Солтүстік Қазақстан облысы Тайынша ауданы
«Тайынша қаласы № 1 орта мектебі» КММ
Северо-Казахстанская область Тайыншинский район
КГУ «Средняя школа №1 г.Тайынша»
ПРОГРАММА
факультатива по технологии
«Умелые руки»
Для учащихся 2 класса
2017 г.
Автор - составитель: Агеева А.В. – учитель технологии
Программа кружка «Умелые руки» создает условия для формирования трудовых навыков, предусматривает развитие у детей художественно-конструкторских способностей, воспитания художественного вкуса и бережного отношения к окружающей среде. Это вооружает детей, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка представляет систему
художественно-эстетических занятий
и рассчитана на 1 год обучения.
Занятия кружка являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
На кружке дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления изделий, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям. Дети, обучающиеся по данной программе - учатся изготовлению своими руками предметы: которые можно было бы подарить другим людям, украсить свою комнату, выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям. Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает обучение школьников трудовым навыкам и эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, ценить красоту.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров – умельцев. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой (“Квиллинга” нет).
Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – развитие творческих способностей каждого ребёнка посещающего кружок. Формирование практических и трудовых навыков, воспитание художественного вкуса; открытие детям прекрасного мира декоративно - прикладного искусства; вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.
Задачи - обучить различным приемам работы с бумагой. Ознакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Занимаясь в кружке, дети узнают: о различных видах декоративно - прикладного искусства. Научатся различным приемам работы с бумагой; будут создавать композиции из природного материла, научаться работать с таким удивительным продуктом как соленое тесто; освоят технологию создания сувениров из соленого теста, в ходе занятий научатся шить игрушки, познакомятся с различными видами тканей, ниток, игл, освоят основные операции изготовления изделий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сабақ№ №урока | Сабақ тақырыбы Тема урока | Сағат Часы | Мерзімі Сроки |
Раздел 1 «Вводное занятие» (1 час) |
1 | Ознакомление детей с особенностями кружка, требования к поведению учащихся во время занятий кружка, соблюдение порядка и техника безопасности на рабочем месте | 1ч | |
Раздел 2 «Работа с природным материалом» (5часов) |
2 | Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | 1ч | |
3 | Аппликация из осенних листьев. | 1ч | |
4 | Поделки из фруктов и овощей. | 1ч | |
5 | Аппликация из различных круп и семечек. | 1ч | |
6 | Поделки из морской гальки и ракушек. | 1ч | |
Раздел 3 «Работа с бумагой и картоном» (10часов) |
7 | Плетеные листья. Шахматное плетение. | 1ч | |
8 | Объемные аппликации. | 1ч | |
9 | Треугольный модуль оригами. Изготовление из модулей стрекоз. | 1ч | |
10 | Знакомство с квиллингом. | 1ч | |
11 | Освоение приемов квиллинга: плотная катушка, ажурные элементы. | 1ч | |
12 | Звездочка в технике складывания классического оригами. | 1ч | |
13 | Поделка из бумаги и картона «Новогодняя елочка» | 1ч | |
14 | Изготовление гирлянд (коллективная работа). | 1ч | |
15 | Изготовление елочных игрушек. | 1ч | |
16 | Вырезание снежинок. | 1ч | |
Раздел 4 «Работа с пластилином и соленым тестом» (9часов) |
17 | Знакомство с технологией выполнения работ из пластилина. | 1ч | |
18 | Пластилиновая аппликация на диске «Мир вокруг нас». | 1ч | |
19 | Лепка конструктивным способом из разных частей. | 1ч | |
20 | Изделие «Петушок». | 1ч | |
21 | Изделие на картоне «Дерево жизни». | 1ч | |
22 | Картина «Радужные бабочки» | 1ч | |
23 | Сувениры и поделки из соленого теста. | 1ч | |
24 | Сувенир «Подкова на счастье». | 1ч | |
25 | Панно «Мартовские коты». | 1ч | |
Раздел 5 «Работа с тканью и нитками» (8часов) |
26 | Куклы из ниток «Оберег семьи» | 1ч | |
27 | Брошь «Цветок весны» | 1ч | |
28 | Подвеска «Ангелы» из обычной ткани. | 1ч | |
29 | Браслет из полосок ткани и фурнитуры. | 1ч | |
30 | «Мешочек для мелочей» | 1ч | |
31 | Изготовление мягких игрушек. | 1ч | |
32 | Игрушка «Пушистик - малютка» | 1ч | |
33 | Игольница «Пончик» | 1ч | |
Раздел 6 «Итоговое занятие» (1час) |
34 | Подведение итогов. Проведение итогового контроля. | 1ч | |