СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Основы журналистики» предназначена для воспитанников средней и старшей группы.

Журналистика – наука, требующая практического воплощения, постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Поэтому данная программа имеет практическую направленность, которая поможет воспитанникам быстро и качественно освоить новые знание и умения, а также применить полученные в ходе обучения навыки. Курс развивает у воспитанников способность быстро реагировать на изменения, критически мыслить, работать над поиском и переработкой полученной информации.

Особенности данного курса заключается в его нацеленности на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса »

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»


Согласовано

Руководитель ШМО

________ /____________/

Протокол № __

от «__» __________ 20__ г.




Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ»

___________ /Жербанова Г.Н./


«___» _____________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Харнутова Аксана Александровна

Ф.И.О., категория

Элективный курс

«Основы журналистики»

предмет, класс и т.д.














г Улан-Удэ

2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Роль и значение курса «Основы журналистики» в воспитательно-образовательном процессе.

Программа курса «Основы журналистики» предназначена для воспитанников средней и старшей группы.

Журналистика – наука, требующая практического воплощения, постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Поэтому данная программа имеет практическую направленность, которая поможет воспитанникам быстро и качественно освоить новые знание и умения, а также применить полученные в ходе обучения навыки. Курс развивает у воспитанников способность быстро реагировать на изменения, критически мыслить, работать над поиском и переработкой полученной информации.

Особенности данного курса заключается в его нацеленности на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Материал курса, используемый а полном объеме , дает возможность эффективно организовать работу с воспитанниками, глубоко интересующимися вопросами журналистики, стремящимися совершенствовать свои речевые умения и навыки, развивать творческие возможности и предполагающими в дальнейшем связать свой профессиональный выбор с филологическими науками.

Цель курса.

Основать цель курса – формирование толерантной личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, совершенствование речевой компетентности воспитанников.

Достижения указанных целей осуществляется в процессе работы над постоянно действующим печатным органом.

Задачи курса.

Конкретными задачами курса являются следующие.

  1. Обучающие:

  • Формирование представления о журналистике как особом виде деятельности;

  • Повторение и углубления знаний о стилях и типах речи, жанрах произведений, выразительных средствах языка;

  • Формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах;

  • Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений навыков собственного коммуникативного стиля;

2. Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

  • Развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

  • Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковое явления и факты с учетом их различных интерпретации;

3. Воспитывающие

  • Воспитание речевой культуры учащихся;

  • Воспитание информационно- грамотной личности;

  • Формирование представления об этике журналисткой деятельности;

  • Развитие умение правильно выражать собственную позицию в каждой творческой работе.

Принципы обучения.

Работа по данной программе основывается на принципах доступности, преемственности и результативности обучения. Данный курс предполагает последовательное нарастание трудностей в зданиях, повышение роли самостоятельности воспитанников, а также практическое применение знаний на всех этапов жизненного пути.

Приоритетный при изучении данного курса являются принципы личностно ориентированного обучения, позволяющие воспитанникам освоить данный курс на деятельностной основе.

Формы обучения.

Программа предполагает освоение навыков работы журналиста. Практическая направленность курса основывается на активном участии в создании материалов для публикации в печатном органе – газеты «Мы вместе», которая будет издаваться с этого учебного года силами участников объединения. Создание статей и материалов к газете будет строиться на групповой и индивидуальной работе.

Данный курс предназначен для воспитанников средней и старшей возрастной группы. Программа рассчитана на две возрастные группы:

  1. Среднюю

  2. Старшую

Методы обучения.

Программа курса предусматривает отбор методов и приемов обучения, активизирующих самостоятельную работу:

  • Моделирование (создание) текста;

  • Беседа ;

  • Наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения;

  • Анализ текста;

  • Эвристические пробы;

  • Ролевые игры.

Формы и методы контроля и управления.

Конечным итогом работы является создание постоянно действующего пресс – центра и выпуск печатного органа с периодичность издания 1 раз в месяц.

Исходя из этого, работа стоится над выпуском газеты от поиска и обработки материала до выпуска газеты и ее оформления.

Средства обучения.

Большое количество ученого времени отводится работе в компьютерном классе, т. к работа над оформлением статей предполагает работу с использованием компьютера. Однако содержание курса не сводится к знакомству с компьютером и сетью Интернет.

Основным средством обучения являются произведения, которые могут быть использованы в качестве образцовых. Обращение к текстам известных писателей, публицистов призвано способствовать формированию навыков грамотного моделирования текста публицистического характера.

Прогнозируемые результаты

В результате изучения данного курса воспитанник должен

Знать/понимать

  • Назначение журналистики;

  • Типы публицистики;

  • Виды публицистики;

  • Жанры публицистики;

  • Литературные стили;

  • Тропы и стилистические фигуры;

  • Литературоведческую терминологию;

  • Компоненты речевой ситуации;

  • Основные аспекты культуры речи;

  • Требования, предъявляемые к текстам различных жанров;

Уметь

  • Моделировать текст любого жанра;

  • Редактировать собственный текст;

  • Разграничивать варианта норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;

  • Оценить устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях обращения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Вывод:

Программа мобильна, так как допускает варьирование, которое может быть связано с творческим подходам руководителя к решению творческих и практических вопросов. Эвристическая направленность курса позволяет приобщить воспитанников к миру искусств, общечеловеческим ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого. Работа по данной программе предоставляет руководителю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала, использования активных методов обучения.






№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Публицистика как особый вид литературы и журналистики

2

Предмет содержание курса

Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря

2

Публицистический стиль русского литературного языка

5

Особенности публицистического стиля

Работа в группах, коллективная работа

3

Информационные жанры публицистики: отчет, репортаж

4

Анализ публицистических произведений информационных жанров

Работа в группах, коллективная работа, индивидуальная работа

4

Информационные жанры публицистики: интервью, заметка

3

Особенности составление интервью и заметки

Работа в группах, коллективная работа, индивидуальная работа

5

Аналитические жанры публицистики: статья и обозренье

3

Специфика аналитической публицистики. Ее виды и жанры

Работа в группах, коллективная работа, индивидуальная работа, презентация

6

Аналитические жанры публицистики: отзыв и рецензия

3

Сопоставительный анализ отзыва и рецензии

Работа в группах, коллективная работа, индивидуальная работа, рефлексия

7

Художественно – публицистические жанры: слово, очерк

3

Художественная публицистика: ее виды и жанры

Самостоятельная работа, работа в группах, коллективная работа

8

Художественно – публицистические жанры: эссе, памфлет, фельетон

4

Особенности художественно публицистических жанров

Анализ текстов – образцов, самостоятельная работа

9

Место стилистики в системе наук языкознания

6

Знание стилистики

Редактирование собственного текста

10

Заключительное занятие

1

Значение стилистики

Презентация


Всего часов 34

Содержание изучаемого курса

Конечным итогом работы по программе курса являются создание постоянно действующего пресс – центра и выпуск печатного органа школы с периодичность издания 1 раз в месяц.

Исходя из этого, работа строится над выпуском газеты от поиска и обработки материала до выпуска газеты и ее оформления.

В перспективе предполагается создание электронного варианта газеты и издание на сайте школы.

Содержание работы по выпуску периодичного издания:

№п/п

Содержание работы

Кол-во часов

1

Постановка цели и задачи выпуска

1

2

Поиск информации, работа с различными информационными источниками, включая базы данных и сеть Интернет

3

3

Обработка материала :создание чернового материала, рецензирование, корректура.

3

4

Совершенствование рукописи, исходя из задач рубрики, составление белового варианта

3

5

Индивидуальная и групповая работа

3

6

Набор и оформление газеты с учетом дизайна постоянно действующих рубрик

3

7

Выпуск печатного органа

1

8

Рефлексия

1

Общее количество часов над выпуском издания

18














Содержание изучаемого курса

Публицистика как особый вид

Литературы и журналистики.

Публицистика – вид литературы и журналистики. Отличительные особенности публицистики. Особая социальная роль публицистики. Типы публицистики. Виды публицистики. Истоки публицистики.

Публицистический стиль русского

Стили русского литературного языка: научный; официально – деловой (деловой), газетно-публицистический (публицистический), художественный, разговорный. Массовая адресованность. Основным функции. Информативная и воздействующая функции публицистики. Заглавие – важный компонент публицистического текста, «первый шаг к интерпретации произведения» Типы заглавий.

Информационные жанры публицистики:

ответ, репортаж

«Журналистика – срочная словесность» (В. И. Даль). Функция информативной публицистики. Тема информативной публицистики. Основные требование к информативной публицистике. Информационные жанры. Отчет как информационный жанр. Композиционные части отчета. Особенности стилистики отчета. Репортаж как жанр публицистики. Разновидности репортажа. Структурные части репортажа. Особенности жанра.

Информационные жанры публицистики:

интервью, заметка

Интервью как диалогический информационный жанр, целенаправленная зафиксированная беседа. Типы интервью. Разновидности интервью. Структура интервью. Важнейшее условие интервью. Диалогический фигуры речи. Недиалогические элементы. Заметка как краткий информационный жанр публицистики. Разновидности заметки. Композиция заметки. Требования к заметке.

Аналитические жанры публицистики :

статья, обозрение

Назначение произведений аналитических жанров. Статья – основной жанр публицистики. Разновидности статьи. Требования к статье. Обозрение – аналитические жанр. Виды обозрения. Структура обозрения.

Аналитические жанры публицистики: рецензия

Рецензия – информационно-аналитический жанр. Основные требование к рецензии. Структурные элементы рецензии. Общая характеристика.

Художественно - публицистики жанры

Слово, очерк

Основные функции произведений художественно – публицистических жанров. Основные жанры: очерк, эссе, слово, памфлет, фельетон и др. Слово – особый (исконно русский) жанр публицистики. Жанровые особенности слова. Композиция слова. Очерк как жанр публицистики. Жанровые признаки очерка. Композиция очерка. Разновидности очерка.

Художественно – публицистические жанры:

эссе, памфлет, фельетон

Эссе – персонифицированный жанр публицистики. Виды эссе. Особенности эссе. «Нестрогие» жанровые характеристики эссе. Памфлет – «небольшое актуальное остросатирическое прозаическое произведение». Отличительные признаки. Фельетон как жанр публицистики. Основа повествование – комическое несоответствие. Схем – «положительные герои» фельетона. Фельетоны прозаические и стихотворные.

Информационное обеспечение программы (литература):

  1. Беззубов А. Б. Современная газетная публицистика. Л., 1987

  2. Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н. Стилистика газетный жанров. М., 1978

  3. Горохов В. Н. Газетно - журнальные жанры. М., 1993

  4. Гринина – Земскова А. М. Сочинения в газетные жанрах : 5-9 кл. Волгоград, 2001

  5. Ипполитова Н. В. Изобразительно – выразительный средства в публицистике.Саранск, 1988

  6. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики , М., 2001

  7. Солганик Г. Я. Русский язык. 10-11 кл. Стилистика: Учебное пособие. М., 1995















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!