Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спортивно-оздоровительной напрвления
«Подвижные игры»
Уровень общеобразовательный
общеобразовательный, профильный, углубленный
Хамзина Алия Зуфаровна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 2 А, Б, В, Г, Д
2019-2020 учебный год
Количество часов:
всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Сургут, 2019 г.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА вида внеурочной деятельности
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА вида внеурочной деятельности В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 класс - 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ вида внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
распределение программного материала
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 11 |
2 | Эстафеты | 6 |
3 | Игры народов России | 17 |
| итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование вида внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Русская народная игра «Краски» | 1 |
2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 |
3 | Русская народная игра «Ляпка» | 1 |
4 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 |
5 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 |
6 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 |
7 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 |
8 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 |
9 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 |
10 | Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | 1 |
11 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 |
12 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 |
13 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 |
14 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 |
15 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 |
16 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 |
17 | Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 |
18 | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 |
19 | Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
20 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 |
21 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 |
22 | Эстафета по кругу | 1 |
23 | Эстафета с обручем | 1 |
24 | Эстафета с мячом | 1 |
25 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 |
26 | Эстафета «Встречная» | 1 |
27 | Русская народная игра «Салки» | 1 |
28 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 |
29 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
30 | Русская народная игра «Фанты» | 1 |
31 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 |
32 | Русская народная игра «Волк» | 1 |
33 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 |
34 | Русская народная игра «Горелки» | 1 |