СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного предмета «Культура устной письменной речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного предмета для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного предмета «Культура устной письменной речи».»

МБОУ Павловская СШ





Программа элективного предмета

Русский язык

«Культура устной и письменной речи»



Направленность:

Социально-педагогическая

Для обучающихся: 14 лет

1 год обучения


Составитель:

Тарасенкова С.В.

учитель русского языка и литературы






















2021



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи» разработана в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012г. № 413), с изменениями и дополнениями 29.06.2017, 24.09, 11.12.2020г. (ФГОС СОО);

Срок реализации программы 1 год.

Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н. толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с самим собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства её содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру её жизненного самоопределения. Это особенно актуально для выпускников основной школы.

Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогиче­ской. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделя­ется внимания такой важной составляющей культуры речи, как куль­тура общения. Ученики испытывают трудности, прежде всего, в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, комму­никативные умения большинства выпускников сформированы недо­статочно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников основной и средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уро­вень владения речью. Огромное количество нарушений норм литера­турного языка, которые допускают даже журналисты, политики и дру­гие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нели­тературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправдан­ными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Предмет «Культура устной и письменной речи» поможет учащимся обобщить и закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура устной и письменной речи». Ста­новление гражданского общества предполагает, что каждый гражда­нин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструк­тивный диалог с оппонентами, с представителями государства, доби­ваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идео­логий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьни­ков начальные риторические навыки.

Актуальность программы элективного предмета на современном этапе определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учётом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене обучающиеся испытывают при написании сочинении, при применении способов компрессии прослушанного текста для изложения. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Владение родным языком — это один из самых главных показате­лей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом свя­зано с умением мыслить, рассуждать.


Цель курса - углубление и расширение знаний учащихся по культуре речи, овладение приемами отбора и организации языковых средств, способствующих наиболее эффективному достижению поставленных задач в сфере речевых коммуникаций,


Основные задачи курса:

  1. Систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-8 классах;

  2. Обеспечить дальнейшее овладение основным нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку»;

  3. Обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

  4. Способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся


Формы проведения занятий

    • лекции;

    • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок;

    • викторины;

    • конкурсы;

    • устные журналы;

    • конференции;

    • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются две части:

    • теоретическая;

    • практическая.


Основные методы и технологии

    • технология разноуровневого обучения;

    • развивающее обучение;

    • технология обучения в сотрудничестве;

    • коммуникативная технология;

    • проблемно - поисковая;

    • игровые технологии;

    • ИКТ;

    • АМО;

    • интерактивные методы

    • лекция;

    • беседа;

    • рассказ;

    • словесные;

    • проблемный;

    • частичнопоисковый;

    • исследовательский.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.



Планируемые результаты

Личностные результаты:


1) понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к русскому родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:


1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:


1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

-осознание роли русского родного языка в жизни человека;

-осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

-осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика;

-понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их

современных ситуациях речевого общения;

-понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

-правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

-характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

-понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

-понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

-осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

-соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

-использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

-анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

-соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;

-постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов, в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

-различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

-различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

-употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

-понимание активных процессов в области произношения и ударения;

-соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением

и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

-различение стилистических вариантов лексической нормы; употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; различение типичных речевых ошибок;

-редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

-соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий;

-определение типичных грамматических ошибок в речи;

-различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

-различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

-правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

-соблюдение основных норм русского речевого этикета:

-этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

-соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

-соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

-использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

-использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

-соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

-понимание активных процессов в русском речевом этикете;

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

-использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

-использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

-использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

-использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

-использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

-владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

-владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

-владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

-создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Культура устной речи.

Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского языка. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка.

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Морфологические нормы русского языка. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Фразеологические обороты. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, ис­пользуемые в художественном стиле. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Дискутивно-полемическая речь. Культура речи и культура общения.

Раздел 2. Культура письменной речи. Работа над изложением.

Сжатое изложение. Что такое (компрессия). Приём исключения. Приёмы сжатия текста. Приём обобщения. Приёмы сжатия текста. Приём обобщения. Приёмы сжатия текста. Приём упрощения. Практическое применение приёмов компрессии при работе над текстом. Обучающее изложение по публицистическому тексту. Пробное изложение по публицистическому тексту.

Раздел 3. Культура письменной речи. Работа над сочинением. Структура сочинения 9.1. Критерии оценки задания. Лингвистический анализ художественного текста. Тезис к заданию 9.1. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Схемы сочинений задания 9.1. Сочинение в публицистическом стиле. Обучающее лингвистическое сочинение по публицистическому тексту. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2. и 9.3 Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение в сочинении-рассуждении. Обучающее сочинение- рассуждение по публицистическому тексту. Пробное сочинение - рассуждение по публицистическому тексту. Пробное лингвистическое сочинение по публицистическому тексту.


















Календарно - тематическое планирование


Дата

Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. Культура устной речи (13 часов)

1


Культура речи как научная дисциплина

1

2


Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка.

1

3


Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи.

1

4


Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

1

5-6


Морфологические нормы русского языка.

2

7


Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

1

8


Фразеология. Крылатые слова.

1

9


Стилистика.

1

10


Тропы и фигуры как средства языковой выразительности.

1

11


Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление.

1

12


Дискутивно-полемическая речь.

1

13


Культура речи и культура общения.

1

Раздел 2. Культура письменной речи. Работа над изложением (10 часов)

14-15


Сжатое изложение. Что такое (компрессия). Приём исключения.

2

16-17


Приёмы сжатия текста. Приём обобщения.

2

18-19


Приёмы сжатия текста. Приём упрощения.

2

20-21


Практическое применение приёмов компрессии при работе над текстом.

2

22


Обучающее изложение по публицистическому тексту.

1

23


Пробное изложение по публицистическому тексту.

1

Раздел 3. Культура письменной речи. Работа над сочинением (11 часов)

24


Структура сочинения 9.1. Критерии оценки задания. Лингвистический анализ художественного текста.

1

25


Тезис к заданию 9.1. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Схемы сочинений задания 9.1.

1

26


Сочинение в публицистическом стиле.

1

27


Обучающее лингвистическое сочинение по публицистическому тексту.

1

28


Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2. и 9.3

1

29-30


Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

2

31


Заключение в сочинении-рассуждении.

1

32


Обучающее сочинение - рассуждение по публицистическому тексту.

1

33


Пробное сочинение - рассуждение по публицистическому тексту.

1

34


Пробное лингвистическое сочинение по публицистическому тексту.

1






Литература и средства обучения



Для учащихся

  1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум. — М., 2000.

  3. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

  4. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.

  5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.


Для учителя

1. ВведенскаяЛЛ., ПавловаЛ.Г. Культура и искусство речи. Совре­менная риторика. — Ростов н/Д, 1999.

2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

5. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:

элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум. — М., 2000.

6. Львов М.Р. Риторика. — М., 1996.

7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002.


Лингвистические словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Прак­тический справочник. — М., 1989.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1986.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. — М., 2004.

5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, уда­рение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. — М., 1987.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). — М., 1985.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.

8. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1989.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!