СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по математике «Конструирование»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс "Конструирование" дает возможность дополнить учебный процесс "Математкика" практической конструкторской деятельностью учащихся и является пропедевтикой к последующему изучению геометрии 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по математике «Конструирование»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»















Программа факультатива по математике «Конструирование»



















Составила О.М.Кузнецова

Учитель математики







Курган 2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативу «математика и конструирование» для 5 класса составлена на основе:

  • УМК Шарыгин И.Ф. и Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6 кл.- М.: Дрофа,1999.

  • УМК С.И.Волковой. Математика и конструирование. – М.: Просвещение. 2008

(с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) по математике (геометрии)).

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа расчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Факультативный курс «Конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся и является пропедевтикой к последующему изучению геометрии в 5-9 классах. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и техническогомышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходепрактического использования математических знаний и умений. Повышает уровень осознанности изученного геометрического материала, создает условия для развития логияческого мышления,пространственных представлений обучающихся и изобретательности. Наконец, задачи, решаемые на данном факультативе, ка никакие другие задачи по математике, воспитывают такое важное психологическое качество, как поисковая активность – нацеленность на поиск решения в проблемной, по существу ситуации.

Приобретение новых знаний учащихся осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди практического и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зорькостьи наблюдательность», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Занятия предпологают большое колличество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, пластилином. А так же игры, головоломки, задачи со спичкоми и другими материалами,используемыми при изучении наглядной геометрии, рассматриваются на лоскости и в пространствве.

Цели курса

Сформировать начальные элементы конструкторского мышления:

  • Умение анализировать объекты невысокой степени сложности;

  • Умение мысленно расчлинять объект на основные части, умение собирать объект из частей;

  • Всесторонние развитие геометрического мышления с помощью методов геометрической наглядности, геометрической интуиции;

  • Развитие глазомера;

  • Развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности;

  • Умение преодоливать трудности при решении математиеческих задач;

  • Формирование позновательного интнреса обучающихся;

  • Развитие памяти, обучение правильной геометрической речи.


Задачи курса

  • Формировать умение узнавать изученные геометрические фигуры в объектах;

  • Научить различать плоскостные и пространственные геометрические фигуры;

  • Развивать воображение учащихся через умение преобразовывать объекты с целью изменения функций,расширения области применения, улучшения дизайна;

  • Вооружение учащихся геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающего мира.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце изучения курса обучающиеся должны

Знать/понимать:

  • Правила безопасности и личной гигиены при работе с различными инструментами, сборке деталей конструктора;

  • Способы крепления деталей конструктора;

  • Простейшие геометрические фигуры и тела, некоторые их свойства;

  • О некоторых областяхх применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве.

Уметь:

  • Соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;

  • Рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;

  • Конструировать различные фигуры;

  • Работать в декартовых координатах;

  • Ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своево труда.

Примерные темы творческих заданий

  1. Изготовление игрушек в различных техниках (модели и реферат (сообщение) с описанием изготовления, конструирования).

  2. Изготовление моделей геометрических тел, правильных и полуправильных многогранников и чертежей их разверток.

  3. Изготовление паркетных узоров с помощью пентамино (и др.)

  4. Изготовление узоров с помощью различных разных геометрических инструментов.

























Литература для обучающихся

  1. Шарыгин И.Ф. и Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6 кл.- М.: Дрофа,1999.- 192 с.

  2. С.И.Волковой. Математика и конструирование. – М.: Просвещение. 2008

  3. Г.И.Долженко «100 поделок избумаги». – Ярославль: Академия развития. 1999г.


Литература для учителя

Основная

  1. Шарыгин И.Ф. и Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6 кл.- М.: Дрофа,1999.- 192 с.

  2. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядная геометрия.5кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999

  3. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4кл. Пособие для учителя / С.И. Волкова – М. Просвещение, 2004.- 143с.

Дополнительная

  1. Васянина В.И Упражнения в 5 классе на развитие творческих способностей//Математика в школе.-2002.-№3.с.46-49 .

  2. Гершеизон М.А. Головоломки профессора Головоломкина. – М.: Детская литература,1994.

  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука,1978.

  4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающиеся игры. – М.: Просвещение,1990.

  5. Долженко Г.И. «100 поделок избумаги». – Ярославль: Академия развития. 1999г.

  6. С.И.Волковой. Математика и конструирование. – М.: Просвещение. 2008


Содержание тем учебного курса

  1. Введение (2ч)

Курс «Математика и конструирование», значение курса. Измерительные и чертежные инструменты. Трафареты. Биссектриса угла. Высота. Медиана треугольника.

Знать/понимать:

  • Возможности чертежных инструментов;

  • Понятие биссектрисы, высоты, медианы треугольника;

Уметь:

  • Пользоваться измерительнымии чертежными инструментами;

  • Измерять углы;

  • Строить биссектрису, медиану, высоту треугольника.


  1. Пространство и размерность (2ч)

Одномерное, двухмерное и трехмерное пространство. Фигуры и тела пространства.

Знать/понимать:

  • Сколько измерений имеют геометрические фигуры;

  • Простейшие геометрические тела.

Уметь:

  • Изображать, обозначать и распозновать геометрические фигуры;

  • Распознавать на чертеже пары смежных и вертикальных углов.


  1. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Квадрат (10ч)

Развертка. Рисунок. Чертеж в трех проекциях. Изготовление из бумаги, проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Объекты, имеющие форму параллелепипеда. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба. Орнамент. Игры с кубиками.

Знать/понимать:

  • Определение параллелепипеда, квадрата и куба;

  • Метод трех проекций;

  • Вершины, ребра и грани параллелепипеда.

Уметь:

  • Чертить и изготовлять прямоугольный параллелепипед, квадрат, куб;

  • Определять рассмотренные фигуры, формулировать простейшие свойства.


  1. Конструирование объектов из параллелепипедов, кубов и квадратов (2ч)

Дом, гараж, грузовик. Конструирование из спичечных коробков.

Знать/понимать:

  • Определение параллелепипеда, куба, квадрата;

Уметь:

  • Изображать параллелепипед, куб, квадрат;

  • Конструировать объекты из параллелепипеда, куба, квадрата.


  1. Шар (1ч)

Изготовление модели шара из пластилина. Изготовление из пластилина изделий, имеющих форму шара. Отыскание в окружающих предметах шара и его частей.

Знать/понимать:

  • Понятие шара, сферы.

Уметь:

Из пластилина изготовлять шар, изделия имеющие форму шара.


  1. Объемные фигуры. Конструирование (5ч)

Знакомство с другими объемными фигурами, демонстрация их моделей: цилиндр (стакан), конус(сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на землю), пирамида(демонстрация рисунков египетских пирамид). Классификация фигур. Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму разностороннего треугольника по его средним линиям. Построение цилиндра. Конструирование из бумаги. Объемная иигрушка.


  1. Задачи со спичками, головоломки, геометрические игры (4ч)

Логические задачи со спичками. Головоломки. Квадрат Пифагора. Пазлы. Картонные головоломки. Пентамимо. Геоиетрические игры. Кросворды, шарады, ребусы. Парадоксы.

Знать/нимать:

  • Некоторые геометрические парадоксы;

Уметь:

  • Собирать пазлы;

  • Работать с квадратом Пифагора,картонными головоломками;

  • Собирать узоры при помощи пентамино.


  1. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Танграм (3ч)

Упражнения на разрезание, составление и перекраивание фигур. Составление фигур с заданным разбиением на части,с частично заданным разбиением на части. Составление фигур без заданного разбиения по собственному замыслу.

Знать/понимать:

  • Простейшие геометрические фигуры и тела, некоторые их свойства;

  • Правила безопасности и личной гигиены при работе с различными инструментами, сборке деталей конструктора;

Уметь:

  • Разрезать, составлять и перекраивать фигуры;

  • Играть в танграмм.


  1. Оригами (4ч)

Простейшая техника оригами. Основные правила изготовления фигур. Термины и условные обозначения на чертежах. Выполнение фигур.

Знать/понимать:

  • Простейшую технику оригами;

  • Термины и условные обозначения на чертеже;

  • Основные правила изготовления фигур

Уметь:

  • Выполнять различные фигуры в технике оригами.


  1. Отчет о выполнении индивидуальных творческих заданий (1ч)












Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Пространство и размерность

2

2

-

3

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Квадрат.

10

2

8

4

Конструированиеобъектов из параллелепипедов, кубов и квадратов.

2

-

2

5

Шар

1

-

1

6

Объемные фигуры. Конструирование.

5

2

3

7

Задачи со спичками, головоломки, геометрические игры

4

-

4

8

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Танграм.

3

1

2

9

Оригами.

4

1

3

10

Отчет о выполнении индивидуальных творческих заданий

1

1

-


Всего

34

9

15










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!