Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чикманская СОШ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
(2 часа в неделю, 68 часов)
Шуликова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Чикманской СОШ,
учитель ВКК
Пояснительная записка
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни значение музейной деятельности приобретает особое значение. В отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления школьных музеев.
Главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящие задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога..
Основная задача организации и проведения музейной практики — углубление знаний и расширение кругозора будущего гражданина России. Музейная практика должна способствовать всесторонней и общекультурной подготовке будущего гражданина.
Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи.
Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных, с точки зрения культуры и науки, предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт.
Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.
Музейная практика — органическая часть обучения школьников, которая предполагает теоретические и практические занятия. По окончании элективного курса (помимо накопленных впечатлений и знаний) должно быть сформировано общее представление о музее как о социокультурном институте, умение избирать необходимые для посещения со школьниками музеи, в грамотном использовании всех полученных знаний и умений.
Практика
ознакомительная (экскурсионная поездка);
учебно-производственная (описание музейных предметов, проведение работ по хранению музейных фондов, проведение экскурсий, участие в подготовке экспозиции или выставки, участие в культурно-образовательных программах).
Школьники могут реализовать приобретенные знания, умения и навыки во всех направлениях музейной деятельности (проектирование, научно-исследовательская работа, экскурсионная работа).
Основные цели и задачи элективного курса
Цели:
познакомить учащихся с современным состоянием, историческим развитием и перспективными направлениями музейной деятельности;
социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музейной деятельности:
гражданско-патриотическое воспитание.
Главной идеей авторской технологии - было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников.
Задачи:
воспитание музейной культуры и расширение знаний о музейной деятельности;
расширение исторического кругозора;
формирование умения документирования исторических событий;
отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края и страны;
выработать активную патриотическую позицию;
сформировать личностное отношение к историческим фактам и событиям;
воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.
Учебный курс относится к числу специальных дисциплин. В процессе изучения курса, внимание учащихся обращено к усвоению понятийного аппарата музейного дела. Обучение строится на сочетании лекций, практических и семинарских занятиях. В рамках самостоятельного изучения курса, учащиеся выполняют практические задания и домашние задания.
Курс лекций – 25 ч.
Практические занятия – 43 ч.
Формы индивидуального контроля – выполнение самостоятельных домашних заданий.
Форма контроля – зачет.
Форма самостоятельной работы - реферат.
Практические занятия проводятся в форме дискуссий, обсуждений, в виде разбора ситуаций, экскурсий, встреч.
Изучение дисциплины “Музейное дело” рассчитано на один год обучения.
Основные направления деятельности:
Образовательные:
пробуждение познавательного интереса,
приобщение к экспериментальным исследованиям и учебно-исследовательской работе,
овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.
Воспитательные:
формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам,
воспитание уважения к героическому прошлому старшего поколения.
Развивающие:
овладение навыками экскурсоводческой работы,
развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,
отработка способов и приемов работы с музейной документацией,
развитие творческих способностей.
Тематический план курса
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Музей в системе социальной коммуникации | 2 | 1 | 1 |
2. | Практика деятельности музея | 3 | 1 | 2 |
3. | Музей в образовательном учреждении | 2 | 1 | 1 |
4. | Музейные источники | 3 | 1 | 2 |
5. | Экспозиционно-выставочная деятельность | 3 | 1 | 2 |
6. | Музейные фонды | 2 | 1 | 1 |
7. | Исследовательская работа музея | 6 | 2 | 4 |
8. | Просветительская деятельность музея | 4 | 2 | 2 |
9. | Основы экскурсионной деятельности | 4 | 2 | 2 |
10. | Хранение фондов музея | 3 | 1 | 2 |
11. | Сотрудничество с социокультурными учреждениями | 2 | 1 | 1 |
12. | Самоуправление в рамках деятельности школьного музея | 2 | 1 | 1 |
Содержание курса “Музейное дело”
Наименование темы | Темы теоретических занятий | К-во часов | Темы практическиз занятий | К-во часов |
Музей в системе социальной коммуникации | Образовательная и воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации Понятие музейной коммуникации | 1 | Знакомство с музейной документацией. Изучение связей музея. | 1 |
Практика деятельности музея | Теория и практика деятельности школьников в музее Основные формы работы музея с посетителями | 1 | 1. Изготовление рекламных проспектов о деятельности музея. 2. Экскурсия в городской краеведческий музей. 3. Составление отзывов о работе музея. | 1 1 |
Музей в образовательном учреждении | Классификация музеев Типы и виды музейных учреждений (общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные, музеи-заповедники) | 1 | 1.Посещение музеев различных типов. 2. Деловая игра “Музейные и архитектурные объекты г. Новосибирска”. | 1 |
Самоуправление в рамках деятельности школьного музея | Структура самоуправления в рамках школьного музея. Функциональные обязанности членов музея. | 1 | 1.Работа с отделами: переписки; экскурсионным; архивным; поисковым. | 2 |
Музейные источники | Музейный предмет, экспонат, музейный источник, понятие памятника. | 1 | 1. Работа с вещевым фондом музея. 2.Знакомство с документальным фондом музея. 3. Подготовка презентаций “Памятники г. Новосибирска”. | 1 1 |
Экспозиционно-выставочная деятельность | Изучение основных экспозиций музея | 1 | 1. Систематизация фотолетописи музея. 2.Поисковая работа по экспозиции “Солдаты Афганистана” 3. Формы выставок и экспозиций. | 1 |
Музейные фонды | 1. Понятие фонда музея. Комплектование музейного собрания | 1 1 | 1.Разработка инструкций по учету и хранению музейных ценностей. 2.Изучение, систематизация и описание музейных предметов. 3. Составление актов и этикетажа. | 1 2 1 |
Исследовательская работа музея | Социологические исследования в музее. | 2 | 1. Анкетирование учащихся школы по изучению вопроса о музейной деятельности. 2. Агитационный “поезд” в классных коллективах. | 1 1 |
Просветительская деятельность музея | Формы воздействия на посетителя и сотрудничество с ним. | 2 | 1. Составление каталожных карточек. 2.Формирование музейной культуры посетителей. | 1 1 |
Основы экскурсионной деятельности | 1. Методика подготовки и проведения экскурсий. 2. Типы музейных экскурсий. | 1 | 1.Изучение методических разработок экскурсий. 2.Проведение экскурсий в музее. | 1 1 |
Хранение фондов музея | 1. Правила хранения музейных фондов. | 2 | 1. Обработка экспонатов. 2. Сохранение бумажного архива музея. | 1 1 |
Сотрудничество с социокультурными учреждениями города | Социологический опрос (методики) | 2 | 1. Проведение социологического опроса о деятельности школьного музея. 2. Составление отчетов о деятельности музея. | 1 1 |
Литература:
Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб.науч.тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.
Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.
Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год