СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа доп.образования для 4 класса "Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для учащихся 4 класса. Музейные занятия проводятся в классе 4 год. 1 год - Борская азбука

2 год -  Необычные музеи

3 год - История обычных вещей

4 год - Моя родословная.

Программа снабжена КИМ.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа доп.образования для 4 класса "Моя родословная"»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №4

городского округа г.Бор Нижегородской области




ПРИНЯТО

Педагогическим советом


протокол педсовета № ____

от ______________________




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

М.В.Тимченко

____________________








«Моя родословная»


Рабочая программа дополнительного образования

для 4 класса

в условиях общеобразовательной школы


на 2021-2022 учебный год









Составлена учителем истории и обществознания

высшей категории, руководителем школьного музея

Добролюбовой Л.М.




г.Бор

2021 г.


Содержание:


  1. Информационная карта

  2. Пояснительная записка

  3. Учебный план

  4. Календарный учебный график

  5. Учебно-тематический план

  6. Содержание программы

  7. Оценочные материалы

  8. Список литературы










































«Моя родословная»


1.Информационная карта

Автор программы: Л.М.Добролюбова, учитель истории, обществознания, руководитель школьного музея МАОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородской области, член Союза краеведов РФ, Отличник просвещении РФ, учитель высшей категории.

Место реализации: Нижегородская область, городской округ город Бор, МАОУ СОШ № 4.

Год: с 2021 г.

Возраст: 10-11 лет.

Функция программы: программа дополнительного образования

Образовательная область: краеведение, история России, микроистория, музейное дело, родоведение.

Направленность деятельности: краеведческая.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы и методы обучения: тематические занятия, игровые программы, конкурсы, экскурсии, рукотворчество, презентация семейных реликвий, создание музея семейных реликвий класса. .


2.Пояснительная записка

Актуальность

В связи с переходом на новые ФГОСы особое внимание в начальной школе уделяется организации внеурочной деятельности.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.

Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Краеведение и музееведение, интерес к которым в последние годы усилился, становится интересным и полезным направлением дополнительного образования детей в рамках внеурочной деятельности.

Человек живет в настоящем, но не может обходиться без прошлого. Там его истоки, корни, традиции. Отношение человека к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности.

Свои истоки каждый находит сам. И делается это в первую очередь в семье, семейных архивах, в общении со старшими родственниками, в работе над составлением родословных.

Музей школы создавался как музей семейных реликвий. Здесь много интересных экспонатов с семейной историей. На примере коллекции музея можно мотивировать интерес учащихся к собственной истории семьи, составлению родословной и т.д.

Так с 2018 г. музей апробирует музейные программы в начальной школе:

1 класс – «Борская азбука»;

2 класс – «Музейный калейдоскоп»;

3 класс - «Музейная азбука, или Необычная история музейных вещей».

Программа для 4 класса продолжит работу музея с младшими школьниками и будет называться «Моя родословная».


Целью программы является

- содействие формированию личности ребенка на основе уважения истоков, истории семьи; развитие межпоколенных связей.

- совершенствование модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

.

Задачи

- познакомить учащихся с основами родоведения;

- способствовать расширению кругозора и творческих способностей младших школьников, их социализации;

- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения являются:

- формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;

- стремление к освоению новых видов деятельности;

- осознание чувства сопричастности и гордости за свою семью, край, страну;

- формирование эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

определять цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

учиться планировать свою деятельность;

высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;

делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других людей;

вступать в беседу с одноклассниками и учителем;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).


Целевая аудитория:

Учащиеся 4 класса (возможна реализация программы в любом классе начальной школы) делятся на 2 группы, и каждая группа занимается по расписанию:

1 группа – 1, 3 неделя,

2 группа – 2, 4 неделя.


Особенности набора детей:

свободный

 Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.


Объем программы:

Программа рассчитана на 18 учебных часа на каждую из групп, исходя из количества учебных недель для учащихся 3-х классов. Возможно, использование программы фрагментарно, по блокам на усмотрение учителя. Программа может стать основой коллективного учебного проекта класса.


Формы организации:

Каждое занятие состоит из 2 частей – теоретической и практической. Теоретическая часть освещается с помощью современных средств обучения: компьютерных презентаций, звуковых и видео файлов, экспонатов школьного музея, семейных реликвий и других интерактивных форм подачи информации, призванных заинтересовать ребенка.

Практическая часть носит деятельностный характер в соответствии с возрастными особенностями учащихся 4-х классов. Дети оформляют рабочую тетрадь, рисуют, участвуют в игровых программах, викторинах, практикумах и т.п.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области родословия и родоведения, учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Итогом работы может стать конференция «История семейной реликвии» или открытие классного музея семейных реликвий.

Программа имеет интегрированный характер. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов начальной школы: письма, чтения, математики, технологии, изобразительного искусства и др.

В условиях партнерского общения обучающихся, их родителей и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

На занятиях активно используются компьютерные технологии, элементы игровой технологии, музейной педагогики и др.

Предполагается совместная внеурочная деятельность учащихся и их родителей: выполнение домашних заданий, квесты, семейные познавательно-развлекательные программы и т.п.

Контроль за развитием УУД осуществляется в виде педагогического наблюдения, тестирования, анализа заданий в рабочих тетрадях.

Подведение итогов деятельности проводится в в различных формах общественной презентации (выставки, в т.ч. и фотовыставки, размещение итогов в соцсетях, на сайте школы и т.п., конкурс семейных музеев, презентация мини исследовательских работ, видеороликов, награждения активистов и др.).

Проводятся экскурсии в школьный музей, используются игровые методики, обязательная физкультминутка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся. Предполагается участие педагога дополнительного образования в родительском собрании класса.

Условия реализации программы:

  • кабинет краеведения или классная комната с мультимедийным оборудованием;

  • школьный музей;

  • музейные экспонаты для занятий в кабинете;

  • тематические компьютерные презентации, видеофильмы;

  • наличие семейных реликвий;

  • учебно-методические материалы:

  • оценочные материалы.



3.Учебный план

дополнительной образовательной программы

«Моя родословная»

(срок реализации 1 год)

Модуль

Часы

Промежуточная аттестация

1.

Модуль первого полугодия

8

1

2.

Модуль второго полугодия

8

1

3.

Итого

16

2

4.

Всего

18 часов


4.Календарный учебный график

на 2021- 2022 уч. год

Дни

недели

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август





К





К


1



К



1


К




1

К





К

1




К

1




К





К


1



К



1


К





К





К




1

К





К





К


К



К



1


К




1






К

1





1




К






1




К



1







К





1




1

К










К


1






1


К




1






К

1






1



К






1




К



1







К





1




1

К










К


1






1


К




1






К

1






1



К






1




К



1







К





1





К










К


1






1


К




К








2+2

2+2

2+2

2+2

1+2

2+2

2+2

3+2

2+2

18+18


17 декабря 2021 г., 24 декабря 2021 г. (отпуск) - промежуточная аттестация (1 группа, 2 группа)

13 мая 2022 г.,20 мая 2021 г.- промежуточная аттестация (1 группа, 2 группа)


Тема/содержание

Часы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1



2.

Человек, семья и память рода

Древо рода. Связь времен. Воспитание и традиции семьи. Личность и память рода. Что дает знание истории семьи.


1

Задачи: Разобраться в родственных отношениях трех поколений прямого кровного родства. Научиться составлять рабочую родословную таблицу. Понять свою роль в работе над историей семьи. Освоить «Дневник Летописца».


Слово о роде


3.

Моя семья

О личных именах. Обращение друг к другу. Особенности личных имен. Как произошли традиционные русские имена. Происхождение имен разных народов России. Как появляется мода на имена? Как сегодня чаще всего называют детей, и каковы прогнозы. Проблема выбора имен новым гражданам России .

Руские отчества. О фамилиях. Образование русских фамилий.Что необходимо помнить о фамилиях при поиске родственников.


6

Задачи: Познакомиться со значением русских имен, отчеств и фамилий. Узнать, что означают Ваши.

Заполнение «Дневника летописца:

Это я!

Рисую свое имя

Рисунок «Герб моего рода»



ПА

1



4.

Работа с семейным архивом Работа с семейным архивом. Что такое семейный архив? Сбор документов, систематизация и хранение. Изучение содержания документов. Семейный фотоальбом. Прочие письменные сокровища родовой памяти. Письма и почтовые открытки. Воспоминания, мемуары и записные книжки.


5

Задачи: Дружно с родителями привести в порядок семейные документы, фотоальбом, весь семейный архив (возможно, семейный музей). Провести семейное исследование, систематизировать материалы, чтобы сохранить память семьи и рода для будущего.

Рассказ о семейных реликвиях

История одной фотографии


5.

Сбор данных.

1

Задачи: Почти самостоятельно провести работу по сохранению устной истории семьи и рода, общаясь с родственниками. Записать и оформить воспоминания. Создать «Картотеку Летописца». Собрать информацию из косвенных источников, печатных и Интернета.

Запись воспоминаний по теме «Как бабушка и дедушка учились в школе»

6.

Оформление родословной

3

Углубиться, насколько возможно, в поколения предков, привлекая документы государственных архивов. Принять участие в оформлении Родословной книги с Древом рода

Оформление родословной


Итоговая аттестация

1










5. Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие, знакомство с программой

1

Судьбою мне дарована семья. ( Человек, семья и память рода )


1

Помни имя свое

1

Помни имя свое

1

Кто обзывается, тот так и называется (история фамилий)

1

Моя фамилия

1

Русские отчества

1

практикум

1

Промежуточная аттестация 1 полугодие

1

Загляните в семейный альбом

1

Письменные источники семьи

1

Нам поможет архив

1

О чем расскажет семейная реликвия

1

Презентация классного музея семейных реликвий

1

Я записываю семейную историю

1

Виды родословных

1

Я – летописец рода

1

Промежуточная аттестация 2 полугодие

1



18


6.Содержание программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие, знакомство с программой

Повторение материала по программе 3 класса, правил поведения на занятии, оборудование, знакомство с программой. Что нам нужно для работы. Техника безопасности на практической части занятий.

Игровая программа «Занимательная генеалогия»

1

Судьбою мне дарована семья. ( Человек, семья и память рода )


Что мы знаем о роде. Как составить схему трех поколений прямого кровного родства. Какие бывают родственные отношения. Заводим «Дневник Летописца».

Составляем схему родства с указанием степени родства.Заполнение «Дневника летописца» Это я! Слово о роде.

1

Помни имя свое

О личных именах. Обращение друг к другу. Особенности личных имен. Как произошли традиционные русские имена.

Что означает твое имя. Работа со словарем имен

1

Помни имя свое

Происхождение имен разных народов России. Как появляется мода на имена? Как сегодня чаще всего называют детей, и каковы прогнозы. Проблема выбора имен новым гражданам России .

Составляем ребусы с именами.

Рисуем свое имя.

1

Кто обзывается, тот так и называется (история фамилий)

О фамилиях История русских фамилий.. Образование русских фамилий.Что необходимо помнить о фамилиях при поиске родственников.

Что означают фамилии известных россиян. Работа со словарем.

1

Моя фамилия

Что означает твоя фамилия. К какому типу относится. Что необходимо помнить о фамилиях при поиске родственников.

Рисуем свою фамилию

1

Русские отчества

Как и когда появились русские отчества. Когда отчества стали фамилией ( К.Минин)

Словарь «Отчества моей семьи»

1

Практикум:

Что такое поколенная роспись. Правила и требования.

Составление поколенной росписи .

1

Промежуточная аттестация 1 полугодие

1

Загляните в семейный альбом

История фотографии. Семейные альбомы. О чем может рассказать фотография.

История одной фотографии

1

Письменные источники семьи

Работа с семейным архивом. Что такое семейный архив? Сбор документов, систематизация и хранение. Изучение содержания документов. Прочие письменные сокровища родовой памяти. Письма и почтовые открытки. Воспоминания, мемуары и записные книжки.

О чем расскажут письменные источники семейного архива. Пишем письма потомкам или предкам (Письма Победы).



Нам поможет архив.

Какие архивы страны помогут восстановить историю вашего рода.

Работа на платформе «Память народа.ру»

1

О чем расскажет семейная реликвия

Что может стать семейной реликвией. История известных семейных реликвий. Музейные экспонаты – семейные реликвии. Посещение школьного музея.

Рассказ о реликвии своей семьи.

1

Презентация классного музея семейных реликвий

Распространение постов в соцсетях.

1

Я записываю семейную историю

Как записать и оформить воспоминания. «Картотека Летописца».

Как записать воспоминания родителей, бабушек и дедушек о их школьном детстве.

Запись воспоминаний по теме «Как бабушка и дедушка учились в школе»

1

Виды родословных.

Какие бывают родословные. Оформление родословных. Родословное дерево.

Оформление круговой родословной. Конкурс «Чье родословное дерево гуще»

1

Я – летописец рода.

Зачем нужна летопись рода. Какова твоя роль в составлении родословной.

Выставка «Дневников летописца». Истории моего рода, семьи.

1

Промежуточная аттестация 2 полугодие

1



18


7.Оценочные материалы



Промежуточная аттестация 1 полугодие


  1. Отгадай загадку: Шли 2 отца, 2 сына и 1 внук. Сколько всего шло человек? ________________________________________________________________

  2. Реши ребус по цифровому ключу:

6,2,4,1,5,1,3

1.И

2.А

3.Я

4.М

5.Л

6.Ф


_____________________________________________________


  1. Ты знаешь, что существуют разные фамилии. Выбери из списка фамилии и подчеркни профессиональные:

Мельниковы, Воронины, Тарновские, Ковалевы, Оленевы, Дроздовы, Олейниковы.


  1. Молодой человек и девушка вступили в брак. Как теперь их будут называть?

Тесть и теща, свекор и свекровь, муж и жена.

  1. «Напиши правильно»

Найди ошибки в тексте и подчеркни слова с ошибками. Правильно запиши слова:

Мое фамилие – Петров происходит от имени моего претка.

__________________________________________________________________

  1. Разгадай зашифрованные имена:

1=Г

3=С 1=Т


  1. Запиши русскую пословицу, читая каждую третью букву:

Енотьдтбикензхгчсолдртьюячеждт, юьакесчяеромщшьфуяаювикомчюерейчт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Промежуточная аттестация 2 полугодие


Задание 1. «Четвертый лишний»
Из перечисленных слов подчеркнуть лишний и объяснить свой ответ:

мать, дочь, бабушка,отец





Задание2. Прочти стихотворение «Семь главных правил» И. Молчанова и выпиши 7 правил семьи:

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах.

Всё это для меня моя семья!

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)


Задание 3. «Соедини правильно начало и окончание русских пословиц о семье:

1.

Вся семья вместе,


А

всего дороже.

2.

Согласие да лад

Б

так и душа на месте.

3.

Семья сильна,


В

когда над ней крыша одна.

4.

В хорошей семье

Г

в семье клад.

5.

Семейное согласие


Д

хорошие дети растут.

1.

2.

3.

4.

5.











Задание 4. Напиши генеалогический диктант. Составь родословную схему. Помни, что люди одного поколения находятся на одной строке схемы. Удачи!\

У дедушки Егора были сестры: Ульяна, Маруся, Таня, Галя и брат Иван. У Ульяны есть дети - Саша и Надя. У Саши – дочка Лена и сын Андрей. У Нади – сыновья Вова и Саша. У Маруси есть сын Миша, а у него две дочки –Света и Рита. У Нади - дочки Валя и Люся. У Вали сын Виталик, у Люси – сын Саша.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Выбери из списка «прозрачные имена», т.е. те, которые можно объяснить без словаря:

Павел, Илья, Владимир, Светлана, Ирина, Соломон, Людмила. Что они означают.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 6. Разгадайте загадку:

Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Прочти отрывок  из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица» и определите, какие профессиональные фамилии могли появиться здесь?

 

Кузнецы куют таганы

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб- «басман»

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью Бережки,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Список литературы

  1. Война в истории школы и семьи. – Бор, 2008.

  2. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь фамилий. – Н.Н., 1997.

  3. Диск «В помощь генеалогу»

  4. Дьякова О.А. Игры для школьников. М.,1980.

  5. Занимательная генеалогия. Выпуск 1,2,3. – Н.Н., 2012.

  6. Маленькие памятники большой войне. Семейные реликвии и истории о Великой Отечественной войне. – Бор, 2020.

  7. Мартышин В.С. Твоя родословная: учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М.: «Школьная пресса», 2000.

  8. Православные календари (указанием происхождения имен), 2009, 2010, 2015 и др.

  9. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М, Наука, 1984. •

  10. Суперанская А.В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М, 1996. •

  11. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. •

  12. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л, Лениздат, 1991.

  13. Успенский Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах. Л, Детская литература, 1972.

  14. Успенский Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего. М, 1974.

  15. Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. М, 1981.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!