СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по химии в 9 классе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса   предназначена для обучающихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Приложение (методические разработки).

9. Контроль уровня обученности.

10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по химии в 9 классе.»

Программа элективного курса

по химии для 9 класса



Составитель:

Шепелёв А.С., учитель химии.

2017 г

Пояснительная записка

На курсы выбора для 9 классов отводятся часы за счёт компонента образовательного

учреждения. Создание таких курсов – важнейшая часть обеспечения введения

предпрофильного и профильного обучения.

Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для обучающихся 9

класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Приложение (методические разработки).

9. Контроль уровня обученности.

10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития

материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса химии,

систематизирует знания обучающихся по биологии, химии и физике.

Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической

науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в

связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность

для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации,

каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов,

происходящих вокруг нас.

Содержание курса раскрывает основные направления использования химических

веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на

личном приусадебном участке в частности.

Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах бытовой химии, о

строительных материалов о различных видах удобрений, о косметических веществах и их

значений в жизнедеятельности.

Курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи

непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому

целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях

рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных

качествах, о необходимых знаниях и умениях.

Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической

промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога,

лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у

учащихся систему технологических знаний Курс построен таким образом, что каждое

занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации

составленный учителем и учащихся, материалы из интернета, демонстрационный опыт и

обязательное практическое занятие. один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность

межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся

видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для

опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что

позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с

веществами.Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися

демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов,

рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании

занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

1. Цели и задачи курса по выбору

Цели курса:

- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с

возникающими жизненными потребностями.

- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности

Природы, Жизни, Здоровья человека.

- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе

жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

- Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся,

углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать

осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать

условия для подготовки к экзаменам по выбору.

- Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных

технологий.

Задачи курса:

- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических

веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический

эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

- Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке,

косметических веществах, о моющих средствах.

- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой; раскрыть

возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в деятельность;

- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной

литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения

знаний в своей жизнедеятельности.

- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного

использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения

практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред

здоровью человека и окружающей среде.

2. Требования к уровню усвоения курса по выбору

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать

- способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

- химические элементы входящие в состав питательных веществ,

- правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ

бытовой химии,

- виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм,

- многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,

- приготовить растворов для питательных смесей.

- уметь

- оказать первую помощь при бытовых отравлениях

- приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях,

- анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;

- использовать программы Microsoft Office Word, Microsoft Publisher,

Microsoft Power Point для создания учебных проектов;

3. Методическое сопровождение курса включает:

- формы обучения: практические занятия, эвристические беседы, лекции, конференцию,

семинары, самостоятельную работу учащихся с доп. литературой и электронными

источниками информации;

- методы обучения:

словесные, наглядные, практические;

частично – поисковые, репродуктивные, исследовательские;

- способы обучения:

работа в парах, группах, индивидуальная, под руководством учителя;

- технологии обучения:

постановка эксперимента,

поиск информации по имеющимся источникам, ИКТ,

проектная, исследовательские.

Ожидаемые результаты

Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.

Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.

На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.

Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.

В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.

4. Учебное - тематическое планирование

уроков

Наименование темы Кол.

часов

Вид работы

Раздел 1. Химия и питание 8 ч.

1. Химические элементы,

входящие в состав

питательных веществ и их

роль.

3 ч. Лекция. Беседа с

учащимися. Презентация по теме

«Питание».

2-3. Основные проводники

жизнедеятельности человека:

белки, жиры, углеводы.

2 ч. Урок№1. Урок- презентация по

теме«Пищевые продукты».

Урок №2. Практическая работа №1.

«Свойства белков, углеводов и

жиров»

4-5. Напитки: чай, кофе,

минеральная вода, соки.

Состав и их значение в

жизнедеятельности человека.

2 ч. Урок №1. Лекция по теме «Чай.

Минеральная вода. Соки».

Презентация «Чай».

Урок №2. Лекция по теме «Кофе.

Наркотические вещества».

Презентация «Кофе».

6-7. Классификация и значение

витаминов.

2 ч. Урок №1. Лекция, беседа с

учащимися.

Урок №2. Урок- презентация по

теме«Витамины»

8. Урок – заключение. 1 ч. Зачет. Тест по теме: «Химические

процессы в живых организмах»,

«Белки», «Углеводы».

Раздел 2. Химия и жизнь 9ч1-2.

(9-10)

Предметы бытовой химии.

Моющие средства.

2 ч. Урок №1. Лекция. Заочная

экскурсия в Казанский химический

комбинат «Нэфис» имени

М.Вахитова

Урок №2. Урок-презентация по

теме «Моющие вещества».

3.

(11)

Косметика. Искусственная и

натуральная косметика.

1ч. Лекция. Презентация «Химия и

косметика»

4-6.

(12-14)

Химия в повседневной жизни:

медицине, сельском хозяйстве

(минеральные удобрения),

живописи.

3ч. Урок №1. Встреча с фельдшером.

Презентация по теме «Лекарственные

препараты: натуральные и

искусственные»

Урок №2. Практическая работа №2.

«Приготовление растворов для

питательных смесей».

Урок№3. Урок-презентация по теме

« Химия и живопись».

7-8.

(15-16)

Строительные материалы и

их химический состав.

2ч. Урок №1. Лекция. Показ

коллекции«Строительные

материалы».

Урок №2. Урок –

презентация«Строительные

материалы и их значение».

9.

(17)

Урок – заключение. 1ч. Зачет. Тест по теме: «Моющие и

чистящие средства. Полимеры.

Правила безопасности работы со

средствами бытовой химии».



5. Содержание тем учебного курса

Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.

Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы:

ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав

лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры,

углеводы.

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения.

Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его

роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный

этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

Тема 3. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в

жизнедеятельности человека. Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе:

история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.Тема 4. Классификация и значение витаминов. Витамины как незаменимая часть

пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз.

Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла.

Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели:

оптические и химические.

Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества. Пудра. Лак ногтей.

Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос

(отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты.

Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные

удобрения), живописи.

7.1. Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции.

Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

7.2. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений.

Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные

с использованием удобрений и пестицидов.

7.3. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика -

древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная

живопись. Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический

состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

Тема 8. Строительные материалы и их химический

состав.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла.

Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных

стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал.

Виды бумаги и их использование.

6. Практические занятия.

Практическая работа №1. «Свойства белков, углеводов и жиров».

Практическая работа №2. «Приготовление растворов для питательных смесей. Полный

питательный раствор Кнопа».

7. Темы творческих работ учащихся

1. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

История мыла.

2. Строительные материалы и их химический состав.

3. Химия в повседневной жизни:

- медицине

- сельскомхозяйстве (минеральные удобрения)

- живописи.

4. Лекарства и их химический состав.

5. Состав и свойства минеральных вод.

6. Химические элементы входящих в состав питательных веществ и их роль.7. Вещества вызывающие отравления.

8. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

9. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок.

История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.

10. Древесина – уникальный строительный материал.

8. Контроль уровня обученности.

Инструментарий для оценивания результатов:

1. Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым темам,

проблемам, составление конспектов лекционных занятий и отчётов по практических

работ.

2. Зачётный практикум включает отчёты с описанием выполненных работ.

3. Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ

учащихся: электронных презентаций, стендовых докладов, буклетов, коллекций,

составленных сборников задач, сборников фирменных рецептов, решение кроссвордов,

викторин, устное собеседование.

9. Дополнительные информационные источники

по оснащению учебного процесса

- средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры,

пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные, образцы: чай, кофе,

соки, яичный белок, сахар, жиры животного и растительного происхождения, щелочь,

азотная кислота, вода, сульфат меди, органический растворитель – бензол, толуол.

- пособия: таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция

препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада,

напитков, витаминов и т.д., коллекции строительных материалов, таблицы и цветные

иллюстрации, материалы из интернета по изучаемым темам.

- электронные презентации:

- «Питание».

- «Пищевые продукты».

- «Чай», Кофе».

- «Витамины»

- «Химия и косметика»

- « Химия и живопись

- «Строительные материалы и их значение».

- «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»Список дополнительной и методической литературы

1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М.:

Дрофа, 2008.

2. Габриелян, О. С. Поверхностные явления: учебное пособие / О. С. Габриелян, В. А.

Белоногов, Г. У. Белоногова. – М.: Дрофа, 2008. – 109 с.

3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10–11 классы. – М.:

Дрофа, 2008 –80с.

1. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 -

№1.- С. 7.

2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

4. ТретьяковаЮ.Д. Справочные материалы по химии. - М., Просвещение. 1993.

5. Хабибуллина А.Б., Галеева Н.А. Предпрофильная подготовка учащихся по химии – К,

2005.

6. Химическая энциклопедия. М., 1988.

7.Игнатьева С.Ю. Химия нетрадиционные уроки 8-11 классы—Волгоград: Учитель,

2004.

8. Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В. Волгоград:

Учитель, 2005.

9. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.

М: Владос. 2005.

10. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.

11. Кузнецова, Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2006. –

288 с.

12. Сборник нормативных документов. Химия / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:

Дрофа, 2004. – 141с.

13. Сборник нормативных документов. Химия (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

14. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении :

учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П.

Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

15. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое

пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 224 с.Приложения (тесты, методические разработки).





Скачать

© 2020, 276 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!