ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений» направлена на освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовно- нравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения.
Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность»,
«супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности»,
«ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Новизна программы
Тема инновационной образовательной программы лежит в русле направлений Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Социальной государственной программы
«Десятилетие детства в России», задач Национального проекта
«Образование» и является одним из важнейших приоритетов воспитания высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Актуальность программы
Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается благотворный процесс возрождения нравственных семейных ценностей, опирающихся на отечественные исторические традиции. Необходимость возрождения нравственных ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей.
При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою традиционную миссию − выступать одним из ведущих и ключевых институтов общества, нравственным и духовным оплотом воспитания детей юношества, воспитание детей на основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной скамьи». Это актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России институт семьи переживает кризисный, переходный этап своего развития.
Специфика развития современной российской семьи выражается сегодня в ряде новых, иногда противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены традиционные модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более разнообразной, типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института семьи (например, неполная семья, совместное проживание фактических супругов без официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась компетентность родителей в реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к ребенку; снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у ребенка семейных ценностей; усилилось давление социума и глобальной информационной среды на сознание и психику ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня беспокойство общества и государства.
Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и ответственности за свою будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании целого ряда национальных концепций и стратегий, федеральных законов, нормативных актов, содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональном стандарте
«Педагог». Эти основополагающие нормативные акты отражают актуальность особого внимания к воспитанию личности современного ребенка, подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и изменчивом мире.
Педагогическая целесообразность программы
Одним из ключевых направлений социального взросления личности в современном образовательном, социокультурном пространстве выступает понимание и принятие учеником миссии и функций института семьи, как
одного из ведущих социальных институтов общества, осознание образа своей будущей семьи, своего места в ней, своей ответственности за будущую успешную самореализацию в ключевых для общества социальных ролях отца, матери, родителя своих будущих детей. Погружение ученика в мир традиционных семейных ценностей и будущих внутрисемейных отношений, освоение им содержания основных семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей, позволяет эффективно решать задачи по воспитанию ребенка как законопослушного гражданина, а в будущем − ответственного семьянина, осуществлять и обеспечивать преемственность в развитии личности, государства и общества.
Цели и задачи курса Цели
Образовательные:
- формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество»,
«созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»;
ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия, успешности, гармоничных отношений в семье и ответственного родительства;
Воспитательные:
формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных ценностей, ценности собственного будущего и ответственности за него;
формирование здорового понимания мужественности и женственности, супружества, материнства и отцовства;
формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации, делать осмысленный выбор, критерием которого являются жизненные ценности;
Развивающие:
развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности понимать и принимать точку зрения другого человека, сохраняя при этом собственную индивидуальность;
развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с мужественностью, женственностью, ответственностью, ценностью семьи и родительства;
формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том числе присвоения ими внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии, будущее своей семьи.
Задачи
Создать психологические условия, способствующие приобретению нового положительного опыта исследования собственных потребностей, желаний, ценностей, проектирования будущего.
Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности и истинной женственности, супружества, ответственного родительства, духовно-нравственных основ семьи и семейных ценностей.
Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного созидательного общения, формированию ценности гармоничных отношений.
Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях.
Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой внутренний мир и мир своих отношений, критического отношения к информации, связанной с ценностью мужественности, женственности, семьи и родительства.
Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и благополучной семьи.
Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования собственного успешного и благополучного будущего.
Особенности программы и специфика преподавания курса Содержательные особенности программы
Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассматривает духовно-нравственный аспект основы семьи – ценности и отношения. В основу содержательной концепции легла убежденность в том, что базовой способностью для достижения благополучия в любой сфере человеческой жизни (семье, карьере и пр.) является способность выстраивать гармоничные отношения. Речь идет не только об отношениях людей друг с другом, но и о взаимодействии человека с самим собой и окружающим миром. Понимая
«отношения» как творческий процесс самой жизни, а способность выстраивать их – как «умение жить», мы нашли целесообразным построить курс «Семьеведение», опираясь на следующее утверждение: основа крепкой и благополучной семьи – мужчина и женщина, – нравственно устойчивые, ясно осознающие свои природные роли, ориентированные на счастье и процветание, способные строить гармоничные отношения с собой, миром, друг другом, детьми, родителями и другими членами семьи.
Круг содержательных задач курса, включает в себя три ключевых момента:
формирование основ нравственной устойчивости личности;
формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и женственности;
формирование ценности семьи и родительства.
Нравственная устойчивость понимается здесь как готовность строить отношения по трем направлениям: я – я (с самим собой), я – Мир (с событиями, явлениями, фактами окружающей действительности) и я – другие (с людьми).
Готовность понимается как совокупность трех характеристик: потребность (хочу) – способность (могу) – решимость (буду).
Потребность. Ведущие потребностей переходного возраста – общение и гармоничные отношения. Апробация курса и проведенное социологическое
исследование выявили огромное желание подростков учиться строить и корректировать свои отношения (в семье, со сверстниками, с самим собой). Однако отсутствие способности (то есть необходимого арсенала знаний, умений и навыков) – тормозит этот процесс, становится источником непреодоленных трудностей, переживаний, неадекватного поведения, искаженного восприятия действительности.
Способность. Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» предлагает к освоению учащимися простые, понятные, безопасные и легко применимые на практике знания и умения, направленные на формирование способности к конструктивному общению и созданию позитивных отношений.
Решимость. Совокупность потребности и способности автоматически формирует решимость, то есть готовность действовать.
Формирование здорового, традиционного и природосообразного понимания мужественности и женственности, супружества и родительства – вторая содержательная задача курса. В основе по-настоящему здоровой, крепкой и благополучной семьи – отношения мужчины и женщины, ясно осознающие свои природные и социальные роли. Для того, чтобы грамотно строить эти отношения, прежде всего, необходимо осознавать себя как мужчину и как женщину со всеми сопутствующими этим понятиям определениями. В период подросткового возраста интерес к самому себе как представителю определенного пола достигает наивысшей точки. Появляется невероятное количество вопросов, сомнений и переживаний. Если в семье не принято обсуждать подобные темы (а так, к сожалению, происходит в подавляющем большинстве современных семей), то подросток может обратиться только к одному (весьма сомнительному) информационному источнику – сети интернет.
Формирование ценности семьи и родительства – третья содержательная задача курса. Как правило, такие ориентиры закладываются в ребенке с первых дней жизни в семье. Однако, далеко не всегда и не в каждой семье
подобный опыт является позитивным и формирует здоровое отношение к семье, браку и родительству. Способность планировать и проектировать собственное будущее, опираясь на свои личные и традиционные семейные ценности – необходимое условия для создания в перспективе полноценной и здоровой семьи.
Дидактические особенности программы
Наличие четырех тематических блоков (разделов), ориентирующих на системное освоение материала.
Наличие цикла практических заданий и упражнений, соответствующих темам и разделам.
Учет возрастных особенностей при формировании содержания курса и комплекса практических заданий и упражнений.
Учет ведущих типов деятельности подростка при составлении комплекса практических упражнений.
Применение единого инструментария диагностики на начальном и конечном этапе прохождения курса.
Работа с родителями
Важным моментом введения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» в образовательном пространстве школы является взаимная заинтересованность учителей и родителей в сфере формирования у старшеклассников позитивных семейных ценностей.
Формы и методы работы с родителями, предусмотренные программой:
четыре тематические встречи с родителями;
частичное вовлечение родителей в образовательный процесс (некоторые задания рабочей тетради учащимся предлагается выполнить совместно с родителями);
прохождение краткого курса видеолекций для родителей (в рамках родительских собраниий);
рекомендации дополнительной литературы и электронных ресурсов в помощь родителям;
совместная работа со школьным психологом.
Тематические встречи с родителями
Встречи рекомендуется проводить в рамках плановых родительских собраний. Объем и содержание встреч – на усмотрение учителя.
Задачи:
объясняет родителям актуальность курса и его содержание;
знакомит родителей с преподавателем курса;
- рассказывает обзорно о разделах курса, учебно-методическом комплекте и методике преподавания; снимает тревогу родителей относительно компетентности и содержания курса;
сообщает, что информация о медицинских аспектах репродуктивной и сексуальной сферы в рамках курса не освещается, но по желанию родителей могут быть организованы беседы с доктором (гинекологом для девушек и урологом для юношей);
предлагает принимать по возможности приглашение ребенка к совместному выполнению заданий курса. Задания служат объединению и сплочению семьи, помогают наладить диалог внутри семьи, лучше понять и почувствовать друг друга;
обращает внимание родителей на список рекомендованных ресурсов (литературы, статей) о семейной и возрастной психологии. Это откроет родителям доступ к поиску ответов о взаимоотношениях с подростком в компетентных источниках;
дает пояснения о том, что общение родителей и подростка с психологом – это эффективный инструмент улучшения взаимодействия внутри семьи;
рекомендует родителям по возможности иметь доступ к общению с медицинским специалистом, который мог бы квалифицированно и деликатно рассказать подростку об особенностях формирования половой сферы, медицинских аспектах сексуальной сферы;
проводит несколько занятий (на выбор учителя) из учебного курса для родителей, погружая их в атмосферу курса.
Объем, структура, сроки реализации программы, этапы. Возраст обучающихся.
Содержание программы «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассчитано на один год обучения по одному учебному часу в неделю, общим объемом 36 часов.
Преподавание курса рассчитано на проведение 15 теоретических занятий и 21 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение. Культура взаимоотношений» включает в себя введение, четыре раздела и заключение. Соответственно тематическим разделам предлагаются упражнения, содержащиеся в рабочей тетради «Семьеведение. Культура взаимоотношений»
Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа, каждый из которых рассчитан на одну учебную четверть года.
Темы разделов:
Система жизненных ценностей человека
Мужчина и женщина. Супружество. Родительство.
Культура взаимоотношений
Семейные ценности
Программа рассчитана на освоение учащимися в возрасте от 13 до 18 лет, соответствует возрастным психологическим особенностям и потребностям обучающихся.
Методы и формы учебной работы
Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках
беседы и интерактивные беседы;
практикумы;
практикумы с элементами игры;
конференции.
Программой предусмотрены следующие формы работы:
индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий);
коллективная работа (работа класса под руководством учителя);
групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по разным критериям: парни и девушки, смешанные группы);
работа в интеграции индивидуальных и коллективных интеллектуальных продуктов.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса.
По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно следующих понятий:
человеческие потребности;
человеческие ценности;
система человеческих ценностей;
критерии жизненного выбора;
различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины;
созидательные отношения;
конфликты;
правила и принципы;
правила и нормы поведения в обществе;
этикетные ситуации и принципы этикета;
семейный этикет;
семейные и народные традиции.
Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов.
В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения, морально-нравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.
В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать
пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Итоговое анкетирование
Технологическая игра «Проектирование будущего»
Тест «Четыре вопроса к сути»
(Содержание технологической игры и теста изложено в методических пособиях)
Календарно-тематическое планирование
Семьеведение
1 | Тема урока | Кол-во уро-ков | Дата | Примечание |
план | факт |
1. | Первичная диагностика уровня сформированности семейных ценностей. Практикум «4 вопроса к сути» и анкетирование | 1 | 3.09 6.09 | | |
| Глава I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям | | | | |
2. | Искусство быть счастливым. Интерактивная беседа | 1 | 10.09 13.09 | | |
3. | Потребности, желания, цели в жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры. | 1 | 17.09 20.09 | | |
4. | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Интерактивная беседа | 1 | 24.09 27.09 | | |
5. | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 1 | 1.10 4.10 | | |
6. | Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. | 1 | 8.10 15.10 | | |
| Глава II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность | | | | |
7. | Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Интерактивная беседа. | 1 | 18.10 22.10 | | |
8. | Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа | 1 | 25.10 29.10 | | |
9. | Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | 1.11 5.11 | | |
10. 11. | Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов | 2 | 8.11 12.1115.11 19.11 | | |
12. | Женственность. Женщина, жена, мать. Интерактивная беседа | 1 | 22.11 26.11 | | |
13. | Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | 29.11 3.12 | | |
14. | Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и произведениях искусства. | 1 | 6.12 10.12 | | |
15. | Исследования, проекты, презентация проектов. | 1 | 13.12 17.12 | | |
16. | Ответственное родительство. Интерактивная беседа. | 1 | 20.12 24.12 | | |
17. | Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». | 1 | 27.12 31.12 | | |
| Глава III. Культура взаимоотношений. Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом | | | | |
18. | Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование | 1 | 10.01 14.01 | | |
19. | Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум | 1 | 17.01 21.01 | | |
20 | Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа | 1 | 24.01 28.01 | | |
21 22 | Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. | 2 | 31.014.02 7.02 11.02 | | |
23 | Любовь и влюбленность. Интерактивная беседа. | 1 | 14.02 18.02 | | |
24 | Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа. | 1 | 21.02 25.02 | | |
25 26 | Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа | 2 | 28.02 4.03 7.03 11.03 | | |
27 | Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. | 1 | 14.03 18.03 | | |
| Глава IV. Семейные ценности | | | | |
28 | Сила рода. Интерактивная беседа. | 1 | 21.03 25.05 | | |
29 | Дети и родители. Дети. Практикум | 1 | 28.03 1.04 | | |
30 | Дети и родители. Родители. Практикум | 1 | 4.04 8.04 | | |
31 | Семейные традиции. Конференция | 1 | 11.04 15.04 | | |
32 | Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа | 1 | 18.04 22.04 | | |
33 | Энергоэкономика семьи. Практикум | 1 | 25.04 29.04 | | |
34 | Ценность семьи. Рефлексивная беседа | 1 | 6.05 13.05 | | |
35 36 | Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. Игровой практикум | 2 | 16.05 20.05 23.05 27.05 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Разделы Система жизненных ценностей человека (Темы 1-4)
Мужчина и женщина. Супружество. Родительство (Темы 5-8)
Культура взаимоотношений (Темы 9-15)
Семейные ценности (Темы 16-20)
Темы
Тема 1. Искусство быть счастливым
Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого,
своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья.
Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.
Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы.
Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.
Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.
Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные
ценности человека как критерии выбора в любой ситуации.
Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.
Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья.
Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.
Основные понятия: Особенности мужского и женского
мышления, психологии, поведения. Ценность отношений
мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье.
Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.
Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство.
Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.
Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.
Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.
Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность,
эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье.
Тема 8. Ответственное родительство.
Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность.
Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.
Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения.
Основные понятия: Мир человеческих отношений.
Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.
Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.
Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта.
Бесконфликтное общение, конструктивность.
Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.
Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья.
Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания.
Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни.
Тема 13. Любовь и влюбленность.
Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.
Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.
Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми.
Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации,
постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие
счастья, успеха и благополучия.
Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.
Семейный этикет.
Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации.
Принципы этикета. Семейный этикет.
Тема 16. Сила рода.
Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.
Тема 17. Дети и родители.
Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.
Тема 18. Семейные традиции.
Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.
Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций.
Тема 19. Энергоэкономика семьи.
Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового
образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного
благополучия.
Тема 20. Ценность семьи.
Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Текущий контроль заключается в наблюдении учителем за процессом освоения знаний, приобретением навыком и умений.
Формы и методы текущего контроля:
педагогическое наблюдение;
рефлексия проделанной работы по предложенным в пособиях вопросам;
написание эссе по изученным темам;
конференции;
демонстрация и представление результатов групповой работы в процессе занятия;
выполнение упражнений на закрепление изученного материала.
Итоговый контроль включает в себя три формы работы:
рефлексивная беседа по итогам пройденного курса;
сравнительный анализ выполнения упражнения «Четыре вопроса к сути» на начальном этапе изучения курса и по окончанию его;
анкетирование на начальном этапе изучения курса и по окончанию
его.
Самостоятельный контроль происходит в форме выполнения
учащимися заданий в конце каждой темы.
Мониторинг
Одним из условий эффективного преподавания курса «Семьеведение.
Культура взаимоотношений» является проведение учителем мониторинга сформированности у старшеклассников базовых семейных ценностей.
Он осуществляется в виде предварительного и итогового
анкетирования учащихся и сравнения результатов анкетирования.
Анкета, которая предлагается старшеклассникам в конце первого занятия позволяет выявить информацию относительно формирования системы семейных ценностей.
Полученную информацию учитель обрабатывает поэтапно в течение всего года по мере прохождения тем курса.
Анкетирование анонимное, но в нѐм указывается пол респондента. Это позволяет выявить половую специфику отношения учащихся каждого
конкретного класса к ряду проблем, освещаемых на курсе, а также
скорректировать дальнейшую организацию педагогического процесса с учетом этой картины.
Промежуточный мониторинг осуществляется с помощью методов наблюдения и беседы с учащимися.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семьеведение. Культура взаимоотношений» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.
Учебное пособие для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р.
Рабочая тетрадь для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р.
Методические рекомендации для учителя «Семьеведение. Культура взаимоотношений. Примерные поурочные планы и рекомендации для работы с родителями»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С.
Видеокомментарии к урокам курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru)
Видеорекомендации по работе с родителями (электронный ресурс familynavigator.ru)
База дидактических материалов для изучения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru)
Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов по психологии и воспитанию для родителей (электронный ресурс familynavigator.ru)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бондырева С.К. Семья в контексте общеисторических и этнокультурных проблем в современном мире. // Мир психологии. - 2018. - № 1. - С. 10-15.
Вершинин Н.С., Суханова Н.П. Российская семья и глобальные вызовы современности // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В.Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). С.65-69. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: «Реноме», 2019. — 410 с.
В кругу семей: Методические рекомендации по организации работы клубов молодых семей. − Вологда: Содружество, 2014. − 110с.
Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с.
Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций. 2014.
http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/
Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие.
– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 37-45.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
Михайлова И.Г. Динамика воспроизводства семейных пространств и их взаимообусловленность социокультурными и религиозными идеалами // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 45-63.
Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2019240301
Мухина В.С. Возрастная психология. − М.: «Когито-центр», 2005. − 456 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений − М.: МПСИ, 2005. −158 с. 16.Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире: Коллективная
монография / монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. – М.: Изд-во «Экон- Информ», 2015. – 318 с.
Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.
– 112 с.
Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем народонаселения РАН — Москва, 2016. — 120 с.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся.
Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред.
А.А. Реана. – М., 2007. – 121 с.
Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).
Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. − 398 с.
Психология семейных отношений / Коллектив авторов —
«ФЛИНТА», 2015. − 428 с.
Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах− М., 2013. − 656с.
Реан А.А. «Уроки семейного счастья» Интервью. Психологическая Газета. 13 июля 2018. //https://psy.su/feed/6920/
Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 75-88.
Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А.Бурковой, Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с.
Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. Педагогические условия преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся// Человек и Образование. № 1 (58) 2019. − С.146-151.