СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Волшебники из страны Мастерляндия." Для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Волшебники из страны Мастерляндия" имеет художественно-эстетическую направленность, расчитана на два года обучения,  предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа позволяет ребёнку в дошкольном детстве попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Волшебники из страны Мастерляндия." Для работы с детьми старшего дошкольного возраста.»

Согласовано

Зам. Директора по ДО

___________ Т.И. Абраменкова

от _______________


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пржевальская средняя школа





Программа дополнительного образования


«Волшебники из

страны Мастерляндия»




Срок реализации программы: 2 года

Возрастная группа: дети, в возрасте 5-6 и 6-7 лет.

Руководитель: Касастикова Ольга Владимировна

Должность: воспитатель дошкольных групп.


2018-2020 год.

Программа обучения детей навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии


«Волшебники из страны Мастерляндия»


Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Волшебники из страны Мастерляндия» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года обучения, по 2 часа 2 раза в неделю (144 часа в год), на детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет).

Актуальность программы.

В настоящее время растёт интерес к народным промыслам, изделиям декоративно-прикладного характера. На рынке услуг дополнительного образования большой выбор творческих объединений данной направленности. Программа позволяет ребёнку в раннем возрасте попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. При составлении программы учитывался принцип непрерывности образования. По окончании обучения дети свободно смогут заниматься понравившимся им видом творчества.

Педагогическая целенаправленность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности в самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане. Программа содействует формированию у детей творческого отношения к окружающему миру.

Характерные черты и особенности программы: через игру дети с раннего возраста включаются в процесс обучения навыкам прикладного творчества, тем самым закладывается основа для их дальнейших предпочтений в выборе творческих объединений. В основе занятий – игровой сюжет, который каждый год может меняться в зависимости от желания педагога. Карта-схема движений по стране чудесных ремёсел «Мастерляндия» изготовлена как полу объёмный макет (настенное панно), где каждый пункт остановки выполнен в соответствии с указанными материалами: бумажное королевство, лоскутный город и т.д. Путешествие по карте имеет много общего с детской настольной игрой. Игровое задание заложено в основе каждого занятия. Последнее занятие проводится как подвижная игра – путешествие. В конечном итоге сокровища найдены, ими оказываются детские работы, изготовленные в течение года.

Программа «Волшебники из страны Мастерляндия» является модифицированной и составлена на основе программ: «Студия декоративно-прикладного творчества» Л.В. Горновой – Волгоград: Учитель, 2008 г.; «Венок» - символ объединения ремесел и художественного мастерства» Ю.Б. Гомазовой, 2009 и материалами из опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Касастиковой О.В.

Цель программы: развитие индивидуальных особенностей личности ребёнка через обучение основам прикладного творчества в игровой форме.

Задачи:

  • помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество – в раннем возрасте;

  • познакомить с правилами и нормами общения в коллективе;

  • развивать художественный вкус, интерес к познанию;

  • развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;

  • научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда.


После первого года обучения дети

Должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • правила пользования инструментами: ножницами, карандашом, кистью для рисования и кисть для клея;

  • различать материалы и инструменты, знать их названия;

  • иметь элементарные понятия о художественных промыслах: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушках.


Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, кисточкой для рисования и для клея, стекой;

  • выполнять разметку по шаблону;

  • выполнять основные приёмы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный);

  • расписывать плоскостные изделия по своему эскизу.


После второго года обучения дети

Должны знать:

  • понятия: аппликация, фон, основа, шаблон, трафарет;

  • последовательность выполнения изделия;

  • характерные черты и историю зарождения народных промыслов (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка).

Должны уметь:

  • выполнять разметку по линейке;

  • работать по технологической карте;

  • расписывать объёмные изделия по своему эскизу.

Учебно- тематический план

1-й год обучения – 144 часа


п/п

Тематический блок

Виды работ

Количество часов

Всего

Теорет.

Прак.


1

Вводное занятие

Рисование Страны «Мастерляндия»

0,5

1,5

2

2

«В чудесном лесу»

Работа с природными материалами

2

6

8

3

Принцесса «Золотая Соломенка»

Изделия из соломки

2

8

10

4

«Город говорящих узоров»

Выполнение аппликаций и рисование по мотивам народной игрушки.

3

17

20

5

«Пластилиновая гора»

Лепка объёмных фигурок животных

2

8

10

6

«Хижина мастера Глинчика»

Лепка глиняных народных игрушек

14

20

34

7

Сударушкины уроки

Лепные изделия из солёного теста

5

17

22

8

«Остров ненужных вещей»

Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, проволоки, фольги, пуговиц)

1

15

16

9

«Лебединое озеро»

Игрушки из яичной скорлупы; аппликация из ваты

2

16

18

10

Чудо - писанки

Художественная роспись по мотивам русских-народных узоров

0,5

1,5

2



11.

Заключительное занятие

«Игра-путешествие по стране Мастерляндия»


2

2



Всего:


32

112

144





Учебно- тематический план

2-й год обучения – 144 часа

п/п

Тематический блок

Виды работ

Количество часов

Всего

Теорет.

Прак.


1

Вводное занятие

Повторение материала первого года обучения

0,5

1,5

2

2

«В чудесном лесу»

Работа с природными материалами

4

12

16

3

Принцесса «Золотая Соломенка»

Изделия из соломки

5

15

20

4

«Пластилиновая гора»

Лепка объёмных фигурок животных. Рисование пластилином.

2

8

10

5

«Хижина мастера Глинчика»

Лепка глиняных народных игрушек

11

31

42

6

«Город говорящих узоров»


Художественная роспись по мотивам русских-народных промыслов.


4


10


14

7

Сударушкины уроки

Лепные изделия из солёного теста

5

17

22

8

«Остров ненужных вещей»

Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, проволоки, фольги, пуговиц)

2

6

8

9

«Лебединое озеро»

Игрушки из яичной скорлупы; аппликация из ваты

1

3

4

10

«Лоскутный город»

Клеевая аппликация из ткани.

Объёмная аппликация из ткани

1

3

4

11

Заключительное занятие

«Праздничное гулянье в стране Мастерляндия»



2

2


Всего:


35,5

108,5

144



Содержание занятий первого года обучения.


1. Вводное занятие.


Занятие 1. Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.


Практическая работа: «Рисование страны Мастерляндия и домика для гнома Мастерилки.»


2. «В чудесном лесу» - 8 часов.


Занятие 2. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, листьямими, семенами. Экскурсия в парк.


Практическая работа: «Заготовка материалов (осенних листьев, крылаток клёна и ясеня, желудей, шишек еловых и сосновых и др.)»


Занятие 3. Рассматривание собранного материала.


Практическая работа: коллективная аппликация из засушенных листьев: «Весёлые жители чудесного леса».

Занятие 4. Изготовление объемной композиции «Сказочные домики жителей чудесного леса»


Практическая работа: «Сказочные домики жителей чудесного леса».



Занятие 5. Изготовление объемных цветов из крылаток ясеня и клёна.


Практическая работа: коллективная работа «Букет».



3. «Принцесса Золотая Соломенка» - 10 часов.

Занятия 6-10. Вырезание из соломенных лент простых элементов квадратов, прямоугольников, треугольников, лепестков. Выполнение на простых силуэтных формах в виде досок, чашек, птиц и др. несложной аппликации из готовых элементов по готовым эскизам. Украшение коврика, элементами, вырезанными детьми.


Практические работы:

  • «Закладка для книг»;

  • «Выполнение набора декоративных дощечек и ложек для кухни принцессы Соломенки»;

  • «Украшение русского кокошника»;

  • «Ожерелье для принцессы»;

  • «Праздничный ковёр для принцессы Соломенки»


4. «Город говорящих узоров» - 20 часов.

Занятия 11-20. Путешествие к народным игрушкам в город говорящих узоров. История возникновения русской-народной игрушки. Знакомство с элементами росписи дымковской, каргопольской игрушки и городецкой росписи.


Практические работы по теме: «Роспись Дымковской игрушки»:

  • «Дорожка для коня»;

  • «Украшение хвоста индюка»;

  • «Дымковская барышня»;

  • «Украсим барышне наряд».


Практические работы по изучению росписи каргопольской игрушки:

  • «Говорящие узоры» - роспись ковра;

  • «Каргопольская Берегиня».


Практические работы по изучению Городецкой росписи:

  • «Роспись городецкими цветами»;

  • «Городецкие петухи и павлины»;

  • «Городецкие кони»;

  • «Украшение деревянных досок городецкой росписью».



5. «Пластилиновая гора» - 10 часов.


Занятия 21-25. Знакомство с основными приёмами лепки: скатыванием, раскатыванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Лепка животных по мотивам народной игрушки.


Практические работы:

  • «Быстроногая лошадка»;

  • «Кудрявая овечка»;

  • «Круторогий барашек»;

  • «Уточка и гусь»;

  • «Нарядный индюк».


6. «Хижина мастера Глинчика» - 34 часа.


Занятия 26-42. Путешествие в хижину мастера Глинчика. Сказка «О гончарном ремесле и первой глиняной игрушке». Основные понятия о народной глиняной игрушке. Знакомство с «Филимоновской», «Дымковской», «Каргопольской» игрушками.


Практические работы:

  • «Лепка с натуры матрёшки»;

  • «Дымковская игрушка»;

  • «Филимоновская игрушка»;

  • «Каргопольская игрушка».












7. «Сударушкины уроки»» - 22 часа.


Занятие 43. Знакомство с новым материалом – солёным тестом. Изготовление мелких орнаментальных деталей из солёного теста. Приёмы лепки цветов: нарцисс, бутон, тюльпан, гвоздика, фиалка, василёк, ромашка; листьев, фруктов и ягод.


Практическая работа: «Изготовление корзины с цветами» (коллективная работа).

Занятия 44-53. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей. Роспись готовых изделий.

  • «Праздничный подсвечник» - 4 часа;

  • «Корзина с цветами» - 4 часа;

  • «Подставка под пасхальное яйцо» -4 часа;

  • «Израсцы» - 4 часа;

  • «Сказочные домики» - 4 часа.


8. «Остров ненужных вещей» - 16 часов.


Занятия 54-55. Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей».


Практические работы:

  • «Изготовление бабочки из фантиков»;

  • «Изготовление птички из фантиков».


Занятия 56-57. Знакомство с основными приёмами обработки металлической фольги (резание, сгибание, скручивание).


Практические работы:

  • «Паучок на паутине»;

  • «Человечки из фольги».


Занятия 58-59. Беседа: «Что такое чеканка».


Практическая работа: «Выполнение чеканки».


Занятия 60-61. Использование нетрадиционных материалов в детском творчестве: пуговицы, медная проволока, пряжа и остатки ниток.


Практические работы:

  • «Букет из пуговиц»;

  • «Человечек из пуговиц и проволоки».


9. «Лебединое озеро» - 20 часов.


Занятия 61-65. Упражнения с использованием кусочков скорлупы для оклеивания поверхности изделий из разных материалов (картон, папье-маше, глина и др.)


Практические работы: произвольное оклеивание (без выполнения определённых узоров) кусочками скорлупы ваз, коробочек – шкатулок, декоративной посуды.


Занятия 66-70. Выклеивание кусочками окрашенной скорлупы декоративных и сюжетно-тематических композиций.

Практические работы:

  • «Цветы на клумбе»;

  • «Волшебные птицы»;

  • «Рыбки в аквариуме».


10. «Чудо-писанки» - 2 часа.

Занятие 72. Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца).

Практическая работа: «Мини-музей писанок».


11. Заключительное занятие - 2 часа.


Занятие 72. Игра-путешествие по стране маленьких мастеров. Подведение итогов. Награждение участников.



Содержание занятий второго года обучения.


1. Вводное занятие – 2 часа.


Занятие 1. Беседа о правилах безопасности и личной гигиены. Повторение программы первого года обучения. Знакомство с программой второго года обучения, через игру-путешествие по стране Мастерляндия.

Практическая работа: «Рисование жителей страны Мастерляндия».


2. «В чудесном лесу» - 8 часов.


Занятие 2. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, листьямими, семенами. Экскурсия в парк.


Практическая работа: «Заготовка материалов (осенних листьев, сосновых игл, шишек, желудей и т.д.».

Занятие 3. Рассматривание собранного материала.


Практическая работа: аппликация из засушенных листьев: «Лес – словно терем расписной».

Занятие 4. фантазии детей по изготовлению несуществующих, невиданных животных из природного материала.


Практическая работа: Изготовление объемной композиции из природных материалов: «В стране невиданных зверей».


Занятие 5. Рассмотрение вариантов изготовления аппликации из сосновых иголочек.


Практическая работа: «Аппликация из сосновых иголок».


Занятие 6-7. Повторение русских-народных сказок, в которых встречается персонаж – Баба Яга. Изготовление сказочных героев из природного материала.


Практическая работа: коллективная творческая работа «Там дивный лес, видений полный…»


Занятие 8-9. Орехи для потехи. Поделки из скорлупы грецких орехов.


Практическая работа: коллективная творческая работа «Ореховый город».


3. «Принцесса Золотая Соломенка» - 20 часов.

Занятия 10-14. Аппликация из соломы. Знакомство со способами обработки соломки.


Практические работы:

  • Подготовка соломы к использованию: очистка, замачивание, утюжка (или соскабливание), наклеивание на тонкую бумагу (полотно), вырезание из соломенных лент простых элементов – квадратов, прямоугольников, треугольников, лепестков;

  • «Выполнение на простых силуэтных формах несложной аппликации из готовых элементов по предлагаемым эскизам»;

  • «Выполнение аппликации из соломки по замыслу и эскизам детей»»;

  • «Освоение приёмов выполнения аппликации на объёмных предметах из папье-маше, картона и других материалах (посуда, коробочки, шкатулки, декоративные цветочницы, игрушки и др.)»;

  • «Самостоятельные творческие изделия разного назначения (декоративные панно, сувениры, разнообразный игровой материал и др.».


Занятия 15-19. Изделия из соломенных трубочек.


Практические работы:

  • «Изготовление подвесов-пауков из отдельных соломенок»;

  • «Наклеивание изображений из трубочек разной длины и толщины с использованием готовых эскизов»;

  • «Оклеивание круглыми соломинами основы предметов, сделанных из картона»;

  • «Выполнение украшений из соломенных лент и трубочек с использованием дополнительных материалов в оформлении (тесьмы, ниток, шнуров, пуговиц, льноволокна и др.);

  • «Плетение из лент и круглых соломин. Выполнение салфеток, ковриков, закладок и др.».

4. «Пластилиновая гора» - 10 часов.


Занятия 20-24. Повторение основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, сгибание, присоединение. Лепка сюжетных композиций по мотивам народной игрушки.


Практические работы:

  • «Каргопольские мишки»;

  • «Мамки-няньки, собирайтесь!» - по мотивам дымковской игрушки;

  • «Дымковские животные (кони, курочки, петухи)»;

  • «Дымковские гулянья»;

  • «Олешек и барашек» - по мотивам филимоновской игрушки.


5. «Хижина мастера Глинчика» - 42 часа.


Занятия 25-28. Лепка декоративных пластин – плиток по своим эскизам. Освоение способов выполнения рельефов: вдавливание линий контура, вдавливание глины вокруг контура, рядом с ним с двух сторон, выбирание глины стекой возле нарисованного предмета.


Практические работы:

  • «Лепка декоративных пластин – по своим эскизам»;

  • «Выполнение рельефов способом вдавливания линий контура»;

  • «Выполнение рельефов способом вдавливания глины вокруг контура, рядом с ним с двух сторон»;

  • «Выполнение рельефов способом выбирания глины стекой возле нарисованного предмета».

Занятия 29-30. Лепка декоративной посуды (на основе традиционной русской). Творческое использование известных способов лепки посуды разного назначения (для игр в кукольном уголке, украшения, в качестве подарков-сувениров и т.д.).


Практическая работа: «Лепка декоративной посуды (на основе традиционной русской).


Занятия 31-33. Освоение известных ранее приёмов лепки посуды, декоративных элементов, украшающих её. Использование в выполнении творческих работ скульптурного и ленточного способа лепки. Украшение выполненной декоративной посуды по замыслу детей.


Практическая работа: «Лепка и украшение декоративной посуды по замыслу детей».


Занятия 34-39. Освоение приёмов лепки пустотелых изделий. Приобщение детей к созданию новых, придуманных самими детьми погремушек, игрушек-забав на основе усвоенных приёмов лепки.


Практическая работа: «Лепка погремушек, дудочек по мотивам русской-народной игрушки».


Занятия 40-45. Освоение приёмов лепки основы игрушки из цельного куска глины и частей. Вытягивание частей с учетом принципа обобщения. Лепка игрушек по выбору, представлению. Украшение фигурок рельефным декором. Беление игрушек, использование характерной росписи в их оформлении.


Практическая работа: «Лепка животных, кукол по мотивам дымковской, филимоновской и каргопольской игрушки.


6. «Город говорящих узоров» - 14 часов.


Занятия 46-48. Городецкая роспись. Виды изделий, украшенных городецкой росписью. Городецкие фазаны, кони, барышни.


Практическая работа по теме: «Роспись дощечек городецкими узорами».


Занятия 49-51. Красота сине-голубой гжели. Виды изделий, украшенных гжельской росписью. Растительные и зооморфные мотивы росписи. Характер цветовой гаммы: сочетание белого цвета с голубым, синим, фиолетовым и некоторыми другими.


Практическая работа по теме: «Роспись «под гжель» различных изделий из бумаги, папье-маше, глины».


7. «Сударушкины уроки»» - 22 часа.


Занятие 52. Знакомство с технологией приготовления теста из муки и соли. Включение детей в процесс заготовки теста.


Практическая работа: «Замешивание теста. Лепка по замыслу».


Занятия 53-57. Лепка мелких изделий с использованием знакомых и новых приёмов.


Практические работы:

  • «Изготовление украшений»;

  • «Лепка сказочных героев страны Мастерляндия».


Занятия 57-62. Создание и выполнение сюжетных и декоративных композиций, творческих работ по замыслу детей.


Практическая работа: «Лепка по замыслу воспитанников».


8. «Остров ненужных вещей» - 8 часов.


Занятие 63-66. Беседа об экономном ведении хозяйства. Быт русских крестьян.

Практические работы:

  • «Картины из обрезков ниток»;

  • «Изготовление помпонов»;

  • «Украшения из помпонов»;

  • «Картины из фантиков»;

  • Браслет из фантиков».


9. «Лебединое озеро» - 4 часа.


Занятия 67-68. Изготовление объёмных изображений из целых скорлупок и их частей. Выполнение игрушек из яичной скорлупы, путём соединения частей скорлупок бумажными трубочками. Дополнение изделий другими материалами – бумагой, перьями, соломой и др.


Практические работы: «Выполнение игрушек из яичной скорлупы».

10. «Лоскутный город» - 4 часа.


Занятия 69-70. Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей.


Практическая работа: «Клеевая аппликация из лоскутков».


11. «Заключительное занятие».

Праздничное гулянье в стране Мастерляндия.












Обеспечение программы.

Материалы:

- бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, репсовая, тетрадная; открытки, салфетки, фантики, фольга, картон цветной, тонкий, упаковочный;

- нитки: мулине, «ирис», шерстяная пряжа, верёвки, шнуры, тесьма, сутаж, Цветные ленты;

- ткани, различные по цвету и фактуре,

- природный материал, соломка;

- мука, соль, пластилин, глина;

- клей ПВА;

- пуговицы, пустые капсулы «киндер сюрприз», скорлупа от яиц.


Инструменты и приспособления:

- карандаши, фломастеры, краски, ножницы, утюг, шило, стеки, формочки для печенья, колпачки от фломастеров.





















Литература


Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел: популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1999.


Горичева В.С., Филлипова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, море и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.


Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000.


Любимые детские игры для детей старшего дошкольного возраста/ сост. Г.Н. Гришина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.


Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.


Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.


Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.


Рукоделие для детей/ сост. М. Калинина, Л. Павловская, В. Савиных. – Мн.: Полымя, 1997.


Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Ярославль: Академия развития, 1998.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!