СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Волейбол» Возраст: 14-18 лет

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Волейбол» Возраст: 14-18 лет»

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Волейбол»

Учитель Стежка Д.А.

Срок реализации:  3 года

Возраст: 14-18 лет

2020-2023

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол.

В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.

Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:

  • усвоение основных приёмов игры;

  • совершенствование игры в волейбол;

  • тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.

  • совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • укрепление здоровья;

  • воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.

Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.

Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.

Программа предназначена для учащихся 14 – 17 лет.

Сроки реализации программы:

  • программа рассчитана на три года обучения

  •  занятия два раза в неделю.

Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.

Ожидаемые результаты.

1-й год обучения:

  1. Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.

  2. Выполнять подачу мяча через сетку.

  3. Применять полученные навыки в учебной игре.

2-й год обучения:

  1. Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.

  2. Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.

  3. Совершенствовать навыки нападающего удара.

  4. Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.

  5. Выполнять подачу мяча через сетку сверху.

  6. Освоить навыки одиночного блокирования.

  7. Уметь выполнять передачи мяча по зонам, во время игры применять одиночное блокирование и нападающий удар.

3-й год обучения:

  1. Владеть в совершенстве приёмом мяча после подачи и нападающего удара.

  2. Уметь подавать мяч через сетку сверху.

  3. Выполнять нападающий и обманный удар по зонам.

  4. Владеть в совершенстве групповым блокированием.

  5. Уметь выполнять технико-тактические действия во время учебно-тренировочной игры.

Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.

Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.

Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.

Методическое обеспечение программы.

Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:

  • ознакомление – рассказ, показ, объяснение;

  • изучение – подбор упражнений и методов управления;

  • изучение приёма в усложнённых условиях;

  • закрепление – анализ выполнения приёма.

Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.

Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.

Учебно-тематический план программы.

Первый год обучения.

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Передача мяча сверху двумя руками.

3

1

19

2.

Приём мяча сверху двумя руками.

3


19

3.

Прием мяча снизу двумя руками.

3


19

4.

Передача мяча снизу двумя руками.

3


19

5.

Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров.

3


18

6.

Приём мяча после подачи снизу двумя руками.

3


18

7.

Двусторонняя игра

3


36

 

Итого

22


148



Второй год обучения.


п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Приём и передача мяча сверху двумя руками.

3

1

19

2.

Приём и передача мяча снизу двумя руками.

3


19

3.

Приём мяча после подачи снизу двумя руками.

3


19

4.

Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров.

3


19

5.

Одиночное блокирование мяча

3


18

6.

Нападающий удар.

3


18

7

Учебная игра

3


36

 

Итого

22


148



Третий год обучения.


п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Верхняя прямая передача двумя руками через сетку.

3

1

17

2.

Передача мяча снизу двумя руками через сетку

3


17

3.

Групповое блокирование мяча

3


17

4.

Подача мяча через сетку сверху

3


17

5.

Нападающий и обманный удар по зонам

3


17

6.

Приём мяча после подачи и нападающего удара.

3


17

7.

Сочетание передач мяча в парах, тройках

2


17

8.

Учебно-тренировочная игра

3


31

 

Итого

24


150


Содержание программы. 

1 год обучения 

 1. Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий.  Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности на занятиях волейболом. 

2. Освоение техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). 
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами ,жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5.Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 минут. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Ведение мяча с высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. 
Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники нижней прямой подачи. 
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. 
Нижняя прямая подача через сетку. 

8.Освоение техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 

9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. 
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 

10.Освоение тактики игры. 
Тактика свободного нападения, 
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) 
Позиционное нападение с изменением позиций. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 


2 год обучения 

1.Овладение и совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом. 

2. Освоение и совершенствование техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. 
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. 
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5. Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Верхняя передача над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники нижней прямой подачи. 
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. 
Нижняя прямая подача через сетку. 
Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Прием мяча после подачи. Прием мяча отраженного сеткой.

8.Освоение и совершенствование техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 
Прямой нападающий удар при встречных передачах. 

9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. 
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 

10.Освоение тактики игры. 
Тактика свободного нападения, 
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) 
Позиционное нападение с изменением позиций. 
Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 

13. Соревновательная подготовка.

3 год обучения.

1.Совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений ( перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом. 

2.Совершенствование техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Варианты техники приема и передачи мяча. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4.Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). 
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5.Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Передача мяча снизу над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники верхней подачи. 
Совершенствование техники подачи мяча снизу прямой и верхней. 

8.Совершенствование техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 
Варианты нападающего удара через сетку. 

9.Совершенствование техники защитных действий. 
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. 
 
10.Совершенствование тактики игры. 
Тактика свободного нападения. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 

13. Соревновательная подготовка.  

Список использованной литературы.

Литература для учителя:

  1. Белич С. Подача и прием мяча в волейболе. Журнал «Спорт в школе», № 8, 2008

  2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2005г.

  3. Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение: 2009.

  4. Клещев Ю.Н. Волейбол. –М. Физкультура и спорт, 2003.

  5. Лепешкин В.А. Волейбол в школе. Обучение тактике игры. – М. Чистые пруды, 2007 г.

  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. -        Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.

  7. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.

  8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. -М. Физкультура и спорт, 2003.

Литература для учащихся:

  1. Журнал «Физкультура и спорт»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!