СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас" имеет общенаучную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас"»



Пояснительная записка

Дополнительная программа «Мир вокруг нас» имеет общенаучную направленность. В связи с возрастанием роли воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы. Структура программы «Мир вокруг нас» позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности обучающихся. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.

При освоении данного курса, школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями как: «географическое положение», «природные условия», «климат», «районирование», «регионы», «население», «хозяйство», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», «геополитика», «глобализация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.

В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:

  • интереса к географии и смежным наукам;

  • умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

  • творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.


Актуальность содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что обучающиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.


Новизна. Комплексный подход в контексте «с чего начинается Родина?! », обеспечивает интенсивное встраивание учащегося в учебный процесс за счет работы на опережение и формирование у него мозаичных, а не калейдоскопических знаний.


Направленность. Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления МКОУ «СШ № 27 открытого типа» и способствует формированию универсальных учебных действий для 6-9 классов и соответствует требованиям ФГОС.


Практическая значимость данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.


Связь с другими предметами: программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др.). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.


Вид программы: модифицированная


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю (2 академических часа). Всего на каждый год - 74часа. Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.

Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.


Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.

  2. Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.

  3. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.

  4. Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.

  5. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)

  2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах

  3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы

  4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.


Формы занятий:

  • теоретические занятия, экскурсии,

  • практические занятия на местности и в камеральных условиях,

  • различные акции экологического содержания,

  • подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя общественных наук.


Ожидаемые результаты

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.

  • Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом


Базовые знания

  • - основные термины и понятия минералогии, петрографии;

  • - основные виды туризма;

  • - основные методы ориентирования на местности;

  • - основные виды растений и животных;

  • - правила ведения наблюдений, полевых исследований;

  • - особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

  • - историю образования и развития России, г.Краснодара, города, в/городка;


УУД

  • -выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

  • -проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

  • -оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

  • -различать памятники природы;

  • -ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

  • -различать охраняемые растения и животных Кубани;

  • -работать с литературой;

  • -применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.


Учебно- тематический план



Наименование темы

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1 год обучения “Земля – планета солнечной системы”




1

Виды изображения поверхности

10

5

5

2

Строение Земли. Оболочки

18

9

9

3

Население Земли

4

2

2

4

Человек и природа

2

2


1

Земля – уникальная планета

8

4

4

2

Главные особенности природы Земли

10

5

5

3

Океаны. Течения в океанах

4

2

2

4

Материки

14

7

7

5

Земля - наш дом

2

1

1

Итого: 72 часа



2 год обучения “Природа России”




1

Наша Родина на карте мира

12

9

3

2

Рельеф. Геологическое строение. Полезные ископаемые РФ

8

6

2

3

Климат и климатические ресурсы России

4

3

1

4

Внутренние воды и водные ресурсы России

6

4

2

5

Почвы России

4

4


6

Растительный и животный мир России

10

9

1

7

Природное районирование России

2

2


8

Природа регионов России

20

18

2

9

Человек и природа

6

5

1

Итого: 72часа



Календарно- тематический план (1 год обучения)


п/п


Месяц

Дата провед.

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов


Тема занятий

Место проведения

Форма

контроля

1

сентябрь

02.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Введение. Определение сторон света. Компас. Бинокль.


Каб № 30

тест

2

сентябрь

09.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

План местности. Составление плана

Каб № 30

рисунок

3

сентябрь

16.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Географическая карта. Экватор. 0-меридиан. Координатная сетка. Широта. Долгота


Каб № 30

тест


4

сентябрь

23.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Определение расстояний на карте.

Каб № 30

тест

5

сентябрь

30.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Литосфера

Каб № 30

рисунок

6

октябрь

07.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Практическая работа

2

Земная кора. Рельеф

Каб № 30

рисунок

7

октябрь

14.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые


Каб № 30

тест

8

октябрь

21.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Мировой океан. Гидросфера

Каб № 30

рисунок

9

октябрь

28.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Воды суши

Каб № 30

тест

10

ноябрь

11.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Атмосфера

Каб № 30

тест

11

ноябрь

18.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

беседа


2

Биосфера

Каб № 30

Тест, рисунок

12

ноябрь

2511

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

Беседа


2

Взаимосвязь компонентов природы


Каб № 30

Тест, рисунок

13

ноябрь

27.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

беседа


2

Расы и народы Земли

Каб № 30

Тест, рисунок

14

декабрь

02.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Страны

Каб № 30

Тест, рисунок

15

декабрь

09.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Взаимодействия человека и природы

Каб № 30

Тест, рисунок

16

декабрь

16.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Опасные природные явления

Каб № 30

Поделка

17

декабрь

23.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Поверхность Земли

Каб № 30

тест

18

январь

06.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Как люди открывали Землю

Каб № 30

таблица

19

январь

13.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Карта как источник географических знаний


Каб № 30

рисунок

20

январь

20.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Литосфера и рельеф Земли

Каб № 30

тест

21

январь

27.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Атмосфера и климаты Земли

Каб № 30

тест

22

февраль

03.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Гидросфера

Каб № 30

рисунок

23

февраль

10.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Географическая оболочка

Каб № 30

рисунок

24

февраль

17.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Земля - планета людей

Каб № 30

рисунок

25

февраль

24.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Тихий, Индийский и Атлантический океан.


Каб № 30

рисунок

26

март

02.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Северный ледовитый и Южный океан

Каб № 30

тест

27

март

09.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Южные материки


Каб № 30

тест

28

март

16.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Африка

Каб № 30

тест

29

март


23.03-

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Австралия и Океания

Каб № 30

рисунок

30

март


30.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Южная Америка

Каб № 30

рисунок

31

апрель

06.04-

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Антарктида

Каб № 30

рисунок

32

апрель

13.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Северные материки


Каб № 30

рисунок

33

апрель


20.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Северная Америка

Каб № 30

таблица

34

апрель

27.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Евразия

Каб № 30

таблица

35

май

04.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Особенности географической оболочки.

Каб № 30

образец

36

май

11.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Опасные явления

Каб № 30

тест

37

май

18.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция


2

Итоговое тестирование


Каб № 30

Готовый проект

38

май

25.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Взаимодействие природы и человека. Ресурсы Итоговое занятие


Каб № 30

Готовый проект

ИТОГО


76





Календарно- тематический план (2 год обучения)

п/п


Месяц

Дата провед.

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов


Тема занятий

Место проведения

Форма

контроля

1

сентябрь

04.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Географическое положение. Общие сведения


Каб № 30

тест

2

сентябрь

11.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Моря, омывающие берега России

Каб № 30

тест

3

сентябрь

18.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Россия на каре часовых поясов

Каб № 30

рисунок


4

сентябрь

25.09

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Возникновение и развитие государства Российского


Каб № 30

тест

5

октябрь

02.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Как осваивали и изучали территорию России


Каб № 30

тест

6

октябрь

09.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Актуальное геополитическое положение России


Каб № 30

рисунок

7

октябрь

16.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Особенности рельефа

Каб № 30

тест

8

октябрь

23.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Геологическое строение

Каб № 30

рисунок

9

октябрь

30.10

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Развитие форм рельефа

Каб № 30

таблица

10

ноябрь

0611

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Минеральные ресурсы

Каб № 30

таблица

11

ноябрь

13.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

беседа


2

От чего зависит климат нашей страны


Каб № 30

рисунок

12

ноябрь

20.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

беседа


2

Типы климатов России

Каб № 30

Тест,

13

ноябрь

27.11

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция,

беседа


2

Разнообразие внутренних вод. Реки и озера


Каб № 30

Тест, рисунок

14

декабрь

04.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Болота, ледники, многолетняя мерзлота


Каб № 30

Тест, рисунок

15

декабрь

11.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Водные ресурсы

Каб № 30

Тест, рисунок

16

декабрь

18.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Образование почв и их разнообразие

Каб № 30

Таблица

17

декабрь

25.12

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Почвенные ресурсы

Каб № 30

тест

18

январь

08.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Основные типы растительности

Каб № 30

рисунок

19

январь

15.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Разнообразие животного мира России


Каб № 30

рисунок

20

январь

22.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Растительные ресурсы и ресурсы животного мира


Каб № 30

тест

21

январь

29.01

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Разнообразие природных комплесов


Каб № 30

схема

22

февраль

05.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Природные зоны

Каб № 30

рисунок

23

февраль

12.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Русская (Восточно-Европейская) равнина


Каб № 30

рисунок

24

февраль

19.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Население Русской равнины

Каб № 30

таблица

25

февраль

26.02

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы

России

Каб № 30

рисунок

26

март

04.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Урал – каменный пояс земли Русской

Каб № 30

таблица

27

март

11.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Практическая работа

2

Полезные ископаемые Урала

Каб № 30

рисунок

28

март

18.03

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Западно-Сибирская низменность (равнина)

Каб № 30

тест

29

март


22.03-

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Население Западной Сибири

Каб № 30

таблица

30

апрель

01.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Восточная Сибирь – величие и суровость природы


Каб № 30

рисунок

31

апрель

08.04-

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Население Восточной Сибири

Каб № 30

таблица

32

апрель

15.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Дальний Восток – край контрастов

Каб № 30

тест

33

апрель


22.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Население Дальнего Востока

Каб № 30

таблица

34

апрель

29.04

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека


Каб № 30

тест

35

май

06.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Антропогенное воздействие на природу


Каб № 30

тест

36

май

13.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Промежуточная аттестация в форме тестирования


Каб № 30

тест

37

май

23.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Лекция

2

Рациональное природопользование

Каб № 30

схема

38

май

30.05

14 30-15 10

15 20-16 00

Беседа

2

Экологическая ситуация в России

Каб № 30

таблица

ИТОГО


76




Содержание программы

1. Введение Цели и задачи кружка «Мир вокруг нас». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. План и карта

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые.

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей

Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.

Тема 4. Климат и внутренние воды России.

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки, озера России и их происхождение. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом «Капелька»

Тема 5. Почвы. Растения и животные России.

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные Кубани.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», «Растения и животные вокруг нас».

Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах и на тему «Растения и животные вокруг нас».

Тема 6. Возникновение и развитие России

Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг г. Н. Новгород. Историческое прошлое. Актуальное настоящее. Прогнозы. Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия

Географическое положение Н.Новгорода. Геологическая история. Природные условия.

Практические занятия: История происхождения названий улиц г. Н. Новгорода. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Тема 7. Население России, Нижнего Новгорода.

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения России, Н. Новгорода. Национальный состав. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава Н. Новгорода по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.


Тема 8. Улицы Нижнего Новгорода.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения. История развития образования. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».


Тема 9. Промышленные предприятия России, города.

Основные понятия: хозяйство, сектора экономики, отраслевая структура, энергетическая, топливная, машиностроительная, химическая, строительная и другие отрасли промышленность, предприятия. Сельское хозяйство. Транспорт и связь. Образование и культура.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: Развитие хозяйства (от мастерской по изготовлению подков до «промышленного гиганта»). Развитие в конце 20 века. Промышленные предприятия. Развитие транспорта. Источники загрязнения воды и атмосферы. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха.

Экскурсии на предприятия города Составление картосхемы промышленных предприятий г.Н. Новгорода. Создание презентации.

Тема 10. Знаменитые люди России, Нижегородской области.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов

Содержание темы: Знаменитые люди края, города (труженики промышленности и сельского хозяйства, ученые, космонавты, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие края и страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.


Планирование исследовательской деятельности учащихся





Направления



Исследовательская деятельность



1


Геология


  1. Создание коллекции минералов и полезных ископаемых.

  2. Экскурсии в музей «Стимул» и в краеведческий музей города.

  3. Создание презентации.

4


Улицы города


  1. Работа с различными источниками информации.

  2. Создание мини-проекта «Название улиц моего города».



5


Промышленные предприятия города


  1. Экскурсии на предприятия города.

  2. Изучение продукции, выпускаемой в городе.

  3. Создание презентации: «Предприятия города и их продукция».

6

Состояние природной среды города

  1. Создание туристического маршрута по окрестностям города.

  2. Участие в акциях

7

Учебные заведения города

  1. Создание мини-проекта «История школы в лицах»

  2. Создание мини- проекта «Символика городов Кубани»

8

Знаменитые люди города

  1. Работа с различными источниками информации.

  2. Посещение краеведческого музея.

  3. Создание презентации.

Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

  • связи теории с практикой (практике отводится основная часть учебного времени);

  • систематичности и последовательности;

  • доступности и посильности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Прикладное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.


Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;


Педагогические приемы.

  • Формирование взглядов ( пример, разъяснение);

  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ):

  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );

  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.


Методы проведения занятия. Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготовлена педагогами :

- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.

- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

- альбомы с образцами, фотографиями, схемами, атласы, глобусы;

-коллекция гербария;

-коллекция горных пород и минералов;

-карты (настенные, атласы);

-схемы и таблицы;

-портреты путешественников;

-энциклопедии;

-наборы фотографий животного мира.


Формы организации учебной деятельности.

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • конкурс;

Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • АРМ

  • Электронные учебные пособия

Организация и проведение учебных занятий

Включает следующие структурные элементы:

  • Инструктаж;

  • Теоретическое объяснение;

  • Практическая работа;

  • Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку каждого ребенка;


Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

-неделя естествознания















Список рекомендуемой литературы


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.

  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010

  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр

  7. http://www.pelikanschool.org/

  8. http://3.olimpiada.ru/index.php

  9. http://www.ug.ru/

  10. http://teacher.org.ru/

  11. http://www.rgo.ru/

Познавательная литература для учащихся

1.http://planetashkol.ru/uchitel/Default

2.http://ourtravels.ru/index.php

3.http://kray.ucoz.ru/

4.http://www.ecosystema.ru/

5.http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm

6.http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!