СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по истории «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса. Рассмотрение и анализ спорных вопросов в курсе истории

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по истории «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»»



Элективный курс

«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

для 11 класса.


Аннотация



Элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

адресован учащимся 11 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача курса – отработать и закрепить знания, умения и навыки, необходимые для получения глубоких и прочных знаний.



Пояснительная записка

Изучение данного курса предполагает более высокий уровень обобщения исторического материла, знакомство с различными точками зрения и подходами. Для того, чтобы сформировать целостную и всестороннюю картину исторического развития России в 20 веке. История XX века включает в себя все примеры воплощения на практике общественно - политического, экономического развития. Через события этого века проходит история отдельных личностей, семьи и государств. И, естественно, ученики при изучении истории получают незаменимый опыт практического применения своих знаний из смежных дисциплин.

Программа рассчитана на детей, которые планируют углу­бить свои исторические знания, которые выбирать обществоведческий (исторический), профиль.

Данный элективный курс предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. А это, прежде всего, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию.

 

 

Цель курса: расширение знаний учащихся о роли личности и отдельного события в истории. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности; становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности.

Задачи курса:



  • углубить знания по предлагаемой проблеме;

  • познакомить учеников с основными понятиями и особенностями исторического периода;

  • сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля;

  • повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

 

Основные умения  и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую  информацию;

- рассматривать историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- рассматривать  события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности  к конкретной исторической эпохе;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам  истории.

Методы  преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.

 

Основные формы деятельности учащихся

Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, составление и решение ситуативных задач, практическая работа с текстами документов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

• исследовательская работа;

• планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

• анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотне­сение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

• переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, про­верка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

• беседы;

• семинары;

• практические занятия;

• конференции;

• заседания круглых столов;

• «мозговой штурм»;

• анализ альтернативных ситуаций;

• работа в группах, парах, индивидуально;

• выполнение работ по заданному алгоритму;

• творческие работы;

• защита проектов.



Планируемые образовательные результаты.


Содержание курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории ХХв.» предполагает раскрытие теоретических понятий, формирование умения их правильно толковать и применять.



- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

В качестве содержания учебной программы «Трудные вопросы в изучении истории ХХ» следует считать не только знания, но и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений. Учащиеся должны

- уметь

  • выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

  • находить, систематизировать и анализировать информацию;

  • конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);

  • определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам;

  • сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их.

На базе представленных выше знаний программа призвана дать возможность учащимся:

  • применять умение разъяснить сущность характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте

  • выявлять и анализировать позиции автора, исторических личностей, рассматривать версий и интерпретировать события;

  • В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам поиска нужной информации по заданной теме; извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, график),

Система оценивания и формы контроля:

Формы контроля:


  1. Накопляющаяся (маршрутный лист)

  2. Разовая (зачет)


Методы контроля:


  1. Тест

  2. Контрольная работа

  3. Отчет

  4. Творческая работа

  5. Выступление на семинарах.

Способы оценивания:

  1. Пробный ЕГЭ

  2. Итоговый контроль проводится в форме зачета.





Учебно – тематический план


п\п.

Тема

содержание

формы проведения

дата

1

Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие» Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Бунге, Вышнеградского, Витте.

Лекция, анализ документов- статистических данных


2

Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов»?

Рассмотреть два основных подхода: традиционалистический и обновленческий в оценке России накануне революционных потрясений

Пресс-конференция (кейс-технология)



3

Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?

Рассмотреть роль и место ГД . суждения некоторых авторов о больших возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в деле политичекого устройства России.

Деловая игра-обсуждение


4

Реформаторы начала XX века: П.А. Столыпин

Герой, авантюрист, или патриот?

анализ документов- обобщение (кейс-технология)


5

Октябрь 1917 года – случайность, неизбежность, закономерность?

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды  на Октябрь современных историков.

Выявление  и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.


Деловая игра-обсуждение


6


7

Гражданская война: новые подходы.

Гражданская война – трагедия русского народа.

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Две армии одного народа. Причины победы «красных» и поражения «белых

Урок-альтернатива


8

В чем заключались успехи и издержки индустриализации

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилетки. Главные итоги индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.


Лекция, технология

коллоквиума


9

Нужна ли была коллективизация в СССР?

Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства Чаянова.


Лекция, анализ документов- статистических данных


10

Культурная революция в СССР: была ли она?

«Культурная революция»-политический лозунг и служила идеологическим целям

Исследовательская работа


11

А нужен ли был СССР?

Могли бы прожить и выжить 15 стран СССР вне союза? Была ли альтернатва?

«Круглый стол» Дискуссия


12

Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

Причины, повод и ход советско-финской войны. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия В.Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «Зимней войне»?»

Лекция, анализ документов - статистических данных



12

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (со стороны Германии)

Анализ ТАСС от 14 июня 1941 года и фактов, свидетельствующих о намерениях Германии напасть на СССР

Официальная историография о внезапности нападения Германии на СССР. Сценарий превентивного удара Бунича: «Операция «Гроза». Анализ вероятности подобных сценариев.

«Круглый стол» Дискуссия


13

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (со стороны СССР)

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара Бунича: «Операция «Гроза». Анализ вероятности подобных сценариев.

Деловая игра-обсуждение


14


Страх или свобода? ( о причинах победы под Сталинградом )   

Приказ № 227»Ни шагу назад!» сыграл решающую роль в холе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки Приказа.


Лекция «Альтернатива Сталинградской битве»


15


Цена победы СССР в Великой Отечественной войне

Цена победы – большая кровь.


«Круглый стол»


16

От «горячей» войны к «холодной» или мир, расколотый надвое.

Анализ послевоенной ситуации. Кто развязал «холодную» войну? Взгляд современных отечественных историков на проблему «холодной» войны.

Сравнительный анализ версий советских и западных историков о виновниках «холодной войны». Противники. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира.


Лекция, документы




17

Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенные годы

Восстановление народного хозяйства. Варианты политического развития.

Урок-альтернатива


18

Почему потерпели неудачу реформы Н.С.Хрущева?

Рассмотреть позитивные и негативные результаты реформ и сделать выводы и обобщение.

Пресс-конференция



19

Почему в 60-80-е гг СССР оказался на пороге кризиса?

Диаметральные позиции в оценке этого периода: сторонников коммунистической перспективы и характеризующие этот период как «застой».


Урок-версия

Урок – суд


20

Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?

Этапы правозащитного движения. Лидеры движения: А. Сахаров.

лекция


21

М.С. Горбачев: перестройка.

Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление».

Урок-версия



22

Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло а августе 1991 года на самом деле: взгляд черед годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года.

Практикум

Урок-исследование.


23

Практикум

Работа в малых группах.



24

Если бы сохранили СССР? Последствия события 1991 года

Распад СССР. Беловежские соглашения.

Семинар с использованием видеоматериалов.


25-26

“Тяжелые переходные девяностые”.

Личность в истории: Если бы не было Ельцина?

Личность и реформы Чубайс, Гайдар

«Шоковая терапия»

Урок-исследование.


27

Кризис 1998 года.


Практикум

Работа в малых группах.



28

Существовала ли «советская цивилизация»

Социалистический эксперимент- «тупик цивилизации», «империя зла».

«Мозговой штурм» - «плюсы» и «минусы»


29

Почему Россия никак не догонит?

Анализ сравнительной таблицы по определенным позициям со странами: Англия, Франция, США, Италия

Урок - диалог


30

Какие реформы нужны России? Возможна ли модернизация без демократизации?

Перспективы модернизации. Плюсы и минусы современной экономики. Почему без серьезной демократизации не может быть серьезной модернизации.

Практикум



31


Проблемно-проектная дискуссия


32


Что вы знаете о других проблемах российской истории?

Выступления учащихся по различным проблемам истории.

Урок - диалог


32-34

Зачет. «Моя гипотеза».

Выступления по защите выдвинутых проблем отечественной истории.

Защита


 

 Приложение 1.


Работа в малых группах.

Одной из самых распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века» должна  быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому  высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Такая работа помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Использование игровых моментов.

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения.  В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.

 

Список литературы (основной и дополнительной).

Литература, использованная при подготовке программы;

  1. Безыменский  А.Л., Фалин  В.М. Кто развязал  «холодную войну?» Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты.-М.,1989.

  2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991.М., 1992.

  3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.-Л.,1994.

  4. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989.

  5. Суворов В.  Ледокол. День. Новое время. – 1992.

Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Ростов-на-Дону «Феникс» 1997 год.

  1. В.Фортунатов. Россия в 2017. Питер, М-С-П, 2011 г.

  2. Справочник учителя. История 5-11 классы. Экзамен, М.,2008 г.

А.Музафаров. 10 мифов о России. Яуза, М., 2012г

Литература, рекомендованная для учащихся;

  1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013.

  3. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.

  4. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013.

Образовательные диски.

  1. Династия Романовых.

  2. История. Подготовка к ЕГЭ. Книга для учителя (10–11 класс). Методические рекомендации
    Иллюстрированный энциклопедический словарь
    История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.  
    История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!