СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Память о Холокосте»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа для учащихся 9-11 классов. Важность курса факультатива состоит в изучении нацистской политики Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Память о Холокосте»»

Станица Стародеревянковская

Каневского района Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И. Данильченко

















Программа факультативного курса

«Память о Холокосте»

Уровень образования (класс) среднее общее образование ( 9- 11 классы)



Количество часов 34



Учитель Нефедова Светлана Павловна























ст. Стародеревянковская 2019 г

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями. Важность данного факультатива состоит в извлечении уроков из нацистской политики Холокоста. Если они будут усвоены сегодня, то в будущем это поможет избежать искушения использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчетливо видны в современном мире.

Цели и задачи курса:

-формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;

-формирование у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;

-привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи курса:

-проанализировать идеологические истоки Холокоста и их реализацию в оккупационной политике национал-социализма;

-выявить основные методы осуществления Холокоста на временно оккупированной территории Европы и Советского Союза;

-исследовать особенности осуществления Холокоста на оккупированной территории СССР;

-проанализировать масштабы осуществления Холокоста нацистской Германией на оккупированной территории Европы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-знать фактический материал по истории возникновения Холокоста XX в.;

-иметь представление об основах специфики осуществления политики Холокоста на -территории СССР, формах и методах уничтожения отдельных категорий жертв Холокоста, использованных карательными органами третьего рейха; -давать самостоятельную оценку характеру геноцида XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу; -уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемы геноцида; -осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет; -уметь давать сравнительный анализ осуществлению Холокоста на Юге Росси и на ранее оккупированных территориях Центральной и Северо-Западной частях СССР; -создать собственные проекты (рефераты, исследовательские работы, доклады) по результатам восприятия, истолкования и оценки нацистского геноцида и Холокоста. Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как: -дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний; -знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.

В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.

Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.

  1. Планируемые результаты освоения курса

-знать фактический материал по истории возникновения Холокоста XX в.; -иметь представление об основах специфики осуществления политики Холокоста на территории СССР, формах и методах уничтожения отдельных категорий жертв Холокоста, использованных карательными органами третьего рейха; -давать самостоятельную оценку характеру геноцида XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу; -уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемы геноцида; -осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет; -уметь давать сравнительный анализ осуществлению Холокоста на Юге Росси и на ранее оккупированных территориях Центральной и Северо-Западной частях СССР; -создать собственные проекты (рефераты, исследовательские работы, доклады) по результатам восприятия, истолкования и оценки нацистского геноцида и Холокоста.

  1. Содержание факультативного курса

Раздел 1.Идеологическая подготовка Холокоста в Германии.

Тема 1.1. Вводное занятие. История возникновения понятия «Холокост»

Этимология понятия. Общеизвестная история о Холокосте. Отличительные черты Холокоста. Эволюция официальной версии.

Тема 1.2. Теоретическая разработка «еврейского вопроса» в Германии. Адольф Гитлер. Идейные истоки нацизма. Идеология национал-социализма. Миф о сверхчеловеке. «Арийцы». «Майн кампф». Расовая теория и ее существенные компоненты. Одержимость расовыми проблемами. Речь А. Гитлера в Нюрнберге 21 июля 1927 года. Идея завоевания «жизненного пространства».

Тема 1.3. Холокост в оккупационных планах Германии (Генеральный план «Ост»). Разработка планов об осуществлении политики восточной колонизации. Планы «агрессии» против Советского Союза. Йозеф Геббельс. Генрих Гиммлер. Генеральный план «Ост» 1940 года. Директива А. Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост». Доклад Р. Гейдриха 20 января 1942 г. на конференции в Ванзее. План по созданию «коричневой империи».

Тема 1.4. Практическая реализация политики Холокоста в началеВторой мировой войны в Польше. Понятие «сегрегация». Окончательное решение еврейского вопроса. Изоляция евреев к концу 1940 г. в гетто на территории Польши. Поляки и евреи. Еврейское руководство в гетто: юденрат. Мордехай Анелевич. Восстание в Варшавском гетто. Гетто в Белостоке. Краковское гетто. Лагерь смерти в Треблинке. Лагерь смерти «Собибор». Концентрационный лагерь «Освенцим», «Штуттхоф». Участие поляков в геноциде.

Тема 1.5. Создание «фабрик смерти» для окончательного решения расового вопроса. Перечень лагерей, признанных Правительством ФРГ концентрационными (1939-1945 гг.): 1. Арбайтсдорф (ФРГ); 2. Аушвиц/Освенцим-Биркенау (Польша); 3. Берген-Бельзен (ФРГ); 4. Бухенвальд (ФРГ); 5. Варшава (Польша); 6. Герцогенбуш (Нидерланды); 7. Гросс-Розен (ФРГ); 8. Дахау (ФРГ); 9. Кауен/Каунас (Литва); 10. Краков-Плащов (Польша); 11. Заксенхаузен (ГДР/ФРГ); 12. Люблин/Майданек (Польша); 13. Маутхаузен (Австрия); 14. Миттельбау-Дора (ФРГ); 15. Натцвайлер (Франция); 16. Нейенгамме (ФРГ); 17. Нидерхаген Вевельсбург (ФРГ); 18. Равенсбрюк (ФРГ); 19. Рига-Кайзервальд (Латвия); 20. Файфара/Вайвара (Эстония); 21. Флоссенбург (ФРГ); 22. Штуттхоф (Польша). Лагеря военно-строительной организации Тодт. Теодор Айке. Охранное соединение «Мертвая голова».

Раздел 2. Массовое истребление гражданского населения вовремя Второй мировой войны.

Тема 2.1. Перенесение практики Холокоста на территорию Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Предпосылки начала Холокоста и его этапы. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 (Ванзейская конференция). Начало уничтожения еврейского населения СССР: первый этап, второй этап, третий этап.

Тема 2.2. Мероприятия по массовому уничтожению населения на территории СССР и стран Восточной Европы, захваченных фашистской Германией. План «ОСТ» (Восток). Мартин Борман. Создание «сундуков смерти» на территории СССР и в странах Восточной Европы. Понятие «коллаборационизм». Мероприятия в Западной Украине. Украинские националисты С. Бандера и А. Мельников. Создание в Польше двух украинских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». Бабий Яр. План «Эдельвейс» по захвату Кавказа. Уничтожение еврейского населения на территории Ростовской области, Кубани, Ставропольского края, Крыма. «Душегубка». Создание Еврейского комитета.

Тема 2.3. Сопротивление гитлеровской политике Холокоста в СССР и других странах Европы. Антинацистское сопротивление во Франции, Югославии, Нидерландах, Бельгии. Еврейские партизаны. Советские солдаты – евреи.

Раздел 3. Крах гитлеровской политики Холокоста и борьба за устранение его последствий.

Тема 3.1. Освобождение Советской Армией территорий СССР и стран Восточной Европы, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками и уничтожение системы Холокоста. Антигитлеровская коалиция. Сопротивление нацизму. Разгром немецких армий «Юг», «Север» и «А».

Тема 3.2. Ликвидация «человеконенавистнической» структуры гитлеровского рейха и привлечение к ответственности высших должностных лиц фашисткой Германии. Военное поражение Третьего рейха. Нюрнбергский процесс. «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Ход процесса. Международный военный трибунал. Рассмотрение Катынского дела в Нюрнберге. Значение и уроки Нюрнберга.

Тема 3.3. Идеологические последствия Холокоста и борьба за их устранение в послевоенное время. Ревизионизм холокоста. Реакция на критику сторонников теории Холокоста. Значение и последствия Холокоста. Холокост как религия. «Холокостомания». Памятники жертвам Холокост










  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Раздел 1. Идеологическая подготовка Холокоста в Германии.

12 часов

2

Вводное занятие

История возникновения понятия «Холокост»

2 часа

3

Теоретическая разработка «еврейского вопроса» в Германии.

3 часа

4

Холокост в оккупационных планах Германии (Генеральный план «Ост»)

2 часа

5

Практическая реализация политики Холокоста в начале Второй мировой войны в Польше.

2 часа

6

Создание «фабрик смерти» для окончательного решения расового вопроса.

3 часа

7

Раздел 2. Массовое истребление гражданского населения во время Второй мировой войны.

7 часов

8

Перенесение практики Холокоста на территорию Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

2 часа

9

Мероприятия по массовому уничтожению населения на территории СССР и стран Восточной Европы, захваченных фашистской Германией.

3 часа

10

Сопротивление гитлеровской политике Холокоста в СССР и других странах Европы.

2 часа

11

Раздел 3. Крах гитлеровской политики Холокоста и борьба за устранение его последствий.

9 часов

12

Освобождение Советской Армией территорий СССР и стран Восточной Европы, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками и уничтожение системы Холокоста.

3 часа

13

Ликвидация «человеконенавистнической» структуры гитлеровского рейха и привлечение к ответственности высших должностных лиц фашисткой Германии.

3 часа

14

Идеологические последствия Холокоста и борьба за их устранение в послевоенное время.

3 часа

15

Работа над проектами

2 часа

16

Защита проектов

4 часа

17

ИТОГО

34 часа


Тема проектов

Тема 1.

Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.

Тема 2.

Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.

Тема 3.

Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.

Тема 4.

Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.

Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.

Тема 5.

Положение евреев в странах Европы в годы Второй мировой войны. Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.

Тема 6.

Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.

Тема 7.

Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.






Учебно-методическое обеспечение

Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.

Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.

Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.

Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009

Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2005.

Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.

Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.

Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.





























Заявка

на участие в муниципальном конкурсе методических разработок

педагогов по теме «Память о Холокосте»





ООО

Ф.И.О. участника

Форма работы

Название работы

Контактный телефон

МБОУ СОШ № 5

Нефедова Светлана Павловна

Факультативный курс

Память о Холокосте

89530853099







Директор МБОУ СОШ № 5 Н.Н.Веретенник


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!