СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования " Я и моё здоровье", разработала воспитатель Кудашева М.Г., МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.  Словосочетания «здоровьесберегающих технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования " Я и моё здоровье", разработала воспитатель Кудашева М.Г., МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецк»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка)





Принята Утверждена

Педагогическим советом Приказом № « » от 01.09.20г.

МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка Заведующий МБДОУ ДС №37

Протокол № 1 от 31.08.2017 г. Кузнецка

___________И.В. Пиунова















Дополнительная общеразвивающая программа

«Я и моё здоровье!»

для детей от 6 до 7 лет.

срок реализации 1 год.





































г. Кузнецк, 2017 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Введение

«Здоровье – это драгоценность ,и,

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающих технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «Я и моё здоровье» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах основной образовательной программы, реализуемой в детском саду.


  1. Цель и задачи программы


    1. Цель программы: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.


    1. Задачи программы:

Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.

Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.


    1. Прогнозируемый результат

Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.

Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.

Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.

Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.


    1. Концептуальные положения

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.

Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).

Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.


  1. Содержание программы:


    1. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми


    1. Основные направления физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в МБДОУ ДС № 37


1. Организация сбалансированного питания детей.

2. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня:

- Утренняя и бодрящая гимнастики.

- Ежедневное физкультурное занятие.

- Спортивные игры.

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

- Праздники здоровья.

- Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

3. Проведение закаливающих мероприятий:

- Воздушное закаливание.

- Водное закаливание (ходьба по мокрым солевым дорожкам ).

- Босохождение.

4. Повышение неспецифической резистентности организма:

- Су –джок-терапия

- Чесночные ингаляции в период гриппа.

- Оздоровительный массаж.

- Точечный массаж.

5. Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической деятельности:

- Формирование правильного режима дня.

- «Су-джок-терапия» + дыхательная гимнастика + озоровительные упражнения, психогимнастические этюды).

6. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, зрения:

- Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ (как часть комплекса общеразвивающих упражнений, индивидуальная работа).

7. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми (ЧДБ):

- Индивидуальные занятия «Будь здоров, малыш!» (2 раза в неделю)

- Точечный массаж (постоянно)

- Дыхательная гимнастика (постоянно)

- Лечебно-профилактические мероприятия (в соответствии с рекомендациями врача-педиатр


    1. ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Формы организации

Особенности организации


Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 10- 12 минут


Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно в течение 7- 8 минут



Динамические паузы во время НОД

Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий


Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 12-15 минут.


Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин


Прогулки-походы в лес или парк

1- 3 раза в квартал, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных игр и упражнений


Оздоровительный бег

2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин.


Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин.


НОД по физической культуре

3 раза в неделю ( в старшей и подготовительной одно

на воздухе). Длительность- 15- 30 минут


Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей


Физкультурно-спортивные праздники

2-3 раза в год (последняя неделя квартала)


Неделя здоровья

1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп


Физкультурный досуг

2- 3 раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего учреждения


Физкультурно-спортивные праздники

1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность - не более 30 мин.


Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов

1 раз в год, длительность - не более 30 мин


Спартакиады вне детского сада

Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности


Совместная физкультурно-оздоровительная работа

детского сада и семьи

По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25- 30 мин


Физкультурная образовательная деятельность детей совместно с родителями в дошкольном учреждении

Определяется воспитателем по обоюдному желанию родителей, воспитателей и детей



Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий


    1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ,

Виды

Особенности организации


Медико-профилактические


Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями

1.

обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Дошкольные группы ежедневно

2.

хождение по мокрым дорожкам после сна

Первая и вторая младшие ежедневно

3.

контрастное обливание ног

Средняя, старшая, подготовительная ежедневно

4.

сухое обтирание

Средняя, старшая, подготовительная ежедневно

5.

ходьба босиком

Все группы ежедневно

6.

облегченная одежда

Все группы ежедневно


Профилактические мероприятия

1.

витаминотерапия

2 раза в год (осень, весна)

2.

употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

3.

полоскание рта после еды

ежедневно


Медицинские

1.

мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

2.

плановые медицинские осмотры

2 раза в год

3.

антропометрические измерения

2 раза в год

4.

профилактические прививки

По возрасту

5.

кварцевание

По эпидпоказаниям (ежедевное)

6.

организация и контроль питания детей

ежедневно


Физкультурно- оздоровительные

1.

коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение)

ежедневно

2.

зрительная гимнастика

ежедневно

3.

пальчиковая гимнастика

ежедневно

4.

дыхательная гимнастика

ежедневно

5.

динамические паузы

ежедневно

6.

релаксация

2-3 раза в неделю

7.

музотерапия

ежедневно

10.

сказкотерапия

ежедневно


Образовательные

1.

привитие культурно-гигиенических навыков

ежедневно

2.

Образовательная деятельность из серии «Школа здоровья»

Дошкольные группы не реже 1 раза в месяц



  1. Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий

- Традиционная форма

- Ритмика

- Игровая, сюжетная

- Оздоровительный бег, ходьба в сочетании с ОРУ

- В форме двух-трёх подвижных игр


Утренняя гимнастика



- Традиционная форма

- Игровое, сюжетное

- Круговая тренировка

- Самостоятельное

- Интегрированное

- Тренирующее

- Занятие-зачёт (диагностика)


Физкультурное занятие





- Игровая, сюжетная под стихотворный текст

- Пальчиковая гимнастика

- «Сеанс здоровья»

- Психогимнастика

- Мимический этюд



Физминутка





- Комплекс профилактической (коррегирующей гимнастики)

- Разминка в постели: потягивание, самомассаж

- Игровой, сюжетный комплекс

- Игра малой подвижности или хороводная игра


Гимнастика

после сна






- Тематическая, сюжетная

- Оздоровительная

- Экскурсия, поход


Прогулка







    1. Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент

двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности.

Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура. Необходимо учитывать следующие особенности проведения утренней гимнастики на открытом воздухе:

- Для всех возрастных групп утренняя гимнастика на воздухе проводится в весенне-летний период (тёплое время года), поздней осенью и зимой – с детьми средней и старшей группы (в зависимости от погодных условий).

- В зависимости от погоды регулируется физическая нагрузка: при понижении температуры увеличивается, изменяя темп упражнений, при повышении температуры – снижается, чтобы избежать перегрева организма.




    1. Физкультурные занятия являются основной формой развития двигательных

навыков и умения детей.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:


Младший возраст

Доставить как можно больше удовольствия, научить правильно, использовать оборудование, ориентироваться во всём пространстве зала или спортивной площадки.


Средний возраст

Развивать физические качества, прежде всего выносливость и силу, обучать элементарной страховке при выполнении спортивных упражнений, что является основой физической подготовки в целом.


Старший возраст

Уделять большее внимание физической подготовке воспитанников, создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.



Формы проведения занятий воспитатель выбирает по своему усмотрению в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий, личного опыта и профессиональных умений. В младшей группе использует преимущественно занятия игрового, сюжетного характера. С детьми старшего возраста чаще проводит занятия учебно-тренирующего, контрольно-зачётного характера.



    1. Виды физкультурных занятий

Традиционная форма занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

- Разные виды ходьбы, упражнения строевые, на ориентировку в пространстве, разминочный бег, упражнения на восстановление дыхания

- Общеразвивающие упражнения

- Основные виды движений

- Подвижные игры

Успокаивающая ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения


Сюжетное занятие – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом.


Игровое занятиепостроено на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

- Разные виды ходьбы, упражнения строевые, на ориентировку в пространстве, разминочный бег, упражнения на восстановление дыхания

- Общеразвивающие упражнения

2-3 игры с разными видами движений (последняя большей подвижности)

Малоподвижная игра, дыхательные упражнения


Тренирующее занятие – с одним видом физических упражнений (велосипед, лыжи).


Интегрированное занятие – с элементами развития речи, математики, конструирования и т.д., но с включением дополнительной задачи, которая решается через движение.

Круговая тренировка основу такого занятия составляет серийное (слитное или с интервалом) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс в соответствии с определённой схемой.


Самостоятельное занятие дети приучаются к организаторским действиям, т.к. им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игру.


Занятие-зачёт – проводятся 2 раза в год (сентябрь, май) для получения информации об овладении детьми основных движений – диагностика физических качеств.


Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детского сада. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. При планировании прогулки учитывается, какие занятия предшествовали прогулке:

- если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения,

- если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных и спортивных игр.


    1. Структура примерного планирования прогулки

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение.

  • Игры на развитие коммуникативных умений, психогимнастические этюды.

  • Дидактические игры и упражнения на развитие познавательных способностей.

  • Трудовые поручения.

  • Подвижные игры средней и малой подвижности.

  • Дыхательные упражнения.




После занятий с высокой физической нагрузкой











  • Подвижные игры (фронтально).

  • Наблюдение.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Трудовые поручения

  • Индивидуальная работа над ОВД (по рекомендациям инструктора по физвоспитанию)

  • Спортивные игры и упражнения.

  • Дыхательные упражнения.






После занятий с интеллектуальной нагрузкой






    1. Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:


Общая подвижная игра для всех детей.

2-3 подвижные игры с подгруппами детей.

Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие)

Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, городки, баскетбол).

Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом).

Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).


Раз в квартал полезно проводить прогулку-поход за пределы детского сада. Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту позволяет детям не только укрепить своё здоровье, но и значительно расширить знания об окружающем мире.


    1. Инструкция по охране жизни и здоровья детей

при проведении прогулки-похода:


Маршрут должен быть тщательно изучен.

В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых.

Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

При переходе улиц и дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.

Необходимо иметь с собой аптечку первой медицинской помощи.


    1. Закаливание является эффективной формой укрепления здоровья детей.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребёнка.

При закаливании следует неукоснительно придерживаться определённых правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся ребёнку. Они должны приносить ему радость.




  1. Перспективный план занятий цикла «Будь здоров, малыш!»


Месяц

План занятия


Сентябрь

1. Диагностика физических качеств детей

2. Комплектование группы

Октябрь

Занятие № 1

Комплекс ОРУ «В осеннем лесу» (стр.110), карточка № 1

Дыхательная гимнастика: «Большой-маленький» (стр. 173), «Гуси летят» (стр. 174)

Массаж грудной области (стр.182)

Игровое упражнение «Гуси на лугу» (стр. 241)

Занятие № 2

Комплекс ОРУ «Листопад», карточка № 2

Дыхательная гимнастика: «Листочек», «Трубач» (синяя карточка)

Самомассаж живота (стр. 182)

Игровое упражнение «В лесу» (зелёная карточка)

Ноябрь

Занятие № 3

Комплекс ОРУ «Звериная зарядка», карточка № 2

Дыхательная гимнастика: «Серый, зубастый по полю рыщет», «Лежит верёвка, шипит плутовка»

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота» (стр. 226)

П/игра «Волк и гуси» (стр. 152)

Занятие № 4

Комплекс ОРУ с массажным мячом, карточка № 4

Психогимнастика – игра «Солнышко» (стр. 48)

Упражнения для профилактики плоскостопия (стр. 48)

Декабрь

Занятие № 5

Комплекс ОРУ «Игрушки» (стр.104)

Дыхательная гимнастика: «Трубач», «Часики»

Пальчиковая гимнастика «Шарик»

П/игра «Зеркало» (стр. 127)

Занятие № 6

Комплекс ОРУ «Зимние забавы», карточка № 5

Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»

Профилактика плоскостопия с использованием различных видов дорожек-топоножек.

П/игра «Хитрая лиса» (стр.122)

Январь

Занятие № 7

Комплекс ОРУ с лентами (стр. 119)

Дыхательная гимнастика «Лёгкая ленточка»

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик» (стр. 184)

Массаж ушных раковин (стр.184)

П/игра «Ветерок» (стр.123)


Занятие № 8

Комплекс ОРУ (стр.206)

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Массаж шеи (стр.183)

П/игра «Совушка» (стр. 122)

Упражнение на мышечное расслабление (стр.120)

Февраль

Занятие № 9

Комплекс с обручами, карточка № 6

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

П/игра «Цветные автомобили»

Упражнения для профилактики плоскостопия: «Обезьянки-музыканты», «Балерина» - карточки № 1,2

Занятие № 10

Комплекс ОРУ с кеглями, карточка № 7

Дыхательная гимнастика (стр.173-174)

П/игра «Повар и котята» (стр.143)

Пальчиковая гимнастика: «Дудочка играет» (стр. 232), «Засолка капусты» (стр.226)

Упражнение на мышечное расслабление (стр. 120)

Март

Занятие № 11

Комплекс ОРУ с платочками, карточка № 8

Массаж рук (стр. 186)

Упражнения для коррекции осанки (стр.78)

Профилактика плоскостопия (стр. 207)

Занятие № 12

Комплекс ОРУ «Весёлые кубики» (стр.112)

Массаж ног (стр.188)

Упражнения для профилактики плоскостопия (стр. 78)

Упражнения для глаз «День и ночь»

Упражнение на расслабление «Сосулька», карточка № 1

Апрель

Занятие № 13

Комплекс ОРУ с солнечными лучиками, карточка № 9

П/игра «Кто быстрее к солнышку»

Психогимнастика «Солнышко» (стр. 48)

Пальчиковая гимнастика «Цветы» (стр. 218)

Занятие № 14

Комплекс ОРУ «Обезьянки» (стр. 106)

Массаж головы (стр.184)

Профилактика плоскостопия «Обезьянки-музыканты» (стр. 207)

Упражнения для глаз «Далеко-близко», карточка № 2

Звуковые упражнения «Плакса» (стр.173)

Май

Занятие № 15

Комплекс ОРУ с цветами, карточка № 10

Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок» (стр.116)

Упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона» (стр.171)

П/игра «Собери букет» (стр.126)

Пальчиковая гимнастика «Цветы» (стр.218)

Занятие № 16

Комплекс ОРУ «Весёлые зверята», карточка № 11

П/игра «Кто живёт в избушке?» (стр.121)

Упражнения на расслабление, жёлтая карточка

Профилактика плоскостопия «Кузнечики», карточка № 3



Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания.



  1. Задачи физического воспитания ребёнка и их реализация в семье и в детском саду


Программные задачи

Реализация задач в семье

Реализация задач

в детском саду


1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребёнка к детскому саду

Служить эмоциональной опорой для ребёнка.

Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду.

Дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям.

Максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов о ребёнке.

Продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмёт с собой в группу детского сада.

Предварительно узнать как можно больше об особенностях ребёнка.

Оказать ему эмоциональную поддержку.

Способствовать постепенному привыканию к ДОУ.

2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья.

Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья ребёнка.

Координировать работу медицинской и психологической служб ДОУ с педагогами.

3. Создать условия для физического и психологического комфорта в ДОУ.

Соблюдать дома режим сна и питания, диету, принятые в детском саду.

Соблюдать рациональный режим сна, питания, диету.

Выработать ритуалы проведения режимных моментов.

4. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки.

В домашних условиях поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду.

Хвалить ребёнка за проявления самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.

Учить детей:

Умываться, летом мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, чистить зубы и полоскать рот после еды, правильно применять предметы индивидуального пользования - расчёску, полотенце, носовой платок.

5. Осуществлять профилактику нарушения зрения.

Создавать условия для правильного освещения тех мест, где ребёнок рисует, просматривает книги.

Приучать дошкольника контролировать позу за столом.

Включать в комплекс гимнастики после пробуждения (или перед дневным сном) упражнения на расслабление глаз.

6. Осуществлять профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

Выполнять упражнения по рекомендации врача. Правильно подбирать обувь для ребёнка.

Проводить диагностику состояния стопы, осанки детей. Вводить ЛФК по показаниям. Снабжать родителей комплексами упражнений для их ребёнка. Следить за обувью, позой детей за столом.

7. Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, создавать условия для «мышечной радости».

Соблюдать режим прогулок. Давать возможность ребёнку во время прогулок много свободно двигаться.

Ввести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребёнка к ходьбе на лыжах, коньках, спортивным играм, плаванию.

Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории детского сада.

Проводить физкультурные занятия, двигательные пятиминутки после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течение дня.


    1. Эффективными формами работы с семьёй по физическому воспитанию детей являются:


Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы;

Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии;

Домашние задания, которые позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребёнка, дать родителям конкретное содержание для общения, столь необходимое и взрослому и ребёнку. Домашние задания должны быть строго индивидуальны, небольшие по объёму, конкретны по содержанию;

Демонстрации передового опыта семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.


Больше узнать о ребёнке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды, помогает анкетирование родителей. Анализ анкетных данных позволяет наметить тематику родительских собраний.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Авдеева Н.А., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». – С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

  2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник». – М: АРКТИ, 2001.

  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице». – Москва «Просвещение», 2000

  4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». – С-Пб, 2000

  5. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». – Москва «Владос», 2004

  6. Гончарук Г.Н. «Игровая физкультура». – СПб, 2000.

  7. Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М., 1999.

  8. Картушина М.Ю. «Зелёный огонёк здоровья». – С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

  9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». – Москва «Генезис», 2007

  10. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.

11. Кузнецова В.М. «В поиске ради здоровья». – Мурманск, 1996.

12. Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» (СПб: 2003).

13. Логвина Г.Б., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. «Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста». – Минск, 1996.

14. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». – С-Пб «Речь», 2005

15. Т.П.Колодяжная «Управление современным дошкольным образовательным учреждением: часть 2» (Ростов – н/Д: 2002).

16. Чистякова М.И. «Психогимнастика». – Москва «Просвещение», 1995

17. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М: Владос, 1999

18. Видео -ресурсы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!