Пояснительная записка
Программа дополнительного платного образовательного курса по немецкому языку «Языки такие разные» для учащихся 5 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по немецкому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения); программы курса немецкого языка к УМК «Немецкий язык. Время грамматики» для 5 классов общеобразовательных учреждений. /Н. Артемова, Т. Гаврилова / – Москва: Эксмо, 2017. - 112 с.; курса «Немецкий язык. Грамматика., лексика, чтение, коммуникация» /Т.Г. Заславская/- Санкт-Петербург:Каро, 2009.-512 с. курса «Читаю и пишу по-немецки сам»/О.И. Труицина/- Санкт-Петербург: Каро, 2015.-208 с.
В силу того, что в последние годы в социокультурном контексте изучения иностранных языков произошли существенные изменения, не следует ставить перед учащимися цель овладеть одним языком в совершенстве; на первое место выдвигается принцип: лучше частичные знания в нескольких языках, чем совершенное владение одним языком. Программа дополнительного курса «Языки бывают разные» направлена на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету и предназначена для привлечения внимания учащихся 5 класса, заинтересовавшихся изучением немецкого языка.
Данный курс наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку предусматривает формирование устойчивого интереса к изучению данного предмета. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и результативность обучения. Поэтому настоящая программа предназначена для подготовки учащихся к изучению немецкого языка в классах, в которых немецкий язык начинает изучаться с 5 класса.
Цель: формирование коммуникативных и социальных навыков, создание условий для интеллектуального развития ребенка, качеств его личности, посредством немецкого языка; развитие творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности; создание условий для развития у учащихся желания изучать немецкий язык, коммуникативных и познавательных потребностей в приобретении друзей в немецкоговорящих странах, и использования немецкого языка в этих целях.
Задачи:
-- формировать способности к межкультурной коммуникации;
--освоить чтение на немецком языке с целью понимания аутентичных текстов с разным уровнем проникновения в их содержание;
-- научить понимать звучащие аутентичные тексты с целью извлечения необходимой информации;
-- освоить письменную речь в необходимом объеме для данного этапа обучения;
-- учить приемам самостоятельной работы с языком;
--приобщать к культуре немецкоязычных стран;
--расширять общеобразовательный кругозор, развивать познавательную активность и творческий потенциал школьников;
--учить воспринимать красоту языка, пользоваться языком для творческого самовыражения; переводить с немецкого и наоборот;
-- приобщать учащихся к культуре, традициям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 классов.
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики для внеурочных занятий осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения немецкого языка и языкового материала УМК «Horizonte», ориентирован на интересы обучаемых с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом.
Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения немецкому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Для составления программы курса были использованы материалы различных пособий, предназначенных для внеклассной и внеурочной работы со школьниками 5 классов. Работа c лексико-грамматическими заданиями способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию креативности, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражению.
Языковой и грамматический материал занятий в основном, совпадает с материалом УМК, однако встречаются и новые лексические единицы, что требует работы с двуязычным словарем, словарем синонимов. Встречаются в заданиях пословицы и поговорки, что требует обращения к фразеологическим словарям или специальным сборникам. Для некоторых заданий требуются навыки перевода с русского языка на немецкий, поэтому для успешного проведения занятий требуются все приведенные выше издания.
Для формирования навыков аудирования будут использоваться фрагменты мультфильмов на немецком языке, а также песни и рифмовки.
Настоящая программа предназначена для учащихся 5-х классов, обучающихся в средней общеобразовательной школе. Курс рассчитан на 34 часов в год, что соответствует 1 часу учебного времени в неделю. Количество обучающихся в группе 8 человек.
Формы проведения учебных занятий: занятия могут проводиться в форме игры, соревнования, конкурса, изобразительная деятельность, перевод; работа со словарями и справочниками; выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания; работа может вестись индивидуально, в парах или группе. Программой курса предусматривается и проектная деятельность учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения курса
«Языки бывают разные»
В результате прохождения программы в полном объёме обучающийся должен знать\ понимать:
основные значения изученных лексических единиц;
особенности структуры простых, сложных и вопросительных предложений по изученным темам;
основные нормы речевого этикета (реплики клише, наиболее распространённая оценочная лексика);
признаки изученных грамматических явлений (видовременные формы глагола, модальные глаголы их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных, числительные и предлоги);
Уметь:
говорение
утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
возражать, используя отрицательные предложения;
выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова;
запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами;
сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, о своих занятиях.
аудирование
понимать основное содержание кратких несложных аутентичных текстов по предложенным темам; тексты песен и мультфильмов.
использовать переспрос, просьбу повторить;
воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.
чтение
соотносить графический образец слова со звуковым, читать, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с просмотровым и полным пониманием.
зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте.
письменная речь
писать поздравления, письма – открытки с опорой на образец;
использовать приобретённые знания и УУД в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения;
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
образовательного курса
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
Володарская И.А. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М.: Просвещение 2010. – 111с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. -223с.
«Немецкий язык. Время грамматики» для 5 классов общеобразовательных учреждений. /Н. Артемова, Т. Гаврилова / – Москва: Эксмо, 2017. - 112 с
«Немецкий язык. Грамматика., лексика, чтение, коммуникация» /Т.Г. Заславская/- Санкт-Петербург:Каро, 2009.-512 с.
«Читаю и пишу по-немецки сам»/О.И. Труицина/- Санкт-Петербург: Каро, 2015.-208 с.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы для изучения немецкого языка:
http://www.learn-german-online.net Портал «Германия» - Das Deutschland-Portal
http://www deutschland.de Гёте-институт в Германии
http://www.goethe.de Немецкий культурный центр им. Гёте в России
http://www deutschesprache.ru Проект GrammaDe.ru (Grammatik im Deutschunterricht): грамматика и упражнения
http://www lehrer-online.de Школьная сеть Германии
http://www lernspiele.at/lese2000.html Тексты для чтения и аудирования на немецком языке
http://www.lesen.zdf.de
Рассказы для детей на немецком языке
http://www lyrikline.org Тексты для обучения чтению и говорению на немецком языке
www.totschka-treff.de Немецко-российский интернет-ресурс. Тексты для чтения по разным темам www.rusweb.de
Немецко- русские словари для школьников (любого автора)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ п\ п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1. Давайте знакомиться (5 часов) |
1. | Введение в курс немецкого языка | 1 | | | Развитие у детей интереса к изучению немецкого языка через ознакомление их с особенностями приветствия и прощания на немецком языке. |
2. | Основные правила чтения | 1 | | | Знакомство с основными правилами чтения, умения ориентироваться в тексте. |
3. | Спряжение глагола sein | 1 | | | Знакомство с глаголом и тренировка его употребления в речи. |
4. | Спряжение глагола haben | 1 | | | Знакомство с глаголом и тренировка его употребления в речи. |
5. | Рассказ о себе | 1 | | | Практика в составлении монологического высказывания. |
2. Моя семья (4 часа) |
6. | Представляем членов своей семьи | 1 | | | Формировать умения взаимодействовать друг с другом. |
7. | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | | | Знакомство с глаголами и тренировка употребления в речи. |
8. | Спряжение сильных глаголов в настоящем времени | 1 | | | Формирование умения правильного употребления в речи данных глаголов. |
9. | Описание семьи по картинке | 1 | | | Формирование навыков описания своей семьи. |
3. Распорядок дня. (5 часов) |
10. | Предметы в школе | 1 | | | Разучивание новой лексики по теме. Просмотр презентации. |
11. | Расписание уроков | 1 | | | Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его содержание. |
12. | Спряжение глаголов с неотделяемыми приставками в настоящем времени | 1 | | | Знакомство с данными глаголами, тренировка употребления в речи. |
13. | Спряжение глаголов с отделяемыми приставками в настоящем времени | 1 | | | Формирование умения правильного употребления в речи данных глаголов. |
14. | Мои любимые предметы в школе | 1 | | | Практика в аудировании и составлении монологического высказывания. |
4. Планируем свободное время. (4 часа) |
15. | Планы на неделю | 1 | | | Разучивание новой лексики по теме. Просмотр презентации. |
16. | Планируем свободное время | 1 | | | Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его содержание. |
17. | Спряжение модальных глаголов в настоящем времени | 1 | | | Употребление в речи модальных глаголов. |
18. | Прогулка в выходной | 1 | | | Просмотр видеоролика. Составление диалогов, работа в паре. |
5. Поездка в Берлин. (4 часа) |
19. | Знакомство с городом | 1 | | | Просмотр презентации. из историей города Берлина. Уметь осуществлять запрос информации, участвовать в беседе, выражать своё отношение к высказыванию партнёра. |
20. | Тренировка в употреблении модальных глаголов | 1 | | | Формирование умения правильного употребления в речи данных глаголов. |
21. | Музеи Берлина | 1 | | | Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его содержание. Воспитание культуры поведения в культурных местах. |
22. | Прогулка по улицам Берлина | 1 | | | Развитие умения осуществлять запрос информации, участвовать в беседе на знакомую тему, выражать своё отношение к высказыванию партнёра (объём диалогов 3—5 реплик). |
6. Времена года ( 4 часа) |
23. | Календарь природы | 1 | | | Разучивание новой лексики. Умение описывать картинки и сообщить информацию. |
24. | Описание погоды Артикль. | 1 | | | Знакомство с новым грамматическим явлением. Понимать на слух речь учителя, одноклассников. |
25. | Склонение существительных | 1 | | | Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его содержание. |
26. | Моё любимое время года | 1 | | | Развитие умения описывать картинку, сообщать информацию. |
7. Скоро лето, каникулы! (4 часа) |
27. | Традиционные места отдыха в Германии и России | 1 | 02.04 | | Просмотр видеоролика. Развитие устной монологической речи по данному сюжету. |
28. | Прошедшее время (Perfekt Перфект) | 1 | 09.04 | | Знакомство с прошедшим временем Perfekt. Формирование умения правильного употребления прошедшего времени в речи. |
29. | Работа над проектом «Мои каникулы» | 1 | 16.04 | | Научить писать сочинение о своих каникулах. |
30. | Представление проекта «Мои каникулы» | 1 | 23.04 | | Практика в монологической речи. Активизация полученных знаний. |
Сказка «Die Bremer Stadtmusikanten» («Бременские музыканты») ( 4 часа) |
31. | Сказка «Бременские музыканты» | 1 | 07.05 | | Работа с текстом сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Развитие интереса к изучению иностранного языка посредством чтения немецких сказок. |
32. | Чтение сказки, работа с лексикой | 1 | 14.05 | | Формирование потенциального словаря. Развитие устной монологической речи. |
33. | Чтение сказки, работа с лексикой | 1 | 21.05 | | Сравнение немецкого варианта сказки с русским. |
34. | Мой любимый сказочный герой ( по сказке «Бременские музыканты» | 1 | 28.05 | | Научить писать сочинение-описание героев сказки. |
| Итого: | 34 | | | |