Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019 | | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Мир культуры немецкого народа»
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Фахрутдинова Гульназ Давлетовна,
учитель немецкого языка
Калининград, 2019 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая
актуальность программы – Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста;
отличительные особенности программы – развитие у школьников не только коммуникативных умений, но и решение задач, связанных с поликультурным и социокультурным развитием личности. Это поможет детям грамотно и нравственно вести себя в этом мире и взаимодействовать с ним4
адресат программы – обучающиеся 7-х классов, для которых немецкий язык является как основным, так и вторым иностранным языком;
объем и срок освоения программы – 34 часа, 1 раз в неделю в течение учебного года
формы обучения – очная
особенности организации образовательного процесса – в соответствии с учебным планом объединения дополнительного образования с учащимися одного возраста
состав группы – постоянный;
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 34 часа в год;
количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю, 40 минут;
периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю, 40 минут;
Цель – -содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности школьника, становлению и проявлению его индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самого себя и окружающей действительности; развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами традиционной детской немецкой культуры.
Задачи:
Обучающие
– познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать приобщению школьников к языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- улучшить условия для развития ребенка;
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать творческие способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитывающие
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком, так что «мотивация – это ключ к успешному обучению».
Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Организационное заседание кружка. Германия. Что мы знаем о стране? | 1 | 1 | | Творческая работа «Карта Германии» |
2 | Страна изучаемого языка. Федеральные земли. | 1 | 1 | | |
3 | Заочная экскурсия по городам Германии. | 1 | | | Виртуальное путешествие по Германии |
4 | Обсуждение заданий по выполнению проекта «Праздник урожая в Германии». | 1 | | | Проект «Праздник урожая в Германии» |
5 | Перевод отобранного материала. | 1 | | 1 | Тексты из художественной литературы |
6 | Отгадывание кроссвордов по теме «Осень». | 1 | | 1 | Составление кроссвордов |
7 | Подготовка к конкурсу переводчиков. | 1 | | 1 | Конкурс переводчиков |
8 | Праздники Германии. Изучение страноведческого материала по теме. | 1 | 1 | | Заочная экскурсия. |
9 | Работа над презентациями « Немецкий язык. Где говорят по – немецки? Великие люди Германии» | 1 | | 1 | Представление презентаций |
10 | Праздники Германии. Заочная экскурсия. Изучение страноведческого материала по теме. Страноведческая викторина. | 1 | | 1 | Экскурсии викторины |
11 | Аудирование. Разбор содержания. | 1 | 1 | | |
12-13 | Подготовка конкурса « Лучшая рождественская открытка ». | 2 | 1 | 1 | Представление открыток |
14 | Рождественская история. Подготовка конкурсов , сюрпризов, подарков. оформление кабинета. | 1 | | 1 | Конкурсы, сюрпризы, подарки. |
15 | Лексические упражнения. | 1 | | 1 | Сборник упражнений |
16 | Работа с текстом. | 1 | 1 | | |
17 | Подготовка проекта «Моя семья» Мини-сообщение о себе, своей семье, хобби. | 1 | | 1 | Выполнение презентаций. |
18 | Грамматические упражнения. | 1 | | 1 | Сборник упражнений |
19 | Проведение конкурса техники чтения художественного текста и творческого перевода | 1 | | 1 | Конкурс техники чтения и перевода |
20 | Лучший художественный перевод стихотворения . | 1 | | 1 | Представление переводов |
21 | Подготовка к инсценированию сказки. Подбор материала. Распределение ролей. | 1 | | 1 | Инсценирование сказки |
22 | Разучивание ролей, выбор песен, подбор музыки, Изготовление декораций. | 1 | | 1 | |
23 | Лексические игры, тесты. | 1 | | 1 | Игры по использованию лексики |
24 | Проведение игры «Интеллектуальный марафон». | 1 | | 1 | Интеллектуальная игра |
25 | Разыгрывание диалогов. В магазине, на улице. | 1 | | 1 | Инсценирование диалогов |
26-27 | Страноведческая викторина. Что мы знаем о стране? | 2 | 1 | 1 | Викторина |
28-29 | Выполнение проекта «Увлекательный немецкий» | 2 | | 2 | Защита проектов |
30 | Повторяем все, что знаем. | 1 | 1 | | |
31 | Работа с текстом. Прослушивание. Разбор содержания. | 1 | 1 | | |
32 | Игры на развитие внимания, мышления, памяти. | 1 | | 1 | |
33-34 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | | 1 | Защита итоговых проектов |
Содержание учебного плана:
Содержание обучения немецкому языку рассматривается с учётом цели и конечного результата обучения, проявляющегося в определённых уровнях компетенций: коммуникативной, социокультурной, лингвистической, культурной и методической. Поэтому в содержание включены:
- тематика устных форм общения;
- набор ситуаций, соотнесённых с коммуникативно-познавательными потребностями учащихся;
- учебный материал: фонетический, лексический, грамматический;
- комплекс знаний по предмету « иностранный язык», предполагающий знания разного уровня и порядка в социокультурном аспекте;
- набор общеучебных умений и навыков, обеспечивающих культуру общения и культуру труда школьника.
Планируемые результаты.
Объём и распределение внимания у подростков улучшатся, избирательность внимания повысится.
Прочность запоминания увеличится.
При постоянной тренировке операций мышления (аналогий и обобщения) они могут улучшиться.
Будет сформирована положительная мотивация к изучению иностранного языка.
Будут интенсивнее развиваться творческие способности учащихся, и повысится успеваемость, а качество знаний увеличится.
Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащихся, освоивших данную программу будут достигнуты определенные личностные результаты : осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; умение работать в паре; взаимопомощь; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; умение вести обсуждение, давать оценки; бережное отношение к результатам своего труда; умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками; стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению; стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащихся, освоивших программу, будут развиты: 3) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению ИЯ: осознание роли немецкого языка в жизни современного общества и личности, ведь хорошие знания немецкого языка высоко ценятся по всему миру. осознание личностного смысла в изучении немецкого языка, понимание роли и значимости языка для будущей профессии; обогащение опыта межкультурного общения; 4) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке; универсальные учебные действия: регулятивные: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; познавательные: пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, работать с прослушанным/прочитанным текстом: устанавливать логическую последовательность основных фактов; контролировать и оценивать результаты своей деятельности; коммуникативные: готовность и способность осуществлять межкультурное общение на немецком языке: - адекватно использовать речевые средства для диалога; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; - уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию ; - проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; специальные учебные умения: читать на немецком языке с целью поиска конкретной информации; понимать речь на слух с целью извлечения конкретной информации.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| октябрь | 01 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 08 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 15 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 22 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 29 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| ноябрь | 05 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 12 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 19 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 26 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| декабрь | 03 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 10 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 17 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 24 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| январь | 14 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 21 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 28 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| Февраль | 04 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 11 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 18 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 25 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| март | 03 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 10 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 17 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 24 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 31 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| апрель | 07 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 14 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 21 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 28 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| май | 05 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 12 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 19 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 26 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
| | 29 | 12.45 | очная | 1 | | Каб. 324 | |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
Учебный кабинет
Классная доска
Столы для учащихся и педагога
Стулья для учащихся и педагога
Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов
Компьютер
Принтер
Телевизор
- Аудиокурс к учебнику немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений;
- Аудиокурс к учебнику немецкого языка «Первые шаги» для 6-7 классов общеобразовательных учреждений ;
- Песни на немецком языке.
Методическое обеспечение:
Рабочая программа обеспечена методическими разработками игр, бесед, конкурсов, викторин, заочных экскурсий
Оснащение занятий
- тематические картинки
- грамматические таблицы
- дидактический материал (карточки, тексты, ситуации)
- карта Европы, Германии
- алфавит
- альбом по страноведению
- дополнительный материал (стихи, рифмовки, игры, кроссворды)
Кадровое обеспечение:
Фахрутдинова Г.Д. – учитель немецкого языка
Валеева Л.Д. – учитель музыки
Формы аттестации:
Контроль реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в формах:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Дневник педагогических наблюдений
Портфолио учащихся
Защита проектов
Награждение учащихся почетными грамотами
Список литературы:
Методический журнал» Иностранные языки в школе»
Гречко В.К., Богданова Н.В.» Немецкий язык для детей»
Гальскова Н.Д., Гез Н.И.» Немецкий язык для детей »
Журнал « Deutsch für Kinder «
Костюмы
Книги немецкой литературы в переводе и оригинале
Материалы для поделок
Диски, видеокассеты.