СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "ЛЕГО-конструирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "ЛЕГО-конструирование"»



Программа факультатива «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» 8 «а» класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа факультатива «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» в 8 «а» классе составлена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в соответствии с образовательными возможностями обучающихся.

Программа, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития, способствуетразвитию и обучению, а также творческой познавательной деятельности.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Лего – (от датского LegиGodt – «играй хорошо» или «увлекательная игра», от латинского Legо – собирать, конструировать) - универсальный конструктор, детали которого могут крепиться друг к другу множеством способов, позволяя создавать разнообразные конструкции (фигурки животных, человечков, модели транспорта и т.д.).

Лего – это удивительно яркий, красочный полифункциональный конструктор, представляющий огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребѐнка. Главным отличием Лего от других строительных комплектов являются скрепляющиеся между собой детали-кирпичики, которые в ходе постройки остаются крепкими и сбалансированными.

Наборы Лего нового поколения зарекомендовали себя как образовательные продукты, удовлетворяющие самые высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они становятся наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, навыками работы с предложенными инструкциями, формированием умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учащихся с умеренной умственной отсталостью первоначальных конструкторских умений на основе лего-конструирования.

Задачи:

• развивать у учащихся с умеренной умственной отсталостью интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

• формировать базовые учебные действия: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.





Для обучения детей Лего-конструированию использую разнообразные методы и приемы:


Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога


Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание 3D-моделей из Лего-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, который получает обучающийся в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего-конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием Лего-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах Лего-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Лего-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Обучающиеся учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по Лего-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Продолжительность занятий 30- 40 минут, 1 час в неделю, в год 34ч.

Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста


Возможные личностные результаты обучения:


  • Интерес к самостоятельному изготовлению построек.

  • Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.

  • Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью.

  • Умение доводить начатое дело до конца.

  • Умение планировать будущую работу.

  • Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.


МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМ.


Таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями




ФИО обучающегося

Результаты анализа личностных результатов обучающегося

0 баллов –

нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла –

среднее продвижение

3 балла - значительное продвижение












Мониторинг личностных результатов.




Вид деятельности

Сформированность личностных результатов

Начало года

Конец года

0

1

2

3

0

1

2

3

Интерес к самостоятельному изготовлению построек.









Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.









Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью.









Умение доводить начатое дело до конца.









Умение планировать будущую работу.









Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.









Условные обозначения:

0 баллов - нет продвижения

1балл - минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3 балла – значительное продвижение

В случае выявления отсутствия динамики или отрицательных показателей, согласовывается корректировка содержания индивидуальной программы развития ребенка и проводиться углубленная диагностика с целью выявления особенностей состояния и возможных причин низкой эффективности проведенной коррекционной работы. Уровень развития и формирования жизненных компетенций отражается в описательной характеристике по освоению СИПР на конец учебного года.


Основное содержание курса:


Различают три основных вида конструирования:


• по образцу

• по условиям

• по замыслу


Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу:

• Окружающий нас мир

• Основы безопасности жизнедеятельности

• Художественная литература и Лего-конструирование:


Окружающий нас мир.

Данный цикл занятий проходит для закрепления и пропедевтики тем по окружающему миру. Учащиеся повторят уже изученную по окружающему миру тему на новом уровне, закрепят её. Некоторые темы на кружке Лего-конструирования будут изучаться раньше, чем по программе, поэтому станут хорошей пропедевтической работой.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Этот цикл занятий предназначен для закрепления и углубления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся повторят правила дорожного движения. Эта одна из самых актуальных тем, так как чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают именно школьники. Вспомнят об опасностях, которые их могут ожидать дома и на улице.

Художественная литература и Лего-конструирование.

Занятия с темами по художественной литературе помогут в развитии творческих способностей детей. Учащиеся смогут побыть декораторами, актёрами, сценаристами, костюмерами. Познакомятся с такими понятиями, как «театр», «сцена», «спектакль», «афиша». Усвоят правила поведения в театре, музее. Глубже познакомятся с творчеством полюбившихся авторов. В данном блоке занятий автора и произведение для работы могут выбрать сами дети. Педагог остаётся наблюдателем и помощником в воплощении идей.






Описание места учебного предмета в учебном плане


Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану образовательного учреждения исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).


I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

iV (8 недель)

Год (34 недели)

9

7

10

8

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт.

I четверть – 9 уроков

1

Вводное занятие. Введение в лего-конструирование, техника безопасности

1

3.09


Основы конструирования

2

Знакомство с конструктором.

Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер.

Основные детали. Крепления

1

10.09



3

Составление узора по образцу и на свободную тему

1

17.09


Школа

4-5

Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры.

2

24.09,

01.10


6

Строим парту, стол, стул. Моделируем класс.

1

08.10


Наша улица

7

Моделируем улицу, двор. Наш друг светофор

1

15.10


Пассажирский транспорт

8

Конструирование трамвая

1

22.10


9

Конструирование безопасного автобуса

1

29.10


По плану 9 часов

Проведено 9 уроков

II четверть – 7 уроков

Специальный транспорт

10

Конструирование пожарной машины

1

12.11


11

Конструирование скорой помощи

1

19.11


12

Конструирование полицейской машины.

1

26.11


Скоро, скоро новый год

13

Лего – задания с героями

1

3.12


14

Конструирование снежинки

1

10.12


15

Конструирование дома Деда Мороза.

1

17.12


16

Конструирование елочки

1

24.12


По плану 7 часов

Проведено 7 уроков

III четверть – 10 уроков

Животные

17

Модели животных. Собака. Жираф.

1

14.01


18

Модели животных. Слон. Верблюд.

1

21.01


19

Модели животных. Крокодил. Змея.

1

28.01


20- 21

Коллективная работа «Зоопарк».

2

4.02,

11.02


Модели машин

22- 23

Военная техника «Выставка моделей»

2

18.02

25.02


Наш двор.

24

Конструируем цветы

1

4.03


25

Конструирование песочницы и горки

1

11.03


26

Моделирование детской площадки

1

18.03


По плану 10 часов

Проведено 10 уроков

IV четверть - 8 уроков

Космос

27

Строим ракету

1

1.04


28

Строим луноход

1

08.04


29

Космическая база. Совместное конструирование

1

15.04


30-31

Строим буквы по образцу.

2

22.04,

29.04


Моделирование машин

32-33

Военная техника «Парад победы!»

2

06.05,

13.05


34

Итоговое занятие. Просмотр презентации «Фото отчет за год ».

1

20.05


По плану 8 часов

Проведено 8 уроков

По плану за учебный год 34 часов

Проведено за учебный год 34 уроков



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученикипознакомятся с:

- разными приёмами рисования;

- нетрадиционными техниками рисования;

Ученики приобретут навыки и умения:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечениепрограммы


Учебно-методические средства обучения

1.Учебно-наглядные пособия:

• схемы, образцы и модели;

• иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;

• мультимедиа объекты по темам курса;

• фотографии.

2. Оборудование:

• тематические наборы конструктора Лего;

- цветные карандаши, ручки, фломастеры, линейки, ножницы.

- материалы: картон, цветная бумага, ватные диски, ватные палочки, губка для мытья посуды

- наглядные пособия:

- фотографии;

- муляжи для рисования;

- детские работы, как примеры выполнения работ;

- книги, журналы, открытки.



Технические средства обучения:

• мультимедийный проектор;

• демонстрационный экран;

• магнитная доска;

• цифровой фотоаппарат;

• сканер, ксерокс и цветной принтер








Список литературы


  1. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

  2. Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.

  3. Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).

  4. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.

  5. Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.

  6. Л.Г. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

  7. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981

  8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  9. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

  10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

  11. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.

  12. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!