СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Я живу в России" для обучающихся с умственной отсталостью 2-3 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “Я  живу в  России” способствует формированию патриотических чувств, развитию чувства гордости за свою страну; воспитанию личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Я живу в России" для обучающихся с умственной отсталостью 2-3 классов»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение

«Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю

Директор ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


_________________

Согласовано на МС

Протокол №4

От 27 августа 2021 г.



Руководитель МС_______

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Протокол № 5

от 26 августа 2021 г.


Руководитель МО______

(Ф.И.О.)

Г.В.Алпатова

Приказ № 132-ОД

от 30 августа 2021 г.

(Ф.И.О.)

Г.А.Малахова


(Ф.И.О.)

У.В.Серебрякова



Рабочая программа факультатива

«Я живу в России»

для обучающихся с умственной отсталостью

2 «В»-3 «В» классов


на 2021-2022 год



Составила: Е.А.Курбатова,

учитель начальных классов.



г. Котовск, 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Я живу в России» во 2-3 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Актуальность и практическая значимость.

В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - всё это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учётом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребёнка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.

Цель: содействие формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребёнка о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.

Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 ч в неделю и ориентирована на учащихся 2-3 классов.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Планируемые результаты:

● внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

● принятие образа «хорошего ученика»;

● положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Я живу в России»;

● способность к самооценке;

● начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

● находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

● преобразовывать информацию из одной формы в другую;

● оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

● слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесённых на бумагу;

● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

● развивать творческие способности.

Личностными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-3 классах является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-3 классах является сформированность следующих умений:

Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа факультатива “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

3. “Я и культура”– формирование отношения к искусству.

4. “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.

5. “Я и моё Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. “Я и планета” формирование гражданского отношения к планете Земля.

Программа предполагает 2 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень (2 класс) - «Маленькие Россияне»;

2 ступень (3 класс) - «Моя Малая Родина».


Формы работы:

Предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Формы организации работы по программе:

•  творческие конкурсы;

•  выставки декоративно-прикладного творчества;

• коллективные творческие дела;

• беседы с творческим заданием;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела (десанты);

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

•  заочные путешествия, экскурсии;

•  акции благотворительности, милосердия;

•  творческие проекты, презентации;

•  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 «В» класс, 1 год обучения).

«Маленькие Россияне»

Введение. Страна в которой мы живём (1 ч.)

1. «Я и я» (4 ч)

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2. «Я и семья» (6 ч)

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3. «Я и культура» (4 ч)

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.

Откуда пришли елочные игрушки? Встречаем Новый Год.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4. «Я и школа» (6 ч)

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5. «Я и моё Отечество» ( 7ч)

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (4 ч)

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

Итоговое занятие: презентация «Я живу в России». Викторина по пройденному. (2 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (3 «В» класс, 2 год обучения).

«Моя Малая Родина»

1. «Я и я» (4 ч)

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

2. «Я и семья» (5 ч)

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (4 ч)

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4. «Я и школа» (6 ч)

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

5. «Я и моё Отечество» (9 ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (6 ч)

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


Календарно-тематическое планирование (2 «В» класс, первый год обучения).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, выполнена в полном объёме за 33 часа, т.к. 08.03.22 г.- праздничный день.

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся)

Дата

Кол-во

часов

План

Факт


1 четверть (8 ч.)



1

Введение. Страна, в которой мы живём.


07.09


1 ч.

«Я и я» (4 ч.)


2

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства.

14.09


1 ч.

3-4

Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек)

21.09,28.09


2 ч.

Я и семья”(6 ч.)


5-6

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.

Формировать уважение к членам семьи; формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.


2 четверть (8 ч.)

05.10,12.10


2 ч.

7

В чём я должен им помочь?

19.10


1 ч.

8

Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок)

26.10


1 ч.

9-10

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков)

09.11,16.11


2 ч.

Я и культура”(4 ч.)


11

Дары природы. (Конкурс поделок из природных материалов)

формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.


23.11


1 ч.

12

История моего города. (Экскурсия в музей)

30.11


1 ч.

13

Откуда пришли ёлочные игрушки?

07.12


1 ч.

14

Встречаем Новый год.

14.12


1 ч.

Я и школа”(6 ч.)


15-16

Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе.

Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 3 четверть (9 ч.)

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы.

21.12,28.12


2 ч.

17-18

Школа вежливости.

11.01,18.01


2 ч.

19-20

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс.

25.01,01.02


2 ч.

Я и моё Отечество”(7 ч.)


21

Мои права и обязанности.

Развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.


4 четверть (8 ч.)

08.02


1 ч.

22-24

Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток)

15.02,22.02,

01.03


3 ч.

25

Маленькие герои большой войны.

15.03


1 ч.

26

Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен)

29.03


1 ч.

27

С чего начинается Родина?

05.04


1 ч.

Я и планета”(4 ч.)


28-29

Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков)

Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой.

Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

12.04, 19.04


2 ч.

30

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

26.04


1 ч.

31

В гости к зеленой аптеке. (Экскурсия)

03.05


1 ч.

32-33

Итоговое занятие «Я живу в России».

Викторина по пройденному.


10.05


17.05


2 ч.

Календарно-тематическое планирование (3 «В» класс, второй год обучения).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, выполнена в полном объёме.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

1

Урок Знаний. Презентация.

1

07.09


2

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

14.09


3

Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

21.09


4

Осень в родном городе, селе. Фотоконкурс (п/з).

1

28.09


5

Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

05.10


6

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

12.10


7

Родной край в древности. Видео-экскурсия в музей (п/з).

1

19.10


8

Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры.

1

26.10


9

Я люблю свою школу. Конкурс мини-сочинений (рассказов) (п/з).

1

09.11


10

Мой портфель. Игра – экспромт (п/з).

1

16.11


11

Моя любимая мамочка. Презентация (п/з).

1

23.11


12

Герб Тамбовской области. Беседа.

1

30.11


13

Любимый уголок природы. Конкурс рисунков (п/з).

1

07.12


14

Десант чистоты и порядка (п/з).

1

14.12


15

Мы и наши права. Урок – игра (п/з).

1

21.12


16

Наш любимый праздник. Конкурс рисунков (п/з).

1

28.12


17

Путешествие по Котовску. Заочная экскурсия.

1

11.01


18

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек (п/з).

1

18.01


19

По каким правилам мы живём в школе? Игра (п/з).

1

25.01


20

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

01.02


21

Игры на развитие произвольных процессов (п/з).

1

08.02


22

Об отце говорю с уважением. Конкурс стихотворений (п/з).

1

15.02


23

С весенним праздником! Конкурс открыток (п/з).

1

22.02


24

Широкая Масленица. Игра (п/з).

1

01.03


25

Уж тает снег, бегут ручьи. Беседа.

1

15.03


26

День птиц. Выставка рисунков (п/з).

1

29.03


27

Здесь живет моя семья. Конкурс рисунков (п/з).

1

05.04


28

Десант чистоты и порядка (п/з).

1

12.04


29

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

1

19.04


30

Открытка ветерану. Акция (п/з).

1

26.04


31

Ветераны ВОВ - наши земляки. Урок Мужества.

1

03.05


32

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс рисунков (п/з).

1

10.05


33

Экология нашего края. Беседа. Знай и люби свой край. Викторина (п/з).

1

17.05



Итого

33



Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Я живу в России» в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) географические и исторические карты, глобус;

3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор) и средств фиксации окружающего мира (фото - и видеокамера).


Список литературы

Для учителя:

1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015.

2. Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015.

3. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015.

4. История России. Праздники на Руси. ­– М.: Белый город, 2010.

5. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015.

6.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014.

7. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

8.Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия:– М.: НИЦ «Гражданин», 2017.

9.Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом.– М.: НИЦ «Гражданин», 2017.


Для учащихся:

  1. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2017




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!