СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для предшкольной подготовки "Школа будущего первоклассника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предшкольной подготовки "Школа будущего первоклассника"

Просмотр содержимого документа
«Программа для предшкольной подготовки "Школа будущего первоклассника"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Утверждено

на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от «__»_______20___ г.

Утверждаю

Директор школы ____________

Майданова И.Н.

Приказ № ___ от

«__»________20___г.

Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей начальных классов

протокол № ____ от «__»_______20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предшкольной подготовки

Год обучения - первый

на 2015 - 2016 учебный год

Название детского объединения

«Школа будущего первоклассника»

возрастная группа 6 – 7 лет

учитель начальных классов

Шумская А.И.

с. Беседино

2015


Пояснительная записка

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребёнка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Актуальность программы заключается в том, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) - как возраст общей подготовки ребёнка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.

Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребёнка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др. предшкольной подготовки детей 6-7 лет.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребёнка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребёнка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребёнком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребёнок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребёнок умеет попросить о помощи и оказать её, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребёнка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребёнок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребёнок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребёнок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребёнка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

- наличии чётких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребёнка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически ещё не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

Новизна:

  • в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;

  • в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребёнка, этнической принадлежности т.д.

  • в создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений;


Цель, задачи.

Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.

Основная форма обучения по данной программе – занятие.

Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формирование чётких представлений и школе и формах школьного поведения;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

1. Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребёнка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребёнком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

3. Принцип творческой активности предполагает:

— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

— участие в коллективных формах работы;

— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

4. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.

5. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:

– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;

– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;

– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;

– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;

– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.


При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:

Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.

Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.

Практические: упражнение, игровой метод.

В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие виды занятий:

- вводное занятие;

- занятие – дидактическая игра;

- занятие – сказка;

- занятие – эксперимент;

- занятие – викторина;

- занятие КВН;

- занятие – конкурс;

- занятие – экскурсия;

- итоговое или учетно-проверочное занятие.

Общая характеристика процесса подготовки дошкольников

к обучению в школе.

Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

Программа рассчитана на 37 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по июнь текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 74 часа. Общее количество занятий – 111.

Одно учебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 15 человек.

Результаты освоения программы.

Личностные, метапредметные и предметные

В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.


ФОРМА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ


Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:

- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;

-анализ продуктов детской деятельностью;

- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе.

Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.



















Учебно - тематический план


Учебные предметы.

Число учебных занятий в неделю.

Число учебных занятий в год.

Обучение грамоте, подготовка руки к письму

1


37

Весёлая математика

1

37

Знакомство с окружающим миром



1

(через неделю)

18

Умелые ручки

1 (через неделю)

19

Итого:

3

111
























Тематическое планирование по курсу

«Обучение грамоте, подготовка руки к письму» (37 часов)

№ занятия

Тема обучения грамоте

Страницы рабочей тетради

Тема занятия

Тема по развитию речи

Дата план.

Дата факт.

Буквы а и о

С.1-2

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков, составление словосочетаний



Буква И

С.3

Лес

Лексика и словообразование



Буква у

С.4

День

Развитие мышления,
устное сочинение



Буква ы

С.5

Шары

Образование множественного числа



Буква н

С.6

Порядок

Предлог на



Буквы к и т

С.7-8

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация



7-8.

Буквы з с

С.9, 16

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией



9.

Буква л

С.10

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука



10.

Буква р

С.11

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование



11.

Буква в

С.12

Виноград

Использование предлогов, лексика



12-13

Буква е, ё

С.13, 24

Ёлка

Составление пересказа



14.

Буквы бп

С.14, 17

Бабочка

Сочинение-описание



15.

Буква м

С.15

Транспорт

Лексика по теме, словообразование



16.

Буквы дт

С.18, 7

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией



17.

Буква г

С.20

Птичий двор

Использование предлогов, словообразование



18.

Буква ч

С.21

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение



19.

Звук ш

С.22

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией



20.

Буква ж

С.23

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией



21.

Буква х

С.26

Праздничный стол

Составление рассказа



22.

Буква ю

С.27

Клюква

Составление пересказа



23.

Буква ц

С.28

Цыпленок

Составление пересказа



24.

Буква щ

С.30

Щенок и щетка

Развитие мышления, устное сочинение



25.

Буквы фв

С.31,12

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией



26.

Буква я

С.19

Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение



27.

Слоги

С.1-3 ч.2

Часы

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией



28.

Слоги

с. 4-5 ч.2

Мыши

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией



29.

Слова-предметы

С.20-21 ч.2

Кухня. Игровой материал

Лексика по теме, словообразование



30.

Слова

С. 6-8 ч.2

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование



31-32.

Деление слов на слоги

С.9-11 ч.2

Камень и львенок

Развитие мышления, устное сочинение



33.

Деление слов на слоги

С. 12-14 ч.2

Космос, ракета

Развитие мышления,
устное сочинение



34.

Слова-предметы

С.16-19

Колобок

Составление пересказа



35.

Предложение. Составление предложений из слов

С.22-24

Репка

Составление пересказа



36-37.

Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное)

С.25-27

Лето

Развитие мышления, устное сочинение






















Содержание изучаемого курса

«Обучение грамоте, подготовка руки к письму» (37 ч.)

Учитывая необходимость подготовки ребёнка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по обучению грамоте, подготовке руки к письму с детьми 6–6,5 лет:

1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

1. Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).



Планируемые результаты.

• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги.



































Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».

Математика (37 часов)

п/п

Тематика занятия

Стр. тетради

Дата план.

Дата факт.

1.

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

С.1-2



2-3.

Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0

С.3-5



4.

Число и цифра 1.

С.6-7



5.

Число и цифра 2. Состав числа 2.

С.8-9



6.

Число и цифра 3. Состав числа 3.

С.10-11



7.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

С. 12-13



8.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

С.14-15



9.

Число и цифра 6. Состав числа 6.

С.16-17



10.

Число и цифра 7. Состав числа 7.

С.18-19



11.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

С.20-21



12.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

С.22-23



13.

Число 10. Состав числа 10.

С.24-25



14.

Числа натурального ряда.

С.26-27



15.

Числа натурального ряда

С. 28-29



16-17.

Знаки ,

С. 30-32



18.

Составление схем-примеров

С. 2-3 ч.2



19.

Решение примеров

С. 4-5



20.

Увеличить, уменьшить на 2

С. 6-7



21.

Решение примеров

С. 8-9



22.

Решение примеров

С.10-11



23.

Задача.

С.12-13



24.

Задача «было-съели-осталось»

С. 14-15



25.

Задача «было-съели-осталось»

С. 16-17



26.

Решение примеров

С.18-19



27.

Решение примеров

С.20-21



28.

Состав числа 10

С.22-23



29.

Решение примеров

С.24-25



30.

Увеличить, уменьшить на 3

С.26-27



31.

Измерение длины.

С.28-29



32-33.

Счет до 20.

С. 30-31



34-35.

Решение примеров. Упражнения на развитие логики




36.

Решение примеров. Упражнения на развитие логики




37.

Решение примеров. Упражнения на развитие логики


























Содержание изучаемого курса « Весёлая математика».

Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6–6,5 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.

3. Развитие умения вести счёт предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Основное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.


Планируемые результаты.

• Называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.














Тематическое планирование занятий

«Знакомство с окружающим миром».


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1.

Игрушки. Посуда.

1



2.

Одежда.

Головные уборы.

Обувь.

1



3.

Мебель.

1



4.

Школьные принадлежности.

1



5.

Электроприборы. Инструменты.

1



6.

Музыкальные инструменты.

1



7.

Спортивные принадлежности.

1



8.

Транспорт: наземный, воздушный, водный. Техника.

1



9.

Профессии.

1



10.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

1



11.

Цветы. Деревья.

1



12.

Грибы.

1



13.

Домашние животные. Лесные животные.

1



14.

Животные севера.

1



15.

Животные жарких стран.

1



16.

Обитатели моря. Рыбы.

1



17.

Птицы. Домашние птицы.

1



18.

Насекомые.

1






Содержание изучаемого курса

« Знакомство с окружающим миром».


Цель – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

- познакомить с правилами школьной жизни;

- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

- расширить представление дошкольников об окружающем мире;

- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

- проделать первые шаги к рефлексии.

Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребёнок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Содержание занятий

Окружающий мир: предметы.

Игрушки. Посуда. Одежда. Головные уборы. Обувь. Мебель. Школьные принадлежности. Электроприборы. Инструменты. Музыкальные инструменты. Спортивные принадлежности. Наземный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. Профессии. Техника.

Окружающий мир: природа.

Овощи. Фрукты. Ягоды. Цветы. Деревья. Грибы. Домашние животные. Лесные животные. Животные севера. Животные жарких стран. Обитатели моря. Птицы. Домашние птицы. Рыбы. Насекомые. Бережное отношение к природе.

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Времена года. Месяцы года. Дни недели.

Планируемые результаты

К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:

- о правилах школьной жизни;

- о своей большой и малой Родине.

- о сезонных изменениях природы;

- о разнообразии профессий;

Владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданные вопросы;

- ориентироваться в тетради;

- не перебивать отвечающего.

Знать:

- название нашей страны, ее столицы, родного города;

- правила поведения в школе;

- правила вежливого общения;

- признаки времен года;

- месяцы года, дни недели, время суток;

- животных и их детёнышей;

- фрукты и овощи.

Уметь:

- выполнять правила поведения в школе;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правилами вежливости.





















Календарно - тематическое планирование занятий «Умелые ручки»



п/п

Тема занятия

Коли-

чество

часов

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях изобразительного искусства.

Учимся рисовать карандашом «Мой дом»

1



2.

Линия и штрих – основа рисунка. Линии и фигуры в системе клеток и точек.

1



3.

Форма предметов. Аппликация «Осенние листья».

1



4.

Форма предметов. Обучение лепке «Фрукты».

1



5.

Волшебный мир красок. Основные составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Рисунок на тему «Радуга».

1



6.

Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень».

1



7.

Композиция рисунка. Рисование с натуры «Бабочка».

1



8.

Рисование с натуры ветки ели и сосны: «Красота лесной природы».

1



9.

Лепка животных «В мире животных» (скульптура).

1



10.

Аппликация в технике скатывания «Мимоза»

1



11.

Натюрморт. Рисование с натуры «Грибы», «Овощи».

1



12.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование животных.

1



13.

Портрет. Рисование по памяти «Моя мама», «Мой друг».

1



14.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. Иллюстрирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Три поросёнка»

1



15.




Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Хохломская роспись. Рисование узора для блюда.

1


16.

Беседа «Городецкие узоры». Роспись разделочной доски.

1



17.

Беседа «Дымковская игрушка». Лепка дымковской игрушки. Роспись лепных игрушек.

2



18.

Ознакомление с филимоновской игрушкой. Роспись лошадки.

1



19.

Гжельская роспись. Обобщение «Искусство народных мастеров России».

1





























Содержание изучаемого курса

Содержание этого курса направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

• пространственная ориентировка;

• умение анализировать форму предмета и изображения;

Программа предназначена для обучения детей с родным языком — русским, но она может быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.

• развитие воображения;

освоение ряда специфических средств художественной выразительности


Каждый ребёнок научится использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).

















Работа с родителями.

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями) ребёнка. Эффективными формами работы с родителями являются беседы, позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе, а также совместные занятия для детей и родителей, что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.


На определенном этапе жизненного пути ребёнок поступает в ОУ. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребёнку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, а ОУ будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Педагогу необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними.

Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как ОУ, так и семья. Родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребёнка — это показатель характера взаимодействия ОУ и семьи.

Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье.


Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

• Совместные досуги, праздники.

• Выпуск газет.

• Организация мини-библиотеки.

• Семинары – практикумы.

• Устные педагогические журналы.

• Игры с педагогическим содержанием.

• Занятия о профессиях, которые проводят родители.


Анкетирование, тестирование, диагностика.

• Тестирование детей «Моя семья»;

• Тестирование детей «Два домика»;

• Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;

• Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ОУ;

• Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»;

• По эффективному взаимодействию с ОУ при подготовке к школе;

• Выявление педагогической культуры родителей;

• Выявление особенностей воспитания детей в семье;

• Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

• Определение типа детско-родительских отношений;

• Игровое общение с ребенком.

Беседы, консультации, рекомендации.

• Внеплановые индивидуальные беседы;

• Рекомендации по изучению педагогической литературы;

• Рекомендации по использованию методических пособий;

• Консультации врача;

• Консультации педагога-психолога;



Методы диагностики личностного развития детей

В ходе диагностики личностного развития детей используются тесты «Какая самооценка у вашего ребёнка», «Тревожность», методика «Определение уровня воспитанности дошкольников» (по В.А. Васильеву).



Виды и формы контроля освоения программы

При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.


Материально-техническое оснащение:

- учебный кабинет;

- столы и стулья, соответствующие росту детей;

- доска аудиторная (магнитная);

- указка;

- магнитофон;

- ноутбук;

- мультимедиапроектор;

- экран настенный;

- счётные палочки;

- набор геометрических фигур;

- учебно-наглядные пособия по темам программы;

- плакат настенный «Цифры»;

- часы демонстрационные;

- набор счётного материала;

- раздаточный счетный материал: пуговицы, вишни, бабочки и т.д.;

- настольно-печатные игры с математическим содержанием;

- сюжетные игрушки.

- учебно-наглядные пособия по темам программы; времена года, растения, животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;

- алфавит настенный;

- лента букв;

- касса букв;

- спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи и т.д.

- клей, ножницы, бумага, альбомы для рисования, цветные карандаши, цветная бумага.


Основные формы организации обучения


индивидуальная


ребенок - родители - учитель,


ребенок - родители - воспитатель,


фронтальная (не более 15 детей)


со всей группой,


с группой набранной из неорганизованных детей



В подготовительной группе преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний, получение новых и т.д.). Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребенка.Собственная деятельность детей предшкольного возраста – игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры;игры, стимулирующиепоисково-экспериментальное поведение; игры с готовыми правилами (дидактические игры); строительные, трудовые, технические, конструкторские (включая Leqo), игры, в которых дети осваивают процесс созидания; пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи; строительные, технические игры, игры-конструирование, игры-моделирования, способствующие развитию пространственных представлений; игры-упраженения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.


Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка должна организовываться так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат.

Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Таким образом, происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности - учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создает творческую, доброжелательную, не принужденную атмосферу на занятиях.
























Методическое обеспечение образовательного процесса

Готов ли я к школе (В.А. Солнцева, Т.В. Белова).

«Окружающий мир» - тетрадь в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2015г.

«Обучение грамоте» - тетрадь в 2 частях. Серия «Рабочие тетради дошкольника «Солнечные ступеньки».

«Математика» - тетрадь в 2 частях. Серия «Рабочие тетради дошкольника «Солнечные ступеньки».


Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей

«Учимся рисовать»:

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа»,

«Графика, живопись и народные промыслы»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».


Литература для родителей:

1. Герасимова Анна. Учусь читать и писать.

С помощью этой книги ребенок не только выучит буквы, но и научится их писать, сделает первые шаги на пути к чтению. Рекомендуется как учебное пособие в помощь родителям, гувернерам, воспитателям и логопедам.

2. Журавлева О.Н. Как подготовить ребенка к школе. Практические советы и рекомендации

80 стр., формат - электронная книга для родителей. Вашему ребенку скоро идти в школу, а вы не знаете, как подготовить его? Что же, эта книга специально для вас. В ней вы найдете практические советы и рекомендации, способы диагностики, применяемые в домашних условиях, сможете без помощи специалистов определить уровень готовности вашего малыша, и справиться с проблемами, которые...


3. Папка дошкольника. Волшебные картинки

Папка дошкольника. Материал для занятий на отдельных листах. Разрезные карточки на цветных вкладышах. 16 листов, 2 цветных вкладыша. Материалы рекомендованы широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Могут быть использованы родителями при подготовке детей к школе.


4. Папка дошкольника. Противоположности

Для развития мышления, активизации словаря и мелкой моторики. Папка дошкольника. Материал для занятий на отдельных листах. Разрезные карточки на цветных вкладышах. 16 листов, 2 цветных вкладыша. Материалы рекомендованы широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Могут быть использованы родителями при подготовке детей к школе.


5. Святова О. и др. Изучаем времена года

М.: Розовый слон, 2000. - 18 с. Основная цель данной серии - помочь родителям самостоятельно поднять степень подготовленности ребенка к обучению в школе. Отработать навыки чтения и письма, счета и решения задач, развития речи и мышления, внимания и памяти.


6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Ускоренный курс подготовки детей к школе

М.: Астрель, 2007. Хорошая дошкольная подготовка - залог отличной учебы в школе. С помощью системного подхода, принятого в пособии, возможно быстро, эффективно и гармонично развить у дошкольника память, внимание, логическое мышление. Книга предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!