Программа состоит из разделов, в каждом из которых раскрывается определенная грань гения Л.Н. Толстого - человека, мыслителя, художника, теоретика искусства, историка, педагога, общественного и религиозного деятеля, идеолога ненасильственного пути развития человечества
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Духовное наследие Л.Н.Толстого»»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Духовное наследие Л.Н.Толстого»
Главная цель курса «Духовное наследие Л.Н. Толстого» - помочь учащимся открыть для себя величие и сложность духовных исканий Л.Н. Толстого, его многосторонний гений, проявившийся в разных сферах знаний и человеческой деятельности, проникнуть в таинство толстовского текста, через проблемы и художественный мир произведений Л.Н. Толстого увидеть современную жизнь в ее связи с прошлым, настоящим, будущим.
- дать представление о своеобразии философского и художественного видения Л.Н. Толстого;
- уяснить взаимосвязь личности писателя и его творчества;
- расширить читательский кругозор и школьников, развить в них потребность в чтении классической литературы;
- раскрыть сущность проблемы жизни, смерти, бессмертия в творчестве Л.Н, Толстого, используя опыт обучаемых и обучающего;
- помочь школьникам почувствовать и осознать суть художественных открытий Л.Н. Толстого, неповторимость его эстетической позиции,
- включить педагогические открытия Л.Н. Толстого в контекст раздумий учеников о путях развития современного образования; ~
- обратить внимание учащихся на важность поиска в жизни идеала и путей его достижения;
- заложить основы самостоятельного анализа современной действительности, основанного на глубоком понимании проблем ненасилия, свободы воли и внешних обстоятельств; приобщить к навыкам диалогической культуры общения,
познакомить с историей мировых религий, основами христианства и православной культурой, определить круг проблем в отношении Л.Н. Толстого к вопросам религии, веры, деятельности церкви и т.д.
Программа состоит из разделов, в каждом из которых раскрывается определенная грань гения Л.Н. Толстого - человека, мыслителя, художника, теоретика искусства, историка, педагога, общественного и религиозного деятеля, идеолога ненасильственного пути развития человечества
Календарно-тематическое планирование.
ТЕМА 1. Л. Н. Толстой- человек, художник.
Биография Л.Н.Толстого. Предки Толстого. Семья и воспитание.
Молодой Толстой как феномен становления личности. Своеобразие личности Толстого: неустанная жажда развития, чистота нравственного чувства, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, многогранность таланта.
Толстой в его дневниках и письмах. Современники об индивидуальной неповторимости Толстого.
Толстой как мыслитель в оценке его современников и последователей (И. Бунин "Освобождение Толстого", В. Вересаев "Живая жизнь", М. Горький "Лев Толстой" и др).
Л.Н. Толстой в восприятии деятелей искусства и культуры к. XIX - нач. XX в. в. (А. Блок, Д. Мережковский, С Булгаков, С Цвейг, Ганди, Н Рерих, А Швейцер, Б Вернадский, К Циолковский и др.)
ТЕМА 2. Л.Н. Толстой в его раздумьях о жизни-смерти-бессмертии. Проблема свободы воли и необходимости.
Философское определение жизни. Классическая традиция знания о смысле, цели, ценности человеческой жизни. Философия жизни о смысле и ценности смерти. Определение бессмертия.
Христианское воскресение. Философские истоки толстовской концепции жизни- смерти-бессмертия. Тема смерти в раннем творчестве Толстого (повесть "Детство", "Севастопольские рассказы". "Три смерти").
Духовный кризис 70-х годов: страх смерти и поиски смысла жизни. "Исповедь" притча о путнике. "В чем моя вера? "Царство Божие внутри вас», "Чем люди живы?»: открытие закона любви. Повесть "Смерть Ивана Ильича".
Трактат "О жизни". Путь в бессмертие: "страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни" Новое понимание счастья Толстой и идеи свободы и необходимости у Канта и Шопенгауэра
О добре и зле в человеческой природе. Решение проблемы свободы и необходимости в позднем творчестве Льва Толстого.
ТЕМА 3. Художественные открытия Л.Н, Толстого.
Появление нового типа автобиографического повествования. Диалектика чистоты нравственного чувства и неустанного стремления к истине в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Проблемы самоанализа и самопознания молодого человека в этих произведениях.
Новаторские открытия Толстого в сфере описания военных событий и поведения человека на войне. Опыт создания нового типа художественного психологизма. Повесть "Казаки".
Открытие новой жанровой формы романа: "Война и мир" как роман-эпопея Взаимосвязь художественной и философской стихий в романе. Национальное и общечеловеческое, патриотическое и христианское в произведении.
"Анна Каренина". Новаторство в области идейного замысла, и принципов его воплощения.
Произведения Толстого позднего периода творчества как попытка решения проблемы типологизации жизни человека (рождение, борьба телесного и духовного, пути выхода из духовного кризиса, воскресение, обретение истинного смысла жизни и бессмертия).
ТЕМА 4. Л.Н. Толстой и искусство.
Трактат "Что такое искусство": проблематика, композиция раскрытия мыслей, спорное и бесспорное в произведении. Цели и предназначение искусства. Критерии подлинного искусства. Искусство и проблемы масскультуры в современном обществе.
ТЕМА 5. Л.Н. Толстой и философия образования.
Воспитание как целостный процесс. Воспитание и образование. Идея воспитания как духовного становления человека.
Эволюция взглядов Л.Н. Толстого на воспитание. Философия всеединства любви и идея Толстого о свободном развитии личности. Духовность как высшее начало, любовь как «высшее проявление духовности в человеке».
Непротивление злу насилием как принцип личного поведения и закон общественной жизни
Ранние педагогические статьи о воспитании («Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать...» и др.). Религиозно-философское учение как основа новых подходов к воспитанию и образованию.
Статьи «О воспитании», «Беседы с детьми по нравственным вопросам» «Воспитание спасет мир...». Воспитание как путь преобразования человека и человечества.
Философско-педагогические идеи Толстого в контексте современных педагогических систем. Педагогическое наследие Толстого и пути его актуализации в современном мире.
Духовность как целостное бытие человека во времени и культуре, связанное с открытием смысла собственного существования; совершенствование, самопознание.
Психологическая структура духовного развития личности. Нравственное развитие. Интеллект, вера и религия в духовном развитии человека.
ТЕМА 7 . "Путь жизни" Л.Н. Толстого и поиски идеала в современном мире.
Проблема возрождения человека и человечества.
Мудрецы и философы о сущности и предназначении человека. Классические определения человека. Человекобог или человекозверь?
Стремление к идеалу - отличительная особенность человека. "Человек - это ангел, рождающийся из зверя" (Л.Н. Толстой). Пути духовного развития человека.
Модели идеального мироустройства. Пути достижения личного и общественного идеала.
Тема "ухода" и возрождения героя в позднем творчестве Л.Н. Толстого ("Посмертные записки старца Федора Кузьмича", роман "Воскресение", "Отец Сергий»)
Уход Толстого из Ясной Поляны - завершение или возрождение жизненного пути писателя?
"Путь жизни" Л.Н.Толстого как модель построения "Царства Божьего" через нравственное. поведение и основанный на морали социальный порядок. Пути достижения счастья.
Философия любви. Смысл самосовершенствования. Место веры и религии в возрождении человека.
ТЕМА 8. Л.Н. Толстой: завещание века минувшего веку грядущему.
Публицистика Толстого 90-х-900-х годов и проблемы духовного развития современного общества (национальное и общечеловеческое, церковь и государство).
Итоговое тестирование по курсу.