Согласовано
Зам. Директора по ДО
___________ Т.И. Абраменкова
от _______________
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пржевальская средняя школа
Программа дополнительного образования
«Волшебники из
страны Мастерляндия»
Срок реализации программы: 2 года
Возрастная группа: дети, в возрасте 5-6 и 6-7 лет.
Руководитель: Касастикова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель дошкольных групп.
2018-2020 год.
Программа обучения детей навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии
«Волшебники из страны Мастерляндия»
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебники из страны Мастерляндия» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года обучения, по 2 часа 2 раза в неделю (144 часа в год), на детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет).
Актуальность программы.
В настоящее время растёт интерес к народным промыслам, изделиям декоративно-прикладного характера. На рынке услуг дополнительного образования большой выбор творческих объединений данной направленности. Программа позволяет ребёнку в раннем возрасте попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. При составлении программы учитывался принцип непрерывности образования. По окончании обучения дети свободно смогут заниматься понравившимся им видом творчества.
Педагогическая целенаправленность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности в самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане. Программа содействует формированию у детей творческого отношения к окружающему миру.
Характерные черты и особенности программы: через игру дети с раннего возраста включаются в процесс обучения навыкам прикладного творчества, тем самым закладывается основа для их дальнейших предпочтений в выборе творческих объединений. В основе занятий – игровой сюжет, который каждый год может меняться в зависимости от желания педагога. Карта-схема движений по стране чудесных ремёсел «Мастерляндия» изготовлена как полу объёмный макет (настенное панно), где каждый пункт остановки выполнен в соответствии с указанными материалами: бумажное королевство, лоскутный город и т.д. Путешествие по карте имеет много общего с детской настольной игрой. Игровое задание заложено в основе каждого занятия. Последнее занятие проводится как подвижная игра – путешествие. В конечном итоге сокровища найдены, ими оказываются детские работы, изготовленные в течение года.
Программа «Волшебники из страны Мастерляндия» является модифицированной и составлена на основе программ: «Студия декоративно-прикладного творчества» Л.В. Горновой – Волгоград: Учитель, 2008 г.; «Венок» - символ объединения ремесел и художественного мастерства» Ю.Б. Гомазовой, 2009 и материалами из опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Касастиковой О.В.
Цель программы: развитие индивидуальных особенностей личности ребёнка через обучение основам прикладного творчества в игровой форме.
Задачи:
помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество – в раннем возрасте;
познакомить с правилами и нормами общения в коллективе;
развивать художественный вкус, интерес к познанию;
развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда.
После первого года обучения дети
Должны знать:
правила безопасности труда и личной гигиены;
правила пользования инструментами: ножницами, карандашом, кистью для рисования и кисть для клея;
различать материалы и инструменты, знать их названия;
иметь элементарные понятия о художественных промыслах: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушках.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, кисточкой для рисования и для клея, стекой;
выполнять разметку по шаблону;
выполнять основные приёмы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный);
расписывать плоскостные изделия по своему эскизу.
После второго года обучения дети
Должны знать:
понятия: аппликация, фон, основа, шаблон, трафарет;
последовательность выполнения изделия;
характерные черты и историю зарождения народных промыслов (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка).
Должны уметь:
выполнять разметку по линейке;
работать по технологической карте;
расписывать объёмные изделия по своему эскизу.
Учебно- тематический план
1-й год обучения – 144 часа
№ п/п | Тематический блок | Виды работ | Количество часов | Всего |
Теорет. | Прак. |
1 | Вводное занятие | Рисование Страны «Мастерляндия» | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | «В чудесном лесу» | Работа с природными материалами | 2 | 6 | 8 |
3 | Принцесса «Золотая Соломенка» | Изделия из соломки | 2 | 8 | 10 |
4 | «Город говорящих узоров» | Выполнение аппликаций и рисование по мотивам народной игрушки. | 3 | 17 | 20 |
5 | «Пластилиновая гора» | Лепка объёмных фигурок животных | 2 | 8 | 10 |
6 | «Хижина мастера Глинчика» | Лепка глиняных народных игрушек | 14 | 20 | 34 |
7 | Сударушкины уроки | Лепные изделия из солёного теста | 5 | 17 | 22 |
8 | «Остров ненужных вещей» | Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, проволоки, фольги, пуговиц) | 1 | 15 | 16 |
9 | «Лебединое озеро» | Игрушки из яичной скорлупы; аппликация из ваты | 2 | 16 | 18 |
10 | Чудо - писанки | Художественная роспись по мотивам русских-народных узоров | 0,5 | 1,5 | 2 |
11. | Заключительное занятие | «Игра-путешествие по стране Мастерляндия» | | 2 | 2 |
| Всего: | | 32 | 112 | 144 |
Учебно- тематический план
2-й год обучения – 144 часа
№ п/п | Тематический блок | Виды работ | Количество часов | Всего |
Теорет. | Прак. |
1 | Вводное занятие | Повторение материала первого года обучения | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | «В чудесном лесу» | Работа с природными материалами | 4 | 12 | 16 |
3 | Принцесса «Золотая Соломенка» | Изделия из соломки | 5 | 15 | 20 |
4 | «Пластилиновая гора» | Лепка объёмных фигурок животных. Рисование пластилином. | 2 | 8 | 10 |
5 | «Хижина мастера Глинчика» | Лепка глиняных народных игрушек | 11 | 31 | 42 |
6 | «Город говорящих узоров» | Художественная роспись по мотивам русских-народных промыслов. | 4 | 10 | 14 |
7 | Сударушкины уроки | Лепные изделия из солёного теста | 5 | 17 | 22 |
8 | «Остров ненужных вещей» | Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, проволоки, фольги, пуговиц) | 2 | 6 | 8 |
9 | «Лебединое озеро» | Игрушки из яичной скорлупы; аппликация из ваты | 1 | 3 | 4 |
10 | «Лоскутный город» | Клеевая аппликация из ткани. Объёмная аппликация из ткани | 1 | 3 | 4 |
11 | Заключительное занятие | «Праздничное гулянье в стране Мастерляндия» | | 2 | 2 |
| Всего: | | 35,5 | 108,5 | 144 |
Содержание занятий первого года обучения.
1. Вводное занятие.
Занятие 1. Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.
Практическая работа: «Рисование страны Мастерляндия и домика для гнома Мастерилки.»
2. «В чудесном лесу» - 8 часов.
Занятие 2. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, листьямими, семенами. Экскурсия в парк.
Практическая работа: «Заготовка материалов (осенних листьев, крылаток клёна и ясеня, желудей, шишек еловых и сосновых и др.)»
Занятие 3. Рассматривание собранного материала.
Практическая работа: коллективная аппликация из засушенных листьев: «Весёлые жители чудесного леса».
Занятие 4. Изготовление объемной композиции «Сказочные домики жителей чудесного леса»
Практическая работа: «Сказочные домики жителей чудесного леса».
Занятие 5. Изготовление объемных цветов из крылаток ясеня и клёна.
Практическая работа: коллективная работа «Букет».
3. «Принцесса Золотая Соломенка» - 10 часов.
Занятия 6-10. Вырезание из соломенных лент простых элементов квадратов, прямоугольников, треугольников, лепестков. Выполнение на простых силуэтных формах в виде досок, чашек, птиц и др. несложной аппликации из готовых элементов по готовым эскизам. Украшение коврика, элементами, вырезанными детьми.
Практические работы:
«Закладка для книг»;
«Выполнение набора декоративных дощечек и ложек для кухни принцессы Соломенки»;
«Украшение русского кокошника»;
«Ожерелье для принцессы»;
«Праздничный ковёр для принцессы Соломенки»
4. «Город говорящих узоров» - 20 часов.
Занятия 11-20. Путешествие к народным игрушкам в город говорящих узоров. История возникновения русской-народной игрушки. Знакомство с элементами росписи дымковской, каргопольской игрушки и городецкой росписи.
Практические работы по теме: «Роспись Дымковской игрушки»:
Практические работы по изучению росписи каргопольской игрушки:
«Говорящие узоры» - роспись ковра;
«Каргопольская Берегиня».
Практические работы по изучению Городецкой росписи:
«Роспись городецкими цветами»;
«Городецкие петухи и павлины»;
«Городецкие кони»;
«Украшение деревянных досок городецкой росписью».
5. «Пластилиновая гора» - 10 часов.
Занятия 21-25. Знакомство с основными приёмами лепки: скатыванием, раскатыванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Лепка животных по мотивам народной игрушки.
Практические работы:
«Быстроногая лошадка»;
«Кудрявая овечка»;
«Круторогий барашек»;
«Уточка и гусь»;
«Нарядный индюк».
6. «Хижина мастера Глинчика» - 34 часа.
Занятия 26-42. Путешествие в хижину мастера Глинчика. Сказка «О гончарном ремесле и первой глиняной игрушке». Основные понятия о народной глиняной игрушке. Знакомство с «Филимоновской», «Дымковской», «Каргопольской» игрушками.
Практические работы:
7. «Сударушкины уроки»» - 22 часа.
Занятие 43. Знакомство с новым материалом – солёным тестом. Изготовление мелких орнаментальных деталей из солёного теста. Приёмы лепки цветов: нарцисс, бутон, тюльпан, гвоздика, фиалка, василёк, ромашка; листьев, фруктов и ягод.
Практическая работа: «Изготовление корзины с цветами» (коллективная работа).
Занятия 44-53. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей. Роспись готовых изделий.
«Праздничный подсвечник» - 4 часа;
«Корзина с цветами» - 4 часа;
«Подставка под пасхальное яйцо» -4 часа;
«Израсцы» - 4 часа;
«Сказочные домики» - 4 часа.
8. «Остров ненужных вещей» - 16 часов.
Занятия 54-55. Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей».
Практические работы:
«Изготовление бабочки из фантиков»;
«Изготовление птички из фантиков».
Занятия 56-57. Знакомство с основными приёмами обработки металлической фольги (резание, сгибание, скручивание).
Практические работы:
«Паучок на паутине»;
«Человечки из фольги».
Занятия 58-59. Беседа: «Что такое чеканка».
Практическая работа: «Выполнение чеканки».
Занятия 60-61. Использование нетрадиционных материалов в детском творчестве: пуговицы, медная проволока, пряжа и остатки ниток.
Практические работы:
9. «Лебединое озеро» - 20 часов.
Занятия 61-65. Упражнения с использованием кусочков скорлупы для оклеивания поверхности изделий из разных материалов (картон, папье-маше, глина и др.)
Практические работы: произвольное оклеивание (без выполнения определённых узоров) кусочками скорлупы ваз, коробочек – шкатулок, декоративной посуды.
Занятия 66-70. Выклеивание кусочками окрашенной скорлупы декоративных и сюжетно-тематических композиций.
Практические работы:
«Цветы на клумбе»;
«Волшебные птицы»;
«Рыбки в аквариуме».
10. «Чудо-писанки» - 2 часа.
Занятие 72. Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца).
Практическая работа: «Мини-музей писанок».
11. Заключительное занятие - 2 часа.
Занятие 72. Игра-путешествие по стране маленьких мастеров. Подведение итогов. Награждение участников.
Содержание занятий второго года обучения.
1. Вводное занятие – 2 часа.
Занятие 1. Беседа о правилах безопасности и личной гигиены. Повторение программы первого года обучения. Знакомство с программой второго года обучения, через игру-путешествие по стране Мастерляндия.
Практическая работа: «Рисование жителей страны Мастерляндия».
2. «В чудесном лесу» - 8 часов.
Занятие 2. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, листьямими, семенами. Экскурсия в парк.
Практическая работа: «Заготовка материалов (осенних листьев, сосновых игл, шишек, желудей и т.д.».
Занятие 3. Рассматривание собранного материала.
Практическая работа: аппликация из засушенных листьев: «Лес – словно терем расписной».
Занятие 4. фантазии детей по изготовлению несуществующих, невиданных животных из природного материала.
Практическая работа: Изготовление объемной композиции из природных материалов: «В стране невиданных зверей».
Занятие 5. Рассмотрение вариантов изготовления аппликации из сосновых иголочек.
Практическая работа: «Аппликация из сосновых иголок».
Занятие 6-7. Повторение русских-народных сказок, в которых встречается персонаж – Баба Яга. Изготовление сказочных героев из природного материала.
Практическая работа: коллективная творческая работа «Там дивный лес, видений полный…»
Занятие 8-9. Орехи для потехи. Поделки из скорлупы грецких орехов.
Практическая работа: коллективная творческая работа «Ореховый город».
3. «Принцесса Золотая Соломенка» - 20 часов.
Занятия 10-14. Аппликация из соломы. Знакомство со способами обработки соломки.
Практические работы:
Подготовка соломы к использованию: очистка, замачивание, утюжка (или соскабливание), наклеивание на тонкую бумагу (полотно), вырезание из соломенных лент простых элементов – квадратов, прямоугольников, треугольников, лепестков;
«Выполнение на простых силуэтных формах несложной аппликации из готовых элементов по предлагаемым эскизам»;
«Выполнение аппликации из соломки по замыслу и эскизам детей»»;
«Освоение приёмов выполнения аппликации на объёмных предметах из папье-маше, картона и других материалах (посуда, коробочки, шкатулки, декоративные цветочницы, игрушки и др.)»;
«Самостоятельные творческие изделия разного назначения (декоративные панно, сувениры, разнообразный игровой материал и др.».
Занятия 15-19. Изделия из соломенных трубочек.
Практические работы:
«Изготовление подвесов-пауков из отдельных соломенок»;
«Наклеивание изображений из трубочек разной длины и толщины с использованием готовых эскизов»;
«Оклеивание круглыми соломинами основы предметов, сделанных из картона»;
«Выполнение украшений из соломенных лент и трубочек с использованием дополнительных материалов в оформлении (тесьмы, ниток, шнуров, пуговиц, льноволокна и др.);
«Плетение из лент и круглых соломин. Выполнение салфеток, ковриков, закладок и др.».
4. «Пластилиновая гора» - 10 часов.
Занятия 20-24. Повторение основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, сгибание, присоединение. Лепка сюжетных композиций по мотивам народной игрушки.
Практические работы:
«Каргопольские мишки»;
«Мамки-няньки, собирайтесь!» - по мотивам дымковской игрушки;
«Дымковские животные (кони, курочки, петухи)»;
«Дымковские гулянья»;
«Олешек и барашек» - по мотивам филимоновской игрушки.
5. «Хижина мастера Глинчика» - 42 часа.
Занятия 25-28. Лепка декоративных пластин – плиток по своим эскизам. Освоение способов выполнения рельефов: вдавливание линий контура, вдавливание глины вокруг контура, рядом с ним с двух сторон, выбирание глины стекой возле нарисованного предмета.
Практические работы:
«Лепка декоративных пластин – по своим эскизам»;
«Выполнение рельефов способом вдавливания линий контура»;
«Выполнение рельефов способом вдавливания глины вокруг контура, рядом с ним с двух сторон»;
«Выполнение рельефов способом выбирания глины стекой возле нарисованного предмета».
Занятия 29-30. Лепка декоративной посуды (на основе традиционной русской). Творческое использование известных способов лепки посуды разного назначения (для игр в кукольном уголке, украшения, в качестве подарков-сувениров и т.д.).
Практическая работа: «Лепка декоративной посуды (на основе традиционной русской).
Занятия 31-33. Освоение известных ранее приёмов лепки посуды, декоративных элементов, украшающих её. Использование в выполнении творческих работ скульптурного и ленточного способа лепки. Украшение выполненной декоративной посуды по замыслу детей.
Практическая работа: «Лепка и украшение декоративной посуды по замыслу детей».
Занятия 34-39. Освоение приёмов лепки пустотелых изделий. Приобщение детей к созданию новых, придуманных самими детьми погремушек, игрушек-забав на основе усвоенных приёмов лепки.
Практическая работа: «Лепка погремушек, дудочек по мотивам русской-народной игрушки».
Занятия 40-45. Освоение приёмов лепки основы игрушки из цельного куска глины и частей. Вытягивание частей с учетом принципа обобщения. Лепка игрушек по выбору, представлению. Украшение фигурок рельефным декором. Беление игрушек, использование характерной росписи в их оформлении.
Практическая работа: «Лепка животных, кукол по мотивам дымковской, филимоновской и каргопольской игрушки.
6. «Город говорящих узоров» - 14 часов.
Занятия 46-48. Городецкая роспись. Виды изделий, украшенных городецкой росписью. Городецкие фазаны, кони, барышни.
Практическая работа по теме: «Роспись дощечек городецкими узорами».
Занятия 49-51. Красота сине-голубой гжели. Виды изделий, украшенных гжельской росписью. Растительные и зооморфные мотивы росписи. Характер цветовой гаммы: сочетание белого цвета с голубым, синим, фиолетовым и некоторыми другими.
Практическая работа по теме: «Роспись «под гжель» различных изделий из бумаги, папье-маше, глины».
7. «Сударушкины уроки»» - 22 часа.
Занятие 52. Знакомство с технологией приготовления теста из муки и соли. Включение детей в процесс заготовки теста.
Практическая работа: «Замешивание теста. Лепка по замыслу».
Занятия 53-57. Лепка мелких изделий с использованием знакомых и новых приёмов.
Практические работы:
«Изготовление украшений»;
«Лепка сказочных героев страны Мастерляндия».
Занятия 57-62. Создание и выполнение сюжетных и декоративных композиций, творческих работ по замыслу детей.
Практическая работа: «Лепка по замыслу воспитанников».
8. «Остров ненужных вещей» - 8 часов.
Занятие 63-66. Беседа об экономном ведении хозяйства. Быт русских крестьян.
Практические работы:
9. «Лебединое озеро» - 4 часа.
Занятия 67-68. Изготовление объёмных изображений из целых скорлупок и их частей. Выполнение игрушек из яичной скорлупы, путём соединения частей скорлупок бумажными трубочками. Дополнение изделий другими материалами – бумагой, перьями, соломой и др.
Практические работы: «Выполнение игрушек из яичной скорлупы».
10. «Лоскутный город» - 4 часа.
Занятия 69-70. Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей.
Практическая работа: «Клеевая аппликация из лоскутков».
11. «Заключительное занятие».
Праздничное гулянье в стране Мастерляндия.
Обеспечение программы.
Материалы:
- бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, репсовая, тетрадная; открытки, салфетки, фантики, фольга, картон цветной, тонкий, упаковочный;
- нитки: мулине, «ирис», шерстяная пряжа, верёвки, шнуры, тесьма, сутаж, Цветные ленты;
- ткани, различные по цвету и фактуре,
- природный материал, соломка;
- мука, соль, пластилин, глина;
- клей ПВА;
- пуговицы, пустые капсулы «киндер сюрприз», скорлупа от яиц.
Инструменты и приспособления:
- карандаши, фломастеры, краски, ножницы, утюг, шило, стеки, формочки для печенья, колпачки от фломастеров.
Литература
Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел: популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1999.
Горичева В.С., Филлипова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, море и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Любимые детские игры для детей старшего дошкольного возраста/ сост. Г.Н. Гришина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Рукоделие для детей/ сост. М. Калинина, Л. Павловская, В. Савиных. – Мн.: Полымя, 1997.
Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Ярославль: Академия развития, 1998.