СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного учебного курса по географии в 11 классе по Домогацких Е.М.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного учебного курса по географии в 11 классе по Домогацких Е.М. на 2021 - 2022 учебный год составлена из расчета 34 часов в год. Программа соответсвует методико - дидактическим принципам.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного учебного курса по географии в 11 классе по Домогацких Е.М.»

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

Элективный учебный предмет

Общая характеристика мира

11 класс

2021 – 2022 учебный год





Разработчик программы:

Климченко А.С. учитель географии

высшей квалификационной категории












Пояснительная записка

Рабочая программа элективного учебного предмета по географии 11 класса «Общая характеристика мира» составлена на основе:

1) ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года № 413 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.06.2017г. № 613; примерной основной образовательной программы среднего общего образования, включенной в реестр ПООП www.fgosreestr.ru, авторской рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География» (базовый уровень) 10-11 класс, авторы – составители М.И.Подболотова, Н.Е.Бургасова М., «Русское слово» 2018 года; 2) региональный уровень: региональные методические письма; программа регионального содержания (действует РК ГОС 2005г. по согласованию с МО РФ) Архангельской области;

2) основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Североонежская школа», положения о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения от 20.05.2016 года приказ № 255 ОД.

Учебно – методический комплект 11 класс:

1.Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский 10-11 класс География. М., «Русское слово»/ учебник в двух частях, 2018 год.

2.Атлас 10 – 11 класс, контурные карты. М., «Русское слово», 2019 год.

Описание места элективного учебного предмета по географии 11 класса «Общая характеристика мира» в учебном плане:

География относится к общественно-научной предметной области.

На основании учебного плана среднего общего образования образовательной программы МБОУ «Североонежская школа» в 11 классе 34 ч в год, 1ч в неделю.

Практических работ в 11 классе – 11. 1 урок резервный, для проведения промежуточной аттестации. В тексте рабочей программы принят условный знак Р/с – региональное содержание, п.р. – практическая работа.

Планируемые результаты изучения элективного учебного предмета

Выпускник научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.





Содержание тем элективного учебного предмета.

Наименование разделов

Количество часов

В том числе практических работ

11 класс

Региональный обзор мира

1

Политическая карта мира

3

1

2

Зарубежная Европа

5

2

3

Зарубежная Азия

6

3

4

Англо-Америка

3


5

Латинская Америка

5

1

6

Африка

5

2

7

Австралия и Океания

3

1

8

Заключение

4

1


Итого

34

11


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 11 КЛАСС

Тема 1. Политическая карта мира (3 часа)

Содержание темы

Политическая карта мира. Территория и границы страны. Столица страны. Экономико-географическое положение страны. Формирование политической карты мира. Качественные и количественные изменения на карте. Понятие о регионе. Историко-географические регионы мира и международные организации.

Основные образовательные идеи

- Формирование политической карты — длительный исторический процесс.

- Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер.

- Регион — группа стран, имеющих определённые черты сходства исторического развития, природных условий, населения и хозяйственной жизни.

Практическая работа

  1. Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».

Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Германия — одна из наиболее экономически развитых стран мира. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Королевство Испания. Испания — страна Южной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Испании в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль рекреационных ресурсов. Финляндия (Финляндская Республика). Финляндия — страна Северной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Финляндии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Республика Польша. Польша — страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Польши в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства.

Основные образовательные идеи

- Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и культуры.

- Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишённый природных ресурсов.

- Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

  2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия (6 часов)

Содержание темы

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трёх мировых религий. Размещение населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.

Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Япония — страна «Большой семёрки». Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Индия — один из лидеров среди развивающихся стран. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи

- Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира.

- Зарубежная Азия — регион с множеством очагов как внутренней, так и внешней напряжённости.

- Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном отношении.

- Китай — новый растущий центр мирового хозяйства.

Практические работы

  1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

  2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии.

  3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии.

Тема 4. Англо-Америка (3 часа)

Содержание темы

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.

Основные образовательные идеи

- Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика которой практически срослась с экономикой США.

- Богатые природные ресурсы — основа экономики США.

Тема 5. Латинская Америка (5 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика. Федеративная Республика Бразилия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Бразилия — латиноамериканский промышленный гигант. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Объекты Всемирного наследия на территории Бразилии. Мексиканские Соединённые Штаты. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Объекты Всемирного наследия на территории Мексики. Республика Коста-Рика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Выдающееся значение природных условий.

Основные образовательные идеи

- Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий большие успехи в экономическом развитии.

- Бразилия — один из лидеров развивающихся стран.

Практическая работа

  1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

Тема 6. Африка (5 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка. Южно-Африканская Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. ЮАР — экономический лидер Африки. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Республика Кения. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи

- Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого относится к группе беднейших.

- ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна Африки.

Практические работы

  1. Оценка по картам школьного атласа ресурсного потенциала одной из африканских стран.

  2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)

Содержание темы

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития. Республика Вануату. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи

- Огромное значение горнодобывающей промышленности говорит об Австралии как о стране переселенческого капитализма.

- Океания — один из последних почти не тронутых цивилизацией регионов мира.

Практическая работа

  1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Заключение (4 часа)

Содержание темы

Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Основная образовательная идея

- Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя её роль в мировом хозяйстве менялась.

Практическая работа

  1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

Тематическое планирование.

Тема (раздел программы)

Дата проведения

Корректировка

Тема 1: Политическая карта мира (3 часа)

1

Политическая карта мира

1 неделя


2

Регионы мира и международные организации. П.р.Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»

2 неделя


3

Итоговый урок по теме «Политическая карта мира»

3 неделя


Тема 2: Зарубежная Европа (5 часов)

4

Состав, географическое положение, природные ресурсы Зарубежной Европы

4 неделя


5

Население и хозяйство

5 неделя


6

Субрегионы Зарубежной Европы. П.р.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы

6 неделя


7

Федеративная Республика Германия

7 неделя


8

Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа». П.р.Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы

8 неделя


Тема 3: Зарубежная Азия (6 часов)

9

Зарубежная Азия. Состав, географическое положение, ресурсы

9 неделя


10

Население и хозяйство. П.р. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

10 неделя


11

Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная и Центральная Азия. П.р. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии.

11 неделя


12

Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная, Юго-Восточная.

12 неделя


13

Китайская Народная Республика

13 неделя


14

Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия». П.р. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии.

14 неделя


Тема 4: Англо – Америка (3 часа)

15

Англо – Америка. Канада.

15 неделя


16

Соединенные Штаты Америки

16 неделя


17

Итоговый урок по теме «Англо – Америка»

17 неделя


Тема 5:Латинская Америка (5 часов)

18

Латинская Америка. Состав, географическое положение и ресурсы.

18 неделя


19

Население и хозяйство

19 неделя


20

Субрегионы Латинской Америки. П.р. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

20 неделя


21

Федеративная Республика Бразилия

21 неделя


22

Итоговый урок по теме «Латинская Америка»

22 неделя


Тема 6: Африка (5 часов)

23

Африка. Состав, географическое положение и ресурсы.

23 неделя


24

Население и хозяйство

24 неделя


25

Субрегионы Африки. П.р. Оценка по картам школьного атласа ресурсного потенциала одной из африканских стран.

25 неделя


26

Южно-Африканская Республика

26 неделя


27

Итоговый урок по теме «Африка». П.р. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

27 неделя


Тема 7: Австралия и Океания (3 часа)

28

Австралия

28 неделя


29

Океания

29 неделя


30

Итоговый урок по теме «Австралия и Океания». П.р. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

30 неделя


Заключение (4 часа)

31

Россия и современный мир.

31 неделя


32

Место России в мире

32 неделя


33

П.р. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

33 неделя


34

Промежуточная аттестация

34 неделя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!