Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Архонская»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей математики Пригородного района руководитель МО ___________ Л.А.Кусей «____»______2020 | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР Н. А. Коцур «____»______2020 | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________ Ю. В. Крутоголова «____»______2020 |
Программа элективного курса по математике:
«Нестандартное решение стандартных задач»
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель математики
Уймина Т. А.
2020 г.
I. Пояснительная записка
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развивать интерес школьников к изучаемому предмету, познакомить их с новыми направлениями, методами и идеями расширять и развивать представления учащихся об изученном в основном курс е математики, а главное, порешать интересные и занимательные задачи.
На занятиях проиллюстрировать применение математики на практике, показать на занятиях связь математики с другими предметами областями знаний, познакомить с некоторыми методическими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.
Предлагаемый уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлекать не только сильных учащихся, но и менее подготовленных .для кого-то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти знания могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызывать желание узнавать больше.
Хотя при изучении курса по выбору не ставиться цель выработки каких- либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появиться прогресс в подготовке учащихся.
II. Цели и задачи курса:
Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как:
а) решение уравнений в целых числах; б) решение неравенств на координатной плоскости; в) построение графиков дробных уравнений и содержащих модуль ;
создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;
ориентировать на возможность выполнения заданий с развёрнутым ответом на ОГЭ.
III. Учебный план
№ п./п | Наименование курса | Всего часов | Лекций | Практических занятий | Форма завершения |
1. | Нестандартное решение стандартных задач | 16 | 7 | 9 | зачет |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать
значение математической логики для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
IV Учебно-тематический план
№ | Наименование | | | ИЗ НИХ: | | Дата |
п./n. | темы, разделы. | Всего часов | | | | |
Лекции. | Практические | Самост. |
| | | | занятии | | |
| Диофантовы | | | | | |
| уравнения | | | | | |
1 | | 2 | 1 | 1 | 0 | |
| Неравенства с | | | | | |
| двумя | 4 | 1 | 1 | 2 | |
2 | переменными | | | | |
| на | | | | | |
| координатной | | | | | |
| плоскости | | | | | |
| Графики | | | | | |
| уравнений | | | | | |
3 | с модулями | 4 | 1 | 2 | 1 | |
| Графики | | | | | |
| функции | | | | | |
4 | вида у = | 2 | 1 | 1 | 0 | |
| Целая и | | | | | |
| дробная части | | | | | |
5 | числа | 2 | 1 | 1 | 0 | |
| Треугольник | | | | | |
| Паскаля | | | | | |
6 | | 2 | 1 | 1 | 0 | |
| Построения | | | | | |
| одним | | | | | |
7 | циркулем | 2 | 1 | 1 | 0 | |
V. Содержание программы.
Тема 1. Диофантовы уравнения.
Основная цель - расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав решение в целых числах. Всё объяснение проводится на примерах, решаются задачи с разнообразными сюжетами, что подчёркивает широту применения рассматриваемых методов.
Основное содержание.
Вводная задача и исторический экскурс.
Решение линейных уравнений методом перебора.
Ещё один приём решения - метод « спуска».
Выясняем: всегда ли линейное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые решения.
Тема 2. Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.
Основная цель- расширить представления учащихся о взаимности между алгебраическими соотношениями и их геометрическими образами на координатной плоскости. Необходимо использовать рассматриваемый материал, безусловно включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого освоения базовых умений. Кроме того, важно, чтобы учащимся были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.
Основное содержание.
Задание областей на координатной плоскости неравенствами вида
х а,у б и системой таких неравенств.
Задание областей координатной плоскости линейными неравенствами с двумя переменными и системой таких неравенств.
Примеры геометрической интерпритации нелинейных неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 3. Графики уравнений с модулями.
Основная цель - познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравнений, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Основное содержание.
Подготовительный этап - актуализация базовых знаний и умений. Объяснение и мотивация эстетическими соображениями цели предстоящей работы.
Демонстрация приёмов построения графиков на характерных примерах и выполнение упражнений.
Тема 4. Графики функции вида у =
Основная цель - показать связь между графиками многочлена у = f(x) и
дробно-рациональной функции у = ; исследовать (на наглядном уровне)
поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при
неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.
Основное содержание.
Подготовительный этап: постановка цели и проверка владения базовыми умениями.
Разъяснение приёма на примере графиков функциий у = х2 -1 и
Упражнения (вариации, дополнительные условия).
Выполнение заданий на готовом чертеже.
Тема 5. Целая и дробная части числа.
Основная цель - познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характерами, так и графическими изображениями. Это полезное расширение кругозора, противодействие созданию определённых стереотипов.
Основное содержание.
Определение целой и дробной частей числа.
График функции «целая часть числа». Примеры реальных зависимостей.
График функции «дробная часть числа».
IV. Некоторые более сложные графики.
Тема 6. Треугольник Паскаля.
Основная цель - используя историко-генетический подход, познакомить учащихся с числовой таблицей, называемой треугольником Паскаля; продемонстрировать эффективный приём возведения в произвольную степень двучлена а = в с использованием этой таблицы.
Основное содержание.
Что такое треугольник Паскаля и как его можно «построить».
II. Некоторые свойства треугольника Паскаля.
Введение символических обозначений; задание треугольника Паскаля рекуррентными формулами.
Треугольник Паскаля и возведение в степень двучлена.
Тема 7. Построения одним циркулем.
Основная цель - расширить представления учащихся о геометрических задачах на построение, проследить за развитием этого интересного фрагмента в истории математики.
Основное содержание.
Постановка математической проблемы и её история.
Решение геометрических задач на построение одним циркулем.
V. Литература, рекомендуемая для учащихся.
Акулич И. Бином Ньютона / Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М; Аванта+ , 2002.
Болтянский В.Г., Кордемский Б. А. Необыкновенная арифметика/ Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3.
Жуков А. Неопределённые уравнения // Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М.; Аванта+, 2002.
Нечаев В. И. Простейшие неопределённые уравнения // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3; изд. 2-е. Т. 2.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. - М.; Просвещение, 1990.
Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / Под ред. Г.В.Дорофеева. - М.; Дрофа, 1999.
VI. Литература для учителя.
Успенский В.А. Треугольник Паскаля. Серия «Популярные лекции по
математике». - М.; Наука, 1979.
ПойяД. Математическое открытие. - М.; Наука, 1976.
Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах (Серия «Популярные
лекции по математике»). - М; Наука, 1983.
Оре О. Приглашение в теорию чисел // Серия «Библиотечка «Квант»».
Вып. 3. - М.: Просвещение, 1990.
Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. - М.:
Наука, 1965 (а также последующие издания).
Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного Энциклопедия элементарной математики. Т. 3. - М. - Л.: Гостехиздат, 1952.
Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. - М.: Изд-во Физ.-мат. Литератуы, 1961.
Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ. Ю.А.Данилова / Под ред. Я.А.Смородинского. - М.: Мир, 1974.