Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение
«Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Директор ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _________________ | Согласовано на МС Протокол №4 От 27 августа 2021 г. Руководитель МС_______ | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 26 августа 2021 г. Руководитель МО______ |
(Ф.И.О.) Г.В.Алпатова Приказ № 132-ОД от 30 августа 2021 г. | (Ф.И.О.) Г.А.Малахова | (Ф.И.О.) У.В.Серебрякова |
Рабочая программа факультатива
«Я живу в России»
для обучающихся с умственной отсталостью
2 «В»-3 «В» классов
на 2021-2022 год
Составила: Е.А.Курбатова,
учитель начальных классов.
г. Котовск, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Я живу в России» во 2-3 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Актуальность и практическая значимость.
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - всё это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учётом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребёнка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.
Цель: содействие формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребёнка о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 ч в неделю и ориентирована на учащихся 2-3 классов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты:
● внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
● принятие образа «хорошего ученика»;
● положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Я живу в России»;
● способность к самооценке;
● начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
● находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую;
● оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
● слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесённых на бумагу;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
● развивать творческие способности.
Личностными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-3 классах является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-3 классах является сформированность следующих умений:
Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа факультатива “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. “Я и культура”– формирование отношения к искусству.
4. “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.
5. “Я и моё Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Программа предполагает 2 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень (2 класс) - «Маленькие Россияне»;
2 ступень (3 класс) - «Моя Малая Родина».
Формы работы:
Предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Формы организации работы по программе:
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного творчества;
• коллективные творческие дела;
• беседы с творческим заданием;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела (десанты);
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия, экскурсии;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 «В» класс, 1 год обучения).
«Маленькие Россияне»
Введение. Страна в которой мы живём (1 ч.)
1. «Я и я» (4 ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2. «Я и семья» (6 ч)
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (4 ч)
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки? Встречаем Новый Год.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (6 ч)
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5. «Я и моё Отечество» ( 7ч)
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (4 ч)
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Итоговое занятие: презентация «Я живу в России». Викторина по пройденному. (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (3 «В» класс, 2 год обучения).
«Моя Малая Родина»
1. «Я и я» (4 ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 ч)
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4. «Я и школа» (6 ч)
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5. «Я и моё Отечество» (9 ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (6 ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Календарно-тематическое планирование (2 «В» класс, первый год обучения).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, выполнена в полном объёме за 33 часа, т.к. 08.03.22 г.- праздничный день.
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся) | Дата | Кол-во часов |
План | Факт |
| 1 четверть (8 ч.) | | |
1 | Введение. Страна, в которой мы живём. | | 07.09 | | 1 ч. |
«Я и я» (4 ч.) | |
2 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | Формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства. | 14.09 | | 1 ч. |
3-4 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | 21.09,28.09 | | 2 ч. |
“Я и семья”(6 ч.) | |
5-6 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | Формировать уважение к членам семьи; формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. 2 четверть (8 ч.) | 05.10,12.10 | | 2 ч. |
7 | В чём я должен им помочь? | 19.10 | | 1 ч. |
8 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | 26.10 | | 1 ч. |
9-10 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков) | 09.11,16.11 | | 2 ч. |
“Я и культура”(4 ч.) | |
11 | Дары природы. (Конкурс поделок из природных материалов) | формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. | 23.11 | | 1 ч. |
12 | История моего города. (Экскурсия в музей) | 30.11 | | 1 ч. |
13 | Откуда пришли ёлочные игрушки? | 07.12 | | 1 ч. |
14 | Встречаем Новый год. | 14.12 | | 1 ч. |
“Я и школа”(6 ч.) | |
15-16 | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. | Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 3 четверть (9 ч.) Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы. | 21.12,28.12 | | 2 ч. |
17-18 | Школа вежливости. | 11.01,18.01 | | 2 ч. |
19-20 | Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. | 25.01,01.02 | | 2 ч. |
“Я и моё Отечество”(7 ч.) | |
21 | Мои права и обязанности. | Развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. 4 четверть (8 ч.) | 08.02 | | 1 ч. |
22-24 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток) | 15.02,22.02, 01.03 | | 3 ч. |
25 | Маленькие герои большой войны. | 15.03 | | 1 ч. |
26 | Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | 29.03 | | 1 ч. |
27 | С чего начинается Родина? | 05.04 | | 1 ч. |
“Я и планета”(4 ч.) | |
28-29 | Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков) | Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. | 12.04, 19.04 | | 2 ч. |
30 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. | 26.04 | | 1 ч. |
31 | В гости к зеленой аптеке. (Экскурсия) | 03.05 | | 1 ч. |
32-33 | Итоговое занятие «Я живу в России». Викторина по пройденному. | | 10.05 17.05 | | 2 ч. |
Календарно-тематическое планирование (3 «В» класс, второй год обучения).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, выполнена в полном объёме.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Урок Знаний. Презентация. | 1 | 07.09 | |
2 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 14.09 | |
3 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | 1 | 21.09 | |
4 | Осень в родном городе, селе. Фотоконкурс (п/з). | 1 | 28.09 | |
5 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 | 05.10 | |
6 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 | 12.10 | |
7 | Родной край в древности. Видео-экскурсия в музей (п/з). | 1 | 19.10 | |
8 | Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры. | 1 | 26.10 | |
9 | Я люблю свою школу. Конкурс мини-сочинений (рассказов) (п/з). | 1 | 09.11 | |
10 | Мой портфель. Игра – экспромт (п/з). | 1 | 16.11 | |
11 | Моя любимая мамочка. Презентация (п/з). | 1 | 23.11 | |
12 | Герб Тамбовской области. Беседа. | 1 | 30.11 | |
13 | Любимый уголок природы. Конкурс рисунков (п/з). | 1 | 07.12 | |
14 | Десант чистоты и порядка (п/з). | 1 | 14.12 | |
15 | Мы и наши права. Урок – игра (п/з). | 1 | 21.12 | |
16 | Наш любимый праздник. Конкурс рисунков (п/з). | 1 | 28.12 | |
17 | Путешествие по Котовску. Заочная экскурсия. | 1 | 11.01 | |
18 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек (п/з). | 1 | 18.01 | |
19 | По каким правилам мы живём в школе? Игра (п/з). | 1 | 25.01 | |
20 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 01.02 | |
21 | Игры на развитие произвольных процессов (п/з). | 1 | 08.02 | |
22 | Об отце говорю с уважением. Конкурс стихотворений (п/з). | 1 | 15.02 | |
23 | С весенним праздником! Конкурс открыток (п/з). | 1 | 22.02 | |
24 | Широкая Масленица. Игра (п/з). | 1 | 01.03 | |
25 | Уж тает снег, бегут ручьи. Беседа. | 1 | 15.03 | |
26 | День птиц. Выставка рисунков (п/з). | 1 | 29.03 | |
27 | Здесь живет моя семья. Конкурс рисунков (п/з). | 1 | 05.04 | |
28 | Десант чистоты и порядка (п/з). | 1 | 12.04 | |
29 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | 1 | 19.04 | |
30 | Открытка ветерану. Акция (п/з). | 1 | 26.04 | |
31 | Ветераны ВОВ - наши земляки. Урок Мужества. | 1 | 03.05 | |
32 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс рисунков (п/з). | 1 | 10.05 | |
33 | Экология нашего края. Беседа. Знай и люби свой край. Викторина (п/з). | 1 | 17.05 | |
| Итого | 33 | | |
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Я живу в России» в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) географические и исторические карты, глобус;
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор) и средств фиксации окружающего мира (фото - и видеокамера).
Список литературы
Для учителя:
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015.
2. Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015.
3. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015.
4. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010.
5. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015.
6.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014.
7. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
8.Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия:– М.: НИЦ «Гражданин», 2017.
9.Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом.– М.: НИЦ «Гражданин», 2017.
Для учащихся:
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2017