СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Духовное наследие Л.Н.Толстого»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из разделов, в каждом из которых раскрывается определенная грань гения Л.Н. Толстого - человека, мыслителя, художника, теоретика искусства, историка, педагога, общественного и религиозного деятеля, идеолога ненасильственного пути развития человечества

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Духовное наследие Л.Н.Толстого»»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Духовное наследие Л.Н.Толстого»


Главная цель курса «Духовное наследие Л.Н. Толстого» - помочь учащимся открыть для себя величие и сложность духовных исканий Л.Н. Толстого, его многосторонний гений, проявившийся в разных сферах знаний и человеческой деятельности, проникнуть в таинство толстовского текста, через проблемы и художественный мир произведений Л.Н. Толстого увидеть современную жизнь в ее связи с прошлым, настоящим, будущим.

- дать представление о своеобразии философского и художественного видения Л.Н. Толстого;

- уяснить взаимосвязь личности писателя и его творчества;

- расширить читательский кругозор и школьников, развить в них потребность в чтении классической литературы;

- раскрыть сущность проблемы жизни, смерти, бессмертия в творчестве Л.Н, Толстого, используя опыт обучаемых и обучающего;

- помочь школьникам почувствовать и осознать суть художественных открытий Л.Н. Толстого, неповторимость его эстетической позиции,

- включить педагогические открытия Л.Н. Толстого в контекст раздумий учеников о путях развития современного образования; ~

- обратить внимание учащихся на важность поиска в жизни идеала и путей его достижения;

- заложить основы самостоятельного анализа современной действительности, основанного на глубоком понимании проблем ненасилия, свободы воли и внешних обстоятельств; приобщить к навыкам диалогической культуры общения,

познакомить с историей мировых религий, основами христианства и православной культурой, определить круг проблем в отношении Л.Н. Толстого к вопросам религии, веры, деятельности церкви и т.д.

Программа состоит из разделов, в каждом из которых раскрывается определенная грань гения Л.Н. Толстого - человека, мыслителя, художника, теоретика искусства, историка, педагога, общественного и религиозного деятеля, идеолога ненасильственного пути развития человечества


Календарно-тематическое планирование.


ТЕМА 1. Л. Н. Толстой- человек, художник.


  1. Биография Л.Н.Толстого. Предки Толстого. Семья и воспитание.

  2. Молодой Толстой как феномен становления личности. Своеобразие личности Толстого: неустанная жажда развития, чистота нравственного чувства, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, многогранность таланта.

  3. Толстой в его дневниках и письмах. Современники об индивидуальной неповторимости Толстого.

  4. Толстой как мыслитель в оценке его современников и последователей (И. Бунин "Освобождение Толстого", В. Вересаев "Живая жизнь", М. Горький "Лев Толстой" и др).

  5. Л.Н. Толстой в восприятии деятелей искусства и культуры к. XIX - нач. XX в. в. (А. Блок, Д. Мережковский, С Булгаков, С Цвейг, Ганди, Н Рерих, А Швейцер, Б Вернадский, К Циолковский и др.)


ТЕМА 2. Л.Н. Толстой в его раздумьях о жизни-смерти-бессмертии. Проблема свободы воли и необходимости.


  1. Философское определение жизни. Классическая традиция знания о смысле, цели, ценности человеческой жизни. Философия жизни о смысле и ценности смерти. Определение бессмертия.

  2. Христианское воскресение. Философские истоки толстовской концепции жизни- смерти-бессмертия. Тема смерти в раннем творчестве Толстого (повесть "Детство", "Севастопольские рассказы". "Три смерти").

  3. Духовный кризис 70-х годов: страх смерти и поиски смысла жизни. "Исповедь" притча о путнике. "В чем моя вера? "Царство Божие внутри вас», "Чем люди живы?»: открытие закона любви. Повесть "Смерть Ивана Ильича".

  4. Трактат "О жизни". Путь в бессмертие: "страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни" Новое понимание счастья Толстой и идеи свободы и необходимости у Канта и Шопенгауэра

  5. О добре и зле в человеческой природе. Решение проблемы свободы и необходимости в позднем творчестве Льва Толстого.


ТЕМА 3. Художественные открытия Л.Н, Толстого.


  1. Появление нового типа автобиографического повествования. Диалектика чистоты нравственного чувства и неустанного стремления к истине в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Проблемы самоанализа и самопознания молодого человека в этих произведениях.

  2. Новаторские открытия Толстого в сфере описания военных событий и поведения человека на войне. Опыт создания нового типа художественного психологизма. Повесть "Казаки".

  3. Открытие новой жанровой формы романа: "Война и мир" как роман-эпопея Взаимосвязь художественной и философской стихий в романе. Национальное и общечеловеческое, патриотическое и христианское в произведении.

  4. "Анна Каренина". Новаторство в области идейного замысла, и принципов его воплощения.

  5. Произведения Толстого позднего периода творчества как попытка решения проблемы типологизации жизни человека (рождение, борьба телесного и духовного, пути выхода из духовного кризиса, воскресение, обретение истинного смысла жизни и бессмертия).


ТЕМА 4. Л.Н. Толстой и искусство.


  1. Трактат "Что такое искусство": проблематика, композиция раскрытия мыслей, спорное и бесспорное в произведении. Цели и предназначение искусства. Критерии подлинного искусства. Искусство и проблемы масскультуры в современном обществе.


ТЕМА 5. Л.Н. Толстой и философия образования.


  1. Воспитание как целостный процесс. Воспитание и образование. Идея воспитания как духовного становления человека.

  2. Эволюция взглядов Л.Н. Толстого на воспитание. Философия всеединства любви и идея Толстого о свободном развитии личности. Духовность как высшее начало, любовь как «высшее проявление духовности в человеке».

  3. Непротивление злу насилием как принцип личного поведения и закон общественной жизни

  4. Ранние педагогические статьи о воспитании («Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать...» и др.). Религиозно-философское учение как основа новых подходов к воспитанию и образованию.

  5. Статьи «О воспитании», «Беседы с детьми по нравственным вопросам» «Воспитание спасет мир...». Воспитание как путь преобразования человека и человечества.

  6. Философско-педагогические идеи Толстого в контексте современных педагогических систем. Педагогическое наследие Толстого и пути его актуализации в современном мире.

  7. Духовность как целостное бытие человека во времени и культуре, связанное с открытием смысла собственного существования; совершенствование, самопознание.

  8. Психологическая структура духовного развития личности. Нравственное развитие. Интеллект, вера и религия в духовном развитии человека.


ТЕМА 7 . "Путь жизни" Л.Н. Толстого и поиски идеала в современном мире.


  1. Проблема возрождения человека и человечества.

  2. Мудрецы и философы о сущности и предназначении человека. Классические определения человека. Человекобог или человекозверь?

  3. Стремление к идеалу - отличительная особенность человека. "Человек - это ангел, рождающийся из зверя" (Л.Н. Толстой). Пути духовного развития человека.

  4. Модели идеального мироустройства. Пути достижения личного и общественного идеала.

  5. Тема "ухода" и возрождения героя в позднем творчестве Л.Н. Толстого ("Посмертные записки старца Федора Кузьмича", роман "Воскресение", "Отец Сергий»)

  6. Уход Толстого из Ясной Поляны - завершение или возрождение жизненного пути писателя?

  7. "Путь жизни" Л.Н.Толстого как модель построения "Царства Божьего" через нравственное. поведение и основанный на морали социальный порядок. Пути достижения счастья.

  8. Философия любви. Смысл самосовершенствования. Место веры и религии в возрождении человека.


ТЕМА 8. Л.Н. Толстой: завещание века минувшего веку грядущему.


  1. Публицистика Толстого 90-х-900-х годов и проблемы духовного развития современного общества (национальное и общечеловеческое, церковь и государство).

  2. Итоговое тестирование по курсу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!