СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительго образования Семьеведение.Культура взаимотношений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительго образования Семьеведение.Культура взаимотношений»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



    1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений» направлена на освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовно- нравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения.

Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность»,

«супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности»,

«ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства.

    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Новизна программы

Тема инновационной образовательной программы лежит в русле направлений Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Социальной государственной программы

«Десятилетие детства в России», задач Национального проекта

«Образование» и является одним из важнейших приоритетов воспитания высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.


Актуальность программы

Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается благотворный процесс возрождения нравственных семейных ценностей, опирающихся на отечественные исторические традиции. Необходимость возрождения нравственных ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей.

При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою традиционную миссию − выступать одним из ведущих и ключевых институтов общества, нравственным и духовным оплотом воспитания детей юношества, воспитание детей на основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной скамьи». Это актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России институт семьи переживает кризисный, переходный этап своего развития.

Специфика развития современной российской семьи выражается сегодня в ряде новых, иногда противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены традиционные модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более разнообразной, типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института семьи (например, неполная семья, совместное проживание фактических супругов без официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась компетентность родителей в реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к ребенку; снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у ребенка семейных ценностей; усилилось давление социума и глобальной информационной среды на сознание и психику ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня беспокойство общества и государства.

Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и ответственности за свою будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании целого ряда национальных концепций и стратегий, федеральных законов, нормативных актов, содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональном стандарте

«Педагог». Эти основополагающие нормативные акты отражают актуальность особого внимания к воспитанию личности современного ребенка, подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и изменчивом мире.


Педагогическая целесообразность программы

Одним из ключевых направлений социального взросления личности в современном образовательном, социокультурном пространстве выступает понимание и принятие учеником миссии и функций института семьи, как

одного из ведущих социальных институтов общества, осознание образа своей будущей семьи, своего места в ней, своей ответственности за будущую успешную самореализацию в ключевых для общества социальных ролях отца, матери, родителя своих будущих детей. Погружение ученика в мир традиционных семейных ценностей и будущих внутрисемейных отношений, освоение им содержания основных семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей, позволяет эффективно решать задачи по воспитанию ребенка как законопослушного гражданина, а в будущем − ответственного семьянина, осуществлять и обеспечивать преемственность в развитии личности, государства и общества.


    1. Цели и задачи курса Цели

Образовательные:

- формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество»,

«созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»;

  • ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия, успешности, гармоничных отношений в семье и ответственного родительства;

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных ценностей, ценности собственного будущего и ответственности за него;

  • формирование здорового понимания мужественности и женственности, супружества, материнства и отцовства;

  • формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации, делать осмысленный выбор, критерием которого являются жизненные ценности;

Развивающие:

  • развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности понимать и принимать точку зрения другого человека, сохраняя при этом собственную индивидуальность;

  • развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с мужественностью, женственностью, ответственностью, ценностью семьи и родительства;

  • формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том числе присвоения ими внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии, будущее своей семьи.

Задачи
  1. Создать психологические условия, способствующие приобретению нового положительного опыта исследования собственных потребностей, желаний, ценностей, проектирования будущего.

  2. Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности и истинной женственности, супружества, ответственного родительства, духовно-нравственных основ семьи и семейных ценностей.

  3. Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного созидательного общения, формированию ценности гармоничных отношений.

  4. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях.

  5. Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой внутренний мир и мир своих отношений, критического отношения к информации, связанной с ценностью мужественности, женственности, семьи и родительства.

  6. Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и благополучной семьи.

  7. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования собственного успешного и благополучного будущего.

    1. Особенности программы и специфика преподавания курса Содержательные особенности программы

Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассматривает духовно-нравственный аспект основы семьи – ценности и отношения. В основу содержательной концепции легла убежденность в том, что базовой способностью для достижения благополучия в любой сфере человеческой жизни (семье, карьере и пр.) является способность выстраивать гармоничные отношения. Речь идет не только об отношениях людей друг с другом, но и о взаимодействии человека с самим собой и окружающим миром. Понимая

«отношения» как творческий процесс самой жизни, а способность выстраивать их – как «умение жить», мы нашли целесообразным построить курс «Семьеведение», опираясь на следующее утверждение: основа крепкой и благополучной семьи – мужчина и женщина, – нравственно устойчивые, ясно осознающие свои природные роли, ориентированные на счастье и процветание, способные строить гармоничные отношения с собой, миром, друг другом, детьми, родителями и другими членами семьи.

Круг содержательных задач курса, включает в себя три ключевых момента:

  • формирование основ нравственной устойчивости личности;

  • формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и женственности;

  • формирование ценности семьи и родительства.

Нравственная устойчивость понимается здесь как готовность строить отношения по трем направлениям: я – я (с самим собой), я – Мир (с событиями, явлениями, фактами окружающей действительности) и я – другие (с людьми).

Готовность понимается как совокупность трех характеристик: потребность (хочу) – способность (могу) – решимость (буду).

Потребность. Ведущие потребностей переходного возраста – общение и гармоничные отношения. Апробация курса и проведенное социологическое

исследование выявили огромное желание подростков учиться строить и корректировать свои отношения (в семье, со сверстниками, с самим собой). Однако отсутствие способности (то есть необходимого арсенала знаний, умений и навыков) – тормозит этот процесс, становится источником непреодоленных трудностей, переживаний, неадекватного поведения, искаженного восприятия действительности.

Способность. Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» предлагает к освоению учащимися простые, понятные, безопасные и легко применимые на практике знания и умения, направленные на формирование способности к конструктивному общению и созданию позитивных отношений.

Решимость. Совокупность потребности и способности автоматически формирует решимость, то есть готовность действовать.

Формирование здорового, традиционного и природосообразного понимания мужественности и женственности, супружества и родительства – вторая содержательная задача курса. В основе по-настоящему здоровой, крепкой и благополучной семьи – отношения мужчины и женщины, ясно осознающие свои природные и социальные роли. Для того, чтобы грамотно строить эти отношения, прежде всего, необходимо осознавать себя как мужчину и как женщину со всеми сопутствующими этим понятиям определениями. В период подросткового возраста интерес к самому себе как представителю определенного пола достигает наивысшей точки. Появляется невероятное количество вопросов, сомнений и переживаний. Если в семье не принято обсуждать подобные темы (а так, к сожалению, происходит в подавляющем большинстве современных семей), то подросток может обратиться только к одному (весьма сомнительному) информационному источнику – сети интернет.

Формирование ценности семьи и родительства – третья содержательная задача курса. Как правило, такие ориентиры закладываются в ребенке с первых дней жизни в семье. Однако, далеко не всегда и не в каждой семье

подобный опыт является позитивным и формирует здоровое отношение к семье, браку и родительству. Способность планировать и проектировать собственное будущее, опираясь на свои личные и традиционные семейные ценности – необходимое условия для создания в перспективе полноценной и здоровой семьи.

Дидактические особенности программы
  1. Наличие четырех тематических блоков (разделов), ориентирующих на системное освоение материала.

  2. Наличие цикла практических заданий и упражнений, соответствующих темам и разделам.

  3. Учет возрастных особенностей при формировании содержания курса и комплекса практических заданий и упражнений.

  4. Учет ведущих типов деятельности подростка при составлении комплекса практических упражнений.

  5. Применение единого инструментария диагностики на начальном и конечном этапе прохождения курса.

Работа с родителями

Важным моментом введения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» в образовательном пространстве школы является взаимная заинтересованность учителей и родителей в сфере формирования у старшеклассников позитивных семейных ценностей.

Формы и методы работы с родителями, предусмотренные программой:

  • четыре тематические встречи с родителями;

  • частичное вовлечение родителей в образовательный процесс (некоторые задания рабочей тетради учащимся предлагается выполнить совместно с родителями);

  • прохождение краткого курса видеолекций для родителей (в рамках родительских собраниий);

  • рекомендации дополнительной литературы и электронных ресурсов в помощь родителям;

  • совместная работа со школьным психологом.

Тематические встречи с родителями

Встречи рекомендуется проводить в рамках плановых родительских собраний. Объем и содержание встреч – на усмотрение учителя.

Задачи:

  • объясняет родителям актуальность курса и его содержание;

  • знакомит родителей с преподавателем курса;

- рассказывает обзорно о разделах курса, учебно-методическом комплекте и методике преподавания; снимает тревогу родителей относительно компетентности и содержания курса;

  • сообщает, что информация о медицинских аспектах репродуктивной и сексуальной сферы в рамках курса не освещается, но по желанию родителей могут быть организованы беседы с доктором (гинекологом для девушек и урологом для юношей);

  • предлагает принимать по возможности приглашение ребенка к совместному выполнению заданий курса. Задания служат объединению и сплочению семьи, помогают наладить диалог внутри семьи, лучше понять и почувствовать друг друга;

  • обращает внимание родителей на список рекомендованных ресурсов (литературы, статей) о семейной и возрастной психологии. Это откроет родителям доступ к поиску ответов о взаимоотношениях с подростком в компетентных источниках;

  • дает пояснения о том, что общение родителей и подростка с психологом – это эффективный инструмент улучшения взаимодействия внутри семьи;

  • рекомендует родителям по возможности иметь доступ к общению с медицинским специалистом, который мог бы квалифицированно и деликатно рассказать подростку об особенностях формирования половой сферы, медицинских аспектах сексуальной сферы;

  • проводит несколько занятий (на выбор учителя) из учебного курса для родителей, погружая их в атмосферу курса.

    1. Объем, структура, сроки реализации программы, этапы. Возраст обучающихся.

Содержание программы «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассчитано на один год обучения по одному учебному часу в неделю, общим объемом 36 часов.

Преподавание курса рассчитано на проведение 15 теоретических занятий и 21 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение. Культура взаимоотношений» включает в себя введение, четыре раздела и заключение. Соответственно тематическим разделам предлагаются упражнения, содержащиеся в рабочей тетради «Семьеведение. Культура взаимоотношений»

Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа, каждый из которых рассчитан на одну учебную четверть года.

Темы разделов:

  • Система жизненных ценностей человека

  • Мужчина и женщина. Супружество. Родительство.

  • Культура взаимоотношений

  • Семейные ценности

Программа рассчитана на освоение учащимися в возрасте от 13 до 18 лет, соответствует возрастным психологическим особенностям и потребностям обучающихся.

    1. Методы и формы учебной работы

Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках

  • беседы и интерактивные беседы;

  • практикумы;

  • практикумы с элементами игры;

  • конференции.

Программой предусмотрены следующие формы работы:

  • индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий);

  • коллективная работа (работа класса под руководством учителя);

  • групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по разным критериям: парни и девушки, смешанные группы);

  • работа в интеграции индивидуальных и коллективных интеллектуальных продуктов.

    1. Планируемые результаты обучения

Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса.

По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно следующих понятий:

  • человеческие потребности;

  • человеческие ценности;

  • система человеческих ценностей;

  • критерии жизненного выбора;

  • различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины;

  • созидательные отношения;

  • конфликты;

  • правила и принципы;

  • правила и нормы поведения в обществе;

  • этикетные ситуации и принципы этикета;

  • семейный этикет;

  • семейные и народные традиции.

Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов.

В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения, морально-нравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.

В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.

В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.

Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать

пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.

Коммуникативные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.

Познавательные универсальные учебные действия позволяют обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.

    1. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
  1. Итоговое анкетирование

  2. Технологическая игра «Проектирование будущего»

  3. Тест «Четыре вопроса к сути»

(Содержание технологической игры и теста изложено в методических пособиях)

Календарно-тематическое планирование


Семьеведение

1

Тема урока

Кол-во уро-ков

Дата

Примечание

план

факт

1.  

Первичная диагностика уровня сформированности семейных ценностей. Практикум «4 вопроса к сути» и анкетирование

1

3.09

6.09




Глава I. Система жизненных ценностей человека

Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям





2.

Искусство быть счастливым. Интерактивная беседа

1

10.09

13.09



3.

Потребности, желания, цели в

жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры.

1

17.09

20.09



4.

Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и

поступков. Интерактивная беседа

1

24.09

27.09



5.

Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и

поступков. Практикум

1

1.10

4.10



6.

Семья в системе жизненных

ценностей личности. Практикум.

1

8.10

15.10





Глава II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность





7.

Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.

Интерактивная беседа.

1

18.10

22.10



8.

Мужественность. Мужчина,

муж, отец. Интерактивная беседа

1

25.10

29.10



9.

Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах,

практикум

1

1.11

5.11



10.

11.

Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства.

Исследования, проекты, презентация проектов

2

8.11

12.1115.11

19.11



12.

Женственность. Женщина, жена,

мать. Интерактивная беседа

1

22.11

26.11



13.

Женственность. К сути понятия.

Обсуждение в группах, практикум


1

29.11

3.12



14.

Образ истинной женщины, жены,

матери в литературе и произведениях искусства.

1

6.12

10.12



15.

Исследования, проекты,

презентация проектов.


1

13.12

17.12



16.

Ответственное родительство.

Интерактивная беседа.


1

20.12

24.12



17.

Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности.

Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены,

матери».

1

27.12

31.12




Глава III. Культура взаимоотношений. Формирование

представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом





18.

Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование

1

10.01

14.01



19.

Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум

1

17.01

21.01



20

Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа

1

24.01

28.01




21

22

Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум.

2

31.014.02

7.02

11.02




23

Любовь и влюбленность. Интерактивная беседа.

1

14.02

18.02




24

Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа.

1

21.02

25.02




25

26

Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа

2

28.02

4.03

7.03

11.03



27

Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум.

1

14.03

18.03




Глава IV. Семейные ценности





28

Сила рода. Интерактивная беседа.

1

21.03

25.05



29

Дети и родители. Дети. Практикум

1

28.03

1.04



30

Дети и родители. Родители. Практикум

1

4.04

8.04



31

Семейные традиции. Конференция

1

11.04

15.04



32

Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа

1

18.04

22.04



33

Энергоэкономика семьи. Практикум

1

25.04

29.04



34

Ценность семьи. Рефлексивная беседа

1

6.05

13.05



35

36

Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. Игровой практикум

2

16.05

20.05

23.05

27.05



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Разделы
    1. Система жизненных ценностей человека (Темы 1-4)

    2. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство (Темы 5-8)

    3. Культура взаимоотношений (Темы 9-15)

    4. Семейные ценности (Темы 16-20)

Темы

Тема 1. Искусство быть счастливым

Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого,

своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья.

Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.

Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы.

Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.

Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.

Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные

ценности человека как критерии выбора в любой ситуации.

Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.

Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья.

Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.

Основные понятия: Особенности мужского и женского

мышления, психологии, поведения. Ценность отношений

мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье.

Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.

Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство.

Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.

Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.

Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.

Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность,

эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье.

Тема 8. Ответственное родительство.

Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность.

Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.

Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения.

Основные понятия: Мир человеческих отношений.

Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.

Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.

Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта.

Бесконфликтное общение, конструктивность.

Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.

Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья.

Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания.

Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни.

Тема 13. Любовь и влюбленность.

Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.

Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.

Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми.

Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации,

постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие

счастья, успеха и благополучия.

Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.

Семейный этикет.

Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации.

Принципы этикета. Семейный этикет.

Тема 16. Сила рода.

Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.

Тема 17. Дети и родители.

Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.

Тема 18. Семейные традиции.

Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.

Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций.

Тема 19. Энергоэкономика семьи.

Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового

образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного

благополучия.

Тема 20. Ценность семьи.

Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

Текущий контроль заключается в наблюдении учителем за процессом освоения знаний, приобретением навыком и умений.

Формы и методы текущего контроля:

  • педагогическое наблюдение;

  • рефлексия проделанной работы по предложенным в пособиях вопросам;

  • написание эссе по изученным темам;

  • конференции;

  • демонстрация и представление результатов групповой работы в процессе занятия;

  • выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

Итоговый контроль включает в себя три формы работы:

  • рефлексивная беседа по итогам пройденного курса;

  • сравнительный анализ выполнения упражнения «Четыре вопроса к сути» на начальном этапе изучения курса и по окончанию его;

  • анкетирование на начальном этапе изучения курса и по окончанию

его.

Самостоятельный контроль происходит в форме выполнения

учащимися заданий в конце каждой темы.

Мониторинг

Одним из условий эффективного преподавания курса «Семьеведение.

Культура взаимоотношений» является проведение учителем мониторинга сформированности у старшеклассников базовых семейных ценностей.

Он осуществляется в виде предварительного и итогового

анкетирования учащихся и сравнения результатов анкетирования.

Анкета, которая предлагается старшеклассникам в конце первого занятия позволяет выявить информацию относительно формирования системы семейных ценностей.

Полученную информацию учитель обрабатывает поэтапно в течение всего года по мере прохождения тем курса.

Анкетирование анонимное, но в нѐм указывается пол респондента. Это позволяет выявить половую специфику отношения учащихся каждого

конкретного класса к ряду проблем, освещаемых на курсе, а также

скорректировать дальнейшую организацию педагогического процесса с учетом этой картины.

Промежуточный мониторинг осуществляется с помощью методов наблюдения и беседы с учащимися.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Семьеведение. Культура взаимоотношений» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.

  1. Учебное пособие для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р.

  2. Рабочая тетрадь для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р.

  3. Методические рекомендации для учителя «Семьеведение. Культура взаимоотношений. Примерные поурочные планы и рекомендации для работы с родителями»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С.

  4. Видеокомментарии к урокам курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru)

  5. Видеорекомендации по работе с родителями (электронный ресурс familynavigator.ru)

  6. База дидактических материалов для изучения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru)

  7. Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов по психологии и воспитанию для родителей (электронный ресурс familynavigator.ru)

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Бондырева С.К. Семья в контексте общеисторических и этнокультурных проблем в современном мире. // Мир психологии. - 2018. - № 1. - С. 10-15.

    2. Вершинин Н.С., Суханова Н.П. Российская семья и глобальные вызовы современности // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В.Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). С.65-69. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: «Реноме», 2019. — 410 с.

    3. В кругу семей: Методические рекомендации по организации работы клубов молодых семей. − Вологда: Содружество, 2014. − 110с.

    4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

    5. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с.

    6. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций. 2014.

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/

    1. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие.

– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.

    1. Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 37-45.

    2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

    3. Михайлова И.Г. Динамика воспроизводства семейных пространств и их взаимообусловленность социокультурными и религиозными идеалами // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 45-63.

    4. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2019240301

    5. Мухина В.С. Возрастная психология. − М.: «Когито-центр», 2005. − 456 с.

    6. Мясищев В.Н. Психология отношений − М.: МПСИ, 2005. −158 с. 16.Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире: Коллективная

монография / монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. – М.: Изд-во «Экон- Информ», 2015. – 318 с.

  1. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с.

  2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

  3. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.

– 112 с.

  1. Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем народонаселения РАН — Москва, 2016. — 120 с.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся.

  3. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред.

А.А. Реана. – М., 2007. – 121 с.

  1. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).

  2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. − 398 с.

  3. Психология семейных отношений / Коллектив авторов —

«ФЛИНТА», 2015. − 428 с.

  1. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах− М., 2013. − 656с.

  2. Реан А.А. «Уроки семейного счастья» Интервью. Психологическая Газета. 13 июля 2018. //https://psy.su/feed/6920/

  3. Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 75-88.

  4. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А.Бурковой, Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с.

  5. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с.

  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

  7. Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. Педагогические условия преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся// Человек и Образование. № 1 (58) 2019. − С.146-151.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!