СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Огнеборцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Огнеборцы", социально-пелдагогической направленности, может использоваться в профориентационной работе, так и в качестве отдельного курса дополнительного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Огнеборцы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа № 1»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

классных руководителей

Протокол № 5

От «___» _____2018 года

_________Н.Е. Ядрышникова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ВР

_________С.Н. Суховеркова

«___»______2018 год




Утверждаю:

Директора МБОУ «МСОШ № 1»

________________А.С. Фетисов

«____» _________20187 год





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности


Дружина юных пожарных «Огнеборцы»


Возраст обучающихся: 11-14 лет


Срок реализации: 3 года





Разработчик:

Краскова Татьяна Сергеевна

педагог дополнительного образования















с. Майма, 2018 г.



    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дружина юных пожарных «Огнеборцы» («ДЮП «Огнеборцы») помогает детям и подросткам найти своё место в будущей взрослой жизни, раскрыть свой творческий потенциал, лидерские задатки, выбор профессии. Среди помощников пожарных важное место занимают дружины юных пожарных. В дружине ребята знакомятся с техническим оснащением огнеборцев, отрабатывают навыки пожаротушения, участвуют в соревнованиях по профессиональному спорту пожарных, ведут разъяснительную работу среди малышей и своих ровесников. Быть юным пожарным – значит всегда быть готовым прийти на помощь, спасти людей, принимать участие в улучшении окружающей жизни.


Направленность программы - социально-педагогическая.


Актуальность программы: Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете - это пожарный. Без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, ни один населенный пункт. Не допускать возникновение пожаров, встречать любой пожар во всеоружии - обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского гражданина.

В Республике Алтай ежегодно происходит около 2000 пожаров. Основная причина гибели и травматизма – неосторожное обращение с огнём. Анализ других причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности, а также по причине детской шалости. Именно поэтому важно начать изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку детей по безопасности жизнедеятельности при пожарах.

Среди помощников пожарных важное место занимают дружины юных пожарных. В дружине ребята знакомятся с техническим оснащением огнеборцев, отрабатывают навыки пожаротушения, участвуют в соревнованиях по профессиональному спорту пожарных, ведут разъяснительную работу среди малышей и своих ровесников. Быть юным пожарным – значит всегда быть готовым прийти на помощь, спасти людей, принимать участие в улучшении окружающей жизни.

Данная программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:

Федеральные правовые акты:

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

• Приказ Минобрнауки РФ от 26.06.2012 №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования».

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с «СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008)

• СанПИН 24.43172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г.)

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России о 18.11.2015 г. № 09 3242).


Своевременность. Изменения, происходящие в обществе, существенно повлияли, прежде всего, на функции объединений детей и подростков направленных на проявление своей гражданской активности. Один из видов самоорганизованных групп такого характера – дружины юных пожарных. Результат работы – гражданское, духовно-нравственное развитие личности юного гражданина, его творческих качеств, помощь детям и подросткам в решении проблем саморазвития, самореализации, социализации.


Отличительные особенности программы заключаются, во-первых, в соединении начального профессионального компонента с компонентами развития личности и социализации обучающихся, что в дальнейшем помогает обучающимся быть активными гражданами своей страны. Во-вторых, программа знакомит обучающихся с основами профессии «спасатель», что оказывает положительную профориентационную подготовку обучающихся.


Адресат программы это обучающиеся среднего звена (12-14 лет), желающих познакомиться с профессией «спасатель». Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.


Объем и срок освоения программы. Срок реализации определяется содержанием и прогнозируемым результатом программы – 3 года. Данная программа рассчитана на 72 часа в год, где занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Всего часов - 216 часов.


Формы обучения. Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. Основная форма обучения - очная.


Особенность организации образовательного процесса заключается в работе сформированных групп разновозрастных категорий являющихся основным составом объединения, состав группы постоянный.


Режим занятий Занятия проводятся регулярно с периодичностью 1 раз в неделю по 2 академических часа. Всего за учебный год - 72 часа.


1.2. Цель и задачи программы


Цель - создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли вожатого, организатора досуга детского коллектива.


Личностные задачи: совершенствование организаторских способностей и лидерских качеств обучающихся, формирование активной жизненной позиции в обществе и ВДК, привитие навыков здорового образа жизни. Личностными результатами является формирование следующих умений:

· в различных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;

· давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

· выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


Метапредметные задачи: Получение знаний и развитие компетенций, необходимых для работы в качестве вожатых, организатора досуга детского коллектива. Метапредметными результатами подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

· учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;

· учиться работать по предложенному учителем плану;

· учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

· учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

· учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

Коммуникативные УУД:

· учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,

уважать иную точку зрения;

· учиться оформлять свои мысли в устной форме;

· строить понятные для партнера высказывания;

· уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения по деятельности;

· совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

· сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

· учиться выполнять различные роли при совместной работе.


Предметные задачи: Получение знаний и развитие компетенций, необходимых для работы в качестве спасателя. Предметными результатами подготовки является формирование следующих умений.

Сформированность эмоциональной отзывчивости в коллективе, умение передавать полученные знания при формировании ВДК, умение передавать игровые образы, используя проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах игровой деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

· становления эстетического отношения к окружающему миру;

· формированию элементарных представлений о профессии «спасатель»;

· реализации самостоятельной творческой деятельности.


1.3. Содержание программы.


Учебный план первого года обучения


Темы занятий


Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

4

2

2

Рефлексия

2

Тренинги по ПБ.

2


2

Практическое занятие

3

Что такое огонь? Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг.

2

1

1

Рефлексия

4

Отчего происходят пожары?

2

1

1

Рефлексия

5

Экскурсии в пожарные части города.

4


4

Экскурсия

6

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

4

2

2

Рефлексия

7

Пропаганда и массово–разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

4

2

2

Рефлексия

8

Творчество на противопожарную тематику.

4


4

Агитбригада

9

Пожарная техника.

4

2

2

Рефлексия

10

Пожарные старты.

4


4

Рефлексия

11

Один дома.

2

2


Рефлексия

12

Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

2

2


Рефлексия

13

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

12

4

8

Рефлексия

14

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

14

8

6

Рефлексия

15

Декадник обучения мерам пожарной безопасности.

2


2

Рефлексия

Итого:

72

36

40





Содержание учебного плана первого года обучения


Тема 1. ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

Вводное занятие. Общие положения о ДЮП, основные направления работы, структура и организация тех. Обеспечения ДЮП.

Практические занятия: Планирование работы дружины на учебный год. Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ДЮП

Тема 2. Тренинги по ПБ.

Практические занятия: Тренинги знакомства для выявления лидеров и сплочения коллектива.

Тема 3. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.

Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Опустошительная сила атомного огня.

Практические занятия: Конкурс рисунков «Огонь- друг и враг человека».

Тема 4. Отчего происходят пожары.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

Практические занятия: оформление стенда «Причины пожара».

Тема 5. Экскурсии в пожарные части города.

Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть.

Тема 6. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практические занятия: Проверка состояния средств пожаротушения в образовательном учреждении. Посещение мероприятия в культурно-зрелищном учреждении.

Тема 7. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток на противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная ёлка»

Тема 8. Творчество на противопожарную тематику.

Практические занятия: Выполнение творческой работы (в произвольной форме: декоративно-прикладное, изобразительное) на противопожарную тему для закрепления приобретённых знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного.

Тема 9. Пожарная техника.

Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования автомобилей на пожаре.

Практические занятия: Техническое моделирование пожарной машины из различных материалов.

Тема 10. Пожарные старты.

Практические занятия:

Проведение «пожарных» стартов в ДЮП и в других классах.

Тема 11. Один дома.

Правила безопасного поведения детей дома.

Тема 12. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Тема 13. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 14. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 15. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).


Учебный план второго года обучения


Темы занятий

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

История пожарной охраны России.

2

2


Рефлексия

2

Петарды – еще не война, но уже – не игрушка.

4

2

2

Рефлексия

3

Компьютерный рисунок.

4


4

Рефлексия

4

Правила эвакуации.

2

2


Рефлексия

5

Опасность пожара для жизни и здор

вья людей.

10

6

4

Рефлексия

6

Первичные средства пожаротушения.

4

2

2

Рефлексия

7

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

4


4

Рефлексия

8

Сигарета - яд и пожар.

4

2

2

Рефлексия

9

Первая медицинская помощь.

2

1

1

Рефлексия

10

Охрана лесов от пожаров.

2

1

1

Рефлексия

11

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

14

4

10

Рефлексия

12

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

16

8

8

Рефлексия

13

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

4


4

Рефлексия

Итого:

72

30

42



Содержание учебного плана второго года обучения


Тема 1. История пожарной охраны России.

Теория: Пожарная охрана – её цели и возможности, основные направления деятельности. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном. Развитие пожарной охраны при Петре 1, Екатерине 2. Сколько раз горела Москва? Историческая справка о пожарном деле на Руси. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Справка о советской пожарной охране, ее боевые традиции. Советские пожарные в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы мирного строительства. Правительственные награды.


Тема 2. Петарды – еще не война, но уже – не игрушка.

Теория: Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему «Петарды – еще не война, но уже не игрушка».

Практические занятия: Выпуск стенгазеты «Петарды – еще не война, но уже не игрушка».


Тема 3. Компьютерный рисунок.

Практические занятия: Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

Тема 4. Правила эвакуации.

Теория: Правила эвакуации из помещений различного уровня.

Тема 5. Опасность пожара для жизни и здоровья людей.

Горючие вещества и материалы. Лесные и торфяные пожары. Меры безопасности во время грозы.

Практические занятия: Викторина « Человеку друг огонь, зря его не тронь». Операция « Микрорайон» выпуск и распространение листовок.

Тема 6. Первичные средства тушения пожаров.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Практические занятия: Знакомство с огнетушителями в образовательном учреждении и в пожарной части.

Тема 7. Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

Алгоритм действий пожарных. Проведение игры среди членов ДЮП и первоклассников.

Тема 8. Сигарета - яд и пожар.

Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде курения.

Тема 9. Первая медицинская помощь.

Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь при переломах, ушибах.

Практические занятия: Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.

Тема 10. Охрана лесов от пожаров.

Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика пожаров в лесных массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров. Зеленый патруль — друг леса.

Практические занятия: поход на природу, правила разжигания костра и ухода за ним.

Тема 11. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 13. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).


Учебный план третьего года обучения

Темы занятий

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы Пожарной охраны.

2

2


Рефлексия

2

Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.

2

2


Рефлексия

3

Горит огнями новогодняя ёлка.

4


4

Рефлексия

4

Экскурсии в пожарные части города.

4


4

Рефлексия

5

Сочинение сказок на новый лад.

4


4

Рефлексия

6

Первая медицинская помощь.

2

1

1

Рефлексия

7

Знаки пожарной безопасности.

6

2

4

Рефлексия

8

Пропаганда и массово–разъяснительная работа в ДОУ.

4


4

Рефлексия

9

Составление презентаций по ПБ.

8

2

6

Рефлексия

10

Противопожарный режим в жилых помещениях.

4

2

2

Рефлексия

11

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

14

4

10

Рефлексия

12

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

16

8

8

Рефлексия

13

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

2


2

Рефлексия

Итого:

72

23

49



Содержание учебного плана третьего года обучения


Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы пожарной охраны.

Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу”, “ За спасение”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Профессии людей в пожарной охране.

Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР. Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность виновников пожара. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.

Тема 2. Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.

Знание правил может помочь разумно действовать не только при пожаре в помещении, но и в транспортных средствах.

Тема 3. Горит огнями новогодняя ёлка.

Тема 4. Экскурсии в пожарные части города и области.

Тема 5. Сочинение сказок на новый лад.

«Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Теремок» и другие.

Тема 6. Первая медицинская помощь.

Первая помощь при ожогах, тепловых ударах, обморожении, поражении электрическим током.

Практические занятия: Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших.

Тема 7. Знаки пожарной безопасности.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

Практические занятия: Творческая работа. Изготовление знаков. Конкурс рисунков, кроссвордов, стихотворений о знаках пожарной безопасности.

Тема 8. Пропаганда и массово–разъяснительная работа в ДОУ.

Подготовка к проведению викторины, конкурсу загадок, агитбригады или сказки, пожарных стартов в ДОУ.

Практические занятия: Проведение мероприятия по ПБ в ДОУ.

Тема 9. Составление презентаций по ПБ.

Правила составления презентации.

Практические занятия: Непотушенный костер – причина лесного пожара.

Тема 10. Противопожарный режим в жилых помещениях.

Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Основные противопожарные требования к жилым помещениям. Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные нарушения ППБ.

Практические занятия: изготовление листовок и распространение их среди жильцов домов по месту жительства.

Тема 11. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 13. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

Практическая работа с обучающимися.


1.4. Планируемые результаты.

В результате прохождения программы учащиеся первого года обучения должны знать:

  • правила пожарной безопасности в кабинете, в здании образовательной организации;

  • правила пожарной безопасности на природе;

  • правила работы с огнетушителями разных видов;

  • строение и освоенности огнетушителей.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с огнетушителями;

  • составлять план эвакуации.


В результате прохождения программы учащиеся второго года обучения должны знать:

  • технику одевания «боёвки»;

  • технику работы с рукавами и стволом;

  • знать знаки пожарной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • надевать «боёвку»;

  • работать с рукавами.


Учащиеся должны знать:

  • правила пожарной безопасности;

  • правила пожарной безопасности на природе;

  • правила работы с огнетушителями разных видов;

  • строение и освоенности огнетушителей.

В результате прохождения программы учащиеся третьего года обучения должны уметь:

  • уметь различать знаки пожарной безопасности;

  • уметь одевать «боёвку» за минимальное время;

  • уметь работать в команде при прохождении пожарно-прикладной дистанции;

  • активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с выступление агитбригады, или другого вида деятельности, направленного на противопожарную тематику.

.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).


Календарный учебный график группы 1 года обучения на 2018-2019 учебный год


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

19

1200-1400

Беседа, игра

2

История пожарной охраны России.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

2

Сентябрь

26

1200-1400

Беседа, тренинг

2

История пожарной охраны России.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

3

Октябрь

3

1200-1400

Тренинг

2

История пожарной охраны России.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

4

Октябрь

10

1200-1400

Тренинг

2

Петарды – еще не война, но уже – не игрушка

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

6

Октябрь

17

1200-1400

Тренинг

2

Петарды – еще не война, но уже – не игрушка

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

7

Октябрь

24

1200-1400

Тренинг

2

Правила эвакуации

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

8

Октябрь

31

1200-1400

Тренинг, мастер-класс

2

Правила эвакуации

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

9

Ноябрь

7

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Правила эвакуации.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

10

Ноябрь

14

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Опасность пожара для жизни и здоровья людей.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

11

Ноябрь

28

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Первичные средства пожаротушения.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

12

Декабрь

5

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Первичные средства пожаротушения.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

13

Декабрь

12

1200-1400

Практическое занятие

2

Первичные средства пожаротушения.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

14

Декабрь

19

1200-1400

Практическое занятие

2

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

15

Декабрь

14

1200-1400

Практическое занятие, беседа

2

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

16

Декабрь

26

1200-1400

Практическое занятие

2

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

17

Январь

9

1200-1400

Практическое занятие

2

Сигарета - яд и пожар.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

18

Январь

16

1200-1400

Практическое занятие

2

Сигарета - яд и пожар.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

19

Январь

23

1200-1400

Практическое занятие

2

Первая медицинская помощь.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия

20

Январь

30

1200-1400

Практическое занятие

2

Первая медицинская помощь.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия, написание сценария

21

Февраль

6

1200-1400

Практическое занятие

2

Первая медицинская помощь.

МБОУ «МСОШ № 1»

Рефлексия, написание сценария

22

Февраль

13

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Первая медицинская помощь.

МБОУ «МСОШ № 1»

Создание поделки

23

Февраль

20

1200-1400

Беседа, практическое занятие

2

Первая медицинская помощь.

МБОУ «МСОШ № 1»

Создание поделки

24

Февраль

27

1200-1400

Беседа, выставка

2

Охрана лесов от пожаров

МБОУ «МСОШ № 1»

Выставка

25

Март

6

1200-1400

КТД, практическое занятие

2

Охрана лесов от пожаров

МБОУ «МСОШ № 1»

Организация КТД

26

Март

13

1200-1400

Практическое занятие

2

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

МБОУ «МСОШ № 1»

Организация и проведение конкурса

27

Март

20

1200-1400

Практическое занятие

2

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

МБОУ «МСОШ № 1»

Организация и проведение конкурса

28

Март

27

1200-1400

Практическое занятие

2

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

МБОУ «МСОШ № 1»

Организация и проведение конкурса

29

Апрель

3

1200-1400

Практическое занятие

2

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

МБОУ «МСОШ № 1»

Организация и проведение конкурса

30

Апрель

10

1200-1400

Практическое занятие

2

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году

МБОУ «МСОШ № 1»


31

Апрель

17

1200-1400

Практическое занятие

Беседа

2

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году

МБОУ «МСОШ № 1»

Закрытие конкурса, подготовка к поездке

32

Апрель

24

1200-1400

Выездное мероприятие

2

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году

ЦДТ Красногорского района

С. Красногорское

33

Май

8

1200-1400

Выездное мероприятие

2

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году

МБОУ «МСОШ № 1»

Проведение мероприятия

34

Май

15

1200-1400

Выездное мероприятие

2

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

МБОУ «МСОШ № 1»

Проведение мероприятия

35

Май

22

1200-1400

Работа над проектом

2

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

МБОУ «МСОШ № 1»

Создание проекта

36

Май

29

1200-1400

Работа над проектом

2

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

МБОУ «МСОШ № 1»

Создание проекта






2.2. Условия реализации программы


Материально – техническое обеспечение соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной и электробезопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников, позволяет осуществлять образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности, полноценное и всестороннее развитие детей. Материально-техническое оснащение в Учреждении направлено на предоставление возможности каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.

Кабинет для занятий светлый и просторный. Необходимое оборудование: подвесная доска для мела или магнитная доска для маркеров, стенды и полки для размещения литературы и раздаточных материалов, парты и стулья. Для посещения занятий и выполнения работ, каждый ребенок должен иметь: тетрадь, ручку, для мастер классов необходимый материал (ножницы, краски, клей, цветную бумаг и т.д.). Возможность посещения актового зала для тренировок. Компьютер и выход в Internet.

Так же необходимо иметь возможность работы с музыкальной аппаратурой, сценой, для отработки сценического поведения при организации агитбригад на противопожарную тему.


Перечень оборудования: парты и стулья, проектор и экран, ноутбук или компьютер, принтер, бумага белая и цветная для принтере, музыкальная аппаратура, микрофоны, магнитная доска, настольные игры, мяч волейбольный, мяч футбольный, мягкие резиновые мячи, обручи, скакалки, др. игры, «боёвка», первичные средства пожаротушения.


Информационное обеспечение: используется учебно-методичнекая литература МБУ ДО «МРЦТ им. В.Г. Софронова», ресурсы электронных библиотек (http://window.edu.ru/,http://pedagogic.ru/books/ ), информационных сайтов (http://fcior.edu.ru/, http://psy.1september.ru/, http://kladraz.ru/, https://miroslava-folk.ru/, https://summercamp.ru ), и т.д..


Кадровое обеспечение: для реализации программы необходимо работа педагога-организатора, педагога-психолога.

2.3. Формы аттестации


Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода обучения. Обычно проверка знаний осуществляется в форме беседы и выполнения практических работ, в результате которых выявляется уровень знания теории.

В течение учебного года обучающиеся получают творческие задания. Тематика их разработана таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность попробовать свои силы в различных жанрах.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В конце года составляется своеобразный рейтинг каждого учащегося: сколько им подготовлено материалов; количество участий в мероприятиях различного рода, подготовка и организация мероприятий, праздников, школы актива и т. п. Подобная практика создает в коллективе здоровую конкуренцию и стимулирует весь коллектив к достижению новых вершин в творчестве.

Формы аттестации разрабатываются и обосновывают определение результативности освоения программы, отражают цели и задачи программы.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов творческого объединения ведётся в виде портфолио дружины.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации, организация утренников, мероприятий, составление индивидуального портфолио достижений, участие в республиканских конкурсах.


2.4. Методические материалы


Методическое обеспечение образовательного процесса направлено на раскрытие творческого потенциала обучающихся, повышение их профессиональной компетентности, качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения программы дополнительного образования. Система организации методической помощи обучающимся, созданная в «ДЮП «Огнеборцы», направлена на создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития личности каждого обучающегося, обеспечение доступности качественного образования разным категориям детей.

Особенности организации образовательного процесса – очное обучение.


Методы обучения:

- Для реализации программы используются различные педагогические технологии, методы обучения, формы организации и проведения занятий.


п\п

Разделы, темы

Применяемые педагогические технологии

Формы проведения занятий

Формы организации занятий

Методы обучения

Формы подведения итогов

11

Вводное занятие

Развивающего обучения

Теоретическая

Линейная, фронтальная, групповая

Словесный (беседа, рассказ)


22

Психологический тренинг

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Практическая

Параллельная/линейная. Групповая, индивидуальная, практическая.

Инструктивно-продуктивный метод, дозированная помощь педагога, наглядный, словесный

Рефлексия

33

Организация мероприятия

Развивающие обучение

Практическая

Параллельная/линейная. Групповая, индивидуальная, практическая.

Инструктивно-продуктивный метод, дозированная помощь педагога, наглядный, словесный

Проведение мероприятий, организация мероприятия

44

Мастер класс

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Практическая

Параллельная/линейная. Групповая, индивидуальная, практическая.

Инструктивно-продуктивный метод, дозированная помощь педагога, наглядный, словесный, мастер класс


55

Написание сценария агитбригады

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Практическая

Параллельная/линейная. Групповая, индивидуальная, практическая.

Инструктивно-продуктивный метод, дозированная помощь педагога, наглядный, словесный

Создание и разработка тематического сценария

66

Написание социального проекта и его реализация

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Практическая, теоритическая

Параллельная/линейная. Групповая, индивидуальная, практическая, самостоятельная

Инструктивно-продуктивный метод, метод проектов, мозговой штурм, метод 7 шляп, дозированная помощь педагога, наглядный, словесный

Реализация социального проекта

77

Выставки, экскурсия, круглый стол.

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Практическая

Коллективная, фронтальная, линейная

КТД, самостоятельная работа


98

Итоговое занятие

Развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие


Теоретическая/ Практическая

Индивидуальная

Самостоятельная работа, защита проекта, самопрезентация



Формы организации образовательного процесса: основная форма – групповая, редко применяется индивидуально-групповая форма. Индивидуально-групповая применяется во время составления обучающимися проектов деятельности.


Формы организации учебного занятия: очень разнообразны в связи с различными поставленными целями и задачами каждого занятия, основными формами можно назвать – практические занятия, игра, тренинг, конкурс, мастер-класс, защита проектов. Активно используются и другие формы (акция, беседа, праздник, поход и т.д.)


Педагогические технологии которые используются это технология игровой деятельности, технология коллективно творческой деятельности, технология творческих мастерских, технология портфолио, здоровьесберегющая технология, тренинговая работа и коучинг, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология проектноной деятельности. Приложение № 1.)







2.5.Список литературы


Основная литература

  1. Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. - № 11

  2. Пиль А. Пожарные. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001 (Все обо всем)

  3. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности, для дошкольников. / И.В. Кононова. – М.: Айрис-пресс, 2006.М.

  4. Дубровская Е.Н. Огонь – он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев по профилактике пожарной безопасности. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодёжи», 2004.

  5. Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург 2007.

  6. Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург 2006.

  7. Правила. Инструкции. Нормы пожарной безопасности РФ: сб. нормат. док., действующих в обл. пожарной безопасности (с изм. От 13 мая 2007 года). – 9-е изд. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.

  8. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В Павлова., Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.

  10. Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём. Калан 2007.

  11. Кривицкая А. М. У кого на кухне газ. – Издательство: «Калан» 2006.

  12. Сибирев В.П. 01 – пароль отважных. - Издательство: ООО « Калан-Форт», 2005.

  13. Противопожарная защита объектов с массовым пребыванием людей. Екатеринбург 2004.

  14. Ковалёва Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалёва – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

  15. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  16. Методические материалы по обучению детей правилам пожарной безопасности / сост. Е.П. Малышева, Т.А. Клепинина, И.Н. Громовая, Н.П. Зайцева. – Санкт-Петербург, 2000.

  17. Сборник методических разработок для проведения профилактической работы по противопожарной безопасности с учащимися младшего школьного возраста. – Каменск-Уральский, 2003.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!