СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа элективного курса по математике "Нестандартное решение стандартных задач" для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа напралена на предпрофиоьное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределение учащихся в выборе профиля обучения.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса по математике "Нестандартное решение стандартных задач" для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Архонская»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей математики Пригородного района

руководитель МО

___________ Л.А.Кусей

«____»______2020

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР


Н. А. Коцур «____»______2020

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________

Ю. В. Крутоголова

«____»______2020






Программа элективного курса по математике:


«Нестандартное решение стандартных задач»


для 9 класса


на 2020-2021 учебный год





Учитель математики

Уймина Т. А.












2020 г.



I. Пояснительная записка


Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развивать интерес школьников к изучаемому предмету, познакомить их с новыми направлениями, методами и идеями расширять и развивать представления учащихся об изученном в основном курс е математики, а главное, порешать интересные и занимательные задачи.

На занятиях проиллюстрировать применение математики на практике, показать на занятиях связь математики с другими предметами областями знаний, познакомить с некоторыми методическими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.

Предлагаемый уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлекать не только сильных учащихся, но и менее подготовленных .для кого-то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти знания могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызывать желание узнавать больше.

Хотя при изучении курса по выбору не ставиться цель выработки каких- либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появиться прогресс в подготовке учащихся.



II. Цели и задачи курса:

Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как:

а) решение уравнений в целых числах; б) решение неравенств на координатной плоскости; в) построение графиков дробных уравнений и содержащих модуль ;

создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;

ориентировать на возможность выполнения заданий с развёрнутым ответом на ОГЭ.


III. Учебный план

п./п

Наименование курса

Всего часов

Лекций

Практических занятий

Форма завершения

1.

Нестандартное решение стандартных задач

16

7

9

зачет



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения элективного курса ученик должен знать

  • значение математической логики для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.


IV Учебно-тематический план




Наименование


ИЗ НИХ:


Дата

п./n.

темы, разделы.

Всего часов




Лекции.

Практические

Самост.





занятии




Диофантовы







уравнения






1


2

1

1

0



Неравенства с







двумя

4

1

1

2


2

переменными






на







координатной







плоскости







Графики







уравнений






3

с модулями

4

1

2

1



Графики







функции






4

вида у =

2

1

1

0



Целая и







дробная части






5

числа

2

1

1

0



Треугольник







Паскаля






6


2

1

1

0



Построения







одним






7

циркулем

2

1

1

0





V. Содержание программы.


Тема 1. Диофантовы уравнения.

Основная цель - расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав решение в целых числах. Всё объяснение проводится на примерах, решаются задачи с разнообразными сюжетами, что подчёркивает широту применения рассматриваемых методов.

Основное содержание.

  1. Вводная задача и исторический экскурс.

  2. Решение линейных уравнений методом перебора.

  3. Ещё один приём решения - метод « спуска».

  4. Выясняем: всегда ли линейное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые решения.

Тема 2. Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.

Основная цель- расширить представления учащихся о взаимности между алгебраическими соотношениями и их геометрическими образами на координатной плоскости. Необходимо использовать рассматриваемый материал, безусловно включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого освоения базовых умений. Кроме того, важно, чтобы учащимся были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.

Основное содержание.

  1. Задание областей на координатной плоскости неравенствами вида

х а,у б и системой таких неравенств.

  1. Задание областей координатной плоскости линейными неравенствами с двумя переменными и системой таких неравенств.

  2. Примеры геометрической интерпритации нелинейных неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 3. Графики уравнений с модулями.

Основная цель - познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравнений, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.

Основное содержание.

  1. Подготовительный этап - актуализация базовых знаний и умений. Объяснение и мотивация эстетическими соображениями цели предстоящей работы.

  2. Демонстрация приёмов построения графиков на характерных примерах и выполнение упражнений.

Тема 4. Графики функции вида у =

Основная цель - показать связь между графиками многочлена у = f(x) и

дробно-рациональной функции у = ; исследовать (на наглядном уровне)

поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при

неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.

Основное содержание.

  1. Подготовительный этап: постановка цели и проверка владения базовыми умениями.

  1. Разъяснение приёма на примере графиков функциий у = х2 -1 и



  1. Упражнения (вариации, дополнительные условия).

  2. Выполнение заданий на готовом чертеже.

Тема 5. Целая и дробная части числа.

Основная цель - познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характерами, так и графическими изображениями. Это полезное расширение кругозора, противодействие созданию определённых стереотипов.

Основное содержание.

  1. Определение целой и дробной частей числа.

  1. График функции «целая часть числа». Примеры реальных зависимостей.

  1. График функции «дробная часть числа».

IV. Некоторые более сложные графики.

Тема 6. Треугольник Паскаля.

Основная цель - используя историко-генетический подход, познакомить учащихся с числовой таблицей, называемой треугольником Паскаля; продемонстрировать эффективный приём возведения в произвольную степень двучлена а = в с использованием этой таблицы.

Основное содержание.

  1. Что такое треугольник Паскаля и как его можно «построить».

II. Некоторые свойства треугольника Паскаля.

  1. Введение символических обозначений; задание треугольника Паскаля рекуррентными формулами.

  2. Треугольник Паскаля и возведение в степень двучлена.

Тема 7. Построения одним циркулем.

Основная цель - расширить представления учащихся о геометрических задачах на построение, проследить за развитием этого интересного фрагмента в истории математики.

Основное содержание.

  1. Постановка математической проблемы и её история.

  2. Решение геометрических задач на построение одним циркулем.








V. Литература, рекомендуемая для учащихся.

Акулич И. Бином Ньютона / Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М; Аванта+ , 2002.

Болтянский В.Г., Кордемский Б. А. Необыкновенная арифметика/ Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3.

Жуков А. Неопределённые уравнения // Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М.; Аванта+, 2002.

Нечаев В. И. Простейшие неопределённые уравнения // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3; изд. 2-е. Т. 2.

Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. - М.; Просвещение, 1990.

Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / Под ред. Г.В.Дорофеева. - М.; Дрофа, 1999.



VI. Литература для учителя.

Успенский В.А. Треугольник Паскаля. Серия «Популярные лекции по

математике». - М.; Наука, 1979.

ПойяД. Математическое открытие. - М.; Наука, 1976.

Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах (Серия «Популярные

лекции по математике»). - М; Наука, 1983.

Оре О. Приглашение в теорию чисел // Серия «Библиотечка «Квант»».

Вып. 3. - М.: Просвещение, 1990.

Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. - М.:

Наука, 1965 (а также последующие издания).

Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного Энциклопедия элементарной математики. Т. 3. - М. - Л.: Гостехиздат, 1952.

Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. - М.: Изд-во Физ.-мат. Литератуы, 1961.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ. Ю.А.Данилова / Под ред. Я.А.Смородинского. - М.: Мир, 1974.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!