Программа элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, в том числе требованиям к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, фундаментальному ядру содержания среднего общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и рассчитана на 69 часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе: 1 час в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закона РТ от 22.07.2013 № 68 –ЗРТ «Об образовании».
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа №169» Советского района города Казани.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года); приказ №576 от 8.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников».
Примерной программы по русскому языку для 10 – 11 классов программы Н.Г. Гольцовой, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Русский язык» 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. М.: «Русское слово», 2011 г., авторской программы Вялковой Г.М. (элективный курс « Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов» / Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009 г., учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.
Годового календарного учебного графика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169» Советского района г. Казани на 2017-2018 учебный год.
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169».
В соответствии с локальным актом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169».
Требования государственного стандарта - формировать коммуникативную компетенцию учащихся, они предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Для глухих, слабослышащих, позднослышащих обучающихся: способность к социальной адаптации интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи, а также на основе жестовой речи; владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов);
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, умение самостоятельно и безопасно передвигаться, способность к осмыслению и дифференциации картины мира, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при помощи пед. работника; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами.
2.Общая характеристика курса
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания части С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах при работе над пониманием текста,
- индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
3.Место элективного курса в учебном плане
Учебное время, отведённое на изучение данного курса, взято из школьного компонента БУП.
Программа курса учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена и рассчитана на 69 часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе: по 1 часу в неделю).
4.Содержание курса по выбору
Учебно-тематический план
№ пп/п | Содержание раздела | Количество часов | Из них |
Разв. речи |
10 класс |
1 | Сочинение как текст. Основные требования к сочинению. | 1 | |
2 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 6 | 1 |
3 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам. | 4 | 1 |
4 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 10 | 1 |
5 | Выбор темы сочинения. Структура сочинения. | 14 | 1 |
6 | Итого | 35 | 4 |
11 класс |
1 | Повторение изученного в 10 классе | 3 | |
| Сочинение-характеристика | 12 | 3 |
2 | Эпизод | 7 | |
3 | Художественные средства выразительности | 12 | 3 |
4 | Итого | 34 | 6 |
Содержание программы
Сочинение как текст. Основные требования к сочинению.
Сочинение как жанр литературного творчества учащихся. Знакомство с тематикой курса. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образно Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.
Художественный образ, роль художественного вымысла. Тема, идея, композиция. Взаимосвязь героев: портрет, речь, авторская характеристика. Родо-жанровые особенности произведения.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
Проблематика, тематика и жанр. Своеобразие жанров сочинений (сочинение-рассуждение, анализ эпизода эпического или драматического произведения).
Способы раскрытия основной мысли в сочинении. Эпиграф. Тема и жанр сочинения.
Цитаты, ссылки, их оформление.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения.
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Композиционная организация сочинения.
Отработка написания всех частей сочинения (вступление, основная часть, заключение). Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
5.Тематическое планирование элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» (10 класс, 35 часов)
№ | Тема | К-во часов | Элементы содержания | Планируемый результат освоения материала | Дата |
план | факт |
Сочинение как текст. Основные требования к сочинению. (1час)
1. | Сочинение как текст. Основные требования к сочинению. | 1 | Заглавие, тема, основная мысль сочинения. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)
2. | Отбор материала к сочинению. | 1 | Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
3. | Систематизация материала к сочинению. | 1 | | |
4. | Планирование будущего текста. | 1 | | |
5. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало). | 1 | | |
6. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (продолжение). | 1 | | |
7. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (окончание). | 1 | | |
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)
8. | Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (начало). | 1 | Художественный образ, роль художественного вымысла. Тема, идея, композиция. Взаимосвязь героев: портрет, речь, авторская характеристика. Родо-жанровые особенности произведения. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
9. | Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (окончание). | 1 | | |
10. | Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений. | 1 | | |
11. | Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий. | 1 | | |
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (10 часов).
12. | Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др. | 1 | Проблематика, тематика и жанр. Своеобразие жанров сочинений. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
13. | Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 | | |
14. | Выбор темы сочинения. | 1 | Способы раскрытия основной мысли в сочинении. Эпиграф. Тема и жанр сочинения. Цитаты, ссылки, их оформление. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
15. | Выбор эпиграфа к сочинению. | 1 | | |
16. | Цитирование. Использование цитат в сочинении. | 1 | | |
17. | Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы. | 1 | Отработка написания всех частей сочинения (вступление, основная часть, заключение). Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. | | |
18. | Рассуждение-доказательство. | 1 | | |
19. | Рассуждение-опровержение. | 1 | | |
20. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ (начало). | 1 | | |
21. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ (продолжение). | 1 | | |
Выбор темы сочинения. Структура сочинения (14 часов)
22. | Вступительная часть сочинения. | 1 | Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образно Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
23. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало). | 1 | | |
24. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание). | 1 | | |
25. | Заключительная часть сочинения. | 1 | Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
26. | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало). | 1 | | |
27. | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (окончание). | 1 | | |
28. | Структура сочинения-рассуждения. | 1 | Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене. Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
29. | Тезис, доказательства, аргументы. | 1 | | |
30. | Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением. | 1 | | |
31-32 | Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. | 1 | | |
33. | Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ. | 1 | | |
34. | Подведение итогов работы за год. | 1 | | |
35. | Повторение. | 1 | | |
Тематическое планирование элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»
(11 класс, 34 час.)
№ | Тема | К-во час. | Элементы содержания | Планируемый результат освоения материала | Дата |
план | факт |
Повторение изученного в 10 классе |
1 | Вступительное занятие. Задачи и цели курса. | 1 | Сочинение как текст. Классификация сочинений. Заглавие, тема, основная мысль сочинения. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
2 | Повторение. Сочинение как текст. Классификация сочинений. | 1 | | |
3 | Повторение. Сочинение-рассуждение (по материалам ЕГЭ). | 1 | | |
Сочинение-характеристика |
4 | Сочинение-характеристика. Особенности. | 1 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Ассоциативное мышление. Комментарии и рецензия. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | | |
5 | Сравнительная характеристика героев. | 1 | | | |
6 | Практикум. Обломов и Штольц. Гринёв и Швабрин. | 1 | | | |
7 | Групповая характеристика литературных героев. | 1 | | | |
8 | Практикум. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | | | |
9 | Творческая мастерская. Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. Точность цитирования. Оформление цитаты. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
10 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | 1 | | |
11 | Значимость цитат в обобщающих сочинениях. | 1 | | |
12 | Практикум. Работа с цитатным материалом. | 1 | | |
13 | Подбор произведений в работе над сочинением (начало). | 1 | | |
14 | Подбор произведений в работе над сочинением (окончание). | 1 | | |
15 | Практикум. Сочинение обзорного характера. | 1 | | |
Эпизод |
16 | Эпизод. Роль эпизода в произведении. | 1 | Выявление зависимости формы эссе и его языкового адресата воплощения от задачи и автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
17 | Значимость эпизода для понимания смысла произведения. | 1 | | |
18 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (начало). | 1 | | |
19 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (окончание). | 1 | | |
20 | Сочинение-анализ эпизода. | 1 | | |
21 | Анализ и рецензирование эпизода. | 1 | | |
22 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | 1 | | |
Художественные средства выразительности |
23 | Художественные средства выразительности и их роль (начало). | 1 | Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
24 | Художественные средства выразительности и их роль (окончание). | 1 | | |
25 | Имманентный анализ. | 1 | | |
26 | Интертекстуальный анализ. | 1 | | |
27 | Сочинение-анализ стихотворения. | 1 | | |
28 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (начало). | 1 | Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. | Знать правила написания сочинения с творческим заданием. Уметь работать с опорной схемой, составлять план. | | |
29 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | 1 | | |
30 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | 1 | | |
31 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (окончание). | 1 | | |
32 | Зачётное занятие. Защита учащимися сочинений-рассуждений. | 1 | | |
33 | Подведение итогов работы за год. | 1 | | |
34 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | | |
6. Планируемые результаты изучения учебного курса
К концу изучения курса учащиеся должны:
- составлять простые и тезисные планы на литературные темы;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее трех аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
- уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений (эссе, рассуждение и т.д.)
- узнавать сочинение- рассуждение, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современными литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- работать с бланками экзаменационной работы.
Технология организации учебного процесса по курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса минимальное количество баллов за содержание сочинения - 18 баллов из 23баллов.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (12 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 12) - «незачёт»).
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература для учащихся
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2007
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2010.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Комментарий к основной проблеме Текста. Аргументация - М.: «Экзамен»,2011
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.
Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2016г.
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru