Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Принято на заседании Педагогического совета от «__»__________2021 г. Протокол №____ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №1 _______________Т.О. Катербарг «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЛАТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ
«Человек и общество»
социально-педагогической направленности
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 70 часов
Автор-составитель:
Булыгина Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Сургут
2021
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Название программы | Человек и общество |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Булыгина Наталья Алексеевна |
Год разработки | 2021 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2021 г., протокол №1 |
Уровень освоения программы | Базовый |
Информация и наличие рецензии | Нет |
Цель | Подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни |
Задачи | - формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах; - актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания; - выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; - повышение общего уровня культуры; - формирование умения анализировать позицию автора текста. |
Ожидаемые результаты освоения программы | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Срок реализации программы | 2021-2022 учебный год |
Количество часов в неделю/ год | 2 часа в неделю / 72 часа в год |
Возраст обучающихся | 15-16 лет |
Формы занятий | Лекция-диалог, практическое занятие, диспут, круглый стол |
Условия реализации программы (методическое и материально-техническое обеспечение) | Учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, демоверсии, сайт ФИПИ. Проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет |
Аннотация к программе
Дополнительная образовательная программа «Человек и общество» предназначена для учащихся 9 класса.
Актуальность программы: программа включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания, для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Новизна программы: доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы. Программа построена по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Цель: подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Задачи:
- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
- выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- повышение общего уровня культуры;
- формирование умения анализировать позицию автора текста.
Условия организации учебно-воспитательного процесса: проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет.
Ожидаемые результаты:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю), продолжительность одного занятия 45 минут.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
4. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19)» (утверждено Постановлением № 16 от 30.06.2020 г. Главным государственным санитарным врачом РФ).
5. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением № 28 от 28.09.2020 г. Главным государственным санитарным врачом РФ).
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от09.11.2018 года № 196).
Актуальность программы: программа включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания, для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Направленность: социально-педагогическая.
Уровень освоения программы: базовый
Отличительные особенности: доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы. Программа построена по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Адресат программы: учащиеся 15-16 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 72 часа, 2 раза в неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom», платформы конструирования видеуроков «Mirapolis».
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа
Формы обучения: лекция-диалог, практическое занятие, диспут, круглый стол.
Цель программы: подготовить учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Задачи программы:
- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
- выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- повышение общего уровня культуры;
- формирование умения анализировать позицию автора текста.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Человек и общество | 8 | 5 | 3 |
2. | Сфера духовной культуры | 6 | 4 | 2 |
3. | Экономика | 14 | 10 | 4 |
4. | Социальная сфера | 10 | 8 | 2 |
5. | Сфера политики и социального управления | 12 | 8 | 4 |
6. | Право | 22 | 14 | 6 |
| Всего | 72 | 49 | 21 |
Планируемые результаты:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарный учебный график
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Человек и общество» |
Первый год обучения (базовый уровень) |
1 полугодие | 2 полугодие | Итого |
Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Кол-во недель | Кол-во часов |
01.09.2021-31.12.2021 | 17 | 34 | 09.01.2022-31.05.2022 | 18 | 38 | 34 | 72 |
Сроки организации промежуточного контроля | Формы контроля |
Декабрь 2021 | Май 2022 | Тесты, эссе, учебные проекты |
Условия реализации программы:
- методическое обеспечение: учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, ФИПИ.
- материально-техническое обеспечение: проектор и демонстрационный экран (или демонстрационный монитор), доска школьная, локальная сеть с доступом в Интернет.
Система контроля результативности программы:
Организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации: выполнение проектных заданий, тестовые задания, защита рефератов, итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | | |
Дата |
Группа |
план | факт |
| Человек и общество | 8 | | |
1. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 07.09.2021 | 14.09.2021 |
2. | Взаимодействие общества и природы. | 1 | 07.09.2021 | 14.09.2021 |
3. | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | 1 | 14.09.2021 | 18.09.2021 |
4. | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | 14.09.2021 | 18.09.2021 |
5. | Личность. Особенности подросткового возраста. | 1 | 21.09.2021 | 21.09.2021 |
6. | Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | 21.09.2021 | 21.09.2021 |
7. | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. | 1 | 28.09.2021 | |
8. | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | 28.09.2021 | |
| Сфера духовной культуры | 6 | | |
9. | Сфера духовной культуры и ее особенности. | 1 | 05.10.2021 | |
10. | Наука в жизни современного общества. | 1 | 05.10.2021 | |
11. | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | 2 | 12.10.2021 | |
12. | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | 1 | 19.10.2021 | |
13. | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | 19.10.2021 | |
| Экономика | 14 | | |
14. | Экономика, ее роль в жизни общества. | 1 | 26.10.2021 | |
15. | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 | 26.10.2021 | |
16. | Экономические системы и собственность. | 1 | 02.11.2021 | |
17. | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. | 1 | 02.11.2021 | |
18. | Обмен, торговля. | 1 | 09.11.2021 | |
19. | Рынок и рыночный механизм. | 1 | 09.11.2021 | |
20. | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 1 | 16.11.2021 | |
21. | Деньги. | 1 | 16.11.2021 | |
22. | Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | 23.11.2021 | |
23. | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | 23.11.2021 | |
24. | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | 30.11.2021 | |
25. | Экономические цели и функции государства. | 1 | 30.11.2021 | |
26. | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Форма дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. | 1 | 07.12.2021 | |
27. | Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. | 1 | 07.12.2021 | |
| Социальная сфера | 10 | | |
28. | Социальная структура общества. | 2 | 14.12.2021 | |
29. | Семья как малая группа. Отношения между поколениями. | 1 | 21.12.2021 | |
30. | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. | 1 | 21.12.2021 | |
31. | Социальные ценности и нормы. | 1 | 28.12.2021 | |
32. | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | 28.12.2021 | |
33. | Социальный конфликт и пути его решения. | 2 | 11.01.2022 | |
34. | Межнациональные отношения. | 2 | 18.01.2022 | |
| Сфера политики и социального управления | 12 | | |
35. | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | 25.01.2022 | |
36. | Понятие и признаки государства. | 1 | 25.01.2022 | |
37. | Разделение властей. | 1 | 01.02.2022 | |
38. | Формы государства. | 1 | 01.02.2022 | |
39. | Политический режим. Демократия. | 1 | 08.02.2022 | |
40. | Местное самоуправление. | 1 | 08.02.2022 | |
41. | Участие граждан в политической жизни. | 1 | 15.02.2022 | |
42. | Выборы, референдум. | 1 | 15.02.2022 | |
43. | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 3 | 22.02.2022 01.03.2022 | |
44. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | 01.03.2022 | |
| Право | 22 | | |
45. | Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | 07.03.2022 | |
46. | Норма права. Нормативно-правовой акт. | 1 | 07.03.2022 | |
47. | Понятие правоотношений. | 1 | 15.03.2022 | |
48. | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. | 1 | 15.03.2022 | |
49. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | 22.03.2022 | |
50. | Федеративное устройство России. | 1 | 22.03.2022 | |
52. | Органы государственной власти Российской Федерации. | 1 | 29.03.2022 | |
53. | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 | 29.03.2022 | |
54. | Понятие прав, свобод и обязанностей. Прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности граждан. | 2 | 05.04.2022 | |
55. | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | 12.04.2022 | |
56. | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 2 | 12.04.2022 19.04.2022 | |
57. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 19.04.2022 | |
58. | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. | 1 | 26.04.2022 | |
59. | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | 26.04.2022 | |
60. | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | 1 | 03.05.2022 | |
61. | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 1 | 03.05.2022 | |
62. | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 2 | 10.05.2022 | |
63. | Обобщающее повторение по курсу «Человек и общество». | 2 | 17.05.2022 | |
Методическое обеспечение программы
Учебник по обществознанию, схемы по обществознанию, справочники, тесты, ФИПИ.
Информационные источники
Литература для учителя:
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.
Зарубин В.Г., Барабанов В.В., Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. Обществознание. Справочник 8-11 классы. – Ростов-на-Дону, 2011.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. – М., 1998.
Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник. – М., 2020.
Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Базовый, повышенный, высокий уровни. – Ростов-на-Дону, 2013.
Пазин Р.В. Сборник олимпиадных заданий 9-11 классы, – Ростов-на-Дону, 2013.
Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность. – Волгоград, 2014.
Литература для учащихся:
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
Брандт М.Ю. Обществознание. Понятие и термины. – М., 2013.
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.
Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
Прикладная экономика. М., 1993.
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
Конституция Российской Федерации. – М.2021