СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса 9 класс " Подготовка к ОГЭ по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса 9 класс " Подготовка к ОГЭ по обществознанию"»


Пояснительная записка.

Программа факультативного курса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу ГИА в новой форме. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Цель курса: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через систематизацию, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по основным темам курса.

Задачи курса:

-повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению обществознания;

- способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;

- развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач;

- формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

-формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.

От уровня подготовленности учащихся данного класса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.


I. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения факультатива являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- уважительное отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения факультатива:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

- рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

- владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • понимать цели проведения ОГЭ;

  • понимать особенности проведения ОГЭ по обществознанию;

  • понимать структуру и содержание КИМов ОГЭ по обществознанию;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках

  • ответа в соответствии с инструкцией; оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями

  • инструкции по проверке; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по обществознанию;

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Учащийся научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Учащийся научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Учащийся получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Учащийся научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Учащийся получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

II.Содержание тем курса Введение

ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Тема 2. Человек среди людей.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества.

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости.

Тема 4. Политика и право.

Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека .Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств. Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних. Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества.

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Итоговое повторение


III. Тематическое планирование


п/п

Названия тем

Количество часов

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации.

1

2.

Современное общество

4

3.

Человек среди людей

9

4.

Экономическая сфера жизни общества

9

5.

Политика и право

8

6.

Духовная жизнь общества

3


ИТОГО:

34


IV. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Е.Н. Калачёва, Обществознание полный курс. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. (Самостоятельная подготовка к ГИА) М., «Экзамен», 2011

2. В.И. Курбатов, Пособие для подготовки к государственному экзамену и централизованному тестированию по обществознанию. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2004

3. Справочник школьника. Обществознание, учебно – справочное пособие. Под редакцией В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. М., «Астрель», 2003

4. И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов. М., «Эксмо», 2010

5. Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. Обществознание в таблицах и схемах. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2011

6. П.А. Баранов. Обществознание, полный справочник для подготовки к ГИА. М., «Астрель», 2020

7. А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачёва. Обществознание 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания (40 вариантов заданий. Ответы. Критерии оценивания) М., «Экзамен», 2023

8. О.А. Котова, Т. Е. Лискова. ОГЭ Обществознание, типовые экзаменационные материалы (30 вариантов) М., «Национальное образование» 2024

9. Контрольно-измерительные материалы ГИА по обществознанию.

10. Материалы портала федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека











































Календарно-тематическое планирование. 9 класс.

п/п

Названия тем, уроков

Количество часов

Дата

По планфакт

Примечание

по план

фак

1.

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации

1




I.

Современное общество

4




2

Общество - динамичная саморазвивающаяся система

1




3

На пути к современной цивилизации

1




4

Глобальные проблемы современности

1




5

Социальные конфликты и пути их решения.

1




II.

Человек среди людей

9




6

Биологическое и социальное в человеке.

1




7

Человек и его ближайшее окружение.

1




8

Личность и межличностные отношения.

1




9

Семья как малая группа

1




10

Особенности подросткового возраста.

1




11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

1




12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

1




13

Мышление и речь

1




14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1




III.

Экономическая сфера жизни общества

9




15

Экономика и её роль в жизни общества

1




16

Экономические системы. Разбор ситуаций

1




17

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

1




18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1




19

Предпринимательство.

1




20

Рынок и рыночный механизм.

1




21

Экономические цели и функции государства.

1




22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1




23

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1




IV.

Политика и право.

8




24

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.

1




25

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан

1




26

Политический режим. Демократия.

1




27

Правовое государство и гражданское общество

1




28

Власть. Роль политики в жизни общества.

1




29

Органы государственной власти Российской федерации.

1




30

Правоохранительные органы в Российской федерации.

1




31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

1




V.

Духовная жизнь общества

2




32

Формы и разновидности культуры

1




33

Образование и самообразование

1




34

Итоговое повторение

1





3.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!