МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО общественных и естественных наук Руководитель ШМО ____________И.А.Назирова Протокол № 1 от « 25.08.» 2021 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от « 26.08.» 2021 г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ«РСШ №2» __________Чудалева Н.Д. Приказ № _____ от « ___» 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
10 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 34 Ч, В НЕДЕЛЮ – 1Ч
УЧИТЕЛЬ НАЗИРОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
1.ФГОС СОО
2.АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПЕВЦОВА Е.А., КОЗЛЕНКО И.В., ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 2-Е ИЗДАНИЕ М.:ООО ТИД «РУССКОЕ СЛОВО»2016
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:
НИКИТИН А.Ф. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 10-11 КЛАСС.М.ДРОФА 2018 ГОД.
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
1.Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
обучающийся научится:
относительно целостному представлению об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знанию ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умениею объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знанию, умению и ценностным установкам, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умению находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применять основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
пониманию побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знанию основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знанию особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; пониманию значения трудовой деятельности для личности и для общества;
обучающийся получит возможность научиться:
пониманию специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
пониманию роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знанию определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знанию новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; пониманию языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; пониманию значения коммуникации в межличностном общении; умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомству с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
2.Содержание учебного курса
Роль права в жизни человека и общества. (5 часов)
Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву.
Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Что такое право. Юриспруденция как важная отрасль человеческих знаний. Особенности и закономерности возникновения права. Принципы, аксиомы и презумпции права. Система регулирования общественных отношений.
Теоретические основы права как системы (8 часов)
Система права. Правотворчество и процесс формирования права. Формы права. Действие норм права во времени и в пространстве. Реализация права. Толкование права: задачи и особенности.
Правоотношения и правовая культура (7 часов)
Правоотношения и их виды. Правоотношения и их виды. Правонарушения и их характеристика. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности
Государство и право (11 часов)
Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства. Форма государства. Организация власти и управления в стране. Правовое государство и его сущность. Конституция РФ – Основной закон государства. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом государстве. Избирательные системы и их виды.
Правосудие и правоохранительные органы (3 часа)
Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы РФ. Доказательства и доказывание. Процессуальные сроки. Прохождение дела в суде. Стадии судебного процесса. Судебное решение. Обжалование решений. Исполнение судебных решений. Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.
3.Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль (вид контроля) |
1 | Роль права в жизни человека и общества. | 5 | входной контроль (тест) |
2 | Теоретические основы права как системы. | 8 | |
3 | Правоотношения и правовая культура. | 7 | |
4 | Государство и право. | 11 | |
5 | Правосудие и правоохранительные органы. | 3 | промежуточная аттестация (контрольная работа) |
| Итого: | 34 | |