МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ г. ОРЛА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № _____от _______- ________Н. Н. Музалевская __________В.А. Воронов
Приказ № ___ от ___________.
Программа диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий
основного общего образования
составлена
педагогом-психологом Королевой Е.В.
ОРЁЛ, 2016
Программа диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий
Программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
2. Психолого- педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведѐтся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС
и оценки сформированности универсальных учебных действий
1. Обоснование выбора диагностического инструментария.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.
адекватность методик целям и задачам исследования;
теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
валидность надежность применяемых методик;
профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
этические стандарты деятельности психологов.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.
Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся.Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
– самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
– морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы.
4. Создание мониторинга психологического статуса школьника.
5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Диагностика УУД при поступлении в школу
(1 класс)
Диагностика личностных результатов
Параметры | Методики | Примечания |
Мотивация | Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации» | Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень - 25-30 баллов; 2 уровень– 20-24 балла; 3 уровень– 19 и ниже |
Самооценка | Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) | К1 ³ 0,6, К2 £ 0,3, то самооценка завышена, К1 £ 0,3, К2 ³ 0,6, то самооценка занижена, К1» К2 » 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна. |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) | Уровни: 1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4; 2 – суммы равны (+ 4 балла); 2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4. |
Диагностика регулятивных УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки | "Графический диктант" Д.Б Эльконин | 0-5 баллов - низкий уровень; 6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень. |
Внимание | Тулуз - Пьерона | 15-17 -низкий 18-29 - средний 30-39 – выше среднего 40 и более - высокий |
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Параметры | Методики | Примечания |
Коммуникативные действия | Методика отслеживание уровня коммуникативных навыков у учащихсяГ.А. Цукерман(экспертная оценка) | Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень - от 8 до 10 баллов 2 уровень – от 6 до 8 3– ниже 6 баллов. |
Задание «Рукавички»(Г.А. Цукерман) | Методика предлагается как дополнительная |
Познавательные УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Логическое мышление, уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия | Методика четвертый лишний | 1 уровень - 25 – 20 баллов 2 уровень -19,5 – 16,5 баллов; 3 уровень - 16 и менее |
Визуальное линейное и структурное мышление | Тест Равена* в модификации Л.А. Ясюковой | 1 уровень (IV-V зоны по Ясюковой) 2 уровень (III зона по Ясюковой) 3 уровень (1- II зоны по Ясюковой) |
Знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля. | Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976) | 1 уровень - сформированность действия кодирования 2 уровень - ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) 3 уровень - операция кодирования не сформирована |
Диагностика УУД учащихся 2-го класса
Диагностика личностных результатов
Параметры | Методики | Примечания |
Мотивация | Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации» | Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень - 25-30 баллов; 2 уровень– 20-24 балла; 3 уровень– 19 и ниже |
Самооценка | Методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн (мод. А.М. Прихожан) | Для фиксирования данных в матрице необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень – 4 балла - высокий или средний уровень самооценки при умеренной дифференцированности; 2 уровень – 3 балла - высокий или средний уровень самооценки при слабой или сильной дифференцированности; 3 уровень – 2 балла - все случаи очень высокой и низкой самооценки, 1 балл - ребенок не принимает задания или выполняет его формально |
Методика «Лесенка» * | Методика «Лесенка» предлагается какальтернативный вариант методике Дембо – Рубинштейн. Для внесения данных в матрицу необходимо полученным данным присвоить следующие уровни: 1 уровень - адекватная самооценка; 2 уровень - заниженная или завышенная самооценка; 3 уровень - неадекватно завышенная или заниженная самооценка |
Диагностика регулятивных УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки | Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) | 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания. 3-4 – средний уровень внимания; Более 5 – низкий уровень внимания. |
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Параметры | Методики | Примечания |
Коммуникативные действия | Тест Ясюкова | Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично. |
Познавательные УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Логическое мышление, уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия | Методика Простые аналогии | 4 балла - выполняет все задания, выделяя существенные признаки, 3 балла - выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора 2 балла - выполняет 5 заданий, из них 4 - с направляющей и программирующей помощью экспериментатора 1 балл - отвечает не по существу, помощь неэффективна |
Диагностика УУД учащихся 3-го класса
Диагностика личностных результатов
Параметры | Методики | Примечания |
Мотивация | Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации» | Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень - 25-30 баллов; 2 уровень– 20-24 балла; 3 уровень– 19 и ниже |
Диагностика регулятивных УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки | Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) | 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания. 3-4 – средний уровень внимания; Более 5 – низкий уровень внимания. |
Избирательность внимания | Тест Мюнстерберга | 15-низкий 20-средний 24-25 - высокий |
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Параметры | Методики | Примечания |
Коммуникативные действия | Социометрия Дж. Морено | Лидер Предпочитаемые Принятые Изолированные Отвергнут |
Познавательные УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Логическое мышление, уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия | Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников». Замбацявичене Э. Ф. | 1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития); 2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития); 3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития). |
Диагностика УУД учащихся 4-го класса
Диагностика личностных результатов
Параметры | Методики | Примечания |
| | |
Мотивация | Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации» | Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели: 1 уровень - 25-30 баллов; 2 уровень– 20-24 балла; 3 уровень– 19 и ниже |
Диагностика регулятивных УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки | Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) | 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания. 3-4 – средний уровень внимания; Более 5 – низкий уровень внимания. |
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Параметры | Методики | Примечания |
Коммуникативные действия | Социометрия Дж. Морено | Лидер Предпочитаемые Принятые Изолированные Отвергнут |
Познавательные УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Логическое мышление, уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия | Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников». Замбацявичене Э. Ф. | 1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития); 2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития); 3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития). |
Диагностика УУД учащихся 5-7 класса
Диагностика личностных результатов
Параметры | Методики | Примечания |
Уровень тревожности | Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлиппса | Подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. |
Мотивация | Анкета изучения школьной мотивации” Н.Г. Лускановой (модифицированный вариант Даниловой Е.И.) | 1 уровень - 25-30 баллов; 2 уровень– 20-24 балла; 3 уровень– 19 и ниже |
Самооценка | Методика самооценка и уровень притязаний Дембо – Рубинштейн | Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. |
Качества личности | Личностный опросник Кеттелла (в модификации Л.А.Ясюковой). | Осуществляется оценка по отдельным факторам. |
Диагностика регулятивных УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки | Методика «Шифровка» | 0-17 | Низкий уровень | 18-40 | Ниже среднего | 41-61 | Средний | 62-75 | Выше среднего | 76-90 и выше | высокий | |
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Параметры | Методики | Примечания |
Коммуникативные действия | Социометрия Дж. Морено | Лидер Предпочитаемые Принятые Изолированные Отвергнут |
Коммуникативные действия | Анкета для оценки привлекательности классного коллектива | 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу. 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. |
Познавательные УУД
Параметры | Методики | Примечания |
Логическое мышление, уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия | Тест определения умственного развития | 75-100 – высокий уровень 50-74 – средний уровень 25-49 – низкий уровень |
Самостоятельность мышления | Тест на определение самостоятельности мышления | 1-уровень патологии 2 – слабый 3- средний 4 – хороший 5-высокий |
Логическое мышление | Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова | Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла) Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла) Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла) Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов) |
16