуги. Определение суммы дивидендов по акциям. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности.

10

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение рекомендованной литературы и анализ нормативно-правой базы, работа с лекционным материалом, анализ правовых ситуаций; работа с правовыми источниками. Составить схему «Банковская система РФ».

9

3

Тема 4. Валютная система и международные кредитные отношения. Правовое регулирование валютных операций

Правовые основы валютного контроля.

Содержание учебного материала

Валюта и валютные отношения. Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты. Национальная, мировая и международная валютные системы. Этапы развития мировой валютной системы. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его регулирования.

Валютные ценности. Валютные операции. Валютный рынок. Валютные запасы. Валютные фонды организаций. Валютное регулирование и валютный контроль.

Понятие международного кредита, его сущность. Экспорт ссудного капитала - основа современной системы международного кредита. Классификация международного кредита: по срокам представления (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный); по источникам предоставления средств (банковские займы, коммерческий кредит). Кредиторы. Кредитование внешней торговли. Проблемы внешней задолженности России. Международное экономическое сотрудничество в современных условиях.

7

1

Практические занятия

Понятие и структура валютных отношений. Этапы развития мировой валютной системы. Расчет курса валют, определение курсовой разницы. Валютные операции. Валютное регулирование и валютный контроль. Классификация международного кредита. Проблемы внешней задолженности России.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение рекомендованной литературы и анализ нормативно-правой базы, работа с лекционным материалом, анализ правовых ситуаций; составление схемы, опорного конспекта, работа с правовыми источниками, составить схему «Структура валютных отношений».

8

3

Итоговые занятия


Дифференцированный зачет

2

3






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению



Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методический комплекс по дисциплине;

- магнитная доска;

- экран.


Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методический комплекс дисциплины;

- экран.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиапроектор.


    1. Информационное обеспечение обучения


Нормативные правовые акты:


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 3) от 26.11.2001 № 146-ФЗ.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

  6. Налоговый кодекс (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

  7. Налоговый кодекс (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.




Интернет-ресурсы

п/п

Ссылка

1

Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Консультант Плюс -http:// www.eonsultant.ru/

2

Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации - http:// www.duma.gov.ru/

3

Официальный сайт Президента РФ - http:// www.president.kremlin.ru/

4

Официальный сайт Правительства РФ - http:// www.government.gov.ru/

5

Официальный сайт Конституционного Суда РФ- http:// www.ks.rfnet.ru/



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий методами устного опроса и тестирования. А также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:



толковать и применять нормы Бюджетного и Налогового кодексов, законов и иных нормативных правовых актов в сфере финансового права

ОК2-5

ОК9

ПК1.1

ПК3.2-3.3

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)

анализировать и решать юридические проблемы в сфере финансовых правоотношений

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)

Знания:



сущность методов финансово-правового метода регулирования общественных отношений, основные понятия финансового права и виды субъектов финансовых правоотношений

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)

содержание финансового механизма и специфику его функционирования в разных сферах экономики

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)

характеристику государственных и муниципальных финансов

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)

основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства

Устный и письменный опрос, выполнение творческих заданий, контрольная работа, обсуждение юридических проблем, решение ситуационных задач, проведение тестирования, экзамен (зачет)





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!