СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Шахматы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Шахматы"»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКО ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»




Рекомендовать к утверждению Утверждаю

Протокол заседания Директор МБУ ДОУ «ДЮЦ»

методического совета Ковригина Т.В. __________


№ ___ от ____________2019 г. _________________2019 г.





Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Шахматы»







Срок реализации- 3 года

Возраст детей – 5-17 лет


Выполнил педагог

дополнительного образования

Калинин А.А.















г. Краснокаменск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

обучающие:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

  • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

  • Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

  • Научить детей работать самостоятельно.

  • Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

  • Повысить уровень спортивной работоспособности.

  • Развивать интеллектуальные способности.

  • Расширить кругозор ребёнка.

  • Развивать творческое мышление.

  • Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности— создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

  • принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Методическое обеспечение программы

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.

  2. При изучении шахматной доски.

  3. При обучении правилам игры.

  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.

В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.

Воспитательная работа

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей образовательной программы «Шахматы». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:

Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включаются физкультминутки.

Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.

Условия реализации программы

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает 138 часов занятий в течение года – по 4 часа в неделю.

Возраст детей

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-17 лет. 

Наполняемость группы — две группы по15 человек.

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Оборудование для занятий

  • кабинет для занятий;

  • шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

  • демонстрационные доски.

  • шахматные часы.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе дети

Знают:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

  • цель игры: мат, пат, ничья;

  • шахматную нотацию;

  • абсолютную и относительную ценность фигур;

  • приёмы и способы матования одинокого короля;

  • историю возникновения шахматной игры;

  • правила игры.

Умеют:

  • записывать шахматную партию;

  • проводить комбинации;

  • владеть техникой матования одинокого короля;

  • решать простейшие задачи;

  • записывать партию до 10-го хода.

  • приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

  • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.

  • сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.









Учебно-тематический план образовательной программы первого года обучения


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

1

-

1

2

Тема 1. Сущность игры в шахматы

2

2

4

3

Тема 2. Ходы шахматных фигур

2

2

4

4

Тема 3. Завершение игры

6

6

12

5

Тема 4 . Основы записи

6

6

12

6

Квалификационный турнир

-

30

30

7

Итоговое занятие

1

1

2

8

Учебно-массовые мероприятия

-

7

7

Итого часов

18

54

72



Содержание образовательной программы

первого года обучения



Задачи первого года обучения

Образовательные:

  • ознакомить с правилами шахматной игры;

  • способствовать освоению ходов фигур, порядка взятия и их ценности;

  • ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и позиций;

  • способствовать пониманию цели шахматной партии;

  • формировать навык самостоятельной работы с шахматной доской.


Развивающие:

  • расширить кругозор учащихся;

  • развивать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;

  • развивать способность к запоминанию простейших позиций;

  • формировать сосредоточенность и внимание.


Воспитательные:

  • воспитывать внимание, терпение и настойчивость (взялся – ходи);

  • воспитывать привычку строго выполнять определенные правила;

  • воспитывать устойчивость к психологическому давлению;

  • воспитывать уважение к противнику;

  • формировать коммуникативные навыки.



Содержание


Введение

Правила поведения в кабинете шахмат.

Сказка о шахматной игре.


Тема 1. Сущность игры в шахматы.

Порядок шахматных ходов.

Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Расположение шахматной доски.

Шахматные фигуры.

Практическая часть:

  • правильная расстановка фигур на доске;

  • передвижение фигур на индивидуальных досках;

  • игры на быстроту расстановки фигур;

  • проговаривание полей доски.


Тема 2. Ходы шахматных фигур.

Как должны выполняться ходы.

Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.

Порядок взятия фигур.

Намеренное касание фигур на шахматной доске.

Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.

Правила выполнения рокировки.

Касание короля и ладьи.


Практическая часть:

  • разыгрывание кусочков позиций;

  • игра на шахматных досках полным комплектом фигур.


Тема 3. Завершение игры.

Возможность завершения игры: проигрыш.

Цель каждого игрока - поставить мат.

Заявление о сдаче.

Возможность завершения игры: ничья.

Присуждение ничьей.

Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция».

Соглашение между двумя партнерами.

Практическая часть:

  • разыгрывание позиций;

  • разыгрывание шахматных партий;

  • разбор ошибок противника.


Тема 4 .Основы записи.

Необходимость записи.

Стандартные обозначения. Название фигур.

Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.

Диаграмма.

Порядок записи ходов.

Полная и краткая нотация.

Практическая часть:

  • разыгрывание шахматных партий с записью;

  • участие в квалификационном турнире безразрядников;

  • разбор ошибок противника.


Квалификационный турнир безразрядников.

Практическая часть:

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.


Итоговое занятие.

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

  • подведение итогов турнира безразрядников.



Учебно-массовые мероприятия

Участие в городских и выездных соревнованиях.


Ожидаемые результаты первого года обучения

К концу первого года обучения учащиеся способны выполнить пятый разряд по шахматам, должны

знать:

  • правила шахматной игры;

  • шахматную нотацию;

  • цель шахматной партии;

  • порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;

  • поля шахматной доски.

уметь:

  • разыграть партию с противником;

  • расставлять позиции на шахматной доске;

  • нападать и съедать фигуры противника;

  • довести партию до логического окончания;

  • ставить простые маты;

  • использовать правило «взялся - ходи»;

  • самостоятельно работать с шахматной доской.

быть:

  • внимательным при разыгрывании партии;

  • целенаправленным - стремиться довести партию до победы;

  • сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;

  • настойчивым при стремлении к поставленной цели;

  • выдержанным и дружелюбным во время игры.





Учебно-тематический план Образовательной Программы

второго года обучения


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

3

-

3

Тема 1. Шахматные часы

9

9

18

Тема 2. Как правильно начинать партию

4

4

8

Тема 3. Турнирные правила

5

5

10

Тема 4. Реализация большого материального перевеса

5

5

10

Тема 5. Простейшие тактические приемы

9

9

18

Квалификационный турнир

-

63

63

Итоговое занятие

1

1

2

9.

Учебно-массовые мероприятия

-

12

12

Итого часов

36

108

144

Содержание Образовательной Программы

второго года обучения


Задачи второго года обучения

Образовательные:

  • ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

  • ознакомить с работой шахматных часов;

  • дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;

  • дать представление о турнирных правилах;

  • создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;

  • дать представление о простейших тактических приемах;

  • формировать навыки нападения и защиты.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат;

  • развить способность ориентироваться во времени;

  • развивать способность понимать красоту человеческой мысли;

  • развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.

Воспитательные:

  • развивать усидчивость и внимательность во время игры;

  • воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

  • воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока.



Содержание


Введение.

Правильное выполнение ходов.

Правила шахматной игры

Завершение игры – проигрыш, ничья.

Учёт результатов.


Тема 1. Шахматные часы.

Устройство «Шахматных часов», «Флажок».

Время, отведенное игроку на партию.

Показания часов и результат партии.

Связь показаний часов с результатом в партии. Минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени.

«Падение флажка». Регистрация падения флага и правильное заявление об этом действии.

Возможности ничейных результатов.

Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии.

Обращение за помощью к арбитру. Обоснованное обращение. Наказание игрока.

«Превращение» пешки, требование фигур.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 2. Как правильно начинать партию.

Мат в начале партии.

Темп, потеря темпа.

Борьба с ранним выводом ферзя.

Ловушки.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций;

  • разбор коротких партий-ловушек.



Тема 3. Турнирные правила.

Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в алгебраической нотации.

Шахматные бланки.

Регламент ответа на ход партнера.

Правила предложения ничьей. Соблюдение определенных требований.

Отклонение предложения ничьей.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 4. Реализация большого материального перевеса.

Защита. Нападение.

Размен. Ценность фигур.

Линейный мат.

Мат ладьей.

Мат ферзем.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 5. Простейшие тактические приемы.

Двойной удар. /1ч./

Двойной удар. /2ч./

Связка. Виды связок.

Использование связки.

Как бороться со связкой.

Отрытое нападение.

Открытый шах.

Двойной шах.

Мат на последней линии.

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.



Квалификационный турнир.

Практическая часть:

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.


Итоговое занятие.

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

  • подведение итогов турнира пятого разряда.


Учебно-массовые мероприятия

Участие в городских и выездных соревнованиях.


Ожидаемые результаты второго года обучения

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

  • законы развития фигур в начале партии;

  • об игре с шахматными часами о времени;

  • о времени, отведённом на партию;

  • о правильном использовании отведённого времени;

  • значение материального преимущества;

  • простейшие тактические приёмы;

уметь:

  • правильно вести диалог с арбитром;

  • полностью записывать шахматную партию;

  • грамотно откладывать или заканчивать партию;

  • фиксировать падение «флажка» и результат партии;

  • правильно предлагать ничью;

быть:

  • внимательным, любознательным;

  • справедливым при общении с соперником;

  • выдержанным, психологически устойчивым во время партии.



Учебно-тематический план

образовательной программы

третьего года обучения


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение.

3

-

3

Тема 1. Специфические нарушения в процессе игры.

8

16

24

Тема 2. Электронные часы.

4

8

12

Тема 3. Игра с различным контролем времени.

3

6

9

Тема 4. Тактические приёмы.

6

12

18

Тема 5. Элементарный эндшпиль.

11

22

33

Итоговое занятие.

1

1

2

Квалификационный турнир.

-

91

91

Учебно-массовые мероприятия.

-

24

24

Итого часов

36

180

216

содержание образовательной программы

третьего года обучения


Задачи третьего года обучения

Образовательные:

  • способствовать углублению знаний о специфических турнирных ситуациях;

  • расширить понимание о возможности использования ошибок противника;

  • обучить игре с электронными часами;

  • способствовать закреплению знаний о тактических приемах;

  • ознакомить с методами использования связки;

  • ознакомить с методами борьбы со связками;

  • ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;

  • ознакомить с методами использования небольшого материального перевеса;

  • ознакомить с законами элементарного эндшпиля.

Развивающие:

    • формировать и развивать логическое мышление;

    • развивать и тренировать логическую память;

    • развивать потребность в интеллектуальном творчестве;

    • развить способность совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на два-три хода);

    • развивать способность предполагать ответный ход противника.

Воспитательные:

    • развивать усидчивость и внимательность во время игры;

    • воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

    • воспитывать у детей навыки работы в коллективе;

    • развивать понимание престижа шахматной игры;

    • развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.


Содержание


Введение.

Механические часы, их установка и функции.

Правила поведения в турнире.

Обращения к арбитру.

Специфические нарушения в процессе игры.


Тема 1. Специфические нарушения в процессе игры.

Невозможный ход и его регистрация.

Возврат к позиции. Продолжение игры с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Наказание за невозможный ход.

Первые два невозможных хода. Дополнительное время.

Третий невозможный ход того же самого игрока. Показания часов. Перевод и остановка часов без хода.

Завершение партии с классическим контролем времени.

Быстрая игра до конца партии. Возможности прекращения записи партий. Заключительный период игры с ограничением времени. Пять, десять минут до конца партии.

Правило менее двух минут. Требование ничьей. Остановка часов.

Обращение к арбитру. Последствия нарушения правил обращения к арбитру. Игра на «время».


Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 2. Электронные часы.

Общие понятия.

Особенности игры с электронными часами.

Различные контроли времени. Режимы игры с добавлением времени на каждый ход.

Особенности записи партии при игре с электронными часами Обращение к арбитру.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 3. Игра с различным контролем времени.

Специфика игры в быстрые шахматы.

Специфика игры в блиц с механическими часами.

Специфика игры в блиц с электронными часами.

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 4. Тактические приёмы.

Связка.

Использование недостатков связанных фигур.

Как создать связку.

Как бороться со связкой.

Использование связки для атаки на позицию рокировки.

Использование большего материального перевеса в конце партии.

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Тема 5. Элементарный эндшпиль.

Переход в простые позиции.

Правило квадрата.

Король с пешкой против короля.

Король с крайней пешкой против короля.

Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях.

Отдаленная проходная.

Защищенная проходная.

Ферзь против пешки.

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

Элементарные ладейные окончания.


Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.


Квалификационный турнир.

Практическая часть:

  • проведение турниров;

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.



Итоговое занятие.

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

  • подведение итогов турнира четвёртого разряда.



Учебно-массовые мероприятия

Участие в городских и выездных соревнованиях.


Ожидаемые результаты третьего года обучения

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

знать:

  • все возможные специфические нарушения противника в процессе игры;

  • все об игре с электронными часами;

  • правила добавления (уменьшения) времени игры;

  • правила обращения к арбитру и последствия нарушения этих правил;

  • методы борьбы со связками;

  • методы использования небольшого материального перевеса;

  • законы элементарного эндшпиля.

уметь:

  • использовать временные ошибки противника;

  • регистрировать «невозможный» ход;

  • правильно рассчитывать время в шахматной партии;

  • правильно завершить партию;

  • отслеживать турнирные результаты;

  • использовать небольшой материальный перевес;

  • совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);

  • предполагать вероятный ответный план противника.

быть:

  • настойчивым в отстаивании прав игрока;

  • сосредоточенным во время игры;

  • уважительным по отношению к сопернику;

  • предусмотрительным во время ведения шахматной игры.



Список литературы




Для детей:

  1. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.

  2. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.

  3. Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
  4. Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.

  5. Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
  6. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.

  7. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2001.
  8. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  9. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  10. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  11. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.


Для педагогов:
  1. Дворецкий,М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.

  2. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.

  3. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.

  4. Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
  5. Калиниченко,Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
  6. Карпов,А. Учитесь шахмата. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.

  7. Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
  8. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.

  9. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001.
  10. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  11. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  12. Костьев,А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.

  13. Нейштадт,Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 1979.
  14. Нимцович,А. Моя система – М.: ФиС, 1974.

  15. Панов,В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
  16. Пожарский,В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
  17. Попова,М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2002.
  18. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  19. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.


























- 15 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!