СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительных образовательных услуг "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительных образовательных услуг "Человек и общество"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1




Принято на заседании

Педагогического совета

от «__»__________2021 г.

Протокол №____

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №1

_______________Т.О. Катербарг

«___»___________2021 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПЛАТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ

«Человек и общество»

социально-педагогической направленности






Возраст обучающихся: 15-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 70 часов




Автор-составитель:

Булыгина Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования












Сургут

2021



ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Название программы

Человек и общество

Направленность программы

Социально-педагогическая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Булыгина Наталья Алексеевна

Год разработки

2021 год

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2021 г., протокол №1

Уровень освоения программы

Базовый

Информация и наличие рецензии

Нет

Цель

Подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни

Задачи

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

- выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.

Ожидаемые результаты освоения программы

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить собственные примеры;

- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Срок реализации программы

2021-2022 учебный год

Количество часов в неделю/ год

2 часа в неделю / 72 часа в год

Возраст обучающихся

15-16 лет

Формы занятий

Лекция-диалог, практическое занятие, диспут, круглый стол

Условия реализации программы (методическое и материально-техническое обеспечение)

Учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, демоверсии, сайт ФИПИ.

Проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет






Аннотация к программе


Дополнительная образовательная программа «Человек и общество» предназначена для учащихся 9 класса.

Актуальность программы: программа включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания, для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.

Новизна программы: доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы. Программа построена по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.

Цель: подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Задачи:

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

- выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.

Условия организации учебно-воспитательного процесса: проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет.

Ожидаемые результаты:

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить собственные примеры;

- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю), продолжительность одного занятия 45 минут.











Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

4. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19)» (утверждено Постановлением № 16 от 30.06.2020 г. Главным государственным санитарным врачом РФ).

5. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением № 28 от 28.09.2020 г. Главным государственным санитарным врачом РФ).

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от09.11.2018 года № 196).


Актуальность программы: программа включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания, для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.

Направленность: социально-педагогическая.

Уровень освоения программы: базовый

Отличительные особенности: доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы. Программа построена по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.

Адресат программы: учащиеся 15-16 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем программы: 72 часа, 2 раза в неделю

В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom», платформы конструирования видеуроков «Mirapolis».

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа

Формы обучения: лекция-диалог, практическое занятие, диспут, круглый стол.

Цель программы: подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Задачи программы:

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

- выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.

Содержание программы


Учебно-тематический план

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Человек и общество

8

5

3

2.

Сфера духовной культуры

6

4

2

3.

Экономика

14

10

4

4.

Социальная сфера

10

8

2

5.

Сфера политики и социального управления

12

8

4

6.

Право

22

14

6


Всего

72

49

21


Планируемые результаты:

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить собственные примеры;

- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Календарный учебный график

Реализация дополнительной общеобразовательной программы

«Человек и общество»

Первый год обучения (базовый уровень)

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

01.09.2021-31.12.2021

17

34

09.01.2022-31.05.2022

18

38

34

72

Сроки организации промежуточного контроля

Формы контроля

Декабрь 2021

Май 2022

Тесты, эссе, учебные проекты


Условия реализации программы:

- методическое обеспечение: учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, ФИПИ.

- материально-техническое обеспечение: проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет.


Система контроля результативности программы:

Организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации: выполнение проектных заданий, тестовые задания, защита рефератов, итоговое тестирование.












Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов



Дата

Группа

план

факт


Человек и общество

8



1.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

07.09.2021

14.09.2021

2.

Взаимодействие общества и природы.

1

07.09.2021

14.09.2021

3.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

1

14.09.2021

18.09.2021

4.

Биологическое и социальное в человеке.

1

14.09.2021

18.09.2021

5.

Личность. Особенности подросткового возраста.

1

21.09.2021

21.09.2021

6.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).

1

21.09.2021

21.09.2021

7.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

1

28.09.2021


8.

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1

28.09.2021



Сфера духовной культуры

6



9.

Сфера духовной культуры и ее особенности.

1

05.10.2021


10.

Наука в жизни современного общества.

1

05.10.2021


11.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

2

12.10.2021


12.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

1

19.10.2021


13.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

19.10.2021



Экономика

14



14.

Экономика, ее роль в жизни общества.

1

26.10.2021


15.

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

26.10.2021


16.

Экономические системы и собственность.

1

02.11.2021


17.

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

1

02.11.2021


18.

Обмен, торговля.

1

09.11.2021


19.

Рынок и рыночный механизм.

1

09.11.2021


20.

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

1

16.11.2021


21.

Деньги.

1

16.11.2021


22.

Заработная плата и стимулирование труда.

1

23.11.2021


23.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1

23.11.2021


24.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1

30.11.2021


25.

Экономические цели и функции государства.

1

30.11.2021


26.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Форма дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

1

07.12.2021


27.

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

1

07.12.2021



Социальная сфера

10



28.

Социальная структура общества.

2

14.12.2021


29.

Семья как малая группа. Отношения между поколениями.

1

21.12.2021


30.

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

1

21.12.2021


31.

Социальные ценности и нормы.

1

28.12.2021


32.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

28.12.2021


33.

Социальный конфликт и пути его решения.

2

11.01.2022


34.

Межнациональные отношения.

2

18.01.2022



Сфера политики и социального управления

12



35.

Власть. Роль политики в жизни общества.

1

25.01.2022


36.

Понятие и признаки государства.

1

25.01.2022


37.

Разделение властей.

1

01.02.2022


38.

Формы государства.

1

01.02.2022


39.

Политический режим. Демократия.

1

08.02.2022


40.

Местное самоуправление.

1

08.02.2022


41.

Участие граждан в политической жизни.

1

15.02.2022


42.

Выборы, референдум.

1

15.02.2022


43.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

3

22.02.2022

01.03.2022


44.

Гражданское общество и правовое государство.

1

01.03.2022



Право

22



45.

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

07.03.2022


46.

Норма права. Нормативно-правовой акт.

1

07.03.2022


47.

Понятие правоотношений.

1

15.03.2022


48.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

1

15.03.2022


49.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1

22.03.2022


50.

Федеративное устройство России.

1

22.03.2022


52.

Органы государственной власти Российской Федерации.

1

29.03.2022


53.

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

29.03.2022


54.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.

2

05.04.2022


55.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

12.04.2022


56.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2

12.04.2022

19.04.2022


57.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

19.04.2022



58.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.

1

26.04.2022


59.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1

26.04.2022


60.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

1

03.05.2022


61.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

1

03.05.2022


62.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

10.05.2022


63.

Обобщающее повторение по курсу «Человек и общество».

2

17.05.2022














































Методическое обеспечение программы


Учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, ФИПИ.



Информационные источники


Литература для учителя:

  1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.

  2. Зарубин В.Г., Барабанов В.В., Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. Обществознание. Справочник 8-11 классы. – Ростов-на-Дону, 2011.

  3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. – М., 1998.

  4. Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.

  5. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.

  6. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.

  7. Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник. – М., 2020.

  8. Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Базовый, повышенный, высокий уровни. – Ростов-на-Дону, 2013.

  9. Пазин Р.В. Сборник олимпиадных заданий 9-11 классы, – Ростов-на-Дону, 2013.

  10. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность. – Волгоград, 2014.


Литература для учащихся:

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.

  3. Брандт М.Ю. Обществознание. Понятие и термины. – М., 2013.

  4. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.

  5. Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.

  6. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.

  7. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.

  8. Прикладная экономика. М., 1993.

  9. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

  10. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

  11. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.

  12. Конституция Российской Федерации. – М.2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!