Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от 27.08.2021 № 188 | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 27.08.2021 № 159 |
Общеразвивающая программа дополнительного образования «RITMIХ».
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 6 -11 лет
Срок реализации: 1год
| Автор-составитель: Климичева Н.В. педагог дополнительного образования, учитель физической культуры (высшая квалификационная категория) |
Великий Новгород
2021 год
Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка …………………………………………. 3
Раздел 2. Содержание Программы ………………………………………... 6
Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации Программы…………………………………………………………………..16
Раздел 1. Пояснительная записка
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания потребности к регулярным физическим занятиям и сенситивным периодом для профилактики нарушения осанки, плоскостопия. Двигательная активность в этом возрасте играет важную роль для дальнейшего физического и психического развития, необходимое для адаптации младших школьников к новому периоду жизни, такому как обучение в школе.
По данным всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ) заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдают 80% населения страны, причем ВОЗ был сделан вывод, что людей убивает образ жизни - малая двигательная активность. В нашей стране разработаны мероприятия, направленные на решение этой проблемы: введение третьего часа физической культуры, реализация программ дополнительного образования, открытие спортивных комплексов и тренажерных залов, бассейнов и т.д.
В МАОУ « СОШ № 34» созданы условия для реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «RITMIХ» для занятий двигательной активностью детей с младшего школьного возраста с элементами профилактики нарушения осанки и плоскостопия, чтобы дети, закончив начальную школу, имели хорошую мышечную массу спины, ног и рук, которая необходима для дальнейшей успешной учебы в школе.
Данная программа разработана для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, для развитие силы, гибкости, равновесия, для формирования культуры здорового и активного образа жизни, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Программа представляет собой общеразвивающий комплекс учебно-образовательных и игровых занятий, основанных на гимнастических упражнениях с предметами и без них с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающая программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность в основе которой лежит работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия младших школьников.
Цели и задачи Программы.
Цель: укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
Задачи:
-формирование правильной осанки,
-укрепление мышц спины, мышечно-связочного аппарата стоп,
-развитие вестибулярной устойчивости,
- развитие гибкости и силы.
Формы организации: групповые и индивидуальные тренировки
.
Срок реализации: 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Виды занятий: учебно-тренировочная
Методы, используемые при реализации Программы: словесный, наглядный, практический, помощь учителя, взаимопомощь идеомоторный, музыкальный, объяснение, показ, выполнение упражнений учащимися.
Ожидаемые результаты:
личностные | Результаты | способы отслеживания |
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; установка на здоровый образ жизни; проявление дисциплинированности. | |
метапредметные метапредметные результаты | Коммуникатив ные УУД | оказывать помощь при проведении диагностики; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. | |
Познавательные УУД | с помощью педагога выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни»,характеризовать значение оздоровительных занятий. | |
Регулятивные УУД | соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; оценивать правильность выполнения действий, находить ошибки и исправлять их; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности; ориентироваться в современных направлениях фитнеса. | |
предметные | должны знать: Что такое осанка, для чего необходимо иметь привильную осанку, как влияет осанка на здоровье человека. Что такое плоскостопие, как предупредить плоскостопие, как плоскостопие влияет на здоровье человека строение человеческого тела ; должны уметь: измерять показатели физического развития (длина и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, равновесие, гибкость); вести систематические наблюдения за динамикой показателей; выполнять гимнастические и акробатические упражнения с предметами и без них. | |
Раздел 2. Содержание Программы
Учебный план Программы
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
I | «В здоровом теле-здоровый дух». | 3 | 3 | | Блиц-опрос. Тестирование. |
II | Гимнастика | 55 | | 55 | Моральная и физическая готовность подростков к решению новых задач физического развития. |
1 | Упражнения на формирование правильной осанки | 19 | | 19 | Наблюдение и контроль за физическим и психологическим состоянием детей. |
2 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 8 | | 8 | Контроль функционального состояния организма. Анализ общего самочувствия и определение статуса организма |
3 | Упражнения на равновесие | 8 | | 8 | Контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений); Контроль функционального состояния организма |
4 | Упражнения на гибкость | 10 | | 10 | Определение психологической готовности при выполнении танцевальных элементов |
5 | Упражнения на силу | 7 | | 7 | Контроль функционального состояния организма. |
6 | Дыхательные упражнения. | 3 | | 3 | Моральная и физическая готовность детей и подростков к решению новых задач физического развития. |
III | Акробатика | 10 | | 10 | Контроль функционального состояния организма. Анализ общего самочувствия и определение статуса организма Показательные выступления |
| | | | | |
| Всего: | 68 | | 68 | |
Содержание учебного плана
I раздел. « В здоровом теле-здоровый дух. Теория: Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Инструктажи по технике безопасности. Экскурсии.
II раздел. Гимнастика.
Теоретические знания: История гимнастики. Виды гимнастики. Инструктажи по технике безопасности во время выполнения гимнастических упражнений.
Практические умения: Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика, комплексы упражнений с предметами( гимнастические палки, скакалки, мячи, мешочки, обручи), комплексы упражнений на гимнастической стенке, скамейке.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения у опоры, в движении, с предметами гимнастики (скакалками, мячами, обручами, ).
Упражнения на равновесие:Упражнения на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных), на носках, с поворотами, ходьба по перевернутой гимнастической скамейке в движении, с предметами (палками, скакалками мячами, обручами), с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
Упражнения на гибкость:Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте, в различных исходных положениях (стоя, сия, лежа), у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения.
Упражнения на силу: Подтягивание, отжимание, висы, лазания на стенке, канате. Упражнения на гимнастической скамейке.
Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении, упражнения на согласование движений и дыхания, упражнения с задержкой и усилением дыхания, упражнения на развитие носового дыхания, упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание), комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт соединения с природой
Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, частоте сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Самомассаж и взаимомассаж. Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности), показания и противопоказания к применению, гигиенические требования к проведению массажа, приемы массажа, приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя), массаж различных мышечных групп, активные и пассивные приемы массажа.
III раздел: Акробатика:
Теоретические знания: История возникновения акробатики. Техника безопасности во время акробатических упражнений.
Практические умения: Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы усвоения упражнения: отношение к чувству страха как к союзнику.
Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении, упражнения на согласование движений и дыхания, упражнения с задержкой и усилением дыхания, упражнения на развитие носового дыхания, упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание), комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт соединения с природой.
Упражнения на расслабление. Упражнения в различных исходных положениях (лежа, стоя, сидя), в передвижении, активные и пассивные упражнения, локальные и общие, упражнения с партнером.
Контрольные испытания и показательные выступления. Открытые занятия с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Календарный учебный график
№ | Дата | Время проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | групповая | 1 | «В здоровом теле - здоровый дух». Техника безопасности на занятиях. Вводный инструктаж | Сп.зал | анкетирование |
2 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений с малыми мячами. | Сп.зал | Фронтальный -опрос |
3 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений с большими мячами. | Сп.зал | Показ упражнений |
4 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений на гимнастической скамейке. | Сп.зал | Индивидуальный показ |
5 | | | Работа в парах | 1 | « В здоровом теле-здоровый дух» Теория: Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. | Сп.зал | Выставка рисунков |
6 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении, упражнения на согласование движений и дыхания | Сп.зал | Выставка плакатов |
7 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Дыхательные упражнения. упражнения с задержкой и усилением дыхания, упражнения на развитие носового дыхания. | Сп.зал | Фронтальный Показ упражнений |
8 | | | групповая | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Беседа-игра « Костно-мышечная система человека» | Сп.зал | демонстрация |
9 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. История возникновения акробатики. Техника безопасности. Кувырок вперед. | Сп.зал | Демонстрация |
10 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Кувырок вперед-совершенствование. Кувырок назад-техника. | Сп.зал | Показ упражнений |
11 | | | групповая | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. | Сп.зал | Фронтальный –показ упражнений |
12 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу. Лазанье по канату. | Сп.зал | Фронтальный –показ упражнений |
13 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на равновесие:Упражнения на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных), на носках, с поворотами, ходьба по перевернутой гимнастической скамейке в движении, | Сп.зал | Фронтальный –показ упражнений |
14 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Упражнения на равновесие: упражнения в парах. | Сп.зал | Фронтальный –показ упражнений |
15 | | | групповая | 1 | Гимнастика. Упражнения на равновесие: упражнения в группе. | Сп.зал | Фронтальный-опрос |
16 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на равновесие: упражнения с предметами ( мешочками) | Сп.зал | Показ |
17 | | | групповая | 1 | Гимнастика. Упражнения на равновесие: упражнения с предметами. Эстафеты. | Сп.зал | Фронтальный – соблюдение правил игр |
18 | | | индивидуальная | 1 | Акробатика.Дыхательные упражнения. упражнения на развитие носового дыхания. Кувырок вперед, назад. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений с мешочками |
19 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Стойка на лопатках. Дыхательные упражнения. | Сп.зал | индивидуальный |
20 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Гимнастический мост. Дыхательные упражнения. | Сп.зал | индивидуальный |
21 | | | фронтальная | 1 | Акробатика.Упражнения на расслабление. Стойка на лопатках, мост. | Сп.зал | индивидуальный |
22 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Комплекс упражнений с мячами. | | индивидуальный |
23 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Комплекс упражнений с мячами. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
24 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Комплекс упражнений с мешочками | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
25 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Комплекс упражнений с мешочками | библиотека | Текущий-Ответы на вопросы |
26 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Комплекс упражнений с палками. | Сп.зал | письменный |
27 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость: Развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов. | Сп.зал | Фронтальный- соблюдение правил игры |
28 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки со скакалкой | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
29 | | | групповая | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки со скакалкой | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
30 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки со скакалкой | Сп.зал | Конкурс по прыжкам на скакалке |
31 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость на месте, в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) | Сп.зал | Беседа-ответы на вопросы |
32 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость у опоры | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
33 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость в движении. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
34 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на расслабление. Упражнения в различных исходных положениях (лежа, стоя, сидя), в передвижении, активные и пассивные упражнения, локальные и общие, упражнения с партнером. | Сп.зал | соревнование |
35 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Стойка на руках у стены. | Сп.зал | соревнование |
36 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Соединение элементов. | Сп.зал | Соревнование |
37 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Соединение элементов-комбинация. | Сп.зал | соревнование |
38 | | | индивидуальная | 1 | Акробатика. Соединение элементов-комбинация. Контрольные испытания и показательные выступления. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
39 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Наклоны. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
40 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Самомассаж и взаимомассаж. активные и пассивные приемы массажа. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
41 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Шпагат. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
42 | | | индивидуальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Колесо. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
43 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Статические упражнения у опоры. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
44 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Статические упражнения у опоры- закрепление. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
45 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на гибкость. Статические упражнения у опоры-совершенствование | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
46 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу: Подтягивание, отжимание. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
47 | | | индивидуальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу: висы. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
48 | | | индивидуальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу: лазания, перелезания. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
49 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу: лазание по гимнастической стенке. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
50 | | | индивидуальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на силу: лазание по канату. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
51 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика без предметов. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
52 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика с обручем. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
53 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика с палкой. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
54 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика с малыми мячами. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
55 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
56 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Упражнения на формирование правильной осанки: ритмическая гимнастика-совершенствование. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
57 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения у опоры. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
58 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения у опоры- совершенствование. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
59 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения в движении. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
60 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения в движении-закрепление. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
61 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения в движении-совершенствование. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
62 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: комплексы упражнений на гимнастической стенке. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
63 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: комплексы упражнений на гимнастической стенке- закрепление | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
64 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: комплексы упражнений на гимнастической стенке- совершенствование. Самоконтроль. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
65 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени-ходьба по канату и предметам. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
66 | | | фронтальная | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени-ходьба по канату и предметам. Самомассаж | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
67 | | | Работа в парах | 1 | Гимнастика. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени-ходьба по канату и предметам. Взаимомассаж. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
68 | | | фронтальная | 1 | Акробатика. Акробатические комбинации. Дыхательные упражнения. | Сп.зал | Фронтальный-демонстрация упражнений |
Раздел 3. Организационно – педагогические условия реализации Программы физкультурно-оздоровительного направления:
Кадровое обеспечение
Климичева Н.В. педагог дополнительного образования, учитель физической культуры (высшая квалификационная категория)
Повышение квалификации:
Апрель 2018г. ГОАУ ДПО «РИПР» «Педагогическое мастерство» – 72ч
Ноябрь 2019 ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж» дополнительная профессиональная программа (ДПП) «Основы обеспечения информационной безопасности детей» 16ч.
Апрель 2021 ГОАУ ДПО «РИПР» ДПП «Система преподавания физической культуры в условиях обновление я концепции преподавания. Организация и порядок судейства нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО» 32ч
Финансовое обеспечение – финансовые средства родителей
Материально-техническое обеспечение
магнитофон
канат для лазанья
стенка гимнастическая
скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м),
комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
гимнастические коврики
фитболы
мячи: «ежики», набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
палка гимнастическая
скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч детские
ракетки, воланы, теннисные шарики.
Список литературы:
Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.А. Винер. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова.-М.:Просвещение, 2011.
Физическая культура. Программы дляучащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений./авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петров, Л.В. Каверкина.
О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
Детские подвижные игры народов СССР Составители: А.В. Кенеман, под редакцией Т.И. Осокиной М.: Просвещение, 1989.
Комплексная программа физического воспитания, В.И. Лях, А.А. Здаевич, Москва, «Просвещение», 2007 г.
Энциклопедия традиционной молодежной игр Центральной России [Текст] / авт.-сост.: Е.А.Репринцева, И.В. Гороховская, И.П. Ильинская, Р.А. Ляхин, О.Г. Тихомирова. – Курск: Курск.гос.ун-т, 2011. – 263 с.
Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре/ Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова.- М.: Дрофа, 2002.
Интернет-ресурсы
Есипова Наталья Николаевна. Русские народные игры [электронный ресурс] / Н.Н. Есипова. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/19/russkie-narodnye-igry
41