СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса Моя семья. Семейные традиции 8 – 9 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса рекомендуется для учащихся 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса Моя семья. Семейные традиции 8 – 9 классы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отдел образования города Донецка Пролетарского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №144 г.Донецка», Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Ученого совета Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____




Программа факультативного курса


Моя семья. Семейные традиции

8 – 9 классы

(35часов)















Донецк – 2021


Составитель:

  • Жукова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №144 г.Донецка», специалист высшей категории;


Аннотация


«Моя семья. Семейные традиции» - факультативный курс, направленный на осознание ценностей семейных связей; дает ученикам ответ на вопрос, как надо строить будущую семью с богатой внутренней гармонией, душевным комфортом: исследует те семейные традиции, которые каждое новое поколение получает в наследство от предыдущего. Цель курса - привлечь детей к основам народной педагогики и морали, к народному творчеству, дать основные понятия о традиционной славянской семье, подготовить детей к будущей семейной жизни; формировать представление о будущей семье, потребность строить семейные отношения, воспитывать детей в семье; развивать эстетические вкусы, культуру труда, самостоятельность, творческую инициативу.


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Практика показывает, что полноценного учебно-воспитательного процесса невозможно достичь без взаимосвязи семьи, школы, окружающего мира. Основная функция семьи – продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, предоставление духовно-морального и культурного наследства молодому поколению. Своего полного завершения семейное воспитание достигает тогда, когда оно осуществляется в неразрывном единстве с педагогическим воздействием школы и общественности, а основным фактором формирования личности выступает семейно - школьное воспитание. Гармония взаимодействия семьи, школы и общественности отнюдь не означает игнорирование их специфических проявлений. Ведь каждое из этих педагогических звеньев имеет свое назначение и собственные учебно – воспитательные возможности. Семья призвана давать жизнь и с первого момента появления ребенка на свет приласкать искренностью материнского сердца, обласкать духом семейного очага, теплом кровных взаимоотношений. Она закладывает фундамент воспитанности каждого человека, который характеризуется особой прочностью тогда, когда построен на почве глубоких эмоций любви между родителями и детьми.

Все лучшее, что есть на Земле, идет от семьи. Без семьи, как и без природы, человечество обойтись не может, если, конечно, оно не хочет обречь себя на одичание и конечную гибель. Семья дает жизнь ребенку. В ней ребенок получает первые впечатления и представления о мире. Семья выступает как первая социальная и эмоциональная микросреда, в которой развивается и воспитывается человек с момента его рождения. Воспитательный феномен семьи, как и саму семью, ничем заменить нельзя. Проблемы семьи особенно актуальны в наше время, когда идет процесс обесценивания семейных отношений, обнищание чувств, случаи насилия и жестокости в семье. Ситуация, которая сложилась в современном обществе: снижение рождаемости, ранние браки, увеличение количества одиноких несовершеннолетних матерей, рост количества разводов, уменьшение детей в семьях, появление бездетных семей, деформированные брачные отношения, отсутствие у молодежи знаний по вопросам планирования семьи, репродуктивного здоровья и т.д. – все это доказывает необходимость подготовки молодежи к семейной жизни.

Актуальность данного проекта, учитывая выше сказанное, состоит в том, что назрела острая необходимость создания эффективного курса и введения в учебный план школы предмета, направленного на развитие духовно-морального образования и воспитания, который содержит актуальные жизненные задачи для подрастающего поколения и формирует ключевые компетентности.

Значимость программы «Моя семья. Семейные традиции» в том, что это факультативный курс, направленный на осознание ценностей семейных связей; он дает ученикам ответ на вопрос, как надо строить будущую семью с богатой внутренней гармонией, душевным комфортом: исследует те семейные традиции, которые каждое новое поколение получает в наследство от предыдущего.

Цель курса - привлечь детей к основам народной педагогики и морали, к народному творчеству, дать основные понятия о традиционной славянской семье, подготовить детей к будущей семейной жизни; формировать представление о будущей семье, потребность строить семейные отношения, воспитывать детей в семье; развивать эстетические вкусы, культуру труда, самостоятельность, творческую инициативу.





Основные задачи:

- развивать любознательность, творческие способности, навыки семейного управления, активизируя фантазию, воображение, желание участвовать в семейных праздниках, выставках;

- нацелить учащихся на строительство собственной семьи, опираясь на опыт предков;

- раскрыть зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм морали

- научить придерживаться в жизни традиционных нравственных норм;

- формировать у учеников навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, умение сочувствовать, понимать себя и других людей;

- расширить словарный запас детей, умение общаться, сотрудничать.

Новизна курса в его метапредметной направленности. Преподавание предложенного учебного материала требует от учителя достаточно глубоких знаний по этике, истории, народоведению, религии, психологии, краеведению, обслуживающему труду, основам дизайна, которые находят отображение в содержательной части курса. При этом предложенный учебный курс есть уникальным, поскольку в процессе усвоения материала создаются условия для развития навыков самостоятельной и самообразовательной деятельности учеников, развития аналитических, познавательных, творческих способностей. Содержание учебного материала и широкое использование активных, интерактивных методов обучения, форм работы, стимулируют учеников к размышлениям над основными моральными ценностями, смыслом человеческой жизни, побуждают к погружению в собственный внутренний мир.

Осуществлять контроль знаний рекомендуется путем проведения семейных праздников, практических работ, выполнения ситуативных заданий, написания и защиты творческих работ, проектов. Учителю при оценивании нужно ориентироваться не на проверку объема усвоенных знаний, а на характер их восприятия. Специфика курса определяет доминирование мотивационной, воспитательной, стимулирующей функции оценивания учебных достижений.

Структура учебной программы – введение, основная и заключительная части. Программа рекомендована для учеников 8 и 9 кл, рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю) в каждом классе. Она предоставляет широкие возможности для деятельности учителя, который может, согласно количеству учебных часов, творчески подходить к преподаванию материала. В процессе изучения предмета у учеников формируются качества, навыки и умения, которые понадобятся им в семейной жизни и помогут социально адаптироваться. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна моральная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, которые обеспечивают духовное единство членов семьи. Параллельно формируются их взгляды на бытовые основы семейной жизни и на супружескую обязанность, на семейные традиции как основу здоровой современной семьи.

Учебно-тематический план

8 класс



Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Семья. Члены семьи, семейные связи. Общение в семье.

1.1. Родственники, родные. Члены семьи, семейные связи. Мать и отец - основа рода.

1.2. Общение между членами семьи. Уважение к бабушке и дедушке. Проведение семейного праздника «У самовара вся моя семья»

1.3 Обязанности членов семьи. Семейные поручения. Выполнение ситуативных заданий. Составление памятки.

1.4 Память родословной. Творческий проект "Твое семейное дерево"

1.5 Мудрость и знания - семейное наследство.

1.6 Родной язык - основа общения в семье.

Практикум общения «Доброе слово каждому сердцу приятно»

1.7. Резервное время

Итого по разделу:

10


1



2




2



2


1


2



2

12

6


1



1




1



1


1


1



-

6

4





1




1



1


1





2

6

Раздел 2. Традиционные методы воспитания детей в семье у славян.

2.1. Основы народной педагогики. Традиционные моральные устои.

2.2. Влияние общества на формирование личности в прошлом и настоящем. Влияние родителей на формирование личности в прошлом и настоящем.

2.3. Авторитет отца, его роль в воспитании детей. Отношение к женщине, матери в семье. Организация праздника «День Матери»

2.4. Воспитание мальчиков. Мальчик - будущий хозяин и отец семейства. Выполнение ситуативных заданий.

2.5. Мудрость отца и материнская ласка в воспитании девочек.

2.6. Нравственные требования к юноше и девушке. Составление памятки.

2.7 Духовное опекунство. Крестные, кумовья. Традиции духовного опекунства в современной семье.

2.8. Резервное время

Итого по разделу:

11



1



2


2




2



1


2


1



2

13

8



1



2


1




1



1


1


1



-

8

3








1




1





1





2

5

Раздел 3. Моя маленькая родина.

3.1. Местность, в которой живешь ты и члены твоей семьи. Смысл понятия «маленькая родина»

3.2 История твоего города, поселка. Топонимика. Земляки, которыми ты гордишься. Поисковая работа «История улицы, на которой живешь», «О чем расскажут названия окрестных улиц»

3.3 Воспитание патриотических чувств в семье.

3.4. Резервное время

Итого по разделу:

8

2



4





2



2

10

6

2



2





2



-

6

2




2








2

4

Всего

35

20

15







Учебно-тематический план

9 класс



Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.Традиционный быт и обычаи славянской семьи.

1.1« Моя горница». Художественное оформление интерьера. Домашняя утварь, меблировка. Традиции и современность в оформлении интерьера. Творческий проект «Дом, в котором будет жить моя семья»

1.2. Испечем хлеб. Хлеб в жизни семьи в прошлом и настоящем. Традиции семейной кулинарии. Здоровое питание. Составление семейного рациона питания.

1.3. Гостеприимство. Правила приема гостей. Идем в гости. Посиделки «Гости на пороге»

1.4 Традиции соседства. Соседи. Правила общежития. Выполнение ситуативных заданий.

1.5 Взаимопомощь. Сочувствие. Помощь вдовам, сиротам, нуждающимся. Участие в благотворительной акции.

1.6. Резервное время

Итого по разделу:

15


4






4





3



2



2




1

16

7


2






2





1



1



1




-

7

8


2






2





2



1



1




1

9

Раздел 2. Семейные праздники. Досуг членов семьи.

2.1. Свадьба. Рождение ребенка. Крестины.

2.2. Памяти предков. День поминовения.

2.3. Славянские традиции празднования религиозных праздников. Организация празднования Масленицы, Пасхальных дней.

2.4. Современные праздники, их роль в нравственном облике семьи. Организация празднования Дня Победы «О чем расскажут старые фото…»

2.5. Традиции здорового образа жизни. Активный отдых. Организация семейного спортивного праздника «Самая спортивная семья»

2.6. Резервное время

Итого по разделу:

12


1


1


4





4





2




-

12

7


1


1


2





2





1




-

7

5






2





2





1




-

5

Раздел 3. Нравственные требования к юноше и девушке.

3.1 Из народного кодекса морали.

3.2.Нравственные требования к девушке: традиции и современность. Значение внешнего вида, стиля одежды в облике современной девушки.

3.3. Главные нравственные требования к юноше.

3.4.Досуг молодежи: прошлое и современность. Творческий проект «Современная молодежная организация»

3.5. Резервное время


Итого по разделу:

5


1

1




1


2




2


7

4


1

1




1


1




-


4

1









1




2


3

Всего

35

18

17






Программа факультативного курса

«Моя семья. Семейные традиции». 8 класс.



Название раздела,

темы

Содержание

учебного

материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1.
















Семья. Члены семьи, семейные связи. Общение в семье.



Родственники, родные. Члены семьи, семейные связи. Мать и отец - основа рода. Отношение к женщине, матери в семье. Организация праздника «День Матери»

Общение между членами семьи. Уважение к бабушке и дедушке. Проведение семейного праздника «У самовара вся моя семья»

Обязанности членов семьи. Семейные поручения. Выполнение ситуативных заданий. Составление памятки.

Память родословной. Творческий проект "Твое семейное дерево"

Мудрость и знания - семейное наследство.

Родной язык - основа общения в семье. Практикум общения «Доброе слово каждому сердцу приятно»



12











- Осознает понятие "семья", "родственники", "род";

- Понимает значение семьи, семейных связей в жизни человека;

- Учится уважать мать и отца, бабушку и дедушку;

- Усваивает правила общения между членами семьи;

- Развивает свои творческие способности.

- Осознает значение знания как бесценного богатства человечества;

- Понимает, как прививаются мудрость и знания;

- Осознает, что основой общения в семье является родной язык;

- Составляет творческие работы, развивает и применяет собственные

творческие способности.

2.

Традиционные методы воспитания детей в семье у славян.


Традиционные методы воспитания детей в семье у славян. Основы народной педагогики. Традиционные моральные устои.

Влияние общества на формирование личности в прошлом и настоящем. Влияние родителей на формирование личности в прошлом и настоящем.

Авторитет отца, его роль в воспитании детей.

Воспитание мальчиков. Мальчик - будущий хозяин и отец семейства. Выполнение ситуативных заданий.

Мудрость отца и материнская ласка в воспитании девочек.

Нравственные требования к юноше и девушке.

Духовное опекунство. Крестные, кумовья. Традиции духовного опекунства в современной семье.


13


- Знает основы народной педагогики, традиционные методы воспитания в славянских семьях;

- Понимает роль родителей в воспитании детей;

- Знает основы воспитания мальчиков и девочек в семье;

- Осознает роль мальчика в будущей семье;

- Развивает свои творческие способности.

- Осознает понятие "духовное опекунство", значение традиций духовного опекунства в современной семье.

-Осознанно воспринимает нравственные требования к юноше и девушке.

-Проявляет коммуникативные компетенции при выполнении ситуативных заданий.

- Осознает, в чем заключается влияние общества на формирование личности.

3.

Моя маленькая родина.


Местность, в которой живешь ты и члены твоей семьи. Смысл понятия «маленькая родина»

История твоего города, поселка. Топонимика. Земляки, которыми ты гордишься. Поисковая работа «История улицы, на которой живешь», «О чем расскажут названия окрестных улиц»

Воспитание патриотических чувств в семье.


10

-Осознает понятие «маленькая родина»;

-стремится познать историю края, в котором родился;

- осознанно проявляет патриотические чувства;

-владеет поисково- исследовательскими навыками











Программа факультативного курса

«Моя семья. Семейные традиции». 9 класс.



Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1.










Традиционный быт и обычаи славянской семьи.


« Моя горница». Художественное оформление интерьера. Домашняя утварь, меблировка. Традиции и современность в оформлении интерьера. Творческий проект «Дом, в котором будет жить моя семья»

Испечем хлеб. Хлеб в жизни семьи в прошлом и настоящем. Традиции семейной кулинарии. Здоровое питание.

Гостеприимство. Правила приема гостей. Идем в гости. Посиделки «Гости на пороге»

Традиции соседства. Соседи. Правила общежития. Выполнение ситуативных заданий.

Взаимопомощь. Сочувствие. Помощь вдовам, сиротам, нуждающимся. Участие в благотворительной акции.


16










- Имеет представление о художественном оформлении интерьера, домашней утвари, меблировки;

- понимает значение хлеба как продукта питания и символа достатка в семье;

- имеет общее представление о семейном рационе, здоровом питании членов семьи;

- владеет навыками гостеприимства, умеет вести себя в гостях, принимать гостей;

- поддерживает правила общения с соседями;

-воспитывает в себе чувство взаимопомощи, готов помочь нуждающимся;

- умеет работать с творческими проектами;

-проявляет творческие способности.

2.

Семейные праздники. Досуг членов семьи.

Свадьба. Рождение ребенка. Крестины.

Памяти предков. День поминовения.

Славянские традиции празднования религиозных событий. Организация празднования Масленицы, Пасхальных дней.

Современные праздники, их роль в нравственном облике семьи. Организация празднования Дня Победы «О чем расскажут старые фото…»

Традиции здорового образа жизни. Активный отдых.

12

- Определяет, как старые семейные традиции можно применить в собственной семье;

- уважает память своих предков;

- знает о традициях проведения религиозных праздников;

- имеет представление о проведении современных праздников и их роли в нравственном облике семьи;

-поддерживает традиции здорового образа жизни в семье, имеет представление об активном отдыхе.

3.

Нравственные требования к юноше и девушке.

Из народного кодекса морали. Нравственные требования к девушке: традиции и современность. Значение внешнего вида, стиля одежды в облике современной девушки.

Главные нравственные требования к юноше.

Досуг молодежи: прошлое и современность. Творческий проект «Современная молодежная организация»

7

- Знает положения народного кодекса морали;

- усваивает моральные требования к юноше и девушки;

- придерживается в повседневной жизни соответствующих моральных норм;

-умеет работать с творческими проектами


Использованная литература

1. Конституция ДНР.

2. Закон ДНР «Об образовании».

3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М., 1989.

4. Библия. Изд. Московской патриархии. – М., 1976. – 450 с.

5. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Э. Мир детства в народной культуре. – М., 1992.

6. Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М., 1990.

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1998.

8. Макаренко А.С. Книга для родителей. – К., 1997.

9. Стельмахович М.Г. Народная педагогика. – К., 1985.

10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – К., 1978.

Литература для учителя

1. Конституция ДНР.

2. Закон ДНР «Об образовании».

3.Алексеенко Т. Методические советы по формированию культуры взаимоотношений // Школ. мир. – 2005. – № 1.

4. Библия. Изд. Московской патриархии. – М., 1976. – 450 с.

5. Закревская С.В., Звягина О.В., Котов С.В. Азбука супружеской жизни / сост. Закревская С.В. – Донецк: Издательский дом « Альянс Экспресс», 2004.

6. Савельев В.П. Этика: учебное пособие. – 2-е изд. исправленное. – Львов: Магнолия Плюс, 2006. 33. Семья православного христианина: в 2 т. – М., 1997.

7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1978.

8. Этика. Учебное пособие / под ред.. прор. В.О. Лозового. – К., 2004.







Глоссарий



Активность личности – способность человека осуществлять общественно значимое преобразование в мире на основе усвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении; активная жизненная позиция человека, которая проявляется в ее идейной принципиальности, последовательности, отстаивании своих взглядов и убеждений, в единстве слова и дела; способность личности к сознательной трудовой и социальной деятельности, мера целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и себя.

Авторитет – общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, компетенции, высоком профессионализме и моральной добропорядочности.

Брак – это форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их права и обязанности по отношению один к другому и к детям.

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни своего государства; личности, способной эффективно та качественно, рационально и быстро, творчески решать политические, общественные, экономические, производственные, социальные проблемы адекватно к условиям реформирования нашего государства; это систематическое и целенаправленное влияние на воспитанника с целью формирования у него качеств, которые удовлетворили бы наше общество.

Воспитатель – в широком понимании слова – лицо или организация, которая осуществляет воспитание; в узком значении – должностное лицо, которое занимается воспитанием детей и молодежи в учебно-воспитательных заведениях.

Возрастные особенности – характерные для того или другого возрастного периода физиологические, анатомо-физиологические и психологические особенности.

Ветхий и Новый Завет – два раздела, которые составляют единую книгу – Библию.

Гражданское воспитание – система целенаправленных воспитательных влияний на ребенка с целью содействия ее идентификации с национальным сообществом, что является важным условием ее гражданского самоопределения и самореализации.

Гражданин – человек, который идентифицирует себя с определенной страной, в которой он наделен соответствующим юридическим статусом, что является основанием для пользования определенными правами, а также соблюдение обязанностей.

Гуманизм – принцип этики, которая стал и принципом морали, основой которого являются убеждения в безграничных возможностях, способности, к усовершенствованию человека, требование свободы и защиты ее достоинства, признание права человека на счастье, провозглашение удовлетворения ее нужд и интересов конечной целью общества.

Духовные ценности – произведения человеческого духа, зафиксированные в достижениях науки, искусства, морали, культуры.

Духовность – индивидуальное выражение в системе мотивов личности двух фундаментальных элементов: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать « для других».

Культура общения – разновидность деятельности, направленная на формирование между людьми оптимальных отношений, в основе которых должны быть положены принципы гуманизма и социальной справедливости. Базируется на началах равенства, уважения, доброжелательности, доверия, толерантности, альтруизма, тактичности, деликатности.

Личность – системное качество, приобретенное индивидом в процессе предметной деятельности и общении, которая характеризует его степень привлечения к общественным отношениям.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих образов решения воспитательных задач и осуществление воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленных на достижение целей воспитания; совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств учеников для развития их сознания, мотивационной сферы и нужд, для формирования поведения и деятельности, а также их коррекции и усовершенствование.

Мораль – система взглядов, представлений, норм, оценок, которые регулируют поведение людей; одна из форм общественного сознания.

Моральное воспитание – один из самых важных видов воспитания, состоит в целенаправленном формировании морального сознания, развития морального чувства и формировании навыков и привычек морального поведения человека согласно определенной идеологии.

Обряд – общепринятое, обязательное символическое действо, приуроченное к наиболее важным событиям в жизни человеческого коллектива, семьи или даже отдельного лица.

Общие принципы воспитания: общественная направленность; воспитание личности в деятельности и общении; стимулирование внутренней активности личности; гуманизм в сочетании с высокой требовательностью; оптимистичного прогнозирования; опора на положительные качества учеников; учет индивидуальных особенностей учеников; воспитание в коллективе; единство и согласованность требований, усилий и действий школы, семьи и общественности.

Ответственность родителей – юридические и моральные нормы, которые определяют ответственность родителей перед государством и обществом за воспитания своих детей.

Принципы воспитания – исходные положения, которые вытекают из закономерностей воспитания и определяют общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методики и организации.

Поведение человека – система действий и поступков, которые имеют моральное значение и подлежат моральной оценке независимо от того, по каким причинам они совершены.

Семья – это объединения людей на основе брака или кровной родственности, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью.

Стиль поведения – это стойкие черты общения, которые постоянно воспроизводятся и присущи определенному человеку или группе людей.

Структура семьи – совокупность отношений между людьми, связанными родственными связями.

Счастье – состояние наивысшего внутреннего удовлетворения человека условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни реализацией своего человеческого назначения.

Функции семьи – это обязанности и задачи каждого ее члена относительно один к другому и общества в целом.

Эгоизм – морально-этический принцип, который означает такое поведение человека, когда он отдает предпочтение собственным интересам, пренебрегая интересами общества и других людей.

Этика – философское учение, предметом исследования которого есть происхождения, сущность, развитие, структура, функции морали и ее проявления в разных сферах жизнедеятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!