Программа факультатива «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» 8 «а» класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» в 8 «а» классе составлена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в соответствии с образовательными возможностями обучающихся.
Программа, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития, способствуетразвитию и обучению, а также творческой познавательной деятельности.
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Лего – (от датского LegиGodt – «играй хорошо» или «увлекательная игра», от латинского Legо – собирать, конструировать) - универсальный конструктор, детали которого могут крепиться друг к другу множеством способов, позволяя создавать разнообразные конструкции (фигурки животных, человечков, модели транспорта и т.д.).
Лего – это удивительно яркий, красочный полифункциональный конструктор, представляющий огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребѐнка. Главным отличием Лего от других строительных комплектов являются скрепляющиеся между собой детали-кирпичики, которые в ходе постройки остаются крепкими и сбалансированными.
Наборы Лего нового поколения зарекомендовали себя как образовательные продукты, удовлетворяющие самые высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они становятся наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, навыками работы с предложенными инструкциями, формированием умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учащихся с умеренной умственной отсталостью первоначальных конструкторских умений на основе лего-конструирования.
Задачи:
• развивать у учащихся с умеренной умственной отсталостью интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• формировать базовые учебные действия: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.
Для обучения детей Лего-конструированию использую разнообразные методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание 3D-моделей из Лего-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, который получает обучающийся в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего-конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием Лего-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах Лего-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Лего-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Обучающиеся учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по Лего-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Продолжительность занятий 30- 40 минут, 1 час в неделю, в год 34ч.
Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста
Возможные личностные результаты обучения:
Интерес к самостоятельному изготовлению построек.
Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.
Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью.
Умение доводить начатое дело до конца.
Умение планировать будущую работу.
Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМ.
Таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями
ФИО обучающегося | Результаты анализа личностных результатов обучающегося |
0 баллов – нет продвижения | 1 балл – минимальное продвижение | 2 балла – среднее продвижение | 3 балла - значительное продвижение |
| | | | |
| | | | |
Мониторинг личностных результатов.
Вид деятельности | Сформированность личностных результатов |
Начало года | Конец года |
0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Интерес к самостоятельному изготовлению построек. | | | | | | | | |
Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций. | | | | | | | | |
Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью. | | | | | | | | |
Умение доводить начатое дело до конца. | | | | | | | | |
Умение планировать будущую работу. | | | | | | | | |
Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. | | | | | | | | |
Условные обозначения:
0 баллов - нет продвижения
1балл - минимальное продвижение
2 балла – среднее продвижение
3 балла – значительное продвижение
В случае выявления отсутствия динамики или отрицательных показателей, согласовывается корректировка содержания индивидуальной программы развития ребенка и проводиться углубленная диагностика с целью выявления особенностей состояния и возможных причин низкой эффективности проведенной коррекционной работы. Уровень развития и формирования жизненных компетенций отражается в описательной характеристике по освоению СИПР на конец учебного года.
Основное содержание курса:
Различают три основных вида конструирования:
• по образцу
• по условиям
• по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу:
• Окружающий нас мир
• Основы безопасности жизнедеятельности
• Художественная литература и Лего-конструирование:
Окружающий нас мир.
Данный цикл занятий проходит для закрепления и пропедевтики тем по окружающему миру. Учащиеся повторят уже изученную по окружающему миру тему на новом уровне, закрепят её. Некоторые темы на кружке Лего-конструирования будут изучаться раньше, чем по программе, поэтому станут хорошей пропедевтической работой.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Этот цикл занятий предназначен для закрепления и углубления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся повторят правила дорожного движения. Эта одна из самых актуальных тем, так как чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают именно школьники. Вспомнят об опасностях, которые их могут ожидать дома и на улице.
Художественная литература и Лего-конструирование.
Занятия с темами по художественной литературе помогут в развитии творческих способностей детей. Учащиеся смогут побыть декораторами, актёрами, сценаристами, костюмерами. Познакомятся с такими понятиями, как «театр», «сцена», «спектакль», «афиша». Усвоят правила поведения в театре, музее. Глубже познакомятся с творчеством полюбившихся авторов. В данном блоке занятий автора и произведение для работы могут выбрать сами дети. Педагог остаётся наблюдателем и помощником в воплощении идей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану образовательного учреждения исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).
I (9 недель) | II (7 недель) | III (10 недель) | iV (8 недель) | Год (34 недели) |
9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт. |
I четверть – 9 уроков |
1 | Вводное занятие. Введение в лего-конструирование, техника безопасности | 1 | 3.09 | |
Основы конструирования |
2 | Знакомство с конструктором. Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер. Основные детали. Крепления | 1 | 10.09 | |
3 | Составление узора по образцу и на свободную тему | 1 | 17.09 | |
Школа |
4-5 | Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры. | 2 | 24.09, 01.10 | |
6 | Строим парту, стол, стул. Моделируем класс. | 1 | 08.10 | |
Наша улица |
7 | Моделируем улицу, двор. Наш друг светофор | 1 | 15.10 | |
Пассажирский транспорт |
8 | Конструирование трамвая | 1 | 22.10 | |
9 | Конструирование безопасного автобуса | 1 | 29.10 | |
По плану 9 часов Проведено 9 уроков |
II четверть – 7 уроков |
Специальный транспорт |
10 | Конструирование пожарной машины | 1 | 12.11 | |
11 | Конструирование скорой помощи | 1 | 19.11 | |
12 | Конструирование полицейской машины. | 1 | 26.11 | |
Скоро, скоро новый год |
13 | Лего – задания с героями | 1 | 3.12 | |
14 | Конструирование снежинки | 1 | 10.12 | |
15 | Конструирование дома Деда Мороза. | 1 | 17.12 | |
16 | Конструирование елочки | 1 | 24.12 | |
По плану 7 часов Проведено 7 уроков |
III четверть – 10 уроков |
Животные |
17 | Модели животных. Собака. Жираф. | 1 | 14.01 | |
18 | Модели животных. Слон. Верблюд. | 1 | 21.01 | |
19 | Модели животных. Крокодил. Змея. | 1 | 28.01 | |
20- 21 | Коллективная работа «Зоопарк». | 2 | 4.02, 11.02 | |
Модели машин |
22- 23 | Военная техника «Выставка моделей» | 2 | 18.02 25.02 | |
Наш двор. |
24 | Конструируем цветы | 1 | 4.03 | |
25 | Конструирование песочницы и горки | 1 | 11.03 | |
26 | Моделирование детской площадки | 1 | 18.03 | |
По плану 10 часов Проведено 10 уроков |
IV четверть - 8 уроков |
Космос |
27 | Строим ракету | 1 | 1.04 | |
28 | Строим луноход | 1 | 08.04 | |
29 | Космическая база. Совместное конструирование | 1 | 15.04 | |
30-31 | Строим буквы по образцу. | 2 | 22.04, 29.04 | |
Моделирование машин |
32-33 | Военная техника «Парад победы!» | 2 | 06.05, 13.05 | |
34 | Итоговое занятие. Просмотр презентации «Фото отчет за год ». | 1 | 20.05 | |
По плану 8 часов Проведено 8 уроков |
По плану за учебный год 34 часов Проведено за учебный год 34 уроков |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученикипознакомятся с:
- разными приёмами рисования;
- нетрадиционными техниками рисования;
Ученики приобретут навыки и умения:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечениепрограммы
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
• схемы, образцы и модели;
• иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
• мультимедиа объекты по темам курса;
• фотографии.
2. Оборудование:
• тематические наборы конструктора Лего;
- цветные карандаши, ручки, фломастеры, линейки, ножницы.
- материалы: картон, цветная бумага, ватные диски, ватные палочки, губка для мытья посуды
- наглядные пособия:
- фотографии;
- муляжи для рисования;
- детские работы, как примеры выполнения работ;
- книги, журналы, открытки.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор;
• демонстрационный экран;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• сканер, ксерокс и цветной принтер
Список литературы
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.
Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).
Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.
Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.
Л.Г. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.
С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
21