СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для проведения факультатива по физике в средней школе. Базовый уровень 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по физике 10 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»




Рассмотрено на ШМО

____________________

____________________

Протокол № ________

от «28»_августа_____ 2019г.

Руководитель ШМО:

_______/________________ /                                  




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/_Е.В. Макарова/

«28»_августа__2019г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по физике

10А, 10Б класс

 «Практикум по решению различных физических задач» 







Составитель:

учитель физики высшей

квалификационной категории

Паничкина Е.О.



Троицк

2019г.

1. Пояснительная записка

Предмет: физика

Класс: 10

Всего часов на изучение программы: 35

Количество часов в неделю: 1

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по физике «Практикум по решению различных физических задач» на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе:

  • «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное

обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2013 г.

  • авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2012 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2014 г.

Курс рассчитан на 2 года обучения

Цели:

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  1. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

  2. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Задачи:

  1. углубление и систематизация знаний учащихся;

  1. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

  1. овладение основными методами решения задач.









2. Общая характеристика ИГЗ



Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа индивидуально-групповых занятий ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала
    • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических

теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

    • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;

    • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

    • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

    • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении являются:

    • Физические приборы.

    • Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

    • Дидактические материалы.

    • Учебники физики для старших классов средней школы.

    • Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Ожидаемыми результатами занятий являются:
    • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

    • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

    • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.



3. Содержание



  1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.

Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

  1. Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

  1. Кинематика (8 ч)

Кинематические характеристики. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Ускорение. Графики скорости и пройденного пути при равномерном прямолинейном движении. Графики скорости и ускорения, пройденного пути при равноускоренном прямолинейном движении.

  1. Динамика и статика (10 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

  1. Законы сохранения (8 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

  1. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно- кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач.

Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

  1. Основы термодинамики (10 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

  1. Электрическое и магнитное поля (12 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

  1. Постоянный электрический ток в различных средах (13 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

  1. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1ч)







Календарно – тематическое планирование





п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1. Физическая задача. Классификация задач (2 часа)


1

Что такое физическая задача. Состав физической задачи.

Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.


1



2

Физическая задача.

Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

1



2. Правила и приёмы решения физических задач (2 часа)

3

Общие требования при решении физических задач. Этапы

решения физической задачи. Работа с текстом задачи.

1




4

Изучение примеров решения задач. Различные приемы и

способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.


1



3. Кинематика (8 часов)

5

Основные законы и понятия кинематики.

1



6

Графики скорости и пройденного пути при равномерном

прямолинейном движении.

1



7

Графики скорости и ускорения, пройденного пути при

равноускоренном прямолинейном движении.

1



8

Движение по окружности. Решение задач

1



9

Движение по окружности. Решение задач.

1



10

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1



11

Решение задач на равноускоренное движение.

1



12

Решение задач на равноускоренное движение.

1



4. Динамика и статика (10 часов)

13

Координатный метод решения задач по механике.

1



14

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для

сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1



15

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для

сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1



16

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для

1




сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.




17

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1



18

Задачи на определение характеристик равновесия физических

систем.

1




19

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных

инерциальных системах отсчета.


1




20

Задачи на принцип относительности: кинематические и

динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.


1



21

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1



22

Физическая олимпиада.

1



5. Законы сохранения (8 часов)

12

Классификация задач по механике: решение задач средствами

кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1



13

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1



14

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1



15

Задачи на определение работы и мощности.

1



16

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами.

1



17

Составление задач на заданные объекты или явления.

Взаимопроверка решаемых задач.

1



18

Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

1



19

Физическая олимпиада.

1



6. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 часов)

20

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение

молекулярно-кинетической теории (МКТ).

2




21

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа

в изопроцессах.


3



22

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—

Клапейрона, характеристика критического состояния.

2



23

Задачи на определение характеристик твердого тела:

1




абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас

прочности, сила упругости.




24

Качественные и количественные задачи. Графические и

экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

2



7. Основы термодинамики (10 часов)


24

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.


3



25

Задачи на тепловые двигатели.

2




26

Задачи на нахождение КПД тепловых двигателей


3



27

Конструкторские задачи и задачи на проекты:

1



28

Физическая олимпиада.

1



8. Электрическое и магнитные поля (12 часов)

29

Характеристика решения задач раздела: общее и разное,

примеры и приемы решения.

1





30

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.



5




31

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.


3




32

Решение задач на описание систем конденсаторов.


3



Постоянный электрический ток в различных средах (13 часов)


33

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.


5









34

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.


4




35

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.


4



36

Итоговое занятие (Резерв)

2



Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

владеть методами самоконтроля и самооценки

Перечень учебно-методических средств обучения



Литература для учителя



    1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

    2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).

    3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.

    4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.

    5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.

    6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.

    7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.

    8. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон, 2009 г.

    9. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному



Литература для обучающихся



  1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.

  2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.

  1. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.

  2. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.

  1. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.

  2. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение, 2002 г.

  3. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.

  4. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003 г.

  5. . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!