СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Дорогою добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Дорогою добра»»

ПРОГРАММА

«Дорогою добра»



(участие обучающихся в социально – значимых проектах по предмету «Окружающий мир»)



Уровень образования начальное общее


Класс 1-2


Учитель Пилипчак Светлана Анатольевна, высшая квалификационная категория



Срок реализации программы 2 года
















г. Гагарин

2019-2021_год


Пояснительная записка

Программа «Дорогою добра» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализует участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Окружающий мир».

Социализация обучающихся является актуальной проблемой современного образования и воспитания. Социализация относится к тем процессам, которые помогают людям научиться совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок принимает позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность предполагает проявление личной инициативы школьника, поиск им неординарных решений, риск выбора, персональную ответственность перед одноклассниками, педагогом, общественностью.

Уроки окружающего мира представляют большую возможность включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивая у них при этом чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут затрагивать любые стороны общественной жизни: отношения между группами школьников, поддержку и взаимопомощь детям младшего возраста, или особым детям - имеющим проблемы со здоровьем, защиту и развитие культурной и природной среды и т.д.

Выполнения общественно-полезные дела успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.  Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Новизна программы «Дорогою добра» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьниками проектных работ творчески. Данная программа реализуется в рамках деятельности по предмету и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.  

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. Вовлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

  2. Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.

  3. Формировать у школьников способность и готовность к добровольческой деятельности социального характера.

  4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционального и волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

        Реализация программы «Дорогою добра» предусматривает разработку и реализацию социальных проектов школьников, строящихся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существование живого в природе и материальном мире в целом величайшей ценностью;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, за свое душевное, физическое и социально-нравственное здоровье;

- ценность общения – понимание важности общения как необходимой частью жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание основ нравственной жизни, сострадание и милосердие, желание помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства прекрасного, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика  курса

Программа «Дорогою добра» основывается на следующих принципах.

 Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанникаСамоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы, подразумевающей инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

Каждый вид урочной и внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – позволяет обогатить опыт совместной работы школьников в определённом аспекте, что в целом даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся получают необходимый для жизни в обществе социальный опыт, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для разностороннего развития и социализации каждого обучающегося в учебное и внеурочное время.



Направления развития личности


Виды деятельности


Формы организации деятельности


социальное

Познавательная, игровая, социальное творчество, трудовая, художественное творчество

  • беседы;

  • встречи с  людьми различных профессий;

  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  

  • экскурсии, поездки;

  • конкурсы;

  • выставки детских работ;

  • праздники;

  • викторины;

  • творческие проекты, презентации;

  • мастерские подарков;

  • копилки добрых дел;

  • трудовые десанты;

  • общественно полезные практики;

  • социально-значимые акции,

  • социальные проекты  

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддерживаемая ребятами, увлекающая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Описание места программы в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» г. Гагарина  программа «Дорогою добра» реализуется с 1 по 2 класс на уроках окружающего мира и, как продолжение работы, во внеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 66 часов (33 часа в 1 классе и 33 часа во 2 классе по 1 часу в неделю).

В отличие от учебной деятельности, где учащиеся привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность предоставляет более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности проявляются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности использования в образовательно-воспитательном процессе новых методик, технологий, знаний, уделяя вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных уроков окружающего мира, так и возможность организовывать продолжение занятий во внеурочное время.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Дорогою добра»

Результаты первого уровня: - получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;

- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;

Результаты второго уровня:

- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности;

Результаты третьего уровня: -  потребность в участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.



   Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,

  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;

  • приобретение навыков групповой работы;

  •  получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

  • способность регулировать собственную деятельность;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

  •  совершенствование в умениях слышать себя  и других;

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предметные результаты:

  1. В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

  2. В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

  3. В эстетической сфере – развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

  4. В сфере правил безопасности жизни – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы, самоанализ и самооценка.  

   Результаты деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Реализуя данную программу, мы вовлекаем младших школьников в социально – значимую деятельность, формируя социальную активность и компетенцию подрастающего поколения.











Содержание программы с указанием форм организации

социальной деятельности на уроке и вне урока


«Окружающий мир» 1 класс (авторы учебника В. А. Самкова, Н. И.Романова)


п/п


Название раздела программы


Название темы урока


Социально значимый проект или акция на уроке и вне урока

1.

Человек в окружающем мире


Мир людей


Проект «Мы все такие разные»,

акция «Помоги однокласснику»



Мир, созданный руками человека»


Акция «Тёплые вещи для детей из многодетных семей»

2.

Как человек познаёт окружающий мир


Игра – это тоже учёба


Создание сборника игр «Поиграем вместе» (подарок детям детского сада)



Твой помощник – школьный портфель

Акция «Говорящий портфель»



Знакомимся со школой

Операция «Уют»



Наш класс


Трудовой десант «Мы – за чистый класс»



Мы идём на экскурсию в парк

Проект «Доброе дело для парка осенью»



Книга – источник знаний

Акция «Помоги книге»

3

Природа вокруг нас


Четыре времени года

Акция « Покормите птиц зимой»

4

Многообразие живой природы

Наши домашние животные

Акция «Помоги бездомным животным»



Сад на твоём окне


Акция «Подари цветок школе»

5.

Я - школьник


Правила поведения в школе

Рейд «Тихая перемена»



Правила поведения в классе

Акция «Убираем сквернословие»



Твои одноклассники и друзья

Акция «Помоги тому, кто рядом»

6.

Режим дня и гигиена школьника

Что нужно делать, чтобы быть здоровым

Проект «Как быть здоровым»

7.

Моя семья»

Каково на дому – таково самому»

Операция «Уют»




Поговорим о профессиях»


Проект «Моя будущая профессия»

8.



Обмен мнениями «Моя копилка добрых дел»






«Окружающий мир» 2 класс (авторы учебника В.А.Самкова, Н.И.Романова)


п/п


Название раздела программы


Название темы урока


Социально значимый проект на уроке и вне урока


1.

Как человек познаёт окружающий мир

Память – хранительница опыта

Создание сборника «Тренируем память»



Экскурсия «В школьной библиотеке»

Акция «Книжкина больница»


2.

Тела, вещества, энергия


Изучаем свойства воды


Школьная акция «Береги воду!»



Что такое энергия


Акция «Экономь электроэнергию!»

3.

Погода


Влияет ли погода на наше здоровье и настроение

Проект «Секреты хорошего настроения»

4.

Многообразие живой природы

Зелёное царство растений


Акция «Подари школе семена цветковых растений»



Осенняя экскурсия в природу

Акция «Доброе дело для природы осенью»

5.

В согласии с природой: народный календарь

Зимушка – зима - белокрылая птица

Акции «Сделай кормушку для птиц»




Акция «Моё доброе дело для природы зимой»



Зимние заботы и праздники


Мастерская подарков Рождественская открытка для близких



Весенний день год кормит


Посев семян петунии на рассаду для школы




Проект «Моё доброе дело для природы весной»



Весенние праздники


Мастерская подарков. Роспись пасхального яйца для подарка близким

6.

Человек – член общества

Человек познающий


Проект «Кем быть?»



Человек - труженик


Выставка поделок детского творчества



Какого человека можно считать воспитанным (отношение к природе, к себе, к вещам, к другим людям

Акция «Живи, цветок!»

Акция «Подари вещи другую жизнь»

Операция «Забота!»

7.

Семья – часть общества


Моя семья


Письма - просьбы, письма - покаяния своим мамам




Проект «Мои обязанности в семье»

8

Родной край – частица России»

Твоя малая родина


Доброе дело для моего родного города

9.



Копилка добрых дел нашего класса.


Календарно – тематическое планирование программы «Дорогою добра»

1 класс

п/п


Тема


Количество часов


1-3

Проект «Мы все такие разные»

3

4

Акция «Помоги однокласснику»

1

5-6

Акция «Тёплые вещи для детей из многодетных семей»

2

7-10

Создание сборника игр «Поиграем вместе» (подарок детям детского сада)

4

11

Акция «Говорящий портфель»

1

12

Операция «Уют в школе»

1

13

Трудовой десант. «Мы – за чистый класс»

1

14-15

Проект «Доброе дело для парка осенью»

2

16-17

Акция «Помоги книге»

2

18

Акция « Покормите птиц зимой»

1

19

Акция «Помоги бездомным животным»

1

20

Акция «Подари цветок школе»

1

21-23

Рейд «Тихая перемена»

3

24

Акция «Убираем сквернословие»

1

25

Акция «Помоги тому, кто рядом»

1

26-28

Проект «Как быть здоровым»

3

29

Операция «Уют в доме»

1

30-32

Проект «Моя будущая профессия»

3

33

Обмен мнениями «Моя копилка добрых дел»

1


Итого:

33






2класс


п/п


Тема


Количество часов


1-3

Создание сборника «Тренируем память»

3

4-5

Книжкина больница»

2

6

Школьная акция «Береги воду!»

1

7

Акция «Экономь электроэнергию!»

1

8-10

Проект «Секреты хорошего настроения»

3

11

Акция «Подари школе семена цветковых растений»

1

12

Акция «Доброе дело для природы осенью»

1

13-14

Акции «Сделай кормушку для птиц»

2

15


Акция «Моё доброе дело для природы зимой»

1

16

Мастерская подарков. Рождественская открытка для близких

1

17

Посев семян петунии на рассаду для школы

1

18

Проект «Моё доброе дело для природы весной»

1

19-20

Мастерская подарков. Роспись пасхального яйца для подарка близким

2

21-22

Проект «Кем быть?»


2

23

Выставка поделок детского творчества

1

24

Акция «Живи, цветок!»

1

25

Акция «Подари вещи другую жизнь»

1

26

Операция «Забота!»

1

27-29

Письма - просьбы, письма - покаяния своим мамам

3

30-31

Проект «Мои обязанности в семье»

2

32

Доброе дело для моего родного города

1

33

Копилка добрых дел нашего класса

1



Итого:

33





Литература для учителя

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010

2. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

3. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 2000г.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010

6. Программа воспитания и социализации

7. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998

8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!