Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Новоисетский детский сад»
Программа
детского творческого объединения
«Живой песок»
Срок реализации программы – 1 год.
2019-2020 учебный год
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
1.1.1Актуальность
Дошкольное детство -это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.
Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах работы с кинетическим песком в домашних условиях. Проводятся консультации, на которых воспитатель показывает родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.
1.1.2 Цели и задачи программы
- развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образа, мышления, пространственного воображения);
- раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
- формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук;
- гармонизация психоэмоционального состояния (выравнивание эмоционального фона).
- изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)
- использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
1.1.4 Принципы программы
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип доступности материала.
Проект опирается на научные принципы построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
1.1.5 Принципы комплектования группы и организации работы
Учет интересов и способностей детей.
Желание родителей.
Добровольное участие.
Учет психофизических особенностей детей.
1.2 Этапы реализации программы
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей работе с таким материалом, как кинетический песок, по ознакомлению с различными средствами и методами работы с таким материалом.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком:
• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;
• нельзя бросать песок на других детей;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию кинетического песка.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют кинетический песок для изготовления задуманных композиций.
1.3 Ожидаемые результаты программы/проекта
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
развитие мелкой моторики пальцев рук
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
Развитие инициативности
Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Способность к активному усвоению художественного опыта.
Развитие общей ручной умелости .
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Условия организации :
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель;
Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
музыкальное сопровождение занятий объединения
эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка
новизна обстановки;
необычное начало работы;
красивые и разнообразные материалы;
возможность выбора темы для кружка;
возможность выбора материала;
экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали)
мотивация образовательной деятельности.
2.2 Программа дополнительного образования
2.2.1 Целевая аудитория
Программа детского творческого объединения разработана для детей в возрасте от 2 до 3 лет включительно.
2.2.2 Содержание работы
Занятия кружка также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
2.2.3 Формы работы
Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 4-5 человек. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
3 .Условия реализации программы
3.1 Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
наглядные
практические
игровые
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Методами работы программы являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр) .
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой самостоятельности)
Данные методы:
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
3.2 Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и командообразующие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
3.2.1 Формы подведения итогов
оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
выступление на родительских собраниях
консультации
мастер-классы
методические рекомендации для родителей
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организационное обеспечение программы/проекта
Необходимое количество детей: 8 - 10 детей
Занятия проводятся в ДОУ 1 раз в неделю (пятница), во 2 половине дня
Продолжительность занятия – 8-10 минут
Срок реализации программы – 1 год
Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий.
Перспективный план детского творческого объединения на 2019-2020 год
Сентябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Знакомство с мокрым песком «Рассказы дядюшки Песка» | Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления. Познакомить детей с песочницей (бассейн). Познакомить с правилами работы с песком. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
«Здравствуй, песок!» | Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать диалогическую речь. Воспитывать аккуратность. Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
«Необыкновенные следы» | «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
“Говори!» | Выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
Октябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Такие разные домики | Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО) |
“Найди отличие” | Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО), декоративные детали |
«Золотая осень» | Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы | Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
“Кричалки-шепталки-молчалки” | Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
Ноябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
“Разговорчивые ладошки” | Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки:нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
“Ласковые лапки” | Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Воспитатель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке т.е.отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, : кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата |
“Передай игрушку” | . Цель: снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек. | 1 Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Красивая варежка» | Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. | Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, кинетический песок, дополнительные материалы |
Декабрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
«Волшебные зимние узоры» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка. | Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши |
«Звездочки на небе» | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага |
«Волшебные снежинки» | . Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Новогодние игрушки» | Развивать воображение, фантазию. Развивать навыки работы в команде Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты |
Январь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
“Колпак мой треугольный” | Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Весёлый снеговик | Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. | Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговика |
«Сыпем – лепим» | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Вымышленные животные и птицы | . Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Февраль
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
| | |
«Моя семья» | Побудить детей символически изобразить членов своей семьи, какое-то семейное событие. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
| | |
Сказка на песке «Репка» | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки |
Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе». | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Весёлые человечки» | Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Март
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
''Какой я?' | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Возьмемся за руки, друзья!'' ' | Обращение внимания на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию. | Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки. Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«На какое растение, животное ты похож?» | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены |
Сказка на песке: «Колобок» | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка. Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми. Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки. |
Апрель
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Упражнение «Что спрятано?» | Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинестическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. Развивать речь. | Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок |
«Наши чувства» | Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций» Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Игра с песком «Строим космодром» | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики | Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки |
Исследовательская деятельность «Угощение для кукол» | Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок. Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки. | Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок. |
Май
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сказка на песке «Заюшкина избушка» | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице. Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. | Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки. |
Упражнение «Портрет на песке» | Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развивать мелкую моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу детей. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Упражнения для самостоятельного выполнения | Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком. | . Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Исследовательская деятельность: «Своды и тоннели» | Вызывать у детей интерес к исследованиям. Развивать мыслительные операции. Стимулировать любознательность. Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности | . Песочника, кинетический песок, трубки различного диаметра, салфетки, специальные формочки. |
Использованная литература
Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании».
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29
Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду».
Солодянкина О.В. «Системиа проектирования в дошкольном учреждении».
Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998