СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса для обучающихся второй ступени музейное дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни значение музейной деятельности приобретает особое значение. В отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления школьных музеев.  

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для обучающихся второй ступени музейное дело»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чикманская СОШ









ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

(2 часа в неделю, 68 часов)







Шуликова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Чикманской СОШ,

учитель ВКК

















Пояснительная записка

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни значение музейной деятельности приобретает особое значение. В отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления школьных музеев.
Главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящие задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога..

Основная задача организации и проведения музейной практики — углубление знаний и расширение кругозора будущего гражданина России. Музейная практика должна способствовать всесторонней и общекультурной подготовке будущего гражданина.

Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных  продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи.

Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных, с точки зрения культуры и науки, предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт.

Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.

Музейная практика — органическая часть обучения школьников, которая предполагает теоретические и практические занятия. По окончании элективного курса (помимо накопленных впечатлений и знаний) должно быть сформировано общее представление о музее как о социокультурном институте, умение избирать необходимые для посещения со школьниками музеи, в  грамотном использовании всех полученных знаний и умений.

Практика

  • ознакомительная (экскурсионная поездка);

  • учебно-производственная (описание музейных предметов, проведение работ по хранению музейных фондов, проведение экскурсий, участие в подготовке экспозиции или выставки, участие в культурно-образовательных программах).

Школьники могут реализовать приобретенные знания, умения и навыки во всех направлениях музейной деятельности (проектирование, научно-исследовательская работа, экскурсионная работа).

Основные цели и задачи элективного курса

Цели:

  • познакомить учащихся с современным состоянием, историческим развитием и перспективными направлениями музейной деятельности;

  • социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музейной деятельности:

  • гражданско-патриотическое воспитание.

Главной идеей авторской технологии - было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников.

Задачи:

  • воспитание музейной культуры и расширение знаний о музейной деятельности;

  • расширение исторического кругозора;

  • формирование умения документирования исторических событий;

  • отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края и страны;

  • выработать активную патриотическую позицию;

  • сформировать личностное отношение к историческим фактам и событиям;

  • воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.

Учебный курс относится к числу специальных дисциплин. В процессе изучения курса, внимание учащихся обращено к усвоению понятийного аппарата музейного дела. Обучение строится на сочетании лекций, практических и семинарских занятиях. В рамках самостоятельного изучения курса, учащиеся выполняют практические задания и домашние задания.

Курс лекций – 25 ч.

Практические занятия – 43 ч.

Формы индивидуального контроля – выполнение самостоятельных домашних заданий.

Форма контроля – зачет.

Форма самостоятельной работы - реферат.

Практические занятия проводятся в форме дискуссий, обсуждений, в виде разбора ситуаций, экскурсий, встреч.

Изучение дисциплины “Музейное дело” рассчитано на один год обучения.

Основные направления деятельности:

Образовательные:

  • пробуждение познавательного интереса,

  • приобщение к экспериментальным исследованиям и учебно-исследовательской работе,

  • овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.

Воспитательные:

  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам,

  • воспитание уважения к героическому прошлому старшего поколения.

Развивающие:

  • овладение навыками экскурсоводческой работы,

  • развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,

  • отработка способов и приемов работы с музейной документацией,

  • развитие творческих способностей.

 





Тематический план курса

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Музей в системе социальной коммуникации

2

1

1

2.

Практика деятельности музея

3

1

2

3.

Музей в образовательном учреждении

2

1

1

4.

Музейные источники

3

1

2

5.

Экспозиционно-выставочная деятельность

3

1

2

6.

Музейные фонды

2

1

1

7.

Исследовательская работа музея

6

2

4

8.

Просветительская деятельность музея

4

2

2

9.

Основы экскурсионной деятельности

4

2

2

10.

Хранение фондов музея

3

1

2

11.

Сотрудничество с социокультурными учреждениями

2

1

1

12.

Самоуправление в рамках деятельности школьного музея

2

1

1

Содержание курса “Музейное дело”

Наименование темы

Темы теоретических занятий

К-во часов

Темы практическиз занятий

К-во часов

Музей в системе социальной коммуникации

Образовательная и воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации

Понятие музейной коммуникации

1

 


Знакомство с музейной документацией.

Изучение связей музея.

1

 


Практика деятельности музея

Теория и практика деятельности школьников в музее

Основные формы работы музея с посетителями

1

 



 

1. Изготовление рекламных проспектов о деятельности музея.

2. Экскурсия в городской краеведческий музей.

3. Составление отзывов о работе музея.

1

 



 

1

Музей в образовательном учреждении

Классификация музеев

Типы и виды музейных учреждений (общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные, музеи-заповедники)

1



 

 

1.Посещение музеев различных типов.

2. Деловая игра “Музейные и архитектурные объекты г. Новосибирска”.



1

Самоуправление в рамках деятельности школьного музея

Структура самоуправления в рамках школьного музея.

Функциональные обязанности членов музея.

1

1.Работа с отделами:

  • переписки;

  • экскурсионным;

  • архивным;

  • поисковым.

2

Музейные источники

Музейный предмет, экспонат, музейный источник, понятие памятника.

1

1. Работа с вещевым фондом музея.

2.Знакомство с документальным фондом музея.

3. Подготовка презентаций “Памятники г. Новосибирска”.

1

1

 



 

Экспозиционно-выставочная деятельность

Изучение основных экспозиций музея

1

1. Систематизация фотолетописи музея.

2.Поисковая работа по экспозиции “Солдаты Афганистана”

3. Формы выставок и экспозиций.

1



 



 

 

 

Музейные фонды

1. Понятие фонда музея.

Комплектование музейного собрания

1

1

1.Разработка инструкций по учету и хранению музейных ценностей.

2.Изучение, систематизация и описание музейных предметов.

3. Составление актов и этикетажа.

1

 

 

2

 

 

1

Исследовательская работа музея

Социологические исследования в музее.

2

1. Анкетирование учащихся школы по изучению вопроса о музейной деятельности.

2. Агитационный “поезд” в классных коллективах.

1

 

 

 

1

Просветительская деятельность музея

Формы воздействия на посетителя и сотрудничество с ним.

2

1. Составление каталожных карточек.

2.Формирование музейной культуры посетителей.

1

1

Основы экскурсионной деятельности

1. Методика подготовки и проведения экскурсий.

2. Типы музейных экскурсий.



1

1.Изучение методических разработок экскурсий.

2.Проведение экскурсий в музее.

1

 

1

Хранение фондов музея

1. Правила хранения музейных фондов.

2

1. Обработка экспонатов.

2. Сохранение бумажного архива музея.

1

1

Сотрудничество с социокультурными учреждениями города

Социологический опрос (методики)

2

1. Проведение социологического опроса о деятельности

школьного музея.

2. Составление отчетов о деятельности музея.

1

 

 

1

Литература:

  1. Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб.науч.тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.

  2. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.

  3. Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!