СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа драматического кружка "Тамыр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа драматического кружка "Тамыр"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Байгазинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

МО преподавателей Д.О. Зам. директора по УВР Директор школы

______________/ Л.В.Аминева/ __________ М.В.Гарафутдинов/












Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетического направления


Драматический кружок

На башкирском языке «Тамыр»




Педагог Д.О. Юмасултанова

Минсара Аваловна.



Возраст 11-15 лет

Наполняемость групп 15 человек

Срок реализации 1 год (1 час в неделю)





д.Байгазина

Аргаяшского муниципального района

2020 год







Пояснительная записка



Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.




Новизна программы драматического кружка «Тамыр» опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования, является то, что предлагаемая программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научиться находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях. Так же новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из 3 модулей: «Театр начинается с вешалки», «Сценическое воплощение», «Играем спектакль». Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Актуальность. Воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к театрализованной деятельности, синтезирующую в себе литературу, музыку, танец имеет огромное значение для развития человека, ориентированного, в первую очередь, на главенство духовного начала в жизни. Для воспитанников драматического кружка наиболее привлекательным элементом является показ спектакля, участие в мероприятиях, а также конкурсы и фестивали. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей актуальна в современных условиях, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка. Педагогическая целесообразность. Программа драматического кружка «Тамыр» педагогически целесообразна, так как опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской театральной школы К.С. Станиславским, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к юным актерам. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, развитие личности подростка средствами театрального искусства, воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.


Задачи:

Обучающие: Обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

Обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.

Ознакомление детей с терминологией театра

Обучение детей играть полноценный спектакль в коллективе.

Воспитательные: Воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами.

Воспитание чувства коллективизма.

Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Развивающие: Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Развитие творческого мышления, воображения, памяти.

Развитие речевого аппарата, пластической выразительности


Возрастные особенности

Дополнительная программа драматического кружка «Тамыр» рассчитана на один год обучения. Для успешного освоения программы численность обучающихся в творческом объединении должна составлять не более 15 человек. Возраст детей от 11 до 15 лет.

Режим занятий:

В зависимости от набора обучающихся дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет тематический план на количество занятий- 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).


Формы проведения занятий:

Традиционное занятие, включающее тренинги, репетиции, спектакли, беседы- диспуты, лекции о театре, экскурсии, индивидуальные занятия. Учебный процесс делится на 2 части: В первой части – дети учатся говорить, двигаться, общаться и держаться раскрепощённо на сцене. Вторая часть – непосредственно репетиция спектакля.


Формы подведения итогов: Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточная аттестация успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на одно занятие в виде сценического показа, по окончании первого и второго модулей. Итоговая аттестация проводится в форме итогового сценического показа на зрителя учебного спектакля, подготовленного в третьем модуле.

Форма аттестации/контроля.


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей

Беседа

Текущий контроль

По итогом изучения раздела

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение.

Методы и средства обучения.

Конкурс стихов, сказок.

Промежуточная аттестация

В конце первого полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Участие в праздничных концертах, новогодних мероприятиях.

В конце второго полугодия

Определение результатов обучения.

Показ спектакля.

Итоговая аттестация

По завершению обучения по данной программа.

Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение.

Получение сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Итоговое отчетное выступление со спектаклем на детском Сабантуе.















Учебный план.


блок

всего

теория

практика

Формы промежуточной аттестации, контроля

1

Введение


1

1



Входной контроль

2

Выбор драмы для постановки

3

3


беседа

3

Репетиция на сцене

29


29

Чтение стихов

4

Премьера спектакля

1


1

Показательное выступление на Сабантуе


Всего:

34

4

30



















Содержание.

  1. Введение(1ч)

Ознакомление членов кружка с целью работы.

  1. Лекции(2ч)

Лекция о драматургии, в актерском искусстве и театре. Дать обязательства каждому члену кружка

3. Выбор драмы для постановки(1ч).

4. Чтение драмы в кругу членов кружка(2ч)

5. Чтение по ролям(2ч).

6. Списывание своих ролей и выучивание наизусть(1ч).

7. Чтение драмы по ролям(2ч).

8. Разучивание на сцене(10ч).

9. Беседа о декорации, изготовление сцены, костюмов, декораций(3ч).

10. Репетиция на сцене(7ч).

11. Пробное выступление спектакля на школьной сцене(1ч).

12. Анализ показа спектакля(1ч).

13. Премьера спектакля на детском Сабантуе(1ч).















Планируемые результаты:

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

  Личностные результаты:

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятель­ности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Предметные результаты:

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятель­ности человека.

3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.


Учащиеся должны знать

-  правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

-  виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

-  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

-  наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

-  действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-  произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

-  произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

-  произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

-  читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

-  строить диалог с партнером на заданную тему;

-  подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.



Ожидаемый результат:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров. Умение держать себя на сцене, развитие монологической речи. Подведение итогов – постановка спектакля на сцене.


























Календарный учебный график

1

Продолжительность освоения программы

35 недель

2

Начало реализации программы ( начало учебного года)

01.09.2020

3

Окончание реализации программы (окончание учебного года)

31.05.2020

4

Входной (вводный) мониторинг (входное обследование уровня подготовленности обучающихся)

07.09.2020

5

Регламентирование образовательного процесса ( режим работы кружка)

1 день в неделю по 1 занятию с 14.45 до 15.20

Продолжительность занятия 45 минут

6

Выходные праздничные дни

Воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ:


7

Каникулы (сроки, продолжительность)

Каникулярные дни

8

Сроки промежуточной аттестации


9

Дата итоговой аттестации

1 июня 2021












Календарно – тематическое планирование


Наименование тем

всего


теория


практика

Форма занятия

Методы и приемы

1

Введение Ознакомление членов кружка с целью работы

1

1

Лекция

Словесный

2

Лекция о драматургии, в

актерском искусстве и театре. Дать обязательства каждому члену кружка.

2

2

Лекция

беседа

Словесный

3

Выбор драмы для постановки.

1

1


Беседа

Словесный

4

Чтение драмы в кругу членов кружка.

2

2

Чтение

Словесный

5

Чтение по ролям

2

2

Чтение

Словесный

6

Списывание своих ролей и выучивание наизусть

1


1


Словесный

7

Чтение драмы по ролям

2


2


Словесный

8

Разучивание на сцене

10


10

Практикум

Словесный

9

Беседа о декорации, изготовление сцены, костюмов, декораций

3


3

Практикум

практикум

10

Репетиция на сцене

7

7

Практикум

Инсценирование

11

Пробное выступление спектакля на школьной сцене

1

1


Инсценирование

12

Анализ вступления

1

1

Практикум

Инсценирование

13

Премьера спектакля

1

1

Практикум

Инсценирование











Оценочные материалы.
В процессе реализации данной программы используются следующие оценочные материалы: - словесные – рассказ, беседа, лекция; - практические – прослушивание: аудио и видео записей, выполнение тренингов, творческих упражнений - наглядные – показ упражнений педагогом. - методические разработки: практических занятий, тренингов.


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии. Занятия состоят из теоретической и практических заданий. Теоретическая часть из вводной беседы, предворяющей выполнение каждого задания, в ходе, которой педагог разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаются показом наглядного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал и являются традиционными для ребенка.

Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков( умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.

Программа предусматривает групповые и парные задания, цель которых помочь уверенно чувствовать себя на сцене. Большое внимание уделяется правильной организации рабочего места обучающихся и технике безопасности.

Организация техники безопасности

Инструктаж по техники безопасности. Беседа « правила поведения учащихся на занятиях кружках». Занятия проводятся в кабинете по расписанию. Учитель встречает и провожает ребят. К приходу учащихся кабинет проветривается. Во время занятий учитель постоянно находится при детях.

Соблюдается правила техники безопасности на сцене во время репетиций и выступлений.




Учебно - дидактическое обеспечение


1.Д.А.Кильмухаметов «Драматургия и драматурги». Уфа « Китап №, 1996г И. А. Шарапов « развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе». Уфа « Китап»,1995г.

2.А.Р.Каримова. Сценарии для проведения обрядовых праздников. Башкортостан «Китап», 2008год.

3. Р.А.Султангареева. «Я- дитя природы» ( Детский фольклор) Башкортостан «КИТАП», 2001 год.

3. Работа с родителями

Привлечение к приготовлению костюмов, наглядности.

8. Выступление на сцене школы.

4. Индивидуальная работа

1. Прослушивание монологов, уточнение интонация, произношение, дикции.

2. Советы по составлению реквизитов, подготовка костюмов.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!