СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праграмма элективного курса по русскому языку составлена для 10-11 классов и рассчитана на 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»»

Программа элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов


  1. Пояснительная записка


Программа элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, в том числе требованиям к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, фундаментальному ядру содержания среднего общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и рассчитана на 69 часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе: 1 час в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закона РТ от 22.07.2013 № 68 –ЗРТ «Об образовании».

  3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089.

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа №169» Советского района города Казани.

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года); приказ №576 от 8.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников».

  6. Примерной программы по русскому языку для 10 – 11 классов программы Н.Г. Гольцовой, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Русский язык» 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. М.: «Русское слово», 2011 г., авторской  программы Вялковой Г.М. (элективный курс « Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов» / Вялкова Г. М. -  Волгоград. - Учитель. – 2009 г., учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.

  7. Годового календарного учебного графика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169» Советского района г. Казани на 2017-2018 учебный год.

  8. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169».

  9. В соответствии с локальным актом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169».

Требования государственного стандарта - формировать   коммуникативную  компетенцию учащихся, они предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать  на  заданные  темы,  создавать собственные  тексты.

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв­ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.

Цели курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

  • Для глухих, слабослышащих, позднослышащих обучающихся: способность к социальной адаптации интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи, а также на основе жестовой речи; владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов);

  • Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, умение самостоятельно и безопасно передвигаться, способность к осмыслению и дифференциации картины мира, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при помощи пед. работника; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами.


2.Общая характеристика курса


Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания части С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах при работе над пониманием текста,

- индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.


3.Место элективного курса в учебном плане


Учебное время, отведённое на изучение данного курса, взято из школьного компонента БУП.

Программа курса учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена и рассчитана на 69 часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе: по 1 часу в неделю).


4.Содержание курса по выбору

Учебно-тематический план


пп/п

Содержание раздела

Количество часов

Из них

Разв. речи

10 класс

1

Сочинение как текст. Основные требования к сочинению.

1


2

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

6

1

3

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.

4

1

4

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

10

1

5

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

14

1

6

Итого

35

4


11 класс

1

Повторение изученного в 10 классе

3



Сочинение-характеристика

12

3

2

Эпизод

7


3

Художественные средства выразительности

12

3

4

Итого

34

6


Содержание программы

Сочинение как текст. Основные требования к сочинению.

Сочинение как жанр литературного творчества учащихся. Знакомство с тематикой курса. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образно Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.

Художественный образ, роль художественного вымысла. Тема, идея, композиция. Взаимосвязь героев: портрет, речь, авторская характеристика. Родо-жанровые особенности произведения.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

Проблематика, тематика и жанр. Своеобразие жанров сочинений (сочинение-рассуждение, анализ эпизода эпического или драматического произведения).

Способы раскрытия основной мысли в сочинении. Эпиграф. Тема и жанр сочинения.

Цитаты, ссылки, их оформление.

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Композиционная организация сочинения. 

Отработка написания всех частей сочинения (вступление, основная часть, заключение). Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Модуль1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  3. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

  5. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

  6. Заключительная часть сочинения.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

4. Экспертная оценка творческих работ.






5.Тематическое планирование элективного курса

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» (10 класс, 35 часов)

 

Тема

К-во часов

Элементы содержания



Планируемый результат освоения материала

Дата

план

факт


Сочинение как текст. Основные требования к сочинению. (1час)

1.

Сочинение как текст. Основные требования к сочинению.

1

Заглавие, тема, основная мысль сочинения.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)

2.

Отбор материала к сочинению.

1


Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



3.

Систематизация материала к сочинению.

1



4.

Планирование будущего текста.

1




5.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало).

1



6.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (продолжение).

1



7.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (окончание).

1



Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)

8.

Литературоведческие

термины и их роль в подготовке к экзаменам (начало).



1

Художественный образ, роль художественного вымысла. Тема, идея, композиция. Взаимосвязь героев: портрет, речь, авторская характеристика. Родо-жанровые особенности произведения.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



9.

Литературоведческие

термины и их роль в подготовке к экзаменам (окончание).

1






10.

Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений.

1



11.

Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий.



1




Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (10 часов).

12.

Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др.

1

Проблематика, тематика и жанр. Своеобразие жанров сочинений.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



13.

Зависимость структуры сочинения от его типа.

1




14.

Выбор темы сочинения.

1

Способы раскрытия основной мысли в сочинении. Эпиграф. Тема и жанр сочинения.

Цитаты, ссылки, их оформление.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



15.

Выбор эпиграфа к сочинению.


1



16.

Цитирование. Использование цитат в сочинении.

1



17.

Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы.



1


Отработка написания всех частей сочинения (вступление, основная часть, заключение). Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.



18.

Рассуждение-доказательство.

1




19.

Рассуждение-опровержение.

1




20.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ (начало).

1



21.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ (продолжение).

1



Выбор темы сочинения. Структура сочинения (14 часов)

22.

Вступительная часть сочинения.


1

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образно Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



23.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало).




1








24.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание).



1










25.

Заключительная часть сочинения.

1

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.



Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



26.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало).

1



27.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (окончание).


1



28.

Структура сочинения-рассуждения.

1

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



29.

Тезис, доказательства, аргументы.

1



30.

Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением.


1






31-32

Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.


1





33.

Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ.

1



34.

Подведение итогов работы за год.

1




35.

Повторение.

1













































 Тематическое планирование элективного курса

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

(11 класс, 34 час.)

 

 

Тема

К-во час.

Элементы содержания



Планируемый результат освоения материала

Дата

план

факт

Повторение изученного в 10 классе

1

Вступительное занятие. Задачи и цели курса.

1

Сочинение как текст. Классификация сочинений. Заглавие, тема, основная мысль сочинения.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



2

Повторение. Сочинение как текст. Классификация сочинений.

1



3

Повторение. Сочинение-рассуждение (по материалам ЕГЭ).

1



Сочинение-характеристика

4

Сочинение-характеристика. Особенности.

1

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.




5

Сравнительная характеристика героев.

1




6

Практикум. Обломов и Штольц. Гринёв и Швабрин.

1




7

Групповая характеристика литературных героев.

1




8

Практикум. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1




9

Творческая мастерская. Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



10

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

1



11

Значимость цитат в обобщающих сочинениях.

1



12

Практикум. Работа с цитатным материалом.

1



13

Подбор  произведений в работе над сочинением (начало).

1



14

Подбор  произведений в работе над сочинением (окончание).

1



15

Практикум. Сочинение обзорного характера.

1



Эпизод

16

Эпизод. Роль эпизода в произведении.

1

Выявление зависимости формы эссе и его языкового адресата воплощения от задачи и автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



17

Значимость эпизода для понимания смысла произведения.

1



18

Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (начало).

1



19

Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (окончание).

1



20

Сочинение-анализ эпизода.

1



21

Анализ и рецензирование эпизода.

1



22

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

1



Художественные средства выразительности

23

Художественные средства выразительности и их роль (начало).

1

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



24

Художественные средства выразительности и их роль (окончание).

1



25

Имманентный анализ.

1



26

Интертекстуальный анализ.

1



27

Сочинение-анализ стихотворения.

1



28

Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (начало).

1

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Знать правила написания сочинения с творческим заданием.

Уметь работать с опорной схемой, составлять план.



29

Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение).

1



30

Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение).

1



31

Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (окончание).

1



32

Зачётное занятие. Защита учащимися сочинений-рассуждений.

1



33

Подведение итогов работы за год.

1



34

Повторение и обобщение изученного.

1



































6. Планируемые результаты изучения учебного курса


К концу изучения курса учащиеся должны:

- составлять простые и тезисные планы на литературные темы;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее трех аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

- уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений (эссе, рассуждение и т.д.)

- узнавать сочинение- рассуждение, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современными литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- работать с бланками экзаменационной работы.


Технология организации учебного процесса по курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки


Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса минимальное количество баллов за содержание сочинения - 18 баллов из 23баллов.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (12 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 12) - «незачёт»).















7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Литература для учащихся


  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2007

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2010.

  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Комментарий к основной проблеме Текста. Аргументация - М.: «Экзамен»,2011

  5. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007

  7. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.

  8. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.

  9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2016г.

Дополнительная литература


  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.


Интернетресурсы


  1. Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

  1. Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

  1. Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

  1. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http//www.philolog/ru/dahl/

  1. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  1. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook

  1. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

  1. Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой

http://slovesnik-oka.narod.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!