СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа электива " Практикум по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа электива по русскому язку для подготовки к экзаменам

Просмотр содержимого документа
«Программа электива " Практикум по русскому языку"»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ЭЛЕКТИВУ

«ПРАКТИКУМ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»





ДЛЯ 10 КЛАССА



2017-2018


ЦЕЛИ элективного курса по русскому языку в 10 классе: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Нормативно - правовые документы.

Рабочая программа по литературе на ступени основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (редакция от 07.06.2017);

Устав ОУ.


Место и роль курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки:

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Программа элективного курса составлена на основе учебника :Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015

Программа факультативного курса рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.

Формы изучения курса:

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

Планируемый уровень подготовки:

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:

знать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;

уметь:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ч.)

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. (1 ч)

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.(1ч)

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. (1 ч)

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.(1ч)

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).(3 ч)

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. (2 ч)

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.(2 ч)

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. (2 ч.)

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.( 2 ч)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. (2 ч.)

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). (16 ч) Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Резерв(1 ч.)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тематика курса

кол-во часов

теорети

ческая часть

практи

ческая

часть

формы итоговой работы

1

Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

1

1



2

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

0,5

0,5


3

Орфоэпические нормы русского языка

1


1


4

Словообразовательные нормы

1


1


5

Лексические нормы

1


1


6

Морфологические нормы и орфография

1

0, 5

0, 5


7

Синтаксические нормы и пунктуация

1


1


8

Повторение трудных тем орфографии и пунктуации

4

1

3


9

Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка

2


2


10

Исходный текст (проблемы, авторская позиция)

3


3


11

Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.

16

1,5

14,5


12

Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)

3


3

Пробный ЕГЭ


И т о г о

34






Литература и средства обучения

1.Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015

2. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

3. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2015 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».

4. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.

5. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

6. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».


для учащихся:

1. Таблицы

2. Комплекты карточек

3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
































Приложение к рабочей программе






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2017 – 2018 учебный год

электива «Практикум по русскому языку»


Класс: 10


Учитель: Бакунина Т.Н.


Количество часов:


всего: 34 час.


в неделю: 1 час.


резерв времени - 1 час.


Зачётных работ – 1































занят


Тема занятия

к-во час

Дата

пров.

Факт.

дата

1

Введение. Нормативные и методические документы по ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

5.09


2

Орфоэпические нормы.

1

12.09


3

Лексические нормы. Лексическое значение слова.

1

19.09


4

Словообразовательные нормы.

1

26.09


5

Морфологические нормы.

1

3.10


6

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

17.10


7

Правописание корней и приставок.

1

24.10


8

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

31.10


9

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1

7.11


10

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

14.11


11

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.

1

28.11


12

Предложение. Порядок слов в предложении.

1

5.12


13

Простые и сложные предложения. .

1

12.12


14

Интонационная норма.

1

19.12


15

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.

1

26.12


16,

17,

18

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота

3

9.01

16.01

23.01


19

Синтаксическая синонимия.

1

30.01


20

Знаки препинания в простом предложении.

1

13.02


21,

22

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.

2

20.02

27.02


23-25



Исходные тексты, их жанровое многообразие.

3

6.03

13.03

20.03


26

Формулировка проблем исходного текста.


1

27.03



27


Проблема и её комментарий.

2

10.04

17.04


28,

29

Авторская позиция, её отражение в тексте.

1

24.04




30

Аргументация собственного мнения по проблеме.


1

8.05


31

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений.

1

15.05


33,34

Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

2

22-28.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!