Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Утверждено на заседании педагогического совета протокол № ____ от «__»_______20___ г. | Утверждаю Директор школы ____________ Майданова И.Н. Приказ № ___ от «__»________20___г. |
Рассмотрено
на заседании методического
объединения учителей начальных классов
протокол № ____ от «__»_______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предшкольной подготовки
Год обучения - первый
на 2015 - 2016 учебный год
Название детского объединения
«Школа будущего первоклассника»
возрастная группа 6 – 7 лет
учитель начальных классов
Шумская А.И.
с. Беседино
2015
Пояснительная записка
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребёнка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Актуальность программы заключается в том, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) - как возраст общей подготовки ребёнка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребёнка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др. предшкольной подготовки детей 6-7 лет.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребёнка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребёнка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребёнком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребёнок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребёнок умеет попросить о помощи и оказать её, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребёнка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребёнок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребёнок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребёнок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребёнка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии чётких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребёнка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически ещё не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.
Новизна:
в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;
в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребёнка, этнической принадлежности т.д.
Цель, задачи.
Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Основная форма обучения по данной программе – занятие.
Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование чётких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
1. Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребёнка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребёнком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
3. Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
4. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
5. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;
– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие виды занятий:
- вводное занятие;
- занятие – дидактическая игра;
- занятие – сказка;
- занятие – эксперимент;
- занятие – викторина;
- занятие КВН;
- занятие – конкурс;
- занятие – экскурсия;
- итоговое или учетно-проверочное занятие.
Общая характеристика процесса подготовки дошкольников
к обучению в школе.
Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Программа рассчитана на 37 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по июнь текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 74 часа. Общее количество занятий – 111.
Одно учебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 15 человек.
Результаты освоения программы.
Личностные, метапредметные и предметные
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
ФОРМА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ
Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Учебно - тематический план
Учебные предметы. | Число учебных занятий в неделю. | Число учебных занятий в год. |
Обучение грамоте, подготовка руки к письму | 1 | 37 |
Весёлая математика | 1 | 37 |
Знакомство с окружающим миром | 1 (через неделю) | 18 |
Умелые ручки | 1 (через неделю) | 19 |
Итого: | 3 | 111 |
Тематическое планирование по курсу
«Обучение грамоте, подготовка руки к письму» (37 часов)
№ занятия | Тема обучения грамоте | Страницы рабочей тетради | Тема занятия | Тема по развитию речи | Дата план. | Дата факт. |
| Буквы а и о | С.1-2 | Цветы на клумбе | Дифференциация звуков, составление словосочетаний | | |
| Буква И | С.3 | Лес | Лексика и словообразование | | |
| Буква у | С.4 | День | Развитие мышления, устное сочинение | | |
| Буква ы | С.5 | Шары | Образование множественного числа | | |
| Буква н | С.6 | Порядок | Предлог на | | |
| Буквы к и т | С.7-8 | Кактусы | Решение логической задачи, аргументация | | |
7-8. | Буквы з – с | С.9, 16 | Снеговик | Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией | | |
9. | Буква л | С.10 | Лягушата | Звук [л]. Автоматизация звука | | |
10. | Буква р | С.11 | Краски. Цвета и оттенки | Лексика по теме, словообразование | | |
11. | Буква в | С.12 | Виноград | Использование предлогов, лексика | | |
12-13 | Буква е, ё | С.13, 24 | Ёлка | Составление пересказа | | |
14. | Буквы б – п | С.14, 17 | Бабочка | Сочинение-описание | | |
15. | Буква м | С.15 | Транспорт | Лексика по теме, словообразование | | |
16. | Буквы д – т | С.18, 7 | Роботы | Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией | | |
17. | Буква г | С.20 | Птичий двор | Использование предлогов, словообразование | | |
18. | Буква ч | С.21 | Черепаха | Развитие мышления, устное сочинение | | |
19. | Звук ш | С.22 | Шмель | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | | |
20. | Буква ж | С.23 | Жук | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | | |
21. | Буква х | С.26 | Праздничный стол | Составление рассказа | | |
22. | Буква ю | С.27 | Клюква | Составление пересказа | | |
23. | Буква ц | С.28 | Цыпленок | Составление пересказа | | |
24. | Буква щ | С.30 | Щенок и щетка | Развитие мышления, устное сочинение | | |
25. | Буквы ф – в | С.31,12 | Фонтан и вода | Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией | | |
26. | Буква я | С.19 | Ягоды и львенок | Развитие мышления, устное сочинение | | |
27. | Слоги | С.1-3 ч.2 | Часы | Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией | | |
28. | Слоги | с. 4-5 ч.2 | Мыши | Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией | | |
29. | Слова-предметы | С.20-21 ч.2 | Кухня. Игровой материал | Лексика по теме, словообразование | | |
30. | Слова | С. 6-8 ч.2 | Листья. Времена года | Лексика по теме, словообразование | | |
31-32. | Деление слов на слоги | С.9-11 ч.2 | Камень и львенок | Развитие мышления, устное сочинение | | |
33. | Деление слов на слоги | С. 12-14 ч.2 | Космос, ракета | Развитие мышления, устное сочинение | | |
34. | Слова-предметы | С.16-19 | Колобок | Составление пересказа | | |
35. | Предложение. Составление предложений из слов | С.22-24 | Репка | Составление пересказа | | |
36-37. | Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное) | С.25-27 | Лето | Развитие мышления, устное сочинение | | |
Содержание изучаемого курса
«Обучение грамоте, подготовка руки к письму» (37 ч.)
Учитывая необходимость подготовки ребёнка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по обучению грамоте, подготовке руки к письму с детьми 6–6,5 лет:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».
Математика (37 часов)
№ п/п | Тематика занятия | Стр. тетради | Дата план. | Дата факт. |
1. | Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет. | С.1-2 | | |
2-3. | Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0 | С.3-5 | | |
4. | Число и цифра 1. | С.6-7 | | |
5. | Число и цифра 2. Состав числа 2. | С.8-9 | | |
6. | Число и цифра 3. Состав числа 3. | С.10-11 | | |
7. | Число и цифра 4. Состав числа 4. | С. 12-13 | | |
8. | Число и цифра 5. Состав числа 5. | С.14-15 | | |
9. | Число и цифра 6. Состав числа 6. | С.16-17 | | |
10. | Число и цифра 7. Состав числа 7. | С.18-19 | | |
11. | Число и цифра 8. Состав числа 8. | С.20-21 | | |
12. | Число и цифра 9. Состав числа 9. | С.22-23 | | |
13. | Число 10. Состав числа 10. | С.24-25 | | |
14. | Числа натурального ряда. | С.26-27 | | |
15. | Числа натурального ряда | С. 28-29 | | |
16-17. | Знаки , | С. 30-32 | | |
18. | Составление схем-примеров | С. 2-3 ч.2 | | |
19. | Решение примеров | С. 4-5 | | |
20. | Увеличить, уменьшить на 2 | С. 6-7 | | |
21. | Решение примеров | С. 8-9 | | |
22. | Решение примеров | С.10-11 | | |
23. | Задача. | С.12-13 | | |
24. | Задача «было-съели-осталось» | С. 14-15 | | |
25. | Задача «было-съели-осталось» | С. 16-17 | | |
26. | Решение примеров | С.18-19 | | |
27. | Решение примеров | С.20-21 | | |
28. | Состав числа 10 | С.22-23 | | |
29. | Решение примеров | С.24-25 | | |
30. | Увеличить, уменьшить на 3 | С.26-27 | | |
31. | Измерение длины. | С.28-29 | | |
32-33. | Счет до 20. | С. 30-31 | | |
34-35. | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | | | |
36. | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | | | |
37. | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | | | |
Содержание изучаемого курса « Весёлая математика».
Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6–6,5 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счёт предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Тематическое планирование занятий
«Знакомство с окружающим миром».
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1. | Игрушки. Посуда. | 1 | | |
2. | Одежда. Головные уборы. Обувь. | 1 | | |
3. | Мебель. | 1 | | |
4. | Школьные принадлежности. | 1 | | |
5. | Электроприборы. Инструменты. | 1 | | |
6. | Музыкальные инструменты. | 1 | | |
7. | Спортивные принадлежности. | 1 | | |
8. | Транспорт: наземный, воздушный, водный. Техника. | 1 | | |
9. | Профессии. | 1 | | |
10. | Овощи. Фрукты. Ягоды. | 1 | | |
11. | Цветы. Деревья. | 1 | | |
12. | Грибы. | 1 | | |
13. | Домашние животные. Лесные животные. | 1 | | |
14. | Животные севера. | 1 | | |
15. | Животные жарких стран. | 1 | | |
16. | Обитатели моря. Рыбы. | 1 | | |
17. | Птицы. Домашние птицы. | 1 | | |
18. | Насекомые. | 1 | | |
Содержание изучаемого курса
« Знакомство с окружающим миром».
Цель – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребёнок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Содержание занятий
Окружающий мир: предметы.
Игрушки. Посуда. Одежда. Головные уборы. Обувь. Мебель. Школьные принадлежности. Электроприборы. Инструменты. Музыкальные инструменты. Спортивные принадлежности. Наземный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. Профессии. Техника.
Окружающий мир: природа.
Овощи. Фрукты. Ягоды. Цветы. Деревья. Грибы. Домашние животные. Лесные животные. Животные севера. Животные жарких стран. Обитатели моря. Птицы. Домашние птицы. Рыбы. Насекомые. Бережное отношение к природе.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Времена года. Месяцы года. Дни недели.
Планируемые результаты
К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости.
Календарно - тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
№ п/п | Тема занятия | Коли- чество часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1. | Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях изобразительного искусства. Учимся рисовать карандашом «Мой дом» | 1 | | |
2. | Линия и штрих – основа рисунка. Линии и фигуры в системе клеток и точек. | 1 | | |
3. | Форма предметов. Аппликация «Осенние листья». | 1 | | |
4. | Форма предметов. Обучение лепке «Фрукты». | 1 | | |
5. | Волшебный мир красок. Основные составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Рисунок на тему «Радуга». | 1 | | |
6. | Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». | 1 | | |
7. | Композиция рисунка. Рисование с натуры «Бабочка». | 1 | | |
8. | Рисование с натуры ветки ели и сосны: «Красота лесной природы». | 1 | | |
9. | Лепка животных «В мире животных» (скульптура). | 1 | | |
10. | Аппликация в технике скатывания «Мимоза» | 1 | | |
11. | Натюрморт. Рисование с натуры «Грибы», «Овощи». | 1 | | |
12. | Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование животных. | 1 | | |
13. | Портрет. Рисование по памяти «Моя мама», «Мой друг». | 1 | | |
14. | Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. Иллюстрирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Три поросёнка» | 1 | | |
15. | Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Хохломская роспись. Рисование узора для блюда. | 1 | | |
16. | Беседа «Городецкие узоры». Роспись разделочной доски. | 1 | | |
17. | Беседа «Дымковская игрушка». Лепка дымковской игрушки. Роспись лепных игрушек. | 2 | | |
18. | Ознакомление с филимоновской игрушкой. Роспись лошадки. | 1 | | |
19. | Гжельская роспись. Обобщение «Искусство народных мастеров России». | 1 | | |
Содержание изучаемого курса
Содержание этого курса направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
• пространственная ориентировка;
• умение анализировать форму предмета и изображения;
Программа предназначена для обучения детей с родным языком — русским, но она может быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.
• развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности
Каждый ребёнок научится использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
Работа с родителями.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями) ребёнка. Эффективными формами работы с родителями являются беседы, позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе, а также совместные занятия для детей и родителей, что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
На определенном этапе жизненного пути ребёнок поступает в ОУ. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребёнку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, а ОУ будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Педагогу необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними.
Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как ОУ, так и семья. Родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребёнка — это показатель характера взаимодействия ОУ и семьи.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье.
Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
• Совместные досуги, праздники.
• Выпуск газет.
• Организация мини-библиотеки.
• Семинары – практикумы.
• Устные педагогические журналы.
• Игры с педагогическим содержанием.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Анкетирование, тестирование, диагностика.
• Тестирование детей «Моя семья»;
• Тестирование детей «Два домика»;
• Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
• Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ОУ;
• Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»;
• По эффективному взаимодействию с ОУ при подготовке к школе;
• Выявление педагогической культуры родителей;
• Выявление особенностей воспитания детей в семье;
• Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
• Определение типа детско-родительских отношений;
• Игровое общение с ребенком.
Беседы, консультации, рекомендации.
• Внеплановые индивидуальные беседы;
• Рекомендации по изучению педагогической литературы;
• Рекомендации по использованию методических пособий;
• Консультации врача;
• Консультации педагога-психолога;
Методы диагностики личностного развития детей
В ходе диагностики личностного развития детей используются тесты «Какая самооценка у вашего ребёнка», «Тревожность», методика «Определение уровня воспитанности дошкольников» (по В.А. Васильеву).
Виды и формы контроля освоения программы
При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- доска аудиторная (магнитная);
- указка;
- магнитофон;
- ноутбук;
- мультимедиапроектор;
- экран настенный;
- счётные палочки;
- набор геометрических фигур;
- учебно-наглядные пособия по темам программы;
- плакат настенный «Цифры»;
- часы демонстрационные;
- набор счётного материала;
- раздаточный счетный материал: пуговицы, вишни, бабочки и т.д.;
- настольно-печатные игры с математическим содержанием;
- сюжетные игрушки.
- учебно-наглядные пособия по темам программы; времена года, растения, животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;
- алфавит настенный;
- лента букв;
- касса букв;
- спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи и т.д.
- клей, ножницы, бумага, альбомы для рисования, цветные карандаши, цветная бумага.
Основные формы организации обучения
индивидуальная
ребенок - родители - учитель,
ребенок - родители - воспитатель,
фронтальная (не более 15 детей)
со всей группой,
с группой набранной из неорганизованных детей
В подготовительной группе преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний, получение новых и т.д.). Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребенка.Собственная деятельность детей предшкольного возраста – игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры;игры, стимулирующиепоисково-экспериментальное поведение; игры с готовыми правилами (дидактические игры); строительные, трудовые, технические, конструкторские (включая Leqo), игры, в которых дети осваивают процесс созидания; пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи; строительные, технические игры, игры-конструирование, игры-моделирования, способствующие развитию пространственных представлений; игры-упраженения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка должна организовываться так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат.
Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Таким образом, происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности - учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создает творческую, доброжелательную, не принужденную атмосферу на занятиях.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Готов ли я к школе (В.А. Солнцева, Т.В. Белова).
«Окружающий мир» - тетрадь в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2015г.
«Обучение грамоте» - тетрадь в 2 частях. Серия «Рабочие тетради дошкольника «Солнечные ступеньки».
«Математика» - тетрадь в 2 частях. Серия «Рабочие тетради дошкольника «Солнечные ступеньки».
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей
«Учимся рисовать»:
«Клетки, точки и штрихи»,
«Рисование, аппликация и лепка»,
«Анализ форм и создание образа»,
«Графика, живопись и народные промыслы»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Литература для родителей:
1. Герасимова Анна. Учусь читать и писать.
С помощью этой книги ребенок не только выучит буквы, но и научится их писать, сделает первые шаги на пути к чтению. Рекомендуется как учебное пособие в помощь родителям, гувернерам, воспитателям и логопедам.
2. Журавлева О.Н. Как подготовить ребенка к школе. Практические советы и рекомендации
80 стр., формат - электронная книга для родителей. Вашему ребенку скоро идти в школу, а вы не знаете, как подготовить его? Что же, эта книга специально для вас. В ней вы найдете практические советы и рекомендации, способы диагностики, применяемые в домашних условиях, сможете без помощи специалистов определить уровень готовности вашего малыша, и справиться с проблемами, которые...
3. Папка дошкольника. Волшебные картинки
Папка дошкольника. Материал для занятий на отдельных листах. Разрезные карточки на цветных вкладышах. 16 листов, 2 цветных вкладыша. Материалы рекомендованы широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Могут быть использованы родителями при подготовке детей к школе.
4. Папка дошкольника. Противоположности
Для развития мышления, активизации словаря и мелкой моторики. Папка дошкольника. Материал для занятий на отдельных листах. Разрезные карточки на цветных вкладышах. 16 листов, 2 цветных вкладыша. Материалы рекомендованы широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Могут быть использованы родителями при подготовке детей к школе.
5. Святова О. и др. Изучаем времена года
М.: Розовый слон, 2000. - 18 с. Основная цель данной серии - помочь родителям самостоятельно поднять степень подготовленности ребенка к обучению в школе. Отработать навыки чтения и письма, счета и решения задач, развития речи и мышления, внимания и памяти.
6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Ускоренный курс подготовки детей к школе
М.: Астрель, 2007. Хорошая дошкольная подготовка - залог отличной учебы в школе. С помощью системного подхода, принятого в пособии, возможно быстро, эффективно и гармонично развить у дошкольника память, внимание, логическое мышление. Книга предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.